Опоры лэп назначение, классификация

Классификация по назначению

Каждая марка опор предназначен для выполнения своей конкретной функции. Именно поэтому конструкции делят на основные типы в зависимости от назначения:

  1. промежуточные опоры — самый распространенный тип опор, рассчитаны на вертикальные нагрузки от веса проводов, устанавливаются только на прямых участках линии;
  2. анкерные опоры — также устанавливаются на прямых участках трассы, однако провода на них крепятся анкерно. Таким образом опоры рассчитаны на продольные нагрузки от тяжения проводов;
  3. угловые опоры — устанавливаются на углах трассы. Крепление проводов на них также в большинстве случаев анкерное, однако бывают исключения в виде промежуточных угловых опор;
  4. концевые опоры — монтируются обычно перед подстанциями. Нагрузки воздействуют на них, в основном, с одной стороны линии;
  5. транспозиционные — предназначены для выполнения транспозиции проводов ВЛ;
  6. ответвительные — устанавливаются в местах ответвлений линии на смежное направление;
  7. переходные — для обеспечения габарита над инженерным сооружением или естественной преградой.

Существующие типы мостовых опор

По методике изготовления все опоры можно поделить на следующие типы:

  • Монолитный вид. Для изготовления может использоваться бетон, железобетон или же камень.
  • Сборный тип, в конструкции которого может иметься до 20% бетона включительно. В ходе монтажа их собирают из отдельных блоков. Их отличительная черта – простота сборки, меньшая трудоемкость работ в целом. Большую часть операций в этом случае выполняет ЖБИ завод. Нужно лишь понимать, что для особо ответственных конструкций этот тип опор может не подходить.
  • Есть и промежуточный, монолитно-сборный тип, в конструкции которого используется более 20% бетона.

Опоры ЛЭП из железобетона

Современный мир уже не представляет своего существования без использования электричества. Железобетонные столбы повсеместно используются для освещения. Широкое применение опор лэп из железобетона обуславливается сравнительной дешевизной таких конструкций.

Даже высокие затраты на транспортировку столбов не способствуют снижению высокого спроса на бетонные опоры лэп. Они применяются для монтажных работ линий электропередач любого напряжения.

При этом опора, изготовленная из высококачественных строительных материалов, может использоваться в течение длительного периода (около пятидесяти лет).

Назначение

Без применения железобетонных столбов не обходится строительство линий электропередач. Они устанавливаются в регионах, где температура снижается максимум до -55 градусов Цельсия. Главным элементом, используемым в таких опорах, является центрифугированные бетонные стойки.

Достоинства и недостатки

К достоинствам, свойственным бетонной опоре линий электропередач, относят дешевизну изделий, высокую степень их унификации, высокую стойкость к образованию коррозии при воздействии негативных факторов окружающей среды. Кроме того, железобетонный столб имеет высокие эксплуатационные характеристики.

Говоря о недостатках изделий из железобетона, специалисты указывают на трудности, которые возникают при перевозке, строительстве, демонтаже либо замене железобетонных стоек.

При этом утилизация столбов линий электропередач требует немалых финансовых затрат.

Кроме того, работники электросетевых организаций с опаской занимаются монтажом на линиях электропередач, поскольку возможен срыв электромонтеров с опорных конструкций.

Особенности установки

Специалисты начинают установку столбов линий электропередач с выкладывания деталей изделий вдоль дорожных покрытий, а затем собирают их. Собранные бетонные конструкции поднимают краном и переходят к установке в котлован цилиндрической формы.

Работники заполняют пустоты в котловане при помощи смеси из песка и гравия. Все размеры должны быть указаны в проекте.

Чтобы дополнительно закрепить опору в почве, стойки необходимо зафиксировать ригелями, а также поместить их на поверхностьспециальных плит.

Оттяжки крепятся в грунте на определенном расстоянии от столбов, которое измеряется заранее. Также следует установить плиты либо другие конструкции согласно проекту.

По назначению

  1. Анкерная опоры — слева и анкерная опора с линейным разъединителем — справа. Анкерные. Такие опоры линий электропередач помогают сбалансировать вес электропроводов, закрепленных в смежных специальных пролетах и т. д.
  2. Угловые. Позволяют компенсировать нагрузки проводов. Столбы устанавливают на поворотах трасс воздушных линий.
  3. Концевые. Используются для компенсации одностороннего веса проводов в самом конце трасс и линий электропередач.
  4. Переходные. Применяются для выполнения перехода воздушных линий через различные конструкции и преграды.
  5. Транспозиционные. Помогают сменить положения тросов и электропроводов на железобетонных стойках.
  6. Ответвительные. Такие столбы необходимы для создания ответвлений.
  7. Перекрестные. Используются при пересечении воздушных линий.

По конструкции

  • свободностоящие портальные со связями;
  • портальные со специальными оттяжками;
  • свободностоящие;
  • конструкции со специальными оттяжками и стойками.

По закреплению

  • железобетонные конструкции с оттяжками;
  • опоры свободностоящие.

По количеству цепей опоры бывают одно-, двух- и многоцепными.

Маркировка и примеры

Опоры из железобетона маркируются таким образом:

  1. По первым буквам можно определить предназначение опоры: «П» означает «промежуточная». Буквы «У» и «П» используются для обозначения угловых и промежуточных конструкций, «У» и «А» — угловых и анкерных, «УОА» — угловых ответвительных анкерных, «А» — концевых анкерных. Символы «О» и «А» указывают на то, что перед вами ответвительная опора.
  2. Цифры, отмеченные на конструкциях, показывают, для какой именно линии электропередач, они предназначены. Например, цифрой «10» обозначают десять кВ ЛЭП.
  3. Еще одна цифра используется для определения типоразмера железобетонного изделия. Так, «1» указывает на то, что размеры столба составляют десять с половиной метров. О означает, что конструкция создана на основании столба из железобетона СВ-110.

Принцип устройства

Опоры могут оборудоваться стальным каркасом, который формируется с помощью металлической арматуры. За счет этого конструкция получает высокую прочность, а также защиту от агрессивных факторов внешней среды.

При этом арматура используется для крепления проводов на траверсах либо крюках. Во втором варианте применяются опоры, где еще на заводе выполняются необходимые отверстия для установки крюков.

Классификация по способу монтажа

Есть различные варианты монтажа ж б опор. В этом случае речь идет о способах установки в грунте — с монтажом на фундаментной основе и с погружением в землю. При этом опоры, крепящиеся на фундаменте, тоже могут быть двух видов: традиционные и узкобазовые. Последний тип — это конструкция, устанавливающаяся на железобетонные или металлические сваи:

  1. Первый вид подразумевает погружение в грунт с дальнейшей заливкой цементным раствором. Эта опора еще называется каркасной или рамной. Ее применяют в роли элемента для обустройства фундаментов.
  2. Конструкции, напрямую фиксирующиеся в земле, как правило, используют в роли несущих элементов линий электропередач, осветительных систем и т. п.

Размеры и вес изделий

Изготовление ЖБ стоек наружного освещения большинством производителей до сих пор ведется в рамках ГОСТ 23613-79, ГОСТ 26071-84 «Стойки железобетонные вибрированные для опор высоковольтных линий электропередачи», ГОСТ 22687.1-85 «Стойки конические железобетонные центрифугированные для опор высоковольтной линии электропередачи», несмотря на отмену этих стандартов.

Также используются разработанные в СССР типовые проекты, к примеру, Серия 3.407.1-143 «Железобетонные опоры ВЛ 10 кВ» или Серия 3.407.1-136 «Железобетонные опоры ВЛ 0,38 кВ».

Опоры СВ

СВ (стойка вибрированная) – наиболее популярный вид ЖБ опор. Призматические изделия разработаны для прокладки ВЛ напряжением до 35 кВ, а шестигранные получили широкое распространение в качестве стоек для уличных светильников.

Шестигранные железобетонные опоры освещения:

  • с воздушной подводкой – СВ-1.2-10;
  • с кабельной подводкой – СВ-0.8-10.
Наименование Длина, L Высота, h Ширина, B Масса, кг
СВ-1,2-10 10 000 170 320 1100
СВ-0,8-10 10 000 170 320 1100

Опоры СВН

Стойки СВН также относятся к граненым железобетонным опорам наружного освещения – ее сечение представляет собой полый внутри восьмигранник.

Восьмигранные стойки:

  • с воздушной подводкой – СВН 9-1, 1-2;
  • с кабельной подводкой – СВН 9-1, 1-2у
Наименование Длина, L Высота, h Ширина, B Масса, кг
СВН 9-1, 1-2 9000 160 320 810
СВН 9-1, 1-2у 9000 160 320 810

Опоры СКЦ

Стойки СКЦ – это круглые в сечении (конические) железобетонные опоры освещения, полые внутри, которые изготавливаются из тяжелого бетона методом центрифугирования.

Опоры СКЦ с воздушной подводкой

Наименование Длина, L Высота, h Ширина, B Масса, кг
СКЦ-9-2,5-1 9000 170 335 700
СКЦ-10-2,5-1 10000 170 335 820
СКЦ-11-2,5-1 11000 170 335 940

Опоры СКЦ с кабельной подводкой

Наименование Длина, L Высота, h Ширина, B Масса, кг
СКЦ-9-2,5-1К 9000 170 335 700
СКЦ-10-2,5-1К 10000 170 335 820
СКЦ-11-2,5-1К 11000 170 335 940

Классификация опор и критерии для её осуществления

По материалу

В зависимости от используемого в производстве материала, опора освещения бывает:

1. Железобетонной.

Конструкцию формирует арматура и бетон, комбинирование которых обеспечивает нужную прочность. При использовании железобетонных опор освещения заметно снижаются эксплуатационные затраты. Радуют и другие их особенности: стойкость к воздействию огня, ремонтопригодность. Но ввиду большого веса, трудностей при монтаже и демонтаже опоры, сложностей, связанных с её утилизацией, а также из-за высокой вероятности появления поверхностных дефектов применение железобетонных конструкций становится менее интенсивным, предпочтение отдается другим типам уличных опор наружного освещения.

2. Металлической.

Высота металлических опор колеблется в пределах от 3 до 12 метров. Основу составляет оцинкованный металл разной толщины, зачастую от 3 до 6 мм. Востребованность таких опор объясняется простотой монтажа и длительным сроком службы.

3. Композитной.

Представляет собой полый профиль, который имеет конусообразную либо цилиндрическую форму. В основе изделия лежит композиционный материал, что способствует легкости, высокому уровню пассивной безопасности, стойкости к УФ-лучам, коррозии, агрессивным химическим реагентам. Срок службы таких опор достигает 50 лет.

4. Деревянной.

Такую опору уже невозможно увидеть в окрестностях больших и средних дорог, но она все ещё встречается в небольших населенных пунктах. И даже там деревянные опоры постепенно вытесняются металлическими, железобетонными, композитными из-за того, что они гниют и попросту не выдерживают порывов ветра, механических нагрузок.

По способу установки

Монтаж зависит от типа опоры, он должен осуществляться уже после того, как специалисты закончили геодезическую разбивку осей электрической трассы. Современные металлические опоры освещения устанавливают двумя способами:

  • С обустройством железобетонного основания.
  • Непосредственно в отверстие, которое пробурено в грунте, с последующей фиксацией бетонным раствором.

По конструкции и форме

В зависимости от конструкции, опоры бывают:

  • решетчатыми;
  • трубчатыми;
  • конусообразными;
  • многогранными.

Форму конструкции учитывают при подборе опоры освещения под конкретные эксплуатационные условия.

По сфере применения

Назначение столбов и опор освещения обуславливается сферой их применения и зависит от того, с какой частотой они используются, постоянно или же временно, в промышленных целях либо в качестве декора.

По способу прокладки кабеля

  • Опоры для подземной прокладки кабеля.
  • Опоры для воздушной прокладки кабеля.

При подземной прокладке участок обязательно размечают в соответствии с проектом. Далее роют траншею глубиной от 0,4 до 1,25 м. Затем устанавливают трубы, которые будут защищать кабель от механического повреждения. Подстилающий слой присыпают небольшим количеством песка, после чего поливают и утрамбовывают. На финальном этапе, когда фундамент уже залит, кабельные линии прозванивают, чтобы убедиться в их целостности.

Проложить же кабель по воздуху намного проще. Его просто натягивают между опорами и фиксируют с помощью подвесов.

Типы опор линий электропередач

По назначению различают следующие типы опор ВЛ:

Промежуточные опоры служат для поддержания прово­дов на прямых участках линии. Они встречаются наиболее часто; в зависимости от трассы число их в среднем составляет 80—90% общего числа опор ВЛ. Провода на промежуточных опорах крепят с помощью подвесных гирлянд изоляторов или штыревых изолято­ров. Между проводами и промежуточной опорой нет жесткой связи, а гирлянды изоляторов свисают вертикально, так как тяжение провода с обеих сторон опоры в нормальных условиях одинаково. Пример на рисунке 1.

Рисунок 1. П-образная промежуточная одноцепная опора.

Анкерные опоры устанавливают на прямых участках трассы воздушной линии на пересечениях с различными сооруже­ниями, а также в местах, где изменяются число, марки и площади сечения проводов. На этих опорах должны быть предусмотрены жесткие и прочные конструкции для крепления проводов, воспри­нимающие при нормальных условиях работы усилия от разности тяжений проводов в смежных пролетах линии. Провода на линиях с подвесными изоляторами крепит на анкерных опорах с помощью натяжных гирлянд, а на линиях со штыревыми изоляторами — спе­циальной вязкой или специальными зажимами.

Рисунок 2. Одноцепная анкерная опора.

Анкерные опоры ограничивают пределы разрушения или повре­ждения линии при аварийных нагрузках. Для линий с выпускаю­щими зажимами и площадью сечения проводов до 185 мм2 рас­стояние между анкерными опорами на прямых участках обычно должно быть не больше 5 км, а при проводах с площадью сечения более 185 мм2 оно не должно превышать 10 км. Расстояние между анкерными опорами дли линий с глухими зажимами и с зажимами ограниченной, прочности заделки (штыревые изоляторы) принима­ют по условиям трассы. Пример анкерной опоры на рисунке 2.

Концевые опоры. Их устанавливают в начале линии или в конце при под­ходах ее к подстанциям. Концевая опора постоянно подвергается действию одностороннего тяжения проводов и тросов со стороны линии, так как в направлении от конценой опоры к подстанциям провода подвешивают с очень небольшим тяженнем. Провода на концевых опорах крепят так же, как на анкерных.

Угловые опоры устанавливают в точках, где изменяется направление линии. Эти опоры, как и концевые, испытывают посто­янную нагрузку от тяжения проводоь. направленную по биссектри­се угла поворота. По конструкции концевые и угловые опоры обычно не отличаются от анкерных.

Кроме перечисленных, на воздушных линиях применяют и спе­циальные опоры, например транспозиционные и переходные.

Транспозиционные опоры устанавливают в точках линии, где провода цепи меняют местами для обеспечения симмет­рии трехфазной системы.

Рисунок 4. Транспозиционная опора.

Переходные опоры применяют при пересечениях воздуш­ными линиями железных дорог, больших рек, озер, ущелий и дру­гих естественных препятствий. Длина пролета при таких опорах достигает 1—5 км, а высота опор (при пересечении судоходных рек) 70—80м. При очень больших пролетах переходные опоры иногда выполняют отдельно для проводов каждой фазы.

Рисунок 3. Переходная опора.

Особенности и применение опор, изготовленных из железобетона

Дистанционная передача электрической энергии может быть осуществлена двумя способами:

  1. посредством размещения кабеля в земле;
  2. распределением воздушным способом.


Схема воздушной ЛЭП: железобетонные опоры для поддержки проводов

При устройстве воздушных линий необходимыми конструкциями для размещения проводов являются опоры. Они могут быть изготовлены из дерева (такие модели практически не используется сегодня), из бетона, металла или композитных материалов. Правда, последний вид в нашей стране пока не получил широкого распространения.

Железобетонные опоры ЛЭП производятся по технологии заливки армирующего каркаса раствором бетона.

При изготовлении бетонных стоек производители руководствуются требованиями, установленными в действующих стандартах:

  • ГОСТ 13015-2012;
  • ГОСТ 22687.1-85;
  • ГОСТ 22687.1.8;
  • ТУ 34 12.11410-89 с изменениями.

Также следует учитывать нормы, изложенные в документах серий 3.407.1-136, 3.407.1-143, 3.407.1-152, 3.407.1-157, 3.407-175, 3.507 кл-10.

Важнейшим преимуществом конструкций является независимость материала от коррозионных процессов. Допускается эксплуатация изделий при значительных отрицательных температурах, доходящих до -55 градусов.

Их применяют и в условиях повышенной сейсмической активности. Бетон стоек с воздействиям агрессивных сред. При проведенной защитной обработке поверхности срок службы железобетонных опор ЛЭП может составлять 70 лет. К тому же они не боятся пожаров и привлекательны по соотношению цена/качество.

Но сезонные перепады температур могут приводить к появлению в материале трещин и сколов. Определенные трудности при монтаже и транспортировке доставляет большая масса конструкций из бетона.

В состав опор входят:

  • приставки;
  • подкосы;
  • ригели (на фото);


Ригели для установки конструкций

опорные плиты;


Опора бетонная ОП 2

  • бетонные крышки;
  • металлоконструкции (траверсы, оттяжки, тросостойки, оголовки, накладки, внутренние связи, крепеж).


Спецификация элементов опоры

Возведение ЛЭП регламентируется Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Опоры из железобетона применяются при установке линий с напряжением от 0,4 до 1150 кВ. От этого значения во многом зависят габариты и масса конструкции.

Классификация по материалам изготовления

Конструкции устанавливаются в различных климатических, геосейсмических условиях

При этом стоит обратить внимание, что многие типы опор предназначены для эксплуатации в условиях городской застройки. Таким образом в каждом из случаев требуется использовать подходящий материал для изготовления стоек

Деревянные опоры

Деревянные опоры ЛЭП широко распространены в условиях сельской местности, однако не стоит забывать, что соответствующие деревянные конструкции также применