Естественный свет против искусственного: с каким вы предпочитаете работать?

Содержание

Как справиться с трудными условиями освещения при помощи вспышки

В последнем разделе этого урока мы разберем некоторые техники, которые помогут вам контролировать освещение при помощи вспышки.

В отличие от других источников света, работая с которыми вы сразу можете видеть эффект от специального оборудования, например, рассеивателей и рефлекторов, со вспышкой дело обстоит сложнее. Вы не увидите результата, пока не сделаете снимок.

Не стоит бояться вспышки, особенно, если вы знаете, как на фотографию влияет направление естественного света.

Свет от любой вспышки будет несколько жестче, чем свет, исходящий, например,от лампы для чтения. По этой причине необходимо сделать хотя бы несколько тестовых снимков с вашим оборудованием. Но, тем не менее, основные законы направления света и его качественных изменений остаются такими же, вне зависимости от используемых источников света.

Результаты, которые вы получите, если наведете вспышку прямо на предмет съемки, гарантированно оттолкнут вас от такого метода освещения. В этом случае вспышка выступает в качестве крошечного, точечного источника света, который образует резкий, жесткий и высококонтрастный свет.

Такой свет следует смягчить и сделать поверхность источника больше по сравнению со снимаемым объектом.

Недостатки плоского света

Как уже было сказано, плоский свет часто считается безопасным методом освещения для бьюти-съемки и с него стоит начинать новичкам. Он может показаться блеклым, скучным и безжизненным по сравнению с яркими результатами, которых можно достичь при работе с другими видами освещения, например, боковым светом, креативно акцентирующим контраст на нужных деталях.

Плоский свет не приносит никакой глубины или интриги. Напротив, он полностью оправдывает свое название, создавая плоское, двухмерное изображение, в котором взгляду не за что зацепиться. Понятно, что это совсем не годится для пейзажной съемки, где нужен впечатляющий контраст между бликами и тенями. По этой причине идеальное время для съемки окружающих пейзажей – на восходе или закате.

5 советов для борьбы с плоским светом

Эти пять советов помогут вам избежать плоского освещения, но не забывайте, что его можно использовать в свою пользу. Однако, если требуется глубина, а условия освещения «плоские», эти советы помогут вам исправить ситуацию.

1. Добавьте свой «неплоский» свет

Если с имеющимися условиями освещения невозможно создать драматичное освещение, создайте свой собственный свет. Электронные фотовспышки предоставляют неплохую гибкость и в совокупности с относительно недорогими модификаторами могут придать нужный вид, сделав снимок профессиональнее. Установите вспышки так, чтобы подчеркнуть нужные детали, добавить глубину и интерес. В этой статье невозможно описать все тонкости работы со вспышками, об этой теме написано множество других материалов, но стоит упомянуть, что использование внешней вспышки может значительно улучшить вид снимка и предоставит гибкость для создания отличных фотографий вне зависимости от естественных условий освещения.

2. Подберите время

У каждого вида съемки есть определенное идеальное время суток. В некоторые часы свет теплее, драматичнее и объемнее. Восход и закат с их золотым часом – отличное время для съемки с минимальным шансом появления плоского света. Время суток, когда солнечные лучи падают под острым углом, предпочтительнее. Как уже упоминалось, хорошие снимки можно получить и с плоским светом, а некоторые субъекты или фотографии лучше выглядят именно в нем, что ведет нас к следующему совету.

3. Изучите местность

Вне зависимости от условий освещения и предмета, будь это портретная или ландшафтная съемка, стоит изучить место, в котором вы собираетесь фотографировать. Составленный заранее план предоставит лучшую отправную точку, если есть риск наткнутся на плоский свет, и поможет разработать запасное решение. Знание местности может очень помочь в этом деле. Также вы сможете продумать, что получится, а что не выйдет снять при плоском освещении и обсудить это с клиентом. Если клиент настаивает на съемке в то время суток, когда вероятнее всего придется столкнуться с плоским светом, или условия освещения неподходящие, можно поделиться с ним результатами изучения и перенести место или время. Иногда приходится просто соглашаться, сталкиваясь с неудобными условиями освещения. В таком случае всегда лучше иметь план.

