Предохранители плавкие. назначение и принцип работы плавких предохранителей

Расположение блока предохранителей

Большая часть плавких предохранителей, защищающих электропроводку “семерки”, находятся в едином блоке, расположенном под капотом авто. Кроме предохранителей, блок содержит группу реле, которые отвечают за включение электроприборов, например, обогрев заднего стекла или головного света.

Монтажный блок ВАЗ 2107 находится под капотом возле лобового стекла, напротив пассажирского сиденья. В зависимости от года выпуска, “семерки” оборудовались двумя типами блоков предохранителей: “старым” и “новым”. Конструкции обоих типов блоков имеют небольшие различия, поэтому их особенности и электрические схемы следует рассматривать отдельно.

Важно: независимо от типа подачи топлива (карбюратор или инжектор) схемы одного (старого или нового) типа блоков предохранителей “семерки” одинаковы. Оба типа блоков могут быть установлены на инжекторные и карбюраторные модели

Не защищены предохранителями

  • Стартер
  • Система зажигания
  • Цепь заряда аккумуляторной батареи
  • Реле ближнего света
  • Реле дальнего света

Термобиметаллические предохранители

  1. Стеклоочиститель (с 1985 г.) — встроен в цепь электродвигателя
  2. Стеклоподъемники — встроен в цепь электродвигателя
  1. Реле аварийной сигнализации и указателей поворота (’77-’85 — 23.3747, ’85-’01 — 231.3747) — закреплено на переднем щите за комбинацией приборов.
  2. Реле лампы сигнализатора заряда аккумуляторной батареи (РС 702) — закреплено на брызговике правого лонжерона в моторном отсеке двумя саморезами. Под один из саморезов установлен наконечник «массы».
  3. Реле ближнего света фар — Б (113.3747, 90.3747 (РС 527)) — закреплено на брызговике правого лонжерона в моторном отсеке.
  4. Реле дальнего света фар — А (113.3747, 90.3747 (РС 527)) — закреплено на брызговике правого лонжерона в моторном отсеке.
  5. Реле стеклоочистителя (РС 514) — установлено под панелью приборов со стороны водителя и к кузову прикреплено двумя винтами.
  6. Регулятор напряжения (РР 380, РС 702, РС 121, 59.3702, 592.3702, 591.3702, 591.3702-01) — закреплено на брызговике левого лонжерона в моторном отсеке.
  7. Реле звуковых сигналов (РС 528) — закреплено на брызговике левого лонжерона в моторном отсеке.
  8. Реле вентилятора системы охлаждения (90.3747-10, 113.3747-10) — закреплено на брызговике левого лонжерона в моторном отсеке. (c 2000 г. не устанавливается)
  9. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза (РС 492) — расположено за щитком приборов. (С 1994г. не применяется)
  10. Реле обогрева заднего стекла — расположено за щитком приборов.

Схема предохранителей и реле ВАЗ 2106, 21061, 21063, 21065 — оборудованных двигателем: 1.6л (ВАЗ 2106), 1.5л (ВАЗ 2103) или 1.3л (ВАЗ 21011) (1976-2001)

Пока морозы, думаю в вых. электрикой заняться, хочу поставить волгоблок предохранителей. Схемка родного.

Контролируемые цепи питания:

Предохранитель F 1 (16 А)— звуковой сигнал.— штепсельная розетка для переносной лампочки .— прикуриватель.— лампочки сигнала торможения.— часы.— плафоны внутреннего освещения кузова

Предохранитель F 2 (8 А)— реле стеклоочистителя.— электродвигатель отопителя.— электродвигатели стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла

Предохранитель F 3 (8 А)— дальний свет (левые фары).— лампочка сигнализатора включения дальнего света

Предохранитель F 4 (8 А)— дальний свет (правые фары)

Предохранитель F 5 (8 А)— ближний свет (левая фара)

Предохранитель F 6 (8 А)— ближний свет (правая фара).— задний противотуманный фонарь

Предохранитель F 7 (8 А)— габаритный свет (левый подфарник, правый задний фонарь).— лампочка освещения багажника.— правый фонарь освещения номерного знака.— лампочки освещения приборов.— лампочка подсветки прикуривателя

Предохранитель F 8 (8 А)— габаритный свет (правый подфарник, левый задний фонарь).— левый фонарь освещения номерного знака.— подкапотная лампочка.— лампочка сигнализатора габаритного света

