Виды звукоснимателей для гитары

Содержание

Выбор и настройка звукоснимателей

Итак, решив заменить звукосниматель и определившись с его типом, изучите гитару, особенности ее тембра и материала, из которого она изготовлена. Вопрос о том, что же является главным в электрогитаре: звукосниматели или древесина является весьма спорным среди музыкантов. Одни считают, что звукосниматели — наше всё, они способны вытянуть любой звук, а корпус гитары является второстепенным. Другие считают, что даже самые качественные звукосниматели не спасут убогий в плане материала и конструкции инструмент.

1.Регулировка высоты

Регулировка звукоснимателя по высоте относительно струн осуществляется путем затягивания винтов, которые могут располагаться по краям корпуса звукоснимателя, либо под его крышкой. Вращайте винты равномерно, чтобы избежать перекосов. Чем ближе звукосниматель расположен к струнам, тем более плотный и сильный звук вы получите. Но избегайте соприкосновения струн с датчиком. Чем дальше (ниже) расположен звукосниматель от струн, тем менее агрессивный звук услышите. Экспериментируя с высотой расположения датчика, вы на слух определите для себя оптимальный вариант.

2.Настройка сердечника

Помимо высоты самого звукоснимателя, можно отрегулировать также высоту его сердечников, если это предусмотрено конструкцией (имеются маленькие винты). Сердечники звукоснимателя – это магнитные стержни: 6 у сингла и 12 у хамбакера. Их настройка – дело кропотливое и в какой-то степени ювелирное. Зачем этим заниматься? Чтобы получить идеальный, на ваш взгляд, и индивидуальный звук. Избегайте слишком близкого расположения сердечников и струн, это может существенно снизить качество звука.

3. Параллельное и последовательное подключение 

Параллельное подключение (или параллельная распайка) – это соединение двух и более катушек параллельно. При переключении с одного датчика на два громкость и яркость звука не изменяются, а переключение происходит плавно. 

При последовательной распайке при переключении с одного датчика на два звук становится существенно громче, так как мощность датчиков суммируется, но при этом совместное звучание по яркости уступает звучанию по отдельности. Такая распайка применена в хамбакерах. Можно поменять распайку хамбакера на параллельную, но тогда вы получите много лишнего шума, как при двух синглах, расположенных рядом. 

Синглы и хамбакеры можно комбинировать, располагая их в фазе и противофазе, на различных расстояниях, параллельно или под углом друг к другу. Это дело индивидуального вкуса и слуха решается только экспериментальным путем.  

Установка звукоснимателя на акустическую гитару и его настройка

Теперь рассмотрим, как установить пьезодатчик на акустическую гитару. Установка некоторых моделей не занимает много времени. Например, «таблетку» можно разместить на любом месте деки. Крепится она за счет клейкой основы.

Намного сложнее с линейными пьезоэффектами. Новичкам лучше обратиться к профессиональным гитаристам. Но также можно сделать это самостоятельно в домашних условиях. Как правило, в комплекте с пьезодатчиками идут: блок питания, гнездо для провода и фурнитура.

Последовательность действий:

  1. Снимите задний порожек, просверлите отверстие для размещения там пьезокристалла.
  2. Разметьте место, где будет находиться термоблок. Сделайте для него отверстие и поместите туда блок.
  3. Просверлите третье отверстие для выхода провода. Оно должно располагаться там, где находится разъем для джека в электрогитарах. Установите припаянное гнездо для провода.

https://youtube.com/watch?v=tYr01-MPqUA

Врезные звукосниматели лучше устанавливать в специализированном центре, если собираетесь сделать это впервые.

Для магнитоэлектрических звукоснимателей необходимо осуществить тонкую настройку, которая осуществляется с помощью настройки магнитных сердечников. Прибегая к помощи ключей, магнитные сердечники опускают и поднимают, регулируя расстояние между струнами и звукоснимателем. Нет необходимости при этом снимать струны. Под каждую струну сердечник настраивается отдельно. Однако, некоторые звукосниматели имеют скрытые сердечники, поэтому настроить их не получится.