4. Посмотрите прогноз погоды

Погода может сыграть роль в освещении, когда вы прибудете на место съемки. Белый покров облаков не очень подойдет для фотографирования пейзажей, создав плоский эффект. То же самое получится при съемке в полдень, когда солнце высоко над горизонтом. Однако, как я упоминал прежде, ни один из пунктов не гарантирует наличие плоского света.

5. Вернитесь в другой день

Если освещение неудачное и нет никаких шансов получить хороший результат (помните, плоский свет – это иногда полезно), просто бросьте. Нет ничего плохого в том, чтобы смириться с неподходящим освещением, так как в предоставленных условиях невозможно сделать эпичный снимок. Очевидно, что, если вы путешествуете или находитесь далеко от дома, хочется получить максимум, так как возможности вернуться может не быть. Однако, это не последний день. Отдохните и приходите, когда условия более выгодные.

Съемка мероприятий и событий

Окружающий свет — ваш лучший друг, когда дело доходит до съемки событий. Свадьбы и вечеринки как правило наполнены людьми. Однако часто места для светового оборудования на подобных мероприятиях нет, и фотографу часто приходится полагаться только на камеру и вспышку, чтобы запечатлеть эти события.

f / 2.8, ISO 3200, 1/100 мощность вспышки 1/32 Объектив 24-70 мм

 Использование окружающего света является ключом к созданию атмосферы в зале и атмосферы самой вечеринки. Это означает, что фоновые огни, такие как гирлянды, настенные светильники и т. д. должны быть использованы при съемке.

Именно из-за таких огней сцена будет иметь глубину на фото, а не плоский темный фон. Мои стандартные настройки для съемки мероприятий колеблются между f/4 — 5.6, ISO приходится задирать довольно высоко, особенно в помещениях, в темных местах около 3200 — 6400, а выдержку приходится использовать довольно длинную, около 1/60, реже 1/100.

f / 5,6, ISO 3200, выдержка 1/100 объектив 70 — 200 мм

 Последнее, что захочет сделать опытный фотограф — это убить окружающий свет и атмосферу, используя вспышку, настроенную на большую мощность импульса для усиления и так слабого освещения, особенно в тех случаях, когда сухой лед используется для создания эффектов дыма и разноцветного освещения для атмосферы вечеринки.

Вы не хотите полностью уничтожать эту атмосферу лишь для того, чтобы осветить лица ваших объектов съемки.

f / 8, ISO 2000, 1/30, объектив 24-70 мм, внешняя вспышка вне камеры

 Балансировка мощности вспышки и выдержки затвора является ключом к получению подобных изображений, а также к включению окружающего освещения в кадр.

f / 5,6, ISO 3200, 1/125-я, объектив 24-70 мм со вспышкой вне камеры

f / 5.6, ISO 2500, 1/60, объектив 70 — 200 мм со вспышкой вне камеры и со вспышкой на камере

Научиться правильно работать со светом вспышки и сочетать его с окружающим светом вам поможет обучающий курс Домашняя-мобильная фотостудия для новичка, ознакомиться с курсом можно кликнув по баннеру ниже.

 

Вы можете использовать окружающий свет на заднем плане для создания силуэтов.

На фото ниже, на балконе не было света. Я использовал свет внутри здания, чтобы создать силуэт одного из гостей.

f / 11, ISO 2000, 1/200, объектив 24-70 мм

Как выставить жесткий свет в студийных условиях

Обычно, если жесткий свет необходим для реализации задумки автора, то он выставляется принудительно с помощью разных источников освещения. Чаще используется студия, где в качестве осветительных приборов имеются стойки со вспышками или постоянным освещением. Будет это портрет или предметный жанр – проще его реализовать именно в фотостудии. Если же съемка в студии недоступна, то самые популярные схемы можно реализовать и в домашних условиях, заменив вспышки и прожектора на подручные средства. Рассмотрим основные световые схемы для получения жесткого освещения в студии или дома.