Предохранитель F 9 (8 А)— указатель давления масла с лампой сигнализатора.— указатель температуры охлаждающей жидкости.— указатель уровня топлива— лампочка сигнализатора заряда аккумуляторной батареи.— указатели поворота и соответствующая лампочка сигнализатора.— сигнализатор приоткрытия воздушной заслонки карбюратора.— обмотка реле обогрева заднего стекла

Предохранитель F 10 (8 А)— регулятор напряжения.— обмотка возбуждения генератора

Предохранитель F 11 (8 А)— резервный

Предохранитель F 12 (8 А)— резервный

Предохранитель F 13 (8 А)— резервный

Предохранитель F 14 (16 А)— элемент обогрева заднего стекла

Предохранитель F 15 (16 А)— электродвигатель вентилятора системы охлаждения

Предохранитель F 16 (8 А)— указатели поворота в режиме аварийной сигнализации

ВАЗ-2106 так же известен под названиями «Жигули-1600»/«Lada-1600». Годы производства: 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006. В данной статье вы найдете описание предохранителей и реле Ваз 2106 со схемой блока. Выделим предохранитель отвечающий за прикуриватель.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Номинал предохранителя

Номинал предохранителя это ток, на который он рассчитан и если в цепи значение тока превышена, то предохранитель выполняет свою функцию и разрывает соединение.

Обычно на предохранителе указан его номинал в виде цифр обозначающих силу тока в амперах. При замене предохранителя также не превышайте значение необходимого номинала для устройства, иначе это может привести к выходу его из строя или пожару.

Номинал ножевых предохранителей можно определить по цвету корпуса с помощью таблицы.

Другие схемы:

  • Предохранители Audi TT с 1998
  • Предохранители Audi A1
  • Предохранители Audi A2
  • Предохранители и реле Audi A5 (Sportback, S5, RS5)
  • Предохранители и реле Audi 100 и A6 C4 (1990–1997)
  • Предохранители и реле Audi 80 B3 (1986-1991)
  • Предохранители и реле Audi 100 1983-1991 г
  • Предохранители и реле Audi 80 B4 (1991-1996)
  • Предохранители и реле Audi 80 B2 (1979-1986)
  • Предохранители и реле Audi A3 (8L) 1996–2003
  • Предохранители и реле Audi A4 (B8) с 2007 г.
  • Предохранители и реле Audi A4 B5

Расположение предохранителей

Первое, с чем придется столкнуться автолюбителю при попытке проверить состояние предохранителей или заменить их, — поиск предохранительного блока. Дело в том, что выяснить, где предохранитель расположен, задача нетривиальная. В разных моделях машин блок с предохранителями расположен в разных частях салона или даже под капотом. Иногда количество предохранителей сильно возрастает, и производитель авто ставит по несколько блоков в разных частях машины. Из-за подобного беспорядка предложить универсальную схему или инструкцию для поиска предохранительного блока просто невозможно. Например, в машинах отечественного производства предохранители находятся под капотом (классический вариант расположения для «Жигулей»). В иномарках ситуация сложнее. Предохранители в «Тойоте-Королла» расположены справа от руля на приборной панели. Казалось бы, производители одной страны должны быть схожи в выборе расположения элементов, но на деле все иначе. Предохранители в «Ниссан-Альмера» расположены слева от руля, в небольшом кармане.

Проверка работоспособности

Современные автомобильные предохранители иногда имеют встроенный индикатор перегорания. Он сообщает владельцу, что деталь нужно заменить. В слаботочных ПП через прозрачный корпус видно проволоку. Но часть ПП непрозрачна и не имеет индикаторов.

Если визуально определить разрыв проводника внутри ПП невозможно, то определить его работоспособность можно мультиметром. Перед тем как проверить предохранитель тестером, нужно выбрать минимальное значение сопротивления (Ом). Щупы тестера приложить к контактам ПП и определить показания прибора:

  • при нулевом или близком к 0 значению сопротивления делают вывод о работоспособности вставки;
  • если тестер показывает 1 или знак бесконечности, то ПП сгорел.

Если у тестера есть звуковое устройство, можно просто прозвонить предохранитель, приложив щупы к контактам. Писк тестера свидетельствует об исправности элемента.

Источник

Ремонт предохранителя

Что же делать, если предохранитель пришел в негодность

во время пути? При этом запасного нет. В этой ситуации есть выход, если имеется тонкая медная проволочка

Но тут важно правильно выбрать диаметр тонкой проволоки в зависимости от номинального значения. Этот кусочек проволоки следует вставить в наконечники предохранителя и хорошо прижать плоскогубцами

Учтите это вы делаете на свой страх и риск!

Топливный насос — диагностика и ремонт Не горят фары — не работает ближний свет, диагностика и ремонт Электропривод крышки багажника – всегда удобно! Замена бензонасоса своими руками — видео Не работает обогрев заднего стекла — как отремонтировать Ремонт и замена прикуривателя — видео инструкция

Перегорание предохранителя в автомобиле – признак наличия короткого замыкания. Но бывает, что они перегорают и по другим причинам. Рассмотрим все случаи.

Первое, что нужно сделать, при перегорании предохранителя – убедиться в отсутствии короткого замыкания. Если проверка показала, что такого явления в бортовой сети нет, то возможны варианты:

Слишком большая нагрузка на предохранитель

Причиной перегорания предохранителя может быть подключение в электролинию оборудования нештатной мощности. Например, если в фары установить лампы на 100 Ватт вместо стандартных 55-ти ваттных, то с большой долей вероятности придется поменять и предохранитель, так как «обычный» будет постоянно перегорать. Такая же ситуация может быть и при «самостоятельном» возникновении нештатной нагрузки на предохранитель. Например, при плохо перемещающихся и заклинивающих электроприводах , ток в их электрической линии повышается, и предохранитель может перегореть.

Неверный номинал предохранителя

Обратная ситуация, когда предохранитель слишком сильный, гораздо опасней. В этом случае он может выдержать повышенный ток, на который не рассчитана проводка, что может привести к ее возгоранию.

Некачественный предохранитель

Если купить предохранители у неизвестного торговца на обочине трассы, то сгореть может все что угодно, вплоть до автомобиля. Неизвестные производители, непонятные марки, некачественные плавкие вставки и прочее – не для тех, кто любит свой автомобиль. Приобретайте предохранители только в проверенных автомагазинах!

Пожалуй, самая сложная ситуация – когда предохранитель сгорает от короткого замыкания, но оно не стабильно, а происходит время от времени, например, от случайного соприкосновения разболтавшегося контакта . В этом случае предстоят долгие и весьма муторные работы по .

Невозможно представить себе современный автомобиль без огромного количества электронных систем, осуществляющих контроль и управление основными параметрами авто. Для работы всей электроники как штатной, так и всей устанавливаемой дополнительно требуется электричество, которое подается к потребителям через сотни метров электрических проводов. Для обеспечения максимальной защиты от скачков напряжения, которые часто возникают из-за неисправной проводки, каждый автомобиль оснащается блоком с «набором» плавких защитных устройств.

Единственной задачей любого из них является защита электроники. При этом, в случае его срабатывания, он перегорает, и тем самым размыкает электрическую цепь, прекращая подачу электричества к прибору. Соответственно, после любого короткого замыкания или перегрузке в электропроводке автомобиля, предохранитель подлежит замене. Кроме короткого замыкания, к перегоранию устройства может приводить и неправильное использование бортовой электросети, к примеру, одновременное подключения нескольких энергоемких приборов к прикуривателю.

Функциональные особенности

Все розетки с таймером отличаются по внешнему виду, конструкции и функциональным особенностям. Остановимся на последнем факторе более подробно.

Вид механизма (электрический или механический)

Как отмечалось, такие модели отличаются по конструктивным особенностям, принципу действия и возможностям. При выборе нужно ориентироваться на цели применения.

К примеру, для включения бойлера или полива по времени подойдет механическая розетка, а для организации сложной системы лучше взять электронную версию девайса.

Точность таймера

Вопрос точности больше касается механических моделей, ведь у электронных розеток погрешность минимальна. Снова-таки, при покупке нужно ориентироваться на цели.

Если речь идет о выполнении простых действий, к примеру, включении/отключении обогрева или освещения, большой точности здесь не нужно.

Иное дело, если розетка с таймером взаимодействует с другими системами и нуждается в точечной настройке. С этой позиции более привлекательно немецкое оборудование, но и российские компании выпускают неплохую технику.

