Построение и удаление вспомогательных линий в компас

Содержание

Рамка текста в КОМПАСе

Рамка текста в КОМПАСе не передается на печать и необходима только для более удобного перемещения текстовых блоков, когда можно перемещать текст не только за контур надписи, но и за саму рамку. Чаще всего вопрос с рамкой текста связан с тем, что она перекрывает объекты, которые размещены за ней. Например, вот так:

Чтобы отрезки, либо любые другие объекты не перекрывались, нужно внести дополнительные настройки. Заходим в раздел Параметры, который размещен в разделе «Настройка» главного текстового меню

Переходим на закладку «Текущий чертеж»

Внизу списка переходим на «Перекрывающиеся объекты» и убираем галочку «Прерывать штриховки и линии при пересечении…». Должно быть вот так.

А сам текст уже не будет перекрывать объекты и изображение будет выглядеть вот так:

Развертка на примере усеченного конуса

Развертку конуса можно получить автоматически используя приложение Оборудование: Развертки, либо построить конус листовым телом и развернуть его. Рассмотрим оба способа.

Построение развертки усеченного конуса, выполненного листовым телом

  1. Создадим эскиз на плоскости XY (кликнуть левой кнопкой мыши на плоскость XY и выбрать из всплывающего меню команду «Создать эскиз»);
  2. Построим в эскизе окружность произвольного диаметра с центром в начале координат
  3. Выйдем из эскиза кликнув по индикатору режима и создадим смещенную от XY плоскость. Расстояние выберем любое.Команда»Смещенная плоскость»размещена на инструментальной панели «Вспомогательные объекты» (размещение команды показано на рисунке). После вызова команды необходимо кликнуть по плоскости XY и задать расстояние на Панели параметров, после чего подтвердить создание плоскости командой «Создать объект» 
  4. Создаем на смещенной плоскости эскиз, в эскизе выполняем построение окружности произвольного диаметра с привязкой центра к началу координат (аналогично пунктам 1-2). Выходим из эскиза кликнув левой кнопкой мыши по индикатору режима. В итоге деталь должна иметь следующий вид:
  5. Строим усеченный конус командой «Линейчатая обечайка», которая расположена на панели «Элементы листового тела» в наборе «Листовое моделирование».Запустив команду указываем Эскиз1 и Эскиз2, можно указать их в дереве, можно просто кликнуть по окружностям в окне модели. Также требуется задать толщину стенки усеченного конуса на Панели параметров. Для подтверждения создания тела нажимаем кнопку «Создать объект» 
  6. Усеченный конус построен, теперь необходимо выполнить его развертку. Для этого воспользуемся командой «Развернуть» с Панели быстрого доступа. После вызова команды кликнем по конической грани и нажмем «Создать объект» . Перейти от развертки к усеченному конусу можно отжав режим развертка
  7. Остается перенести данную развертку с 3D в чертеж. Для этого создаем новый документ чертеж. Заходим по пути: Главное текстовое меню — Вставка — Вид с модели — Вид с модели…Указать деталь с разверткой (обязательно файл с деталью сохранить, иначе он не появится в списке). Поставить на Панели параметров галочку «Развертка». В результате будет построен вид с разверткой.

Построение развертки усеченного конуса с помощью приложения

Приложение Оборудование: Развертки позволяет построить развертку деталей имеющих форму:

  • усеченного цилиндра;
  • прямого кругового конуса;
  • усеченного прямого кругового конуса;
  • кругового конуса, усеченного не параллельно основанию;
  • наклонного кругового конуса, усеченного параллельно основанию;
  • тройников;
  • перехода с прямоугольного сечения на круглое;
  • труб прямоугольного и многоугольного сечения;
  • отводов.

Строить развертки поверхностей, имеющих форму типа:

  • цилиндра;
  • конуса;
  • тора;
  • сферы.

