Мотивация, которую ты искал: почему никогда не поздно начать учиться

Содержание

Особенности преподавания взрослым

Очевидно, что зрелых учеников формально действительно можно считать более «серьезными», чем детей, подростков и молодых студентов. Значит ли это, что от занятий они ждут монотонности, постоянного напряжения и завышенных требований со стороны репетитора или университетского профессора? Отнюдь. Андрагогика – отрасль педагогической науки, исследующая теоретические и практические проблемы образования и воспитания взрослых – сформулировала несколько принципов, которыми стоит руководствоваться преподавателю при работе с взрослым учеником:

Принцип паритета. Ребенок, как правило, ищет в учителе наставника

Взрослому же важно чувствовать, что они с педагогом находятся в одной связке, имеют равные права, движутся к единой цели и оба могут беспрепятственно вносить коррективы в процесс обучения;

Принцип индивидуального подхода. С детьми учитель зачастую отрабатывает устоявшиеся модели подачи материала: готовит к экзаменам или «подтягивает» по предметам школьной программы. У взрослого ученика обычно есть особые ожидания от уроков

Чтобы удовлетворить их, преподаватель должен, во-первых, иметь о них четкое представление, а во-вторых, уметь перестраивать курс занятий под конкретные требования и при необходимости импровизировать;

Принцип свободы выбора. Поскольку вопрос дисциплины в случае с взрослыми не стоит остро, преподавателю нужно принимать как данность тот факт, что цель занятий определяет не он, а также научиться прислушиваться к мнению ученика, когда тот говорит, что ему не подходит та или иная методика;

Принцип диалога. Преподаватель всегда должен быть готов обсудить с учеником их совместные занятия, выслушать его сомнения и страхи, поделиться своими ощущениями, не побояться сказать, что прогресс идет слишком медленно, или, наоборот, указать ученику на его сильные стороны и предложить сделать упор на упражнения, которые ему лучше удаются;

Принцип увлекательности. Даже если взрослый обращается к репетитору с конкретной практической целью, толк от занятий будет минимальным, если они окажутся скучными, однообразными и чересчур академичными. Преподаватель должен уметь поддерживать интерес к своему предмету вне зависимости от возраста подопечного.

Рисование помогает поверить в себя

Тот, кто не слишком верит в себя, свои силы или талант, обычно не рискует выставить свои работы на всеобщее обозрение. Чем больше человек рисует, тем лучше результаты, которые он показывает — и тем меньше его в принципе волнует критика окружающих, потому что удовольствие он начинает получать собственно от процесса. 

Самооценка от этого повышается, а характер становится спокойнее и тверже. Желающим убедиться в этом рекомендуется пройти курс «Рисовать — это просто». Это отличная возможность поверить в свои силы и увидеть результат на бумаге уже после первого занятия — умение рисовать это не столько талант, сколько трудолюбие и практика (замечательная новость для тех, кому постоянно твердили об отсутствии склонности к рисунку или живописи). 

Советы специалистов

Выбраться из «клетки» не так уж и сложно, как вам кажется. Все преграды только в голове. Конечно, многие начнут сетовать на отсутствие финансов или наличие каких-либо физических недостатков, которые мешают «зажить по-настоящему». Но кто мешает вам изменить ситуацию? Похудеть, накачать мышцы, поменять работу или род деятельности, чтобы больше зарабатывать?

Ведь если только сидеть и плакаться об отсутствии возможностей, последние сами собой не появятся. Только вы можете создавать ту реальность, которую заслуживаете. Как вы думаете, вы заслуживаете быть счастливым, невзирая на мнение окружающих людей? Если да, то почему вы сидите сложа руки? Если нет, то почему чужое мнение дороже, чем счастье? Замкнутый круг получается.