Время таймера

Современные розетки позволяют задавать время в широком диапазоне. Максимальный период может составлять 24 часа (суточные) и более. Некоторые устройства работают даже в месячном диапазоне. Такой вариант встречается редко и чаще всего идет в комплексе с умным домом.

Число программируемых линий

В обычных бюджетных девайсах предусмотрена одна линия с возможностью подключения лишь одного оборудования. Модели с более сложной структурой, позволяющие задавать более сложные настройки, стоят дороже.

Нагрузка

Как правило, розетки с таймером рассчитаны на номинальный ток 16 А, но бывают и исключения — девайсы на 10 или 7 Ампер. Здесь нужно ориентироваться на мощность подключаемого электрооборудования.

Если она высокая, может потребоваться розетка на 40 А и более. В последнем случае допускается подключение электроустановки мощностью до 8,8 кВт.

Степень влаго- и пылезащиты

В более дорогих устройствах предусмотрена защита от влаги и пыли

Это важно, если розетка будет устанавливаться на улице. При этом степень защиты должна быть от IP40 и более

Цена

Стоимость розеток с таймером — динамический показатель, который зависит от многих факторов:

  • производитель;
  • вид таймера (электрический, механический);
  • количество функций;
  • сборка и т. д.

Ценовой диапазон очень широкий, поэтому нужно смотреть на финансовые возможности и задачи, которые ставятся перед устройством.

Видео про предохранители AES 50A, 70A

Об особенностях использования водозащищенных автоматических предохранителей серии AES 50A, 70A видео ниже.

Современный автоматический предохранитель, получивший развитие из обычной пробки до многофункционального аппарата, соответствует требованиям безопасности при работе электрической цепи

Важно правильно его подбирать под тип подключаемой нагрузки и характеристики проводки. Быстродействие и мощность автоматов достаточно высокие

Если необходимо защищать схемы на полупроводниках, применяются электронные устройства. Наиболее эффективной является защита с несколькими устройствами, включая плавкие предохранители.

Причина перегорания предохранителей

При возникновении короткого замыкания, сила тока повышается и может возникнуть возгорание, или выход из строя всего электрооборудования. От этого защищает плавкий предохранитель, у которого обозначения силы тока меньше, чем у самого устройства или у проводов – поэтому предохранитель может сплавиться.

Работа каждого предохранителя заключается в том, что при возникновении проблемы в цепи он перегорает.

Основными причинами перегорания являются:

  • короткое замыкание;
  • резкое возрастание силы тока в цепи;
  • выход из строя какого-либо электроприбора;
  • износ блока или брак при замене приборов;
  • некачественный ремонт оборудования;

Сборка

Построение электронного предохранителя цепи автомобиля осуществляется в следующие простые шаги:

  • Сначала создайте чувствительный резистор с сопротивлением 0,1 Ом.
  • 5-дюймовый железный провод SWG длиной 18 дюймов отлично справится с этой задачей. Поскольку этот резистор может не подходить к плате, держите его в стороне.
  • Завершите сборку платы с использованием транзисторов, резисторов, диодов, конденсаторов и т.д. согласно схеме.
  • Теперь подключите токовый резистор и реле к соответствующим частям на плате с помощью гибких проводов.
  • Кроме того, подключите входной и выходной провода (убедитесь, что они могут выдерживать ток не менее 50 А) к собранной монтажной плате.
  • Наконец, выберите подходящий, прочный корпус ABS, установите плату, зажмите реле и токоизмерительный резистор.
  • Просверлите правильные отверстия на корпусе, чтобы выпустить провода из коробки.

Ремонт плавкого предохранителя своими руками

Ремонт трубочного плавкого предохранителя

Первый самый простой. Проволока зачищается до блеска и наматывается на каждую чашку по несколько витков, затем предохранитель вставляется в держатель. Этот способ ненадежен, и воспользоваться им можно, как временной мерой. Благодаря своей простоте он позволяет оперативно проверить исправность электроприбора. Если при включении проволока расплавилась, значит дело не в предохранителе, и требуется более квалифицированный ремонт.

Второй способ несколько сложней. Но тоже не требует применения пайки. Нужно прогреть по очереди чашки зажигалкой или на газовой плите и удерживая через ткань руками снять их со стеклянной трубки. Нагревать можно и паяльником. Внутри чашки для хорошего контакта нужно тщательно очистить от остатков клея.