Приложение Оборудование: Развертки входит в Машиностроительную конфигурацию КОМПАС и приобретается отдельно от базового КОМПАС. Если Машиностроительная конфигурация на Вашем компьютере установлена, требуется подключить Приложение. Для этого нужно зайти по пути: Главное текстовое меню — Приложения — Конфигуратор — раскрыть в списке раздел Оборудование — выделить строку Оборудование:Развертки и нажать на ссылку «Подключить»

После подключения Приложение появится в наборе инструментальных панелей. Нужно будет выбрать панель Оборудование: Развертки и на панели выбрать тип объекта, развертку которого мы хотим получить.

Построим развертку усеченного конуса, также как в первом примере. Выберем команду «Патрубок конический тип 1». На Панели параметров задаем данные по усеченному конусу: 2 диаметра и высоту и нажимаем «Создать объект»

Откроется окно записи файла в котором нужно указать имя документа

Получаем чертеж развертки с размерами:

Деталь в компас 3d

Сейчас мы с Вами рассмотрим, как создать деталь в компас 3d, а затем ещё ряд вопросов, которые часто задают мне люди (как повернуть, как сделать разрез, как изменить цвет и т.д.). Запускаем программу, нажимаем кнопку «Файл» и сразу выбираем первую строку в выпавшем меню «Создать». Появляется вот такое окно.

Выбираем «Деталь» и либо делаем двойной щелчок по ней левой кнопкой мыши, либо подтверждаем выбор кнопкой «ОК». Теперь перед нами трёхмерная система координат. Построение детали в компас 3d начинается с выбора плоскости.Первым делом выбираем плоскость, в которой начнём строить эскиз. Это может быть любая из плоскостей (ХY, XZ, YZ), я предпочитаю начинать построение с плоскости XY

Для выбора плоскости достаточно щёлкнуть мышкой по одной из её границ, после этого включаем режим эскиза в верхней панели.
Для примера я построю простой вал (точнее даже заготовку вала) двумя способами.Первое, на что хочу обратить Ваше внимание – рекомендую начинать построение детали из начала координат, второе – сейчас режим эскиза активен, это видно по желтой подсветке значка, после построения эскиза нужно по этому значку щёлкнуть, чтобы отключить режим. Ну и для построения окружности я активировал в панели слева раздел «Геометрия», там выбрал окружность, затем под разделом «Геометрия» выбрал нужный и тип размера и задал размер окружности (это не обязательно, но лучше приучать себя ставить размеры на эскизах, чтобы потом было проще редактировать).
Теперь я выключаю режим эскиза, щёлкнув по значку и нажимаю на выдавливание.Длину можно задать двумя способами – ввести значение в нижней панели, или дважды щёлкнуть на размере модели (как сделал я) и появится маленькое окно для ввода значения, я введу 150

Тут же можно задавать и другие параметры. Операция заканчивается подтверждением в левом углу. Всё, можно сказать первый 3d объект построен. Не забываем сохранять время от времени нашу деталь.
Теперь перейдём к следующему вопросу – как изменить в компас 3d цвет детали. По умолчанию наша деталь будет иметь серый невзрачный цвет, но нас это не устраивает, мы же хотим строить полноценную 3d модель с передачей цветов деталей. Поэтому щелкаем правой кнопкой мыши по слову «Деталь» (если задали не только имя, но и обозначение, то вместо слова «Деталь» будет написано обозначение), наша деталь сразу становится зелёной, что говорит о том, что мы сделали её всю активной, и выбираем «Свойства модели».Тут мы можем прописать обозначение, наименование детали, просто щелкнув дважды в соответствующее поле, и, конечно же, задать нужный нам цвет, а также отредактировать свойства цвета, если не один из предложенных не устраивает.
Здесь же можно задать и материал. После настройки также подтверждаем операцию. Теперь следующий вопрос, который иногда возникает у пользователей – как повернуть деталь в компас 3d. Самый простой способ это нажать и держать колёсико мыши и за счёт её перемещения совершать движения детали. Можно щелкнуть по любой из плоскостей и нажать «нормально к…».
Вернёмся к способам построения нашего вала, на данный момент построена только одна часть. Чтобы продолжить строить методом выдавливания, нужно щелкнуть по торцу вала левой кнопкой мыши и нажать на значок эскиза, нарисовать эскиз и снова выдавит, так нужно делать для каждой шейки вала. Это нудный способ.
Куда проще сделать вал методом вращения. Для этого я также выбираю плоскость для построения эскиза (самое начало построения) и рисую эскиз.Чтобы построить деталь способом вращения, обязательно нужна ось вращения, которая выполняется в стиле осевой линии. Ещё одно обязательное условие – эскиз должен находиться по одну сторону от оси вращения, размеры по вертикали, в данном случаи, это радиусы. Также выключаем режим эскиза и выбираем вращение. Кнопка вращения находится там же, где и выдавливание, нужно только нажать на выдавливание и, не отпуская кнопку мыши, выбрать вращение.Сегодня рассказал основные моменты, которые являются самым абсолютным минимумом, который необходим, чтобы построить хоть какую-то деталь в компас 3d. Но даже этих двух операций достаточно, чтобы понимать, как это всё работает. Успехов в изучении и спасибо за прочтение ))).

Дополнительные способы вставки символов

У символов @ и ^ есть аналоги – & и # соответственно. Они имеют схожий синтаксис:

AA – строка, выводимая до вставляемого символа, XX – код вставляемого символа (для & – спецсимвола, для # – символа шрифта), BB – строка, выводимая после вставляемого символа, FNAME – наименование шрифта.

Различий между символами @ и ^, и их аналогами всего два:

  1. В символах & и # нет модификатора Y. Код символа всегда задается в десятичной системе счисления.
  2. Код вставляемого символа задается максимум двумя цифрами.

Ниже приводится исходный код программы, демонстрирующей работу с символами & и #.

На рисунке ниже показан результат работы этой программы.

Дробь

Синтаксис дроби похож на синтаксис отклонений и имеет два равнозначных варианта:

AA – текст выводимый до дроби; XX – числитель; YY – знаменатель; BB – текст выводимый после дроби.

Обратите внимание: единственное, чем отличается вывод дроби от вывода отклонений это наличие буквы d или b сразу после первого знака $. Во всем остальном их синтаксисы идентичны

Если между символами $d ($b) и $ нет символа «;», то вся строка между ними будет интерпретироваться как числитель. Если компонента XX отсутствует, то есть после $d ($b) сразу идет «;», то вся последующая строка до ближайшего $ интерпретируется как знаменатель.

Примечание: текст числителя не должен начинаться с букв s, m или l (строчная L). Причина этого будет объяснена чуть позже.

Ниже приводится пример программы, демонстрирующей вывод дроби с использованием управляющих символов.

На рисунке ниже показан результат работы этой программы.

Учтите, КОМПАС обрабатывает «лишние» символы «;» также как и в случае отклонений. Такое поведение является недокументированным, и полагаться на него нельзя.

Оптимизация эскиза

Все 3D-построения основываются на эскизах. Вот с их упрощения и начнем, чтобы за одну операцию, скажем, выдавливания, у нас получилось как можно большее количество элементов детали. Такой прием значительно снижает объем памяти, занимаемый деталью, да и вообще, это полезная привычка. Но только если вы уверены, что получаемый результат конечен. Если нет, то нужно создавать модель поэтапно и разными операциями, чтобы было проще вносить изменения.