С появлением новых технологий можно усовершенствовать любой акустический инструмент. Но прежде чем заняться установкой пьезодатчика на акустическую гитару, точно определите, что вам нужно и зачем: мягкий живой звук или электрический. Подзвученная классическая гитара не заменит электрогитару, так как датчики используются для озвучивания инструмента, а не для экспериментов со звуковыми эффектами.

Связь звукоснимателя и материала гитары

Этот вопрос – один из самых горячих в теме звукоснимателей. Музыканты разбились на два лагеря: кто-то считает, что качественные звукосниматели спасут даже откровенно плохой инструмент, другие считают это невозможным.

На самом деле, многое зависит от инструмента: если быть откровенным, то лопата (в прямом смысле) не зазвучит как хороший инструмент, даже если на нее поставить самые качественные звучки.

Конечно, некоторая связь между материалом и выбором звукоснимателя есть, а именно:

  • дерево задает основной характер звучания нот и их затухания;
  • на атаку влияет то, из какого дерева изготовлена накладка на гриф.

3. Тип обмотки

Как было сказано выше, обмотку обычно имеют 4, 5 и 6 струны, но в некоторых комплектах и 3 струна также может быть в обмотке. Обмотка обеспечивает струнам плотное и выразительное звучание с большим количеством обертонов и может быть разной формы.

Круглая обмотка

Самая распространенная обмотка, когда на круглый сердечник намотала круглая проволока: просто и недорого. Такие струны имеют привычное звучание.

Достоинства:

  • максимально сбалансированный звук;

  • недорогие струны;

  • может добавлять звуковые эффекты произведению за счет свиста при быстром перемещении по струне при смене аппликатуры.

Недостатки:

  • рельефный профиль создает свист при скольжении пальцев вдоль струны;

  • шершавая поверхность быстро изнашивает ладовые порожки и накладку грифа;

  • при повреждении обмотки, она может вращаться вокруг сердечника.

Плоская обмотка

В данном типе проволока, намотанная на струну, имеет гладкий профиль квадрата с закругленными углами.

Достоинства:

  • струны не свистят, перемещение пальцев по ним бесшумно;

  • удобно играть за счет гладкости;

  • не изнашивают порожки ладов.

Недостатки:

  • дороже, чем струны с круглой обмоткой;

  • глухой и неяркий звук.

Полукруглая обмотка

Данный вид обмотки представляет собой комбинацию двух предыдущих видов обмотки, когда звуковые характеристиками круглой сочетаются с ощущениями от плоской обмотки. Вначале их изготавливают так же, как и струны с круглой обмоткой, но потом полируют и прессуют внешнюю сторону проволоки практически до плоского состояния.

Достоинства:

  • меньше изнашивает лады, чем круглая;

  • звучит почти так же хорошо, как круглая;

  • приятная на ощупь, как плоская.

Недостатки: звук всё же немного уступает круглой обмотке, не такой яркий.

Гексагональная обмотка

Отличие данного типа обмотки в том, что профиль сердечника представляет собой шестиугольник, а обмотка выполнена из круглой проволоки.

Достоинства:

  • отличный звук за счет тесной связи сердечника и обмотки;

  • обмотка не вращается вокруг сердечника.

Недостатки:

  • острые ребра быстро изнашивают порожки и накладку грифа;

  • не совсем удобны для игры.

Принципы работы

Сердце устройства — пьезокристалл. Окружен проводниками, преобразующими сигнал не только из вибрации струн, но и из резонирования корпуса инструмента. Устройство имеет один характерный параметр — емкость. Электрическая схема — напряжение с емкостью, которая имеет последовательность, причем ее величина составляет всего 100-500 пикофарад. Пьезодатчик используют с другой электроникой, например, с эквалайзером.

Устройство является электромеханическим. За счет малой емкости и отсутствия индуктивности, он не образует фонов и шумов.