Продеть зачищенную от изоляции проволоку через трубку по диагонали, загнуть ее концы вдоль трубки и надеть на место чашки. Плавкий предохранитель отремонтирован.

Третий способ по сути такой же, как и первых два. Но отремонтированный предохранитель практически не отличается от нового. Ремонт выполняется следующим образом.

Заводская калиброванная проволока при изготовлении предохранителя продевается в отверстия в торцах чашек и фиксируется припоем. Для того, чтобы вставить новую проволоку необходимо паяльником разогреть торцы чашек и зубочисткой или заточенной деревянной палочкой освободить отверстия в торцах чашек от припоя. Далее выполнить описанную выше заводскую операцию.

Бывает отверстия в чашках очень маленького диаметра и сложно их очистить от припоя. Тогда при наличии технической возможности проще просверлить отверстия сверлом диаметром 1-2 мм или расширить граненым шилом

Предложенная технология ремонта предохранителей и плавких вставок с успехом может быть применена для восстановления практически любых типов плавких предохранителей.

Ремонт автомобильного предохранителя ножевого типа

Технология ремонта автомобильного предохранителя ничем не отличается от технологии ремонта трубчатого, даже проще, так как нет необходимости заниматься его разборкой.

Сначала нужно наждачной бумагой или надфилем зачистить ножи предохранителя у его основания полоской в несколько миллиметров и залудить эти места припоем.

При залуживании столкнулся с тем, что при использовании спирто-канифольного флюса припой не хотел растекаться по поверхности ножей. Пришлось применить флюс «ФИМ», предназначенный для пайки меди, серебра, константана, платины и черных металлов. Основой флюса является ортофосфорная кислота. Я его всегда использую для пайки, если канифоль не подходит. Остатки флюса ФИМ удаляются промывкой водой.

Предохранитель был рассчитан на ток защиты 10 А, поэтому в соответствии с приведенной выше таблицей для ремонта был взят провод ⌀0,25 мм. Проводу была придана форма петли, как показано на фотографии, и концы его залужены припоем.

После всех подготовительных работ осталось только завести петлю провода внутрь корпуса предохранителя и припаять концы к ножкам.

Растекшийся припой можно срезать ножом, удалить с помощью наждачной бумаги или сточить надфилем.

Автомобильный предохранитель отремонтирован, и теперь его можно повторно использовать для защиты цепей в электропроводке автомобиля. Если после установки отремонтированного предохранителя он опять перегорел, то нужно искать неисправность в электрооборудовании автомобиля.

Общие сведения о предохранителях.

Плавким предохранителем называется коммутационный электрический аппарат, предназначенный для отключения защищаемой цепи посредством расплавления специальных токоведущих частей (плавких вставок) под воздействием тока, превышающего определенное значение, с последующим гашением возникающей электрической дуги.
Принцип действия плавкого предохранителя основан на известном законе Джоуля—Ленца (1841 г.), в соответствии с которым прохождение электрического тока по проводнику сопровождается выделением теплоты, количество которой прямо пропорционально значению тока в квадрате, сопротивлению проводника и времени прохождения тока. Плавкие предохранители были первыми в истории устройствами защиты электроустановок и уже около ста лет успешно применяются для защиты от к. з. таких массовых электроустановок, как трансформаторные подстанции главным образом 10/0,4 кВ и 6/0,4 кВ. Это объясняется тем, что с помощью плавких предохранителей можно выполнить более дешевую и простую в обслуживании защиту от к. з., чем с выключателями, трансформаторами тока и релейной аппаратурой. По способу гашения электрической дуги, возникающей при расплавлении плавкой вставки, предохранители делятся на три группы:
предохранители для сетей до 1000 В с естественной деионизацией дуги, не имеющие специальных устройств для гашения дуги (СПО, П, ПТ); в настоящее время они не применяются из-за малой отключающей способности и больших размеров; предохранители с наполнителем (кварцевым песком), где электрическая дуга гасится в канале малого диаметра, который образуется после испарения металла плавкой вставки, между крупинками (гранулами) кварцевого песка; эти предохранители называются кварцевыми;
предохранители с трубками из газогенерирующего материала, из которого при высокой температуре горения электрической дуги обильно выделяются газы, при этом возникает высокое давление (в предохранителях типа ПР напряжением до 1000 В) или продольное дутье (в предохранителях выхлопных типа ПВ, прежнее название —стреляющие типа ПСН), что обеспечивает быстрое гашение электрической дуги. Выхлопные (стреляющие) предохранители типа ПВ не получили широкого применения для защиты трансформаторов со стороны 10 и 0,4 кВ по нескольким причинам: из-за очень крутых времятоковых характеристик, не обеспечивающих селективность предохранителей 10 кВ с защитными аппаратами на стороне 0,4 кВ, из-за того, что могут применяться только для наружных электроустановок, из-за быстрого старения плавких вставок, не защищенных от воздействия внешней среды.
Кварцевые предохранители типа ПК широко применяются для защиты трансформаторов мощностью до 630 кВ-А как со стороны высшего напряжения 10 кВ (ПКТ-10), так и со стороны низшего напряжения 0,4 кВ (ПН-2). Кроме отечественных предохранителей ПКТ-10, в настоящее время устанавливаются кварцевые предохранители 10 кВ зарубежных фирм, например типа HRG югославского предприятия «Механика» (изготавливаются по лицензии ФРГ), типа HS серии 3-30 предприятия «Трансформаторенверк» имени Карла Либкнехта, Германия . Кварцевые предохранители имеют ряд достоинств: они выпускаются как для внутренней, так и для наружной установки, их плавкие вставки надежно защищены от воздействия внешней среды слоем кварцевого песка и закрыты фарфоровым или стеклянным патроном, поэтому они могут находиться в работе в течение нескольких лет. Гашение дуги в таких предохранителях происходит столь быстро, что ток к. з. не успевает достичь своего максимального значения, поэтому кварцевые предохранители называют токоограничивающими и это их полезное свойство позволяет выбирать аппаратуру более легкую и дешевую.
При правильном выборе параметров кварцевых предохранителей и использовании только калиброванных патронов заводского изготовления эти предохранители способны обеспечить быстрое, надежное и в большинстве случаев селективное отключение поврежденного трансформатора. Для предотвращения опасных неполнофазных режимов, возникающих при срабатывании только одного из трех предохранителей на стороне 10 кВ трансформатора, на закрытых подстанциях плавкие предохранители применяются в сочетании с выключателями нагрузки, такое устройство обозначают ВНП (ВНП-16 и др.). При срабатывании хотя бы одного предохранителя его специальным контактом дается команда на автоматическое отключение ВНП с помощью электромагнита управления в приводе ПРА-17. Выключателем нагрузки трансформатор отключается от сети всеми тремя фазами.

Как работает плавкий предохранитель

Как известно, по принципу действия предохранители разделяют на автоматические и плавкие. Последний вариант – это обыкновенные пробки, и в быту они встречаются довольно часто. Это наиболее эффективный способ защиты и тут нет никаких причин для монтажа другого оборудования. Вкручивают их непосредственно возле счетчика, особенность изделия состоит в том, что цоколь такой же как и на обычной лампочке.

Уже после счетчика электрический ток расходится по всей квартире. Но стоит знать, что не только главный ввод, но и каждый отдельный контур следует защитить от короткого замыкания. Если речь идет о старых постройках, то тут зачастую используются пробки с тонкими токопроводящими вставками. И если нет никаких перепадов, и все работает в нормальном режиме, то данная вставка успешно работает и выполняет свои функции.

Если значение превышает номинал, то вставка просто перегорает, тем самым разрывается цепь. Для того чтобы восстановить нормальную работу, стоит просто произвести замену перегоревшего элемента. Для этого не нужно обращаться к специалисту, даже человек без особых навыков в состоянии произвести замену.

Что касается автоматики, то они сделаны в аналогичной форме. Но отличие заключается в том, что если наблюдаются скачки напряжения, то пробки отключаются в автоматическом режиме, и для восстановления работоспособности следует просто нажать кнопку.

Автоматический предохранитель типа ПАР изготовлен по аналогии с классическими пробками, и ввинчивается в патрон вместо плавкой модели. Наиболее популярная модель предохранителя ПАР в активном состоянии замыкает цепь центральным контактом и резьбовой гильзой посредствам электрического провода.

Проводка навивается на катушку электромагнита и связывается с биметаллической пластиной. Если наблюдается перегруз, и как следствие повышение температуры, пластина изгибается, а провод освобождается, тем самым происходит отключение. Кнопка автомата поднимается вверх, и это говорит о том, что механизм сработал и выполнил свою защитную функцию.