Итак, «Карусель», один из элементов нашей машины. Она выглядит довольно просто, но только на первый взгляд, так как именно от этого элемента зависит, удачно выйдет бутылка или нет. Выбираем верхний круг. Скорее всего, начинающий конструктор будет создавать каждое отверстие в отдельности. Мы же обойдемся одной операцией «выдавливание». Для этого советую ввести себе в привычку параметризацию эскизов. В этом случае вам ненужно будет переделывать весь эскиз, можно лишь поменять пару — тройку параметров. Процесс создания детали включает следующие пункты:

  • создание двух окружностей, которые обрисовывают основные контуры детали;
  • нанесение штрих-пунктира окружностей, отмеряющих расстояние от центра детали до центра отверстия;
  • создание паза под необходимую мне бутылку.

Чтобы упростить редактирование я обычно параметризирую важные элементы эскизов: выставляю размеры командой, которую используют для проставления размеров на чертежах.


.

Сделав эти несложные действия, щелкаю на отверстие для бутылки и использую команду Копия по окружности.

Выбираю нужные мне параметры и центр окружности.

Делаю выдавливание и сохраняю.

Вот и всё! С этой 3D-модели детали можно быстро и легко создать чертёж с ассоциативными видами.

Как сделать осевую линию

Для построения осевой линии используется несколько команд:

Команда «Автоосевая» с инструментальной панели «Обозначения»

Команда «Осевая линия по двум точкам», также с инструментальной панели «Обозначения»

Команда «Отрезок» с инструментальной панели «Геометрия» с выбранным стилем линии «Осевая»

Команда «Отрезок» и «Осевая линия по двум точкам» в плане построения осевых, отличаются в первую очередь заданием выступа осевой за точки привязки.

На Эскизе сверху показан результат использования команды «Осевая линия по двум точкам» , а снизу команды «Отрезок» . Начальная точка в обоих случаях была привязана к вертикальному отрезку.

Построение осевой, любой из этих двух команд, не вызывает сложностей, нужно только указать начальную и конечную точку осевой.

Команда «Автоосевая» имеет больше возможностей, остановимся на ней более подробно. В рамках команды можно выбрать 2 способа построения:

  • по объектам;
  • с указанием границ.

Если выбран способ «По объектам» , то длина осевой строится в зависимости от длины указанных объектов.

Для выполнения команды достаточно просто указать объекты, между которыми должна построиться осевая. Длина осевой будет определена системой автоматически, как половина суммы длин, указанных прямых.


Если выбран способ «С указанием границ» , то кроме указания объектов, нужно указать начальную и конечную точку осевой линии.

Вставка специальных символов

Мы уже рассматривали специальные символы (см. уроки 4 и 10). Тогда для вставки одного спецсимвола использовался отдельный экземпляр интерфейса ksTextItemParam. С помощью управляющих символов вы можете вставлять в строку столько спецсимволов, сколько сочтете нужным без многократного использования интерфейса ksTextItemParam. Синтаксис вставки специальных символов имеет вид:

где АА – строка, располагаемая до специального символа, Y – модификатор представления кода спецсимвола, XXXX – код вставляемого спецсимвола. BB – строка, располагаемая после спецсимвола.

Код вставляемого спецсимвола указывается между @ и

. При этом в зависимости от значения модификатора Y, он может задаваться в десятичной или шестнадцатеричной системе счисления. Допустимые значения модификатора Y приведены в таблице ниже.

Примечание: как показывают мои эксперименты, КОМПАС нормально обрабатывает отсутствие символа

Ниже приводится пример программы, демонстрирующей вывод спецсимволов.

В данном примере дважды выводится один и тот же символ (α альфа). В первый раз его код задается в десятичной системе счисления, во второй раз – в шестнадцатеричной. На рисунке ниже показан результат работы программы.

Управляющие символы позволяют выводить в одной строке несколько спецсимволов. Так, в следующем примере демонстрируется вывод первых трех букв греческого алфавита за один вызов метода ksText.

На рисунке ниже показан результат работы этой программы.

Модификатор + является модификатором по умолчанию. Поэтому приведенную выше строку можно записать так:

При этом результат работы программы останется прежним.

Если после @ стоит недопустимый символ, то строка между @ и

опускаются. Например, при строке:

В документ будет выведено:

Примечание: такое поведение КОМПАС является недокументированным и может различаться в разных версиях программы.