Использование одного источника света

Самый простой способ получения жесткого освещения – использовать всего один осветительный прибор. Но и здесь не все однозначно. К примеру, если использовать накамерную (внешнюю) вспышку, выставив ее мощность на максимум и направив в потолок, результат будет обратный. Источником здесь выступит уже не вспышка, а именно потолок с отраженным от него светом, который будет уже мягким, так как площадь потолка рассеет его равномерно по всей комнате. Поэтому использовать внешнюю вспышку нужно на расстоянии от объекта и направленно на него (мощность выбирать в зависимости от требуемого результата). Как сымитировать такую простейшую схему дома без вспышки? Используйте настольную лампу. Свет от нее будет менее сильный, придется компенсировать светочувствительностью фотокамеры или выдержкой затвора. В последнем случае, возможно, придется использовать штатив (даже рекомендовано при предметной съемке). Использовать один источник рекомендуется со стороны фотографа, в стороне под углом 45 градусов относительно фотографа или сбоку перпендикулярно оси фотоаппарата.

Использование двух источников освещения

Вторым вариантом является использование двух источников, что более профессионально. Выставить аппаратуру и настроить мощность при использовании вспышки очень трудно, так как мы не наблюдаем результат в режиме «онлайн». Поэтому в целях обучения лучше для начала поэкспериментировать на постоянном свете. Вариант расстановки основывается на том, что основной осветительный прибор используется подобно предыдущему варианту, а второй источник освещения – с меньшей как минимум в два раза мощностью – слегка корректирует направление теней и используется сбоку от модели (объекта съемки).

Использование трех источников освещения

Это самый профессиональный вариант. Все как во втором варианте, но добавляется фоновый свет. Его задача – отделить объект от фона. Остальное по известному принципу – рисующий (основной) – самый яркий, заполняющий – на уровне одной четвертой от мощности рисующего. Дополнительные (кроме рисующего) осветительные приборы призваны только добавить профессионализма в фотографию, они не должны сильно смягчать тени. Их мощность должна оставаться на уровне, позволяющим считать получаемое освещение жестким.

Виды освещения в фотографии

Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:

  1. рисующий;
  2. заполняющий;
  3. и контровой свет.

Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий свет создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света — его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.

Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.

Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.

Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.

Какую историю вы хотите рассказать?

Я много фотографирую города на рассвете; на данный момент это мой основной предмет. Хотя рассветы становятся очень повторяющимися в фотографии. Зачастую это так красиво, но сколько эпических восходов солнца можно сфотографировать? Поэтому одним из моих любимых занятий является сопоставление красивого, эфирного света на восходе солнца с боке и старых, разрушающихся элементов в городах.

Вид на древность, Стамбул на рассвете.

Я думаю, это говорит о многом. Дающий надежду свет зари и тяжелое ощущение городской сцены, и ощущение человеческого вмешательства.

Мне также нравится фотографировать рассветы, когда уличные фонари еще включены. Это сочетание лучшего света, который производит природа, и функционального света, который создан человеком для наших городов, является очень интересным объектом для экспериментов. Свет рассказывает гораздо больше о том, где вы находитесь – он помогает рассказать историю вашего объекта.

Последний свет на надгробиях, Страуд, Англия.

На фотографии выше изображено кладбище во второй половине дня в зимнее время. Я заметил, что солнце начинает садится, и понял, что следует немного подождать, и солнце будет расположено идеально между деревьями, освещая надгробия

Этот поток света через деревья длился всего минуту или две, но это показывает, как важно обращать внимание на свет, и вы начнете предвидеть, как он поведет себя дальше и как повлияет на ваши фотографии. Без этого потока света сцена была бы на самом деле очень скучной

Закон обратных квадратов

Не лишним будет упомянуть здесь также закон обратных квадратов, с действием которого вы непременно столкнётесь. Звучит он так: интенсивность света обратно пропорциональна квадрату расстояния от его источника. Это означает, что с увеличением расстояния от источника света в два раза, освещённость какого-либо объекта упадёт вчетверо. Это много – две ступени экспозиции. Наше зрение адаптируется к изменению освещённости, и на глаз разница в две ступени будет не слишком заметна. На фотографии же она станет очевидной.