Электронные предохранители и ограничители тока

Электронные защитные устройства разделяются на три вида:

  • самовосстанавливающие электрическую цепь после устранения аварии;
  • устройства сигнализации об аварии;
  • восстанавливающие питание за счет внешнего вмешательства.

В электронике применяются датчики тока, подключенные к нагрузке. При увеличении падения напряжения на датчике выше заданного, с него подается сигнал на защитное устройство, которое отключает цепь или ограничивает ток.

Простейшей защитой радиоэлектронных устройств от токовых перегрузок является стабилизатор напряжения 220в, изображенный на рис. а. Ток нагрузки здесь не может быть выше максимального тока транзистора КП302В. Для изменения величины выходного тока можно выбрать другой транзистор или включить их параллельно.


Электронные схемы ограничения предельного тока

На рис. б электрический ток также ограничивается транзисторами. VT1 работает в режиме насыщения, и напряжение входа практически полностью передается на выход. В рабочем режиме VT2 закрыт и светодиод HL1 не горит. Датчиком тока служит резистор R3. При превышении на нем порогового значения падения напряжения начинает открываться транзистор VT2, а VT1 – закрываться, ограничивая нагрузочный ток. При этом загорается светодиод HL1, сигнализируя о достижении током порогового значения.

Для больших рабочих токов применяется схема защиты на тиристоре (рис. в). В нормальном режиме тиристор заперт, а составной транзистор работает в режиме насыщения. Когда в нагрузке Rн появляется короткое замыкание, через управляющий переход тиристора протекает ток, открывающий его. При этом управляющая цепь транзисторов шунтируется открытым тиристором и ток в нагрузке снижается до минимума.

Как работает автомобильный предохранитель?

Предохранители – крайне важные атрибуты любого автомобиля, которые предназначены для спасения его от пожара. Как работают эти маленькие экстремальные защитники?

Предохранители большинства автомобилей состоят из двух частей – корпуса и плавкой вставки. Существует две наиболее распространенные конструкции – пальчиковая и флажковая. Представителей первой группы знает каждый владелец ВАЗовской «классики». Пластмассовые или керамические столбики, с надетой поверх концов металлической полоской, широко использовались Тольяттинским авто до модели «21099».

Флажковые предохранители отличаются более современным видом и значительно большей надежностью. В этой конструкции плавкая вставка спрятана внутри пластикового корпуса и защищена от сползаний, надломов и прочих недостатков классических пальчиковых предохранителей.


Любой предохранитель используется для защиты от возгорания проводки, которое может произойти при возникновении короткого замыкания. Во время этого физического явления в соответствующей электрической цепи начинает протекать очень большой ток, который приводит к колоссальному разогреву проводов. Буквально за пять-семь секунд провода разогреваются до оранжевого свечения, а дальше начинается плавление изоляции и открытое горение. Такая ситуация уже через 20 секунд переходит в полноценный пожар, который способен уничтожить весь автомобиль.

Чтобы этого не произошло, практически все электрические линии машины снабжены предохранителями. Плавкая вставка каждого из них рассчитана на определенный ток, который считается нормальным в соответствующей цепи. Если ток, проходящий через предохранитель, начинается существенно превышать расчетное значение, вставка разрывается и цепь размыкается. При этом отключаются все потребители, подключенные к ней. Таким образом, предохранитель не дает разогреться проводам и возникнуть пожару.


Восстановить разорванную плавкую вставку невозможно, а кустарные методы опасны. Как правило, если предохранитель сгорел, то в автомобиле имеется короткое замыкание. Если вставить вместо предохранителя, например, 5-ти рублевую монету (частый прием на «Классике» и «Газелях»), то пожар практически обеспечен, чему есть немало примеров. Гораздо правильней купить новый предохранитель и узнать, как найти короткое замыкание в автомобиле.

Порог срабатывания предохранителей

Из описанного выше становится ясно, что предохранитель в автомобиле разрушается в случае превышения номинального значения электричества. Плавкая часть предохранителя перегревается и сгорает.

Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U.

  • Inom — это номинальная величина тока, которая измеряется в Амперах;
  • Pmax — это максимально возможная нагрузка, которую может обрабатывать тот или иной прибор. Мощность указывается на приборах и измеряется в Ваттах;
  • U — это уровень напряжения сети. Данный показатель измеряется в Вольтах. Уровень напряжения в сети автомобиля составляет 12 Вольт.