На заметку! Пьезокристалл имеет свойство генерировать напряжение, если к нему приложить механические силы.

Основное преимущество устройства — способен снимать звук колебания по двум пространственным направлениям, а также вибрации корпуса из дерева, чем не могут похвастаться синглы и хамбакеры. Пьезодатчики используются для акустических гитар, так как принцип их работы похож на работу микрофона. Способны взаимодействовать с любым видом струн: металлическими или нейлоновыми.

Как установить звукосниматель на акустическую гитару?

Самодельный механизм крепится над отверстием в корпусе под струнами. Сердечники должны быть в непосредственной близи под каждой струной. Для устойчивости зафиксировать изолентой.

Готовые механизмы сначала подбираются под гитару. Магнитоэлектрические подходят только к металлическим струнам. Устанавливаются под струны (аналогично с самодельным). Пьезокерамические типа «таблетка» крепятся на липучки в любое удобное место – внутри, снаружи. Для других видов звукоснимателя требуется опыт, если необходимо встраивать в корпус, лучше обратиться в сервисный центр или к более опытному музыканту.

Хамбакер

Пассивные звукосниматели состоят из двух элементов. Это катушка и магнит. Колебание струн создаёт переменное напряжение в катушке. Количество витков в катушке главным образом определяет звучание Вашей гитары. Большое количество витков даст Вам очень сильный выходной сигнал, но будет явно в ущерб динамики и высоким частотам. Также диаметр проволоки является важным составляющим. Чем меньше диаметр, тем больше витков получается сделать.

Рассмотрим характеристики звукоснимателей для электрогитар.

DC Resistance – это сопротивление потоку постоянного тока. Чем больше витков в катушке, тем выше данный параметр. Тем выше выходной сигнал, тем меньше получается динамики и Вы теряете больше высоких частот.

Для синглов параметр DC Resistance от 6,5 КОм для винтажных моделей и около 15 КОм для современных экземпляров.

Для хамбакеров диапазон составляет примерно от 7 до 17 КОм.

Импеданс – сопротивление потоку переменного тока. Он изменяется относительно частоты. Частота, где импеданс достигает своего максимума называется Resonant Peak. Чем больше resonant peak, тем чище и ярче звучит звукосниматель. Существует обратно пропорциональная зависимость DC Resistance и Resonant Peak.

Производители звукоснимателей для гитар в основном используют два типа магнитов: Alnico и Ceramic.

Alnico – это сплав, который состоит из алюминия, никеля и кобальта. Он создает нежное магнитное поле, которое улучшает сустейн и сглаживает звук. Существуют Alnico 2 и Alnico 5. Alnico 2 слабее и это даёт более гладкий, тёплый и круглый звук. Alnico 5 даёт яркость, динамику и насыщенные низкие частоты.

Ceramic – это смесь магнита и таких элементов, как барий и стронций. Керамика создаёт более сильное магнитное поле, которое даёт нам агрессивный звук, сильный бас и задранную середину.

Виды пьезодатчиков

По своему строению пьезоэлектрические устройства достаточно просты. Сущность преобразования в электрический сигнал у них сложнее, чем у магнитных звукоснимателей.

В виде таблеток

Самые популярные звукосниматели — это датчики в виде таблетки. Также они напоминают присоску. Широкое распространение получили за счет относительно небольшой цены и легкости размещения на инструменте. Их устанавливают как внутри, так и снаружи на липучки. По большей части пластинки регистрируют вибрацию корпуса. Чтобы добиться звучания, придется пробовать менять месторасположение устройства по всему корпусу гитары.

В виде узких палочек

Электрозвукосниматели, изготовленные в форме палочки, не слишком дешевые. Но это компенсируется их качественным звучанием, так как датчик полностью снимает вибрацию струн. Место их установки — под нижний порожек. Установить новичку такой элемент непросто, поэтому следует обратиться за помощью к профессиональному музыканту.

Уход за гитарными струнами

Возможно, вас это удивит, но гитарные струны требуют ухода. Некоторые музыканты считают, что у струн существуют только два состояния: «пора менять» и «менять рано». Струны довольно быстро изнашиваются, при этом их звучание ухудшается. В зависимости от интенсивности игры, струны приходится менять в среднем раз в 2-3 месяца. Так вот срок жизни струн можно продлить, сохранив их звонкость, равномерное натяжение и блестящую поверхность. Чтобы надолго сохранить истинное звучание струн, достаточно просто содержать их в чистоте

Основные правила эксплуатации струн:

  • Перед игрой потрудитесь помыть руки, а лучше обезжирьте их с помощью специального средства. Ведь самые губительные факторы для струн – это грязь и жир, которые присутствуют на ваших пальцах.

  • После каждого сеанса игры протирайте струны специальной салфеткой. Если вы хотите более тщательно очистить навивку струн, то используйте специальные приспособления, например очиститель струн FENDER SPEED SLICK GUITAR STRING CLEANER или PLANET WAVES PW-XLR8-01. Такие приспособления хоть и требуют финансовых затрат, но позволяют легко очистить все струны одновременно и подходит при этом для всех типов гитар.

Для удаления грязи и жира, которые уже скопились на струнах, отлично подходят специальные химические смеси, например, средство для струн DUNLOP 6582 STRING CLEANER. Чтобы почистить струны, нанесите немного средства на салфетку и протрите их. Таким образом, можно чистить струны, не снимая их. Такая процедура не требует ежедневного исполнения, поэтому чистящего средства вам хватит надолго, экономить на такой малости не стоит.

  • В целях экономии струны можно просто снять, тщательно очистить моющим средством (подойдет даже средство для мытья посуды), сполоснуть, хорошо высушить и снова натянуть на гитару. В продаже есть специальные чистящие средства для струн с аппликатором, который прекрасно удаляет загрязнения.

  • Используйте готовые составы для защиты струн от коррозии.

Комбинирование звукоснимателей

Прочитав всё описанное выше, складывается ощущение, что надо делать выбор и лишать себя чего-то, приносить качество в жертву звуку и наоборот. Нет, это не так. Все эти звукосниматели легко комбинируются, и многие профессиональные музыканты устанавливают их в паре. Как правило, эти пары состоят из «любой звукосниматель» + «внутренний микрофон».
Внутренний микрофон является основой, поскольку передаёт истинное звучание, позволяет использовать максимум возможностей перкуссии, но к несчастью очень высокая чувствительность не позволяет быть универсальным. Блюзовым композициям соответствуют микрофоны, ведь в этом жанре очень важна целая картина звука, а не только колебания струн. Удары и ритмические аккомпанементы должны занять своё место в произведении. В то время как иногда требуется просто передать ноты, без каких-либо помех, вот тут и приходят на помощь магнитные и пьезо-датчики.
Некоторые производители предлагают готовые решения, компания «Seymour Duncan» производит магнитные звукосниматели со встроенными внутренними микрофонами. Также в этих датчиках имеется собственный микшер, который позволяет отстраивать баланс между ними. Бренд «Fishman» предлагает ещё лучший вариант, микшер с возможностью регулирования положения микрофона.
В целом запретов на какие-то сочетания датчиков нет, выбирайте, опираясь на свой вкус, допустимы хоть все три варианта одновременно.

Более старые статьи:

  • Жанровое разнообразие музыки Стинга — 12/10/2016 09:15
  • Музыканты, которые умерли молодыми — 12/10/2016 08:23
  • Музыкальный ликбез (стили музыки) — 04/05/2015 09:50
  • Музыкальный стиль — кантри — 14/04/2015 20:57
  • Все ноты мира у тебя в кармане GuitarPro — 16/12/2014 21:42

Метки

Fender Jaguar Fender Stratocaster Fender Telecaster Gibson Flying V Gibson Les Paul Gibson SG Guitar Rig Бас гитара Джо Сатриани Закк Уайлд Как создать рок группу Советы начинающим группам Стив Вай Уроки игры на гитаре аккорд am аккорд c аккорд d аккорд dm аккорд e аккорд f аккорд f на гитаре аккорд gm аккорды для гитары аккорды ноты аккорды фото активные звукосниматели арпеджио бемоль вибрато гитарные аккорды гитарные примочки гриф бас гитары гриф гитары двуручный тэппинг джаз фанк диез директ бокс длительность нот как научиться играть на гитаре легато медиатор для гитары приемы игры на электрогитаре сустейн экранирование гитары электрогитара

Пикапы двойной системы

Для преобразования звука в переменный ток используются четыре основных принципа, каждый со своими плюсами и минусами:

  1. А микрофон регистрирует колебания воздуха, вызванные прибором. В целом этот метод гарантирует хорошее качество звука, но с двумя ограничениями: Обратная связь и перекрестные помехи.
  2. Контактные датчики регистрируют колебания самого инструмента. У них есть преимущество в том, что они дают небольшую обратную связь и вообще не создают перекрестных помех. Несмотря на меньшее качество звука и невысокую цену, контактные звукосниматели (и особенно пьезоэлектрический звукосниматель) стали самым популярным преобразователем.
  3. Магнитные звукосниматели. Магнитные звукосниматели, применяемые в электрогитарах, регистрируют колебания никелевых или стальных струн в магнитном поле. У них есть то преимущество, что они могут быть подключены напрямую к (Электрогитара) усилитель мощности, но в сочетании с акустическая гитара со стальными струнами звук имеет тенденцию быть электрическим. Вот почему акустические гитаристы обычно выбирают пьезоэлектрический звукосниматель, встроенный микрофон или и то, и другое.
  4. Электростатические датчики. Другой способ — использовать изменяющуюся емкость между струной и пластиной звукоснимателя. Эти электронные звукосниматели производят гораздо более высокую динамику, чем обычные звукосниматели, поэтому разница между мягким и громким ударом звукоснимателя более выражена, чем с другими типами звукоснимателей.

Система усиления с двумя преобразователи сочетает в себе качества обоих. Комбинация микрофона и пьезоэлектрического датчика обычно обеспечивает лучшее качество звука и меньшую чувствительность к обратной связи по сравнению с одиночными преобразователями. Тем не менее, это не всегда так. Реже используется комбинация пьезоэлектрического датчика и магнитного датчика. Эта комбинация может хорошо работать для получения плотного звука с динамика и . Примерами двойного системного усилителя являются Highlander iP-2, Verweij VAMP или двойной источник LR Baggs и D-TAR Multisource.

Типы звукоснимателей

В настоящее время существуют такие типы звукоснимателей как
активные и пассивные. Разберем особенности каждого из них в отдельности.

Пассивные звукосниматели

Как вы уже поняли, звукосниматели преобразуют механические колебания струны в электрические. После этого полученный сигнал передается через шнур в усилитель. Звукосниматели, в которых стоят датчики пассивного типа, подают в усилительное оборудование сырой сигнал без каких-либо преобразований.  Следует также знать, что регулировки звука и его тональности ухудшают уровень высоких частот, если использовать пассивный звукосниматель. Происходит это потому, что он состоит только из катушек и магнитов и имеют самую простую схему подключения.

Пример звучания пассивного хамбакера в бриджевой позиции

В свою очередь, если на ней намотано большое их число, это приводит к большому сопротивлению звукоснимателя для гитары  и высокой индуктивности. За счет этого сигналы в верхних и нижних частотах ослабевают и поэтому в таких моделях так ярко выражены именно колебания средней частоты.  И именно поэтому слушателям и кажется, что такие устройства звучат громче, поскольку наше ухо лучше всего улавливает именно средние частоты. В случае, если в пассивных звукоснимателях стоят сильные магниты и намотано большое количество витков катушки, то он может влиять на колебание струны. К примеру, она может быстро затухать, могут образовываться волчки и т.д.

Как выбрать активные звукосниматели

В первую очередь следует знать, что в активных звукоснимателях для гитар стоят катушки с небольшим количеством витков. За счет этого, сопротивление будет гораздо слабее, что приведет к меньшему ослабеванию частот низкого и среднего типа. И поэтому звук получается не полным и широкодиапазонным. К сожалению, активные модели передают очень слабый сырой сигнал, который должен передаваться на усилитель. Для того, чтобы его усилить, его оснащают встроенным миниатюрным усилителем звука, который находится непосредственно в самом «звучке». За счет того, что активные выдают более широкий диапазон и имеют предусилитель, отпадает необходимость выкручивания гейна на комбике.

ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ

В отношении звукоснимателей существует три разных способа изменить звук гитары:
1. Поставить новые звукосниматели. Это самый распространённый, но и самый дорогой способ.
2. Изменить распайку катушек в существующем звукоснимателе. Это можно сделать практически со всеми хамбакерами. Обычно обе катушки подключены последовательно. Если подключить их параллельно, индукция снизится на четверть, а резонансная частота (при прочих равных) удвоится. Использование в хамбакере только одной катушки снизит индукцию вдвое, а резонансная частота увеличится на квадратный корень из двух (приблизительно 1,4). В обоих случаях звук станет более высоким. На многих хамбаккерах есть четыре выходных провода (по два на каждую катушку), чтобы можно было пробовать разные комбинации, не прибегая ко вскрытию звукоснимателя. На некоторых однокатушечных датчиках для обеспечения подобной гибкости настройки имеется ответвление от катушки.
3. Изменение внешней нагрузки. Этот метод, несмотря на дешевизну, может оказаться очень эффективным. Лишь немного потратившись на электродетали, можно регулировать звук в широких пределах. Стандартные регуляторы тембра снижают резонансную частоту благодаря параллельному подключению конденсатора к звукоснимателю (обычно используя для управления переменный резистор). Поэтому одним из способов изменения звука является замена обычного регулятора тембра поворотным переключателем, который подключает к датчику конденсаторы различной ёмкости (рекомендуется от 470 пФ до 10 нФ). Это даст гораздо большее разнообразие звуков, чем обычный регулятор тембра (рис. 5).

Кроме того, добавление дополнительного буферного усилителя может предотвратить воздействие на датчик ёмкости кабеля, обеспечивая более яркий и громкий звук.

В нижеприведённой таблице указаны электротехнические характеристики некоторых известных моделей звукоснимателей. Следует учитывать, что звукосниматели не являются точными устройствами, в особенности старые датчики (например, звукосниматели Fender и Gibson, выпущенные в 50-х годах), которые разнятся настолько, что два датчика одной и той же модели могут звучать по-разному. Поэтому значения резонансной частоты на таблице округлены до 100 Гц

Следует также обратить внимание на то, что ниже 1000 Гц пики становятся менее высокими и более широкими. Поскольку высота резонансного пика зависит от сопротивления внешней нагрузки (потенциометр громкости, потенциометр тембра и входное напряжение усилителя), снижение этой нагрузки (например, подключением резисторов параллельно к датчику) снижает высоту пика

Для увеличения высоты пика следует увеличить сопротивление нагрузки. В большинстве случаев это возможно только путём установки в гитару предусилителя высокого сопротивления.

Резонансные частоты некоторых известных моделей звукоснимателей с использованием различных дополнительных конденсаторов.

Заключение

В заключении стоит отметить, что звукосниматель можно
ассоциировать с интимной вещью для каждого музыканта. Потому что их видов,
типов оборудования,  магнитов и т.п.
сейчас существует достаточно для того чтобы удовлетворить требования даже
самого привередливого музыканта.

Немного размышлений от Серёги Табачникова на тему выбора звукоснимателя

Мы надеемся, что информация в данной статье была интересна и полезна для вас. Ответ на вопрос как выбрать звукосниматель теперь стал более очевиден. Успехов вам в выборе музыкального оборудования. Желаем удачи!