Представьте, что три человека сидят в комнате при свете настольной лампы. Один из них находится в метре от лампы, другой – в двух метрах, а третий – в трёх. Согласно закону обратных квадратов, второй человек получит в четыре раза, а третий – в девять раз меньше света, чем первый, а, стало быть, сделать хороший групповой портрет без дополнительной подсветки будет трудновато.

Прямой солнечный свет не подпадает под закон обратных квадратов опять же в силу большого расстояния до солнца. Как бы вы не перемещали объект съёмки по поверхности нашей небольшой планеты, изменения в его расстоянии до солнца будут пренебрежимо малы.

Контакт играет ключевую роль.

Крайне важно — то, как Вы взаимодействуете с моделью. Убедитесь в том, что между Вами есть контакт, прежде, чем начинать съемку. Разговоры, обсуждение идей съемки — это должно обеспечить взаимопонимание, без которого цель не может быть достигнута

Разговоры, обсуждение идей съемки — это должно обеспечить взаимопонимание, без которого цель не может быть достигнута.

Когда Вы снимаете, не думайте, что Ваша модель обладает сверхъестественными способностями и читает Ваши мысли. Она не будет знать, что Вы хотите, как себе представляете и что ждете от нее, если Вы не скажете об этом. Если Вы хотите запечатлеть какую-то особую форму, не стесняйтесь демонстрировать модели пример позы.

Некоторые практические рекомендации действительно помогают, хотя бывают и такие объекты, которые не выносят, когда им указывают, как делать их работу! Кроме того, помните, модель работает на съемках больше, чем Вы, и устает тоже больше. Делайте перерывы.

Источники света в качестве декоративного элемента

Оптико-волоконные системы

Суть оптико-волоконной системы состоит в том, что источник света (проектор) находится вдалеке от светильников. Это позволяет монтировать такие системы в помещениях со сложными условиями эксплуатации, например, сауны, бани, бассейны. Также хорошо они подходят для декоративного подсвечивания обычной комнаты.

Оптико-волоконные системы

Особенно удачно оптиковолокно подходит для обозначения картин и других произведений искусства, где важно качество света. Оптико-волоконный свет не искажает цвета, не нагревает предметы

Сам оптоволоконный кабель бывает:

  • Со стеклянной сердцевиной, покрытый защитной оболочкой;
  • С пластиковой сердцевиной.

Стеклянные кабели стоят больше, но они могут применяться для основного освещения. А пластиковые – только для экспозиционной подсветки.

Разновидность оптико-волоконных систем

Сама система состоит из:

  • проектора, который излучает световой сигнал;
  • оптоволокна, которое передает сигнал;
  • Светильников разной формы и размера, которые находятся непосредственно в помещении и рассеивают световой сигнал в пространстве. За их счет создается уникальное подсвечивание.
  • дополнительное оборудование: линзы, контроллеры, светофильтры.

Оптико-волоконная система

Неоновые лампы

Находят применение не только у рекламщиков, но у дизайнеров жилых помещений. Из неоновых букв можно собрать фразу, повесить ее на стене. Уместно будет смотреться в гостиной, прихожей в стиле минимализм, лофт, поп-арт.

Особенно подойдет неоновая надпись или картинка для украшения комнаты подростков. Ее можно использовать в качестве ночника.

Неоновая надпись

Неоновая подсвечивание мебели

«Мороженое» из неоновых трубок

Светодиодные ленты и дюралайт

Главные достоинства этого вида источников света – безопасность и экономичность. Они питаются низким напряжением 12 В. Следовательно, для монтажа светодиодных лент/дюралайта нужен понижающий трансформатор. Широкие возможности для дизайна открывает многообразие цветов лент. Ленты легко совмещаются с другими источниками света. При помощи дюралайта можно:

Выделять контуры мебели, стен, потолков, декоративных элементов. Лента, расположенная снизу мебели, создаст эффект воздушности, зрительно расширит пространство.