Известный специалист по мотивации Джеймс Клир дает следующие советы тем, кто запутался:

Создавайте напоминания

Для этого можно использовать ежедневник, в котором следует отмечать дела первой важности. Также можно установить уведомления на свой смартфон

Если первый метод вам неудобен, то просто включите дела в ежедневную рутину. Например, вы мечтаете заняться танцами, а времени вечно не хватает. Не обязательно посещать несколько часовые занятия. Достаточно просыпаться, включать ритмичные мотивы и со всей страстью пускаться в пляс. Устраивайте напоминания для вашего сознания. Например, чистим зубы, а после уделяем 5 минут медитации. Каждый раз, останавливаясь на красный цвет, думайте о чем-то хорошем. Продумывание таких моментов помогает создать причинно-следственную связь. Не ставьте слишком сложные цели. Вашей мотивации может хватить на неделю, после чего страсть поутихнет, и вы вернетесь к прежней скучной жизни. Слишком грубый график не принесет положительного эффекта. Лучше устраивайте его так, чтобы цели пересекались с обыденной жизнью. Например, если вы мечтаете похудеть, то вместо жесткой диеты, создайте день здоровой пищи раз в неделю. Затем плавно переходите к задуманному. Сами увидите, как со временем у вас выработается привычка правильно питаться. Перестаньте переживать и искать отговорки. Если чувствуете, что «программа действий» вам не по плечу, то стоить немного, снизить планку. Маленьких целей добиваться легче. А от них переходить к более крупным. И так ступень за ступенью, пока вы не окажетесь на вершине собственного Олимпа.

Помните, что любые начинания нужно внутренне принять. Искренне их возжелать. Ведь никогда не поздно начать действовать. Все у вас получится!

Никогда не поздно изменить сюжет своей жизни


Фото Pexels Испорченные неудавшиеся отношения, нереализованные планы, застой и отсутствие развития – всё это угнетает и заставляет опускать руки.

Вы не решаетесь продолжать попытки, так как все ваши усилия сделать шаг вперёд и исправить кучу совершённых ошибок и промахов не срабатывают. Вы считаете, что находитесь практически на самом дне жизни, но опасаетесь что-то предпринимать «дабы хуже не стало». Но даже если вы боитесь худшего, вы всё равно можете потихоньку и мелкими шажками работать над изменениями.

Представьте себе, что через какое-то время обнаружите, что больше не живёте по своему старому сценарию – вы из него вырвались.

Не поздно ли сменить профессию?

Нет, не на царя, как в известном фильме, а в связи с увольнением по собственному или не очень желанию, особенно тех, кому за… Оказавшись один на один с рынком труда, надо представлять, в ком сейчас наиболее заинтересованы работодатели:

  • В медицине – врачи, косметологи, фармацевты, фельдшеры, медсестры, сиделки, ветеринары;
  • В экономике: бухгалтеры, маркетологи, финансисты, логисты, аудиторы и др.;
  • Большим спросом пользуются инженеры, нефтяники, геологи, специалисты по IT- технологиям;
  • Среди гуманитариев: юристы, педагоги, дизайнеры, психологи, журналисты, фотографы и др.
  • Традиционно женские профессии: повара-кондитеры, парикмахеры, секретари, администраторы, служащие колл-центра, продавцы, диспетчеры;
  • Мужчинам тоже есть где «приложить руки»: слесари, токари, фрезеровщики, сварщики, электрики, монтажники, водители;
  • Очень нужны строители, а на севере, в местах добычи углеводородов – бурильщики, крановщики, бульдозеристы.

Кстати, центры занятости размещают вакансии на своих сайтах и должны способствовать осуществлению стремления всех людей в поиске работы, разве что не будут обучать пенсионеров.

Какие креативные профессии сегодня могут освоить люди во взрослом возрасте?

Если есть мотивация и вовлечение, то взрослый человек может освоить любую креативную профессию. Творческий рынок сейчас по миру растет более чем на 8% каждый год и является одним из самых динамичных.

Почти половина (42%) респондентов признались, что в детстве мечтали о творческой профессии. Каждый десятый хотел стать актером, каждый 17-й — музыкантом, каждый 20-й — певцом, писателем, поэтом или художником.

К тому же возможностей для этого сейчас гораздо больше: сейчас относительно стабильное время, и людям старшего возраста на сегодняшний день представлены большие перспективы, не только образовательные, но и карьерные, досуговые. В настоящее время людям предоставляется в том числе и большая свобода — уже не нужно выбирать профессию раз и навсегда, никто не ждет, что вы проработаете всю жизнь на одном заводе. Гораздо больше поощряется наличие хобби, личных достижений за пределами работы и семьи.

Умственные способности человека страдают от однотипных задач

Стремясь лишний раз не утруждать себя, мозг создает для выполнения привычных задач своего рода “макросы”. О них рассказывал биолог Ричард Симон еще в начале позапрошлого века, назвав их «энграммами» — следом памяти, который всегда остается в результате повторного воздействия раздражителя. Проще всего представить энграммы в виде тропинок, которые приходится протаптывать нашим нейронам в мозгу.