Примечание: управляющие символы не подходят для вставки спецсимволов, содержащих строку. Дело в том, что для ограничения их действия нужно использовать флаг SPECIAL_SYMBOL_END (более подробно см. 10 урок цикла), но управляющие символы не позволяют использовать флаги.

Верхнее и нижнее отклонения

Для вставки отклонений используется следующий синтаксис:

AA – текст выводимый до отклонений; XX – верхнее отклонение; YY – нижнее отклонение; BB – текст выводимый после отклонений.

Обратите внимание: вся конструкция ограничивается символами $, а символ «;» служит разделителем между верхним и нижним отклонениями. Если между символами $ нет разделителя «;», то вся строка между ними интерпретируется как верхнее отклонение

Если компонента XX отсутствует, то есть после первого $ сразу идет «;», то вся последующая строка до ближайшего $ интерпретируется как нижнее отклонение

Если между символами $ нет разделителя «;», то вся строка между ними интерпретируется как верхнее отклонение. Если компонента XX отсутствует, то есть после первого $ сразу идет «;», то вся последующая строка до ближайшего $ интерпретируется как нижнее отклонение.

Примечание: текст верхнего отклонения не должен начинаться с букв b, d, s, m и l (строчная L). Причина этого будет объяснена чуть позже.

Ниже приводится пример программы, демонстрирующей вывод текста с отклонениями

На рисунке ниже показан результат работы этой программы:

Учтите, КОМПАС обрабатывает только один символ «;». Второй символ «;» может интерпретироваться как завершитель всей конструкции. Например, при строке «11$22;33;44$» на экран будет выведено:

Примечание: такое поведение КОМПАС не документировано, поэтому полагаться на него нельзя.

Видео. Урок 1 (часть первая) – Видео уроки Компас 3D

Заставка

Заполнив несложную форму, мы получаем на электронную почту ссылку на архив. Скачиваем архив, не забываем распаковать его и устанавливаем программу. Надеюсь этот процесс не будет для вас затруднителен.

При первом запуске появляется окно Вид приложения — просто нажмите Ок. Настройка вам пока не понадобится.

Запуск программы

После запуска программы мы видим стартовую страницу:

Создадим деталь — для этого просто кликните соответствующий значок на стартовой странице. Эскиз – основа любой модели. Основой любой операции является эскиз. Эскизы располагаются на плоскостях или гранях модели.

Для построения эскиза необходимо нажать кнопку Эскиз на панели Текущее состояние и выделить нужную плоскость.

После этого вы переходите в режим эскиза — изображение разворачивается на плоскость экрана. В правом углу появляется значок режима эскиза.

Создадим прямоугольник. Для этого выберите команду Прямоугольник в панели Геометрия.

Вы можете либо кликнуть в двух произвольных местах на экране, либо ввести значения с клавиатуры. Введем значение высоты 50 мм — нажмем Enter, затем введем значение ширины 50 мм — нажмем Enter. Кликните в любой точке для размещения получившегося квадрата.

Теперь можно выйти из режима эскиза.Для этого либо снова кликните на кнопку эскиза на панели Текущее состояние, либо на значок режима эскиза в правом верхнем углу рабочего поля модели.

Как сделать резьбу в Компасе рельефной

Создадим наружною и внутреннюю метрическую резьбу М42×2 на валу и втулке.

Профилем этой резьбы является равносторонний треугольник с углом 60º при вершине. Высота треугольника рассчитывается по формуле

Создание вала

1 Создаем эскиз треугольника во фрагменте. Копируем его в буфер обмена: выделяем мышкой→Редактор→Копировать.

2 Создаем Деталь, вал диаметром 42 мм, изометрия XYZ, плоскость XY. Выдавливаем его на 60 мм.

3 Делаем на валу фаску 2×45º

5 Выделяем плоскость ZX, т. к. именно ей перпендикулярен один из концов спирали.

Увеличиваем масштаб рамкой в месте, указанном на рисунке.

Проецируем ребра вала на плоскость, при срабатывании привязки Выравнивание ставим точку в конец спирали.

Правой кнопкой мыши вызываем контекстное меню, нажимаем команду вставить.

6 На панели Редактирование модели вызываем команду Вырезать кинематически

Указываем в дереве модели Эскиз 3 и Спираль цилиндрическую. Создаем резьбу.

Скрываем спираль, выделив ее в дереве модели правой кнопкой мыши (команда Скрыть).

7 Увеличим точность отрисовки модели (чтобы все линии были плавные). Жмем

8 Сделаем сбег резьбы.

Создаем эскиз, спроецировав объекты.

Вырезаем эскиз через все.

Вал готов. Меняем цвет, задаем название, сохраняем. Вопрос – как сделать резьбу в Компасе на валу решили.

Создание втулки

1 Создаем втулку с наружным диаметром 54 мм, внутренним 42 мм, делаем фаску 2×45º.

2 Выделяем торец втулки, создаем спираль цилиндрическую, количество витков указываем через всю деталь.

3 На плоскости ZX создаем эскиз. Ставим точку начало спирали.

4 Вставляем треугольник в эскиз на модели.

5 Вырезаем кинематически эскиз, скрываем спираль.

Создание сборки Вал-Втулка

Задаем соосность вала и отверстия втулки.

Выделяем торцы вала и втулки. Регулируя расстояние, «вворачиваем» вал во втулку.

А вот и видеоурок по теме.

Возможно, вас заинтересует урок по созданию сборки резьбовых соединений с использованием библиотеки.

Смею надеяться, что теперь вопрос – как сделать резьбу в Компасе не будет вас терзать своей неразрешимостью.

Управление размером отклонений и дроби

В самом начале конструкции построения отклонений или дроби может находиться одна из букв: s, m или l (строчная L). Они задают размер отклонений и элементов дроби (числителя и знаменателя). Их назначение описывается в таблице ниже.

Если ни одна из этих букв не указана, то для дроби используется l, а для отклонений m. Ниже приводится пример программы, демонстрирующей использование этих букв.

На рисунке ниже показан результат работы этой программы.

Хотя в данном примере буквы s, m и l используются для дроби, их применение для отклонений ничем не отличается.

Учтите, что если между началом дроби или отклонения ($, $d или $b) и буквой s, m или l находится хотя бы один «посторонний» символ (например, пробел), то КОМПАС «не увидит» букв, и дробь или отклонение будут иметь размер по умолчанию.

Использование и особенности интерфейса

Программа позволяет создавать параметрические и непараметрические чертежи. Первые из них содержат данные о взаимосвязях и ограничениях, которые применяются к геометрическим объектам. Изменения одного параметра приводят к преобразованию другого.

После выбора режима работы открывается окно с параметрами:

  1. Главное меню включает набор базовых команд для работы с проектом.
  2. Панели инструментов становятся доступны при использовании дополнительных команд для объектов.
  3. Библиотека содержит шаблоны, которые ускоряют работу над проектом.
  4. Компактная панель используется для самых частых команд.
  5. Дерево документа учитывает все действия, которые производились над объектом.
  6. Окно работы с переменными определяет взаимосвязи в формате математических значений.
  7. Панель свойств и параметров применяет к моделям специальные настройки.

Чертежи также можно делать из 3D моделей, что экономит время, уменьшает риск появления ошибок в проекте, ведь виды и разрезы создаются автоматически.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Масштаб размеров

Масштабировать в КОМПАС можно не только геометрию, но и размеры, в том числе и значения размеров. Для масштабирования необходимо выделить геометрию с размерами и с инструментальной панели «Правка» запустить команду «Масштабировать»

Указать на Панели параметров коэффициенты масштабирования и кликнуть на чертеже в точке, которая не должна изменить своего положения при выполнении команды. В результате отмасштабируется как геометрия, так и все выделенные размеры.

Иногда встречается другая задача нужно, чтобы геометрия внешне не изменилась, а значения во всех размерах уменьшились или увеличились на определенный коэффициент. В этом случае нужно отмасштабировать вначале геометрию и размеры по описанному чуть выше способу, а затем изменить масштаб Вида в котором выполнено построение.

Если изначально новый вид не создавался, то закладка «Дерево чертежа» на Панели параметров будет иметь вид:

У системного вида нет возможности поменять масштаб, поэтому нам нужно создать еще один вид и скопировать в него геометрию вместе с размерами.

Для создания вида переходим в Главное текстовое меню — Вставка — Новый вид — указываем на Панели параметров требуемый масштаб и кликаем в любом месте чертежа (точка клика будет являться точкой с координатами 0;0)

В Дереве чертежа кликаем по номеру Системного вида, чтобы сделать его активным, после чего рамкой выделяем всю геометрию (вместе с размерами), которую хотим перенести на другой вид, кликаем правой кнопкой по выделенным объектам и выбираем «Вырезать», указываем базовую точку копирования. Следующим шагом делаем текущим только что созданный вид (также кликая на его номер в Дереве), затем нажимаем правой кнопкой мыши и выбираем «Вставить», указываем точку вставки. В результате операции геометрия визуально станет больше или меньше в зависимости от масштаба, а размеры не поменяются.

Настройки размеров

Все настройки размеров можно посмотреть и изменить по пути: Главное текстовое меню — Настройка — Параметры — закладка Текущий чертеж — Размеры. Что конкретно можно изменить:

  • выход выносных линий за размерную;
  • угол стрелки;
  • длину стрелки;
  • расстояние от выносной линии до текста;
  • расстояние от размерной линии текста;
  • выход размерной линии за текст;
  • длина засечки;
  • угол излома радиального размера;
  • длина выносных линий;
  • выход размерных линий за выносную;
  • длина стрелок и расстояние до полки у отметок уровня;
  • вид засечки (основной или тонкой линией), вид стрелки (зачернять, не зачернять);
  • тип стрелки (стрелка, заческа, точка и др.);
  • параметры размерной надписи (шрифт, высота символов, шаг строк …);
  • положение размерной надписи;
  • допуски и предельные значения.

Светящиеся шкала и стрелка

Часто на стрелку и на шкалу наносится состав, который светится в темноте. Что, конечно же, улучшает возможность ориентироваться в темное время суток.

Вначале для светящегося компаса на магнитную стрелку и циферблат наносились специальные вещества фосфоры, обладающие свойством фосфоресценции — свечения в темноте после их облучения («зарядки») солнечным светом. Однако длительность такого свечения была небольшой.В 20-х гг. прошлого века для этих целей стали использоваться вещества (обычно на основе изотопов тория или радия), свечение которых было обусловлено мягким и жестким излучением (радиолюминесценция). При этом не требовалась «подзарядка» солнечным светом, и свечение сохранялось на протяжении десятков лет. Однако из-за вредного влияния на здоровье в середине прошлого века им на смену пришли новые виды фосфоресцирующих материалов, длительность свечения превышала 10 часов.В зависимости от состава люминофора свечение тритиевых трубок может быть разного цвета – от зеленого и желтого до синего и красного. В военных компасах обычно используются люминофоры, дающие зеленый цвет (самое яркое и интенсивное свечение). Гарантированная длительность эксплуатации тритиевой подсветки составляет не менее 10 лет (в зависимости от состава люминофора и технологии изготовления свечение может сохраняться на протяжении 15–20 лет). Безопасность компасов с тритиевой подсветкой подтверждается современными медицинскими исследованиями, которыми установлено, что ежегодная доза излучения тригалайт почти в 500 раз меньше, чем от излучения естественного радиационного фона. Несмотря на множество достоинств, технология тритиевой подсветки имеет и существенный недостаток — высокую трудоемкость изготовления тригалайт трубок и как следствие высокую стоимость изделий, применяющих эту технологию.

Как разбить отрезок

Если Вам необходимо разбить отрезок, то воспользуйтесь командами КОМПАС «Разбить кривую» или «Разбить кривую на N частей» , которые находятся на инструментальной панели «Правка».

Если требуется разбить отрезок на 2 части

  • Вызывается команда «Разбить кривую»
  • Указывается отрезок, который необходимо разбить, кликом по нему
  • Указывается точка разбиения кликом по отрезку в нужном месте, либо вводом координат X и Y.

Если требуется разбить отрезок на несколько частей

  • Вызывается команда «Разбить кривую»
  • На панели Параметров команда «Разбить кривую, заменяется на команду «Разбить кривую на N частей»

Указывается необходимое количество участков, вводом значения на панели Параметров

Указывается отрезок, который необходимо разбить.

Алгоритм построения перпендикулярного отрезка

На панели Параметров смените команду на «Перпендикулярный отрезок»

  • Укажите отрезок или прямую перпендикулярно которой Вы хотите построить свой отрезок, кликом по данному объекту;
  • Укажите начальную точку отрезка, кликнув в любом месте рабочей области, либо указав координаты X и Y.

Выберите стиль отрезка (по умолчанию строится отрезок со стилем линии «Основная»)

Укажите конечную точку отрезка, кликнув в любом месте рабочей области, либо указав координаты X и Y. Кроме указания конечной точки, можно указать длину отрезка, конечная точка будет построена автоматически.

Отрезок построен.

Размеры в 3D-моделях

Случается, что весьма проблематично определить, как именно привязать размер к детали так, чтобы рабочий понял, что надо сделать. Чтобы решить эту проблему, можно проставить все размеры на самой модели. Размеры на изображении выигрышно смотрятся и при представлении заказчику презентации разработки изделия. Создавая чертеж по 3D-модели с нанесёнными на неё размерами, на его редактирование вы израсходуете гораздо меньшее времени. Однако лучше расставлять на моделях лишь линейные размеры, радиусы и диаметры. Углы и базы на чертеж переносятся некрасиво. Все необходимые инструменты находятся во вкладке оформления. Чтобы указать расстояние между отверстиями, необходимо в эскизе поставить точки по центрам отверстий для будущей привязки к ним размера.

Как поставить фаску по двум длинам

Запускаем команду Фаска, расположенную на инструментальной панели Геометрия.

На Панели параметров выбираем способ построения «По двум длинам»

Указываем две длины фаски

Также важное значение имеют свойства «Усекать элемент 1» и «Усекать элемент 2». Как определить, что такое элементы 1 и 2? При построении фаски необходимо кликнуть по двум объектам между которыми фаска и будет строиться

Элемент 1 — элемент по которому кликаем вначале.

Например, нам нужно построить фаску на углу с длиной 1=50 мм, длиной 2=20 мм и чтобы оба элемента усекались. В таком случае настройки будут иметь вид:

Было вот так:

Вначале указали горизонтальный отрезок, потом вертикальный, получили вот так:

Если требуется удалить часть окружности

Для удаления части окружности служат команды «Усечь кривую» и «Усечь кривую двумя точками» , расположенные на Инструментальной панели «Правка»

Команда «Усечь кривую» позволяет удалить часть окружности до ближайших пересечений с другими объектами.

Например, если вызвать команду «Усечь кривую» и указать часть окружности, на которую указывает стрелка, то окружность будет удалена до точки пересечения с отрезками, которые отмечены зеленым маркером.

Можно удалить произвольную часть окружности, указанием точек, между которыми произойдет удаление, но для этого нужно воспользоваться командой «Усечь кривую двумя точками».

Команда «Усечь кривую двумя точками» находится в расширенном списке команд «Усечь кривую».