Подсветка LED-лентой кровати

  • Разделить пространство на функциональные зоны. Удобно это делать при помощи разных цветов.
  • Задать атмосферу в комнате при помощи изменения цвета свечения.
  • Ночное подсвечивание коридоров, комнат.

Подсветка дюралайтом кровати

Ночная подсветка коридоров

Для домов существуют модели дюралайта, которые можно использовать для фасадного освещения или праздничного украшения стен. Подробнее в статье «Освещение фасада зданий: разновидности, принципы организации»

Подсвечивание фасада здания

Светодиодную ленту лучше применять внутри помещений.  

Светодиодная подсветка стен придаст уют

Ретро лампы Эдисона

Винтаж и стиль лофт невозможно представить без ламп Эдисона. Они позволяют создать уют, домашнюю атмосферу в любом пространстве. Такой эффект достигается за счет теплого свечения, напоминающего старинные источники накаливания.

Лампы Эдисона — красивые, их смело можно использовать для украшения интерьера, комбинировать разными способами, придумывать композиции.

Лампы Эдисона привлекают к себе внимание

Разделяют лампы накаливания Эдисона и светодиодные модели. Первые используются только для декоративного освещения, так как имеют большую мощность и малый световой поток. Вторые светят ярче, экономят электроэнергию, имеют много вариантов дизайна.

Гирлянды

Гирлянды перестали быть символом новогодних праздников. Дизайнеры активно их используют для экспозиционной подсветки. Гирлянды создают романтику, вносят разнообразие.

Чаще всего их применяют для драпировки контуров мебели, оконных, дверных проемов, зеркал. Из гирлянд удобно создавать на стенах световой рисунок. Их «встраивают» в занавески.

Хорошо смотрятся гирлянды в комнатах винтажного стиля, шебби-шика, прованса, лофт.

Гирлянды хорошо подходят для наружного украшения дома, придомовой территории.

Новогодние гирлянды

Заполняющее

Такая разновидность света полностью соответствует своему названию: свет будто бы заполняет все пространство между объектом и фотоаппаратом. Чтобы создать этот вид освещения, необходимо разместить световой источник на прямой от фотоаппарата к модели. Зачастую заполняющий свет используется в паре с рисующим, в таком случае он освещает все фронтальные участки, куда рисующий не попадает. От силы светового потока напрямую зависит контрастность фотографии.

Когда такое освещение применяется, как самостоятельное, оно становится тональным. Это значит, что заполняющим светом определяется лишь тональность фотографии, тени на нем практически отсутствуют. Таким образом, характер изображения можно передать исключительно с помощью регулировки мощности светового потока и цветового решения самого кадра, не отдавая главную роль контрасту. Придать положительный характер фотографии можно с помощью ярких и светлых объектов, мощного светового потока. Чтобы вызвать у зрителя противоположные эмоции, следует сделать все наоборот.

В общем, заполняющий свет следует использовать в тех случаях, когда нужно смягчить контраст от рисующего. Такой вид освещения отлично подходит для создания портретов, так как делает светотеневые переходы плавными, объемы более выразительными, а также придает реалистичности.

Плюсы:

  • Возможность контролировать тональность фотографии;
  • Мягкие светотеневые переходы;
  • Выразительность объемов.

Минусы:

Минимальное количество теней при одиночном использовании.

Первые шаги в изучении видов освещения в фотографии

С чего же начать постигать науку освещения в фотографии новичку? Начинающему фотографу на самых первых стадиях следует овладеть освещением как техническим средством фотосъемки. Первоначальная работа со светом – это вид технической тренировки, требующий системности, упорства и выдержки.

Проще всего начать изучение света при съемке натюрмортов – различных фруктов, домашних вещей, кукол и т. п. Все художники в своей профессиональной подготовке проходят этот этап, т. к. он помогает проникнуть в самую глубь цветовых соотношений и светотени. Съемка натюрмортов – это тренировка в творческой работе фотографа-художника.

Следующим этапом в овладении светом является портретная съемка. Если ограничиваться только съемкой людей в случайных условиях, то будет невозможно расти дальше. Необходимо заниматься съемкой в условиях студии или в помещениях, где можно использовать различные комбинации освещения.

Пасмурная погода

В пасмурную погоду тоже можно сделать хорошие кадры, хотя, казалось бы, солнца совсем не видно. На самом деле, когда оно скрывается за облаками, свет не концентрируется, а становится рассеянным и равномерным. Это значит, что при съемке вы не увидите четких контуров теней, светотеневой переход будет очень мягким. Такое освещение помогает подчеркнуть текстуру, мелкие детали станут хорошо различимыми

Облачная погода хорошо подходит для съемки красочных объектов, поскольку контраст не будет привлекать все внимание, основной целью станет цветовое или тоновое решение фотографии. Такой свет также применим для самых разнообразных видов съемок

Разве что природа в пасмурную погоду не предстает перед фотоаппаратом во всей своей красе.

С естественным светом работать не так сложно, нужно лишь посмотреть прогноз погоды в нужный день и выйти на улицу в нужное время. Что касается съемок в помещении – все еще проще.

Можно выделить два способа подсветить кадр при студийной съемке:

Осветительные приборы

Здесь световым источником могут служить любые осветительные приборы: лампы, светильники, дневной свет из окон, а также специальное оборудование. Создание фотографий при искусственном освещении очень удобно, поскольку это обеспечивает регулирование светового потока: лампы можно включать и выключать, направлять в нужную сторону, использовать лампы разных цветов

Чем больше осветительных приборов, тем больше простор для фантазии, но важно помнить о их качестве, некоторые приборы дают несбалансированный поток, что плохо влияет на фото. С искусственным освещением можно создать абсолютно любые эффекты для всех типов съемок

Печально то, что такие фотографии не всегда выглядят естественно.

Вспышка


Также в качестве светового прибора можно использовать вспышку. Как правило вспышка, встроенная в фотоаппарат, создает очень резкие тени в малом количестве, а светлые участки получаются очень яркими и иногда бликуют, из-за чего объект на фотографии может потерять весь объем. Поэтому, если есть возможность фотографировать без нее, лучше так и поступить. Однако существует еще и внешняя вспышка, с ней фотографии получаются лучше, ее использование, наоборот, желательно при необходимости.

При различных условиях освещение по-разному влияет на кадр, поэтому следует знать, как лучше поступить в том или ином случае, чтобы не навредить снимку.

Характеристики видов освещения в фотографии

Направленный свет характеризуется своей интенсивностью. Слишком интенсивный свет дает контраст, т. е. более резкие переходы от света к тени. Это может крайне негативно сказаться на качестве снимка.

Вы можете сами провести эксперимент с направленным светом. Для этого в ясный солнечный полдень выйдите на улицу и сделайте серию снимков

Обратите внимание на теневые участки – они в большинстве случаев практически черные, а светлые участки снимка зачастую лишены нюансов

Рассеянный свет достаточно хорошо подходит для съемок. Он не способен давать глубокие тени и яркие света на снимке. Градация светотени получается вполне приемлемая и ее можно откорректировать при последующей обработке снимка.

Отраженный свет фотографами, как правило, используется в качестве вспомогательного, который дополняет основной. Преимуществом является то, что он не дает ярких световых пятен, а только рефлексы, которые, тем не менее, являются решающими в создании пластического образа.

Следующий вариант классификации видов освещения в фотографии – по направлению:

  1. передний свет (плоский или лобовой).
  2. задний (контржур).
  3. верхний.
  4. нижний.
  5. боковой.

В свою очередь передний свет в зависимости от угла падения к плоскости объекта съемки подразделяется на:

  1. прямой.
  2. передний верхний.

Прямой свет способен дать плоское изображение даже без полутеней. По этой причине невозможно определить объем, рельеф, а в некоторых случаях даже форму предмета.

В отличие от прямого, передний верхний свет дает неглубокие тени.

В свою очередь верхний свет делится на два вида:

  1. прямой – падает отвесно на объект съемки.
  2. боковой.

Прямой верхний свет фотографы используют в качестве вспомогательного освещения, по той причине, что он дает глубокие тени, идущие вниз. Без сочетания с другими видами освещения в фотографии он не способен дать интересного эффекта.

Верхний боковой свет чаще всего применяется в съемке портретов.

Задний свет позволяет получить контуры объекта съемки, при этом оставив в тени его лицевую сторону. Задний свет можно сделать слегка сбоку или сверху.

Фоновый свет

Фоновый свет идет сзади, обычно располагаясь выше снимаемого объекта. Он часто используется для отделения актера от темного фона, придания объекту глубины и подчеркивания его формы. Фоновый свет может помочь избавиться от «двухмерности» снимаемого объекта. Ключевые моменты:

  • Нерассеянный солнечный свет часто бывает слишком резким, чтобы использоваться в качестве ключевого освещения, но можно выделить объект съемки, если использовать солнечный свет в качестве фонового.
  • Используя солнце в качестве фонового света, вы можете применить специальный отражатель или пенополистирол, чтобы отбросить менее насыщенный поток к актеру.
  • Для создания силуэта установите фоновый свет, после чего выключите заполняющий и ключевой.
  • Если фоновый свет располагается прямо за актером под таким углом, что часть света попадает на лицо, то такой фоновый свет называют «кикером».

Что означает сам термин?

Плоским светом называют освещение, при котором создается минимальный контраст, то есть отличие между затененными и освещенными участками отсутствует или почти не заметно. Тут всё просто.

На деле так называют чаще не сам свет, а фотографию, которая теряет ощущение трехмерного пространства из-за недостатка контрастности. Снимкам с плоским светом часто не хватает глубины и интереса, даже несмотря на правильные технические композиционные элементы

Теряется любая интрига или характерность, а внимание отвлекается от истории и влияния, которого добивался фотограф. Кадры с высоким контрастом между затененными и освещенными участками обладают иллюзией высоты и глубины, благодаря чему фотография становится объемнее

Об этом мы поговорим немного ниже.

Свет импульсный

Такой источник дает гораздо больше мощности, нежели постоянный. Даже если их сравнить по стоимости, размеру, другим параметрам. Почему так происходит? Потому что постоянное освещение, пока затвор открыт, все время должно в объективе отражать от предметов фотоны. А импульсный студийный свет накапливает достаточно энергии за короткое время и мгновенно высвобождает ее в большом количестве. Что позволит легко превзойти солнце. Так как для фотографии нужно краткое мгновение.

Если необходимо большое количество энергии для работы – это лучший вариант. Источником импульсного света можно осветить помещение как в солнечный ясный день. При этом весить он будет всего 100 грамм и свободно помещаться в руке. Более удобно использовать импульсный свет и при съемке на природе. Конечно, люминесцентные трубки-лампы складываются не очень компактно, да и от ударов защитить их необходимо. Источником питания служат обычные аккумуляторы.

Импульсный свет излучают вспышки и пилоты. С фотоаппаратом их связывает синхронизатор. Недостаток один — выделение большого количества тепла. Следствие — огромное потребление энергии.

Свет и освещение в фотографии на улице

При пейзажной съемке особого значения освещению придавать не стоит. Получить красивый снимок можно практически в любых случаях. Самые эффектные кадры достигаются во время восходящего или заходящего солнца. Но при ясной погоде можно заниматься фотографированием и в другую часть дня.
При портретной съемке на природе ситуация меняется. На рассвете и закате фотографирование модели усложняется. В таких условиях возможно получение эффектного силуэта человека. Если же необходимо отобразить модель во всех деталях, то придется задействовать вспышку или более мощные источники света. Результат может получиться восхитительным.

Рассвет и закат


Существуют особое время суток, которое отмечают многие фотографы. Первые часы после восхода и пару перед закатом некоторые считают лучшим временем для создания фотографий на улице. Так кажется потому что солнце в такие моменты особенно влияет на кадр, поскольку расположено близко к горизонту. От этого тени становятся длиннее и мягче. В таком случае контраст получается менее выраженным, переходы от светлых участков к темным нежнее. Также солнце на закате или восходе дает приятное золотистое свечение, что придает фотографии ощущение теплоты. Такое освещение подойдет для более нежных съемок, к примеру, семейных фотосессий, девушек, детей.

Рассвет и закат

Существуют особое время суток, которое отмечают многие фотографы. Первые часы после восхода и пару перед закатом некоторые считают лучшим временем для создания фотографий на улице. Так кажется потому что солнце в такие моменты особенно влияет на кадр, поскольку расположено близко к горизонту. От этого тени становятся длиннее и мягче. В таком случае контраст получается менее выраженным, переходы от светлых участков к темным нежнее. Также солнце на закате или восходе дает приятное золотистое свечение, что придает фотографии ощущение теплоты. Такое освещение подойдет для более нежных съемок, к примеру, семейных фотосессий, девушек, детей.

Мотивированное освещение

Мотивированным называют освещение, имитирующее естественный источник внутри сцены. Разница между мотивированным и практическим светом в том, что мотивированное организуется специально и только имитирует практическое. Ключевые моменты:

Установите источник мотивированного освещения пораньше, во время сборки сцены

Если вашим источником света является окно, а съемки дневной сцены затянулись до вечера, вы можете «вернуть день», применив искусственные светильники и цветные гели.
Убедитесь, что у вас есть гели нужного цвета для коррекции цветовой температуры.
Очень важно, чтобы ваш свет выглядел и вел себя точно так же, как воспроизводимый источник. Если мотивированный свет — лунный, а ваш свет — жесткий на 5600К, сделать сцену натуральной уже не выйдет.

Как выставить жесткий свет в студийных условиях

Обычно, если жесткий свет необходим для реализации задумки автора, то он выставляется принудительно с помощью разных источников освещения. Чаще используется студия, где в качестве осветительных приборов имеются стойки со вспышками или постоянным освещением. Будет это портрет или предметный жанр – проще его реализовать именно в фотостудии. Если же съемка в студии недоступна, то самые популярные схемы можно реализовать и в домашних условиях, заменив вспышки и прожектора на подручные средства. Рассмотрим основные световые схемы для получения жесткого освещения в студии или дома.

Использование одного источника света

Самый простой способ получения жесткого освещения – использовать всего один осветительный прибор. Но и здесь не все однозначно. К примеру, если использовать накамерную (внешнюю) вспышку, выставив ее мощность на максимум и направив в потолок, результат будет обратный. Источником здесь выступит уже не вспышка, а именно потолок с отраженным от него светом, который будет уже мягким, так как площадь потолка рассеет его равномерно по всей комнате. Поэтому использовать внешнюю вспышку нужно на расстоянии от объекта и направленно на него (мощность выбирать в зависимости от требуемого результата). Как сымитировать такую простейшую схему дома без вспышки? Используйте настольную лампу. Свет от нее будет менее сильный, придется компенсировать светочувствительностью фотокамеры или выдержкой затвора. В последнем случае, возможно, придется использовать штатив (даже рекомендовано при предметной съемке). Использовать один источник рекомендуется со стороны фотографа, в стороне под углом 45 градусов относительно фотографа или сбоку перпендикулярно оси фотоаппарата.

Использование двух источников освещения

Вторым вариантом является использование двух источников, что более профессионально. Выставить аппаратуру и настроить мощность при использовании вспышки очень трудно, так как мы не наблюдаем результат в режиме «онлайн». Поэтому в целях обучения лучше для начала поэкспериментировать на постоянном свете. Вариант расстановки основывается на том, что основной осветительный прибор используется подобно предыдущему варианту, а второй источник освещения – с меньшей как минимум в два раза мощностью – слегка корректирует направление теней и используется сбоку от модели (объекта съемки).

Использование трех источников освещения

Это самый профессиональный вариант. Все как во втором варианте, но добавляется фоновый свет. Его задача – отделить объект от фона. Остальное по известному принципу – рисующий (основной) – самый яркий, заполняющий – на уровне одной четвертой от мощности рисующего. Дополнительные (кроме рисующего) осветительные приборы призваны только добавить профессионализма в фотографию, они не должны сильно смягчать тени. Их мощность должна оставаться на уровне, позволяющим считать получаемое освещение жестким.