Чем чаще нам приходится выполнять одно и то же действие, тем более отчетливой становится тропинка. Со временем она превращается в целую комфортную дорожку, прохождение по которой не требует каких-либо усилий. С одной стороны, это наделяет нас “сверхспособностями”, когда навыки позволяют нам выполнять знакомую работу буквально с закрытыми глазами. Но с другой, мозг при этом совершенно не напрягается, так как все действия выполняются на автоматизме, то есть машинально. К примеру, водитель с опытом не задумывается как включить первую передачу, и какие педали нажать, чтобы тронуться с места. Также мы не думаем как и какое приложение открыть на смартфоне, чтобы почитать новости науки на Telegram-канале Hi-News.

Для выполнения одинаковых действий, чтобы меньше тратить энергии, мозг использует «макросы»

Конечно, обладать такими навыками тоже необходимо. Однако, когда мы пользуемся только энграммами, в мозгу перестают работать базальные ганглии, отвечающие за выработку нейромедиатора ацетилхолина, играющий важную роль в обучении и памяти. По сути, он помогает нейронам “протаптывать” новые «тропинки» среди всего информационного шума, накопленного в мозгу. Поэтому, когда меньше вырабатывается ацетилхолина, мозг становится менее “пластичным”, новая информация хуже усваивается, человеку сложнее становится овладевать новыми навыками. Параллельно с этим существующие нейронные связи в мозгу начинают ослабевать. Другими словами, человек начинает деградировать.

Чтобы понятнее было, к чему в конце концов приводит отсутствие «пластичности» мозга — посмотрите на стариков в возрасте от 70 лет. Большинство из них не может освоить таймер на стиральной машинке или микроволновке, не говоря уже об использовании сложных гаджетов. Постоянная же умственная нагрузка позволяет длительное время оставаться мозгу молодым и «пластичным». Наверняка, многим из вас встречались люди, которые даже в преклонном возрасте сохранили ясность ума и не испытывали проблем с освоением современной бытовой техники. Как правило, это происходит, когда старики не прекращают заниматься умственной деятельностью даже на пенсии. Правда, как недавно выяснили ученые, для поддержания мозга в форме важны еще и занятия спортом.

Изучение карты Лондона в течение нескольких лет привело к увеличению гиппокампа у лондонских таксистов

О чем мы жалеем

В жизни каждого человека есть такие моменты, о которых мы страстно жалеем. Виду, конечно, не подаем, но сильно сокрушаемся об упущенных возможностях. Многие такие моменты особенно сильно вспоминаются перед сном. Вот лежишь и представляешь: а что, если бы я поступил иначе? Мозг рисует картины из призрачного возможного будущего, которое уже упущено.

Мысли о том, что «вот завтра я все изменю», чаще всего так и остаются ночными фантазиями. Человека сдерживает страх начать новое. А затем вновь наступает сожаление, и так по кругу. Ведь так сложно что-то менять, отказываться от привычного, стабильного ритма жизни. Как же решиться на перемены, которые могут сделать вашу жизнь счастливой? Первым делом, вам нужно перестать сомневаться и начать действовать безотлагательно.

Возраст и способности к обучению


способность учиться в зрелом

Давайте посмотрим на это с практической стороны. Каждый раз, когда в привычной окружающей среде появляется неизвестный элемент, вашему мозгу приходится как-то это принимать и анализировать. Например, когда вы впервые используете новое приложение на телефоне или эксперементируете на кухне, готовя новое блюдо, мозг запоминает и усваивает последовательность действий. В будущем он воссоздает ее все более и более эффективно.

Это происходит настолько естественно, что никто даже не воспринимаете это как обучение. В конце концов, это не утомительно и не скучно, правда? Потому что это не воспринимается, как урок и не подходит под известные стереотипы. Правильный объем и подачу информации намного легче усвоить. Вы не испугаетесь размеров материала и не будете подвержены риску переобучения.

Учитесь как взрослый и ломайте стереотипы

Образование взрослых не должно быть привилегией, проявлением эгоизма или эксцентричности. Думайте об этом как об отличном способе развить силу воли и повысить самооценку, которые пригодится во многих других сферах жизни. Мы живем в обществе, где высоко ценится личное развитие. Кто знает, может, ваше самосовершенствование вдохновит ваших друзей?

О преимуществах дополнительных навыков можно написать еще одну статью.

  1. Вы проявляете себя на работе, и новый навык, например, иностранный язык, переводится в ощутимую прибавку к зарплате.
  2. Сможете добавить новые навыки в свое резюме.
  3. Приобретете уверенность в себе.
  4. Станете более организованным.
  5. Пробудите свои страсти и увлечения.

Поэтому, прежде чем вы снова скажете «в моем возрасте я не могу этого сделать» или «это не для моих мозгов» — дайте себе шанс! Приведем цитату из выступления известного актера Джима Керри:

Из видео вы узнаете какие 10 правил успеха выделяет Джим Керри. Ведь он считает, что жизнь всегда дает шансы на успех, надо только их не пропустить и учиться никогда не поздно.

Повышение своей ценности на рынке труда

Чем глубже твои знания, чем больше они соответствуют имеющимся запросам работодателей, тем более ценным соискателем ты становишься. Ты ведь не готов устраиваться куда попало? А чтобы получить место в хорошей компании, нужно быть специалистом в своем деле. Добиться этого можно, только регулярно открывая для себя что-то новое и следуя трендам и нововведениям твоей сферы деятельности.

Также в этом поможет рекомендательная система. Одно дело, если ты эксперт, а другое — эксперт, за которого могут поручиться. Наглядный пример того, как это работает, — компьютерная академия «ШАГ»: она делает всё, чтобы выпускников принимали на работу сразу после окончания курсов. Их студенты получают международный диплом и сертификаты от компаний-партнеров, что помогло многим выпускникам устроиться на работу в такие компании, как Cisco, eBay, Snapchat, Ubisoft, IBM, Facebook, Dell, Microsoft и HP.

Если и ты желаешь стать востребованным специалистом в сфере IT, обрати внимание на образовательные программы компьютерной академии «ШАГ». С момента создания в 1999 году она разрослась до 102 филиалов в 22 странах мира

Конкретно в России — 40 филиалов. В академии работают порядка 2 700 преподавателей, которые успешно выпустили более 125 000 студентов. Благодаря многообразию форм обучения, тебе не придется выкраивать время, подстраиваясь под расписание, — оно подстроится под тебя.

Пробелы в знаниях

С точки зрения маркетинга существует парадоксальная ситуация. Есть просто горы литературы, посвященной маркетинговым исследованиям, сегментации, позиционированию и прочим, прочим классическим маркетинговым инструментам. Но существуют просто единицы изданий, книжек и журналов, где руководитель может ознакомиться с теорией, тактикой, организацией маркетинга в своей компании, каким должен быть руководитель, что это вообще такое — маркетинговая система, как она должна работать, как не должна и почему. Когда я столкнулся с таким диссонансом, возникла идея моего курса — «Маркетинг не для маркетологов» — как руководителей бизнеса напитать практическими навыками, знаниями, опытом построения маркетинговых систем своих компаний. Эта тема практически не раскрыта сегодня у нас ни в бизнесе, ни в образовании.

Что касается управления проектами, то тут несколько другая история. Существуют проработанные многостраничные методические пособия по управлению проектами, классические, международного уровня. Но во многих компаниях, особенно небольших, с этими пособиями совершенно не знакомы. С другой стороны, они настолько объемны, что быстро изучить их, когда голова занята текущей работой, особенно руководителю, очень сложно. И в этом смысле необходима предметная адаптация к масштабам и размерам своей компании, чтобы управление проектами было эффективным.

Кроме того, с опытом стала очевидна простая, но удивительная вещь. Прочитав любую методическую литературу, из одного и того же текста разные люди делают разные выводы. Потому что у людей разные способы обработки информации, разные способности, разный опыт и т.д. Это похоже на музыку, когда «Лунную сонату» Бетховена может сыграть любой выпускник музыкальной школы, но тысяча человек играет так, что слушать невозможно, десять — более-менее, и только один — так, что плакать хочется. В управлении проектами ситуация очень похожая, можно прочитать, можно наизусть выучить все методические указания, но если нет понимания того, какого рода нужны способности, навыки и, если угодно, талант, то успехов в управлении проектами не будет. Как только слушатели это усвоят, у них создается более объемное понимание сути проблемы. Нужно знать и уметь нанимать людей, которые к этому предрасположены, тогда и будет успех.

Расстановка целей

Теперь, когда вы уже сделали первый шаг, пора расставить приоритеты в своем списке. Отметив подлинные устремления, нужно добавить несколько дополнительных колонок. В них вы должны отметить следующие пункты:

  • Необходимы ресурсы для исполнения поставленной цели. Тут вы записываете, что у вас уже есть, и что еще потребуется дополнительно.
  • Оцениваете возможность исполнения и добычи ресурсов. Дополняете список, вносите поправки.

Теперь самое сложное. Вы должны «увидеть» себя в уже свершившемся будущем. Такая практика позволит максимально сосредоточиться и приблизиться к исполнению желаний.

Наш бизнес

Наша компания является лидером системной интеграции в областях телерадиовещания, телекоммуникаций, аудиовизуальных технологий, кино, многофункциональных объектов. Комбинация наших компетенций является уникальной. Мы создаем сложнейшие технические комплексы, такие как телецентры, медиацентры, телекоммуникационные системы цифровой передачи телевизионных сигналов. Оснащаем концертные, конгресс- и кинозалы, торгово-развлекательные комплексы. И основная часть нашего бизнеса сосредоточена в этом. В то же время у нас есть дилерская сеть по продаже профессионального оборудования по всей стране. То есть наша группа компаний представляет собой диверсифицированный бизнес с различными рыночными направлениями и с различными каналами продаж.

Стоит ли учиться взрослому

a form of stimulation

Никогда не поздно учиться и добиваться успеха в новых областях. Конечно, помимо большого желания и целеустремленности, большую роль играют врожденные предрасположенности. Но кто может признать, что все свои таланты он открыл давно? Тем более, что личное развитие не сводится (по крайней мере в большинстве случаев) к достижению мировой славы, как Ван Гог или Джулия Чайлд.

Но как всегда, прежде чем вносить какие-либо изменения в свою жизнь, возникают сомнения и появляются отговорки. Так почему же стоит учиться в любом возрасте?

Дети учатся, потому что, с одной стороны, их разум наиболее восприимчив к знаниям, а с другой стороны, взрослые не оставляют им выбора. Школа — их основная обязанность. Однако здесь учебная программа навязывается им и — по крайней мере, до определенного момента — имеет очень общую форму.

Совсем другое дело — образование взрослых. Его главная особенность — добровольность. Для такого обучения характерна конкретная специализация. Студент в зрелом возрасте выбирает сферу в которой хочет развиваться. Он более требователен и целеустремлен, после занятий ожидает результатов и может судить, доволен он ими или нет.

Взрослый ученик знает, что начал учиться по определенным причинам, а не по принуждению. Это дает гораздо больше контроля над тем, что и как учить . Он делает выбор осознанно и имеет право ожидать от этого выгоды.

Мотивация

Если вам трудно себя мотивировать на свершение дальновидных планов, то следует задать своему «Я» несколько вопросов:

  1. Что тебе мешает получить жизнь мечты?
  2. Не будешь ли ты жалеть об упущенных возможностях в старости?
  3. Сколько можно смотреть, как другие наслаждаются жизнью, а вы только с завистью вздыхаете?

Это лишь малая часть вопросов, которые стоит задать себе. Не нужно ждать особого дня, чтобы начать все сначала. Цитата: «Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть» (Джордж Элиот) ярко это подтверждает. Ведь человек дело говорит. Только вы можете сделать из себя то, что хотите. Вас никто не принуждает и не держит. Попробуйте изменить настройки своей привычной реальности на ту, о которой мечтаете. А пройдет время, вы еще пожалеете, что не решились на счастливую жизнь раньше. Ведь время бесценно. И тратить его на несчастливое существование, как минимум, несправедливо.

Знаете, о чем по статистике больше всего жалеют пожилые люди? Больше всего они сожалеют о том, что посвятили свою жизнь нелюбимому делу. Что боялись перемен. А вот в старости к ним приходит осознание, что все могло получиться. Да только времени много они упустили. А другие счастливчики, хоть уже и в преклонном возрасте, все же решаются осуществлять свои желания, понимая, что это их последний шанс. Так зачем же ждать и создавать себе выдуманные преграды? Ведь у вас есть возможность воплотить задуманное и прожить ту жизнь, о которой вы мечтаете.

Зачем взрослым нужно обучение?

, вне зависимости от возраста человеку нужно учиться, чтобы его мозг оставался активным.

Существует понятие — нейропластичность мозга. О нем говорят много исследователей, нейропсихологов и проведено много экспериментов. Это качество мозга, благодаря которому свойства нейронов и нейронные сети могут изменяться под воздействием нового опыта, в том числе — восстанавливать или формировать новые связи. Когда вы перестаете что-то практиковать, связи между вашими нейронами ослабевают. Обучение же, тем более во взрослом возрасте, помогает поддерживать существующие и создавать новые нейронные связи.

Доля опрошенных, использующих подкасты для обучения новым вещам:

  • Z (18-24) — 37%

  • Y (25-34) — 52%

  • X и старше (35+) — 54%

Поколение Z намного больше внимания уделяет развлекательным и музыкальным подкастам, чем познавательным и обучающим. В то время как поколение Х (35+) больше всех использовало подкасты для обучения. Так что не стоит недооценивать стремление этой группы к обучению и освоению новых форматов. К тому же, более взрослые люди осознанно и добровольно выбирают обучение чаще, чем развлечение.

К тому же непрерывное обучение поможет оставаться востребованным специалистом. В конце 2019 года консалтинговая компания BCG и международный альянс ведущих онлайн-платформ по поиску работы The Network (в России представлен компанией hh.ru) опубликовали результаты опроса 366 тыс. сотрудников из 197 стран, включая Россию. Более 60% респондентов убеждены, что их текущая работа изменится под влиянием таких трендов, как автоматизация, роботизация, распространение технологий искусственного интеллекта.

Прогоните страх

Боязнь перемен, чего-то нового и неизвестного — это нормальное ощущение, присущее каждому человеку. Однако порой это чувство словно капкан держит и не дает возможности быть счастливым. Ваша задача — побороть свой страх. Ведь никогда не поздно начать действовать, чтобы получить то, чего так желает душа.

Важно понять, что стало причиной появления этого чувства. Тут вновь в дело вступает ручка и лист бумаги

Помните, что никогда не поздно начать жить, как вам угодно. Опишите свои желания, а затем отметьте, что не дает вам к ним приблизиться. Выявив «врага», будет проще с ним разобраться.

Если же самому провести такую работу вам не под силу, то обратитесь к специалисту. Психолог поможет разобраться в сложившейся ситуации. Вы сможете вместе найти ответ и построить правильный вариант действий. Вы должны понять, что являетесь хозяином своей судьбы. Как будет проходить ваша жизнь, решать только вам.

Просто поймите, что общество научилось рационализировать свой страх, ежедневно подкрепляя его уверенностью в том, что ничего не изменится. Негатив, льющийся с голубых экранов, вгоняет людей в состояние анабиоза, уверяя, что правильно жить «под диктовку». Но вы вправе выбирать самостоятельно, когда лучше начать новое дело, которое подарит счастье и удовлетворение от жизни.

Как правильно выбрать образовательные программы и курсы?

Если вы решили начать учиться, вы уже сделали существенный шаг вперед. Но одного решения недостаточно, нужно выстроить образовательную траекторию. Чтобы это сделать, ответьте на следующие вопросы:

Какая у вас цель?

В онлайн-обучении это выходит на первый план. По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3–5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.

Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.

Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация

Важно очень четко сформулировать свои ожидания от обучения. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек»

Зачем вам нужен этот навык?

Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.

Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?

Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.

С кем и у кого вы хотите учиться?

Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками

В онлайн-среде, если речь идет о синхронных «живых» форматах, срабатывают психологические барьеры. Общаться с людьми через видеочат (а иногда и вовсе только голосом) может быть сложно

Тут важно мастерство ведущего урока, который должен организовать его так, чтобы, используя доступные инструменты, пробиться «через экран» и помочь участникам чувствовать себя свободно

Качество программы можно определить, изучив следующие параметры:

Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.

Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями. Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно

Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.

Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться несколько раз в год.

Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.

Что может насторожить
  • Устаревшие архивные видеолекции

  • Нерелевантный практический опыт преподавателя по предмету/навыку, которые он помогает получить

  • Отсутствие обратной связи с учителем и способов коммуникации с однокурсниками

  • Нерелеватная учебная программа.

  • Отсутствие трекинга прогресса

  • Плохие отзывы в тематических группах или сообществах

  • Несоответствие цены и ожидаемой выгоды от курса

Реальные трудности

Трудности при управлении такого рода бизнесом обусловлены, с одной стороны, его характером. Скоординированно управлять, по сути, несколькими компаниями, работающими в смежных рынках, и конкурировать на каждом из них со специализированными компаниями достаточно сложно.

Компании такого рода, как правило, относительно маленькие, несколько десятков человек, и управляются соответствующим способом. В нашей же компании сотрудников на порядок больше, для такого бизнеса это большой размер, соответственно, возникают реальные сложности с управлением.

С другой стороны, маркетинговая стратегия, тактика и политика требуют от управления таким многообразием бизнес-направлений особенно выверенной методики. В этом смысле мы переживали реальные трудности на определенном этапе развития, решая вопросы: каким образом сформировать оптимальную маркетинговую стратегию и построить эффективную маркетинговую систему компании?

И последнее, что хотелось бы отметить… Когда компания задействована в трех-четырех-пяти — десяти проектах в год — это одна ситуация. В прошлом году мы сделали больше ста проектов. Организация системы управления проектами в такой компании — процесс непростой, и здесь мы тоже прошли через определенные трудности роста, «детские болезни» и т.п.

Поскольку я в преподавании акцентирован на двух курсах — «Коммуникации маркетинга», или «Маркетинг не для маркетологов», и «Управление проектами», то я как раз использовал как опыт построения маркетинговой системы в нашей компании, так и построение системы управления проектами в своих кейс-стади, в своих курсах.

Воплощение перемен. Определяем главные цели

Итак, когда никакие психологические блоки не мешают реализовывать необходимые жизненные преобразования, настает пора обрисовать собственные намерения. Для этого стоит подумать о том, какой именно сферы они касаются, и в чем должны выражаться. Может быть, эти преобразования должны касаться карьеры? Или же речь идет о перемене места жительства? Подумайте о том, какими являются ваши цели.

Туристы из Китая в нашем супермаркете: что их удивило больше всего

Собаки не простужаются, но переохлаждаются: как защитить своего питомца

Вещество, найденное в антарктических льдах, может раскрыть «марсианскую тайну»

Смысл пословицы

Смысл пословицы сводится к тому, что человек должен постоянно учиться. Без развития и обучения чему-либо человек может многое потерять. Он не сможет добиться крупных успехов по работе, не будет вовлечен в общемировую картину. К тому же ученые доказали, что те, кто регулярно тренирует свой мозг (читает книги, изучает языки, осваивает новые виды деятельности и т.п.), менее подвержены болезням мозга в старости. То есть у них лучше обстоят дела с памятью и ментальным здоровьем. А в придачу они интересные собеседники с широким кругозором, которые всегда могут поделиться чем-то важным и интересным с другими.

Какой он – взрослый ученик?

Безусловно, все люди – разные, и на десяток легкомысленных подростков обычно находится хотя бы один серьезный, сдержанный, способный блестяще усваивать материал и трезво оценивать свои силы. Однако, в целом, ученики, вышедшие из школьного и университетского возраста, действительно подходят к процессу обучения более осознанно, чем дети. Репетиторы отмечают и другие особенности поведения и отношения к занятиям, свойственные взрослым клиентам:

  • Если ребенок редко задумывается над вопросом, когда и в какой ситуации пригодятся ему математика и физика, то взрослый хочет найти способ применения полученным знаниям в недалекой перспективе;
  • Опыт накладывает на взрослого более глубокий отпечаток, чем на ребенка, и может как способствовать процессу обучения, так и тормозить его: допустим, один человек долгие годы работал в компании, где было принято часто проходить курсы повышения квалификации, и тратить время и деньги на занятия с репетитором для него – обычное дело. Другой же может сам иметь за плечами работу в сфере образования и будет постоянно пытаться навязать репетитору свой взгляд на то, как должны строиться занятия;
  • Для взрослого важную роль играет комфорт – в том числе психологический. Конечно, ребенку тоже мешает решать примеры жесткий стул, недостаточное освещение или резкий голос учителя, но взрослый лучше распознает свои эмоции, быстрее понимает, удается ему найти общий язык с преподавателем или нет, и может отказаться от услуг репетитора потому лишь, что не получает удовлетворения от общения с ним;
  • Взрослый дорожит своим правом иметь собственное мнение и считаться самостоятельной личностью. Преподавателю сложнее завоевать авторитет в его глазах, особенно если такой ученик занимает руководящую должность или является главой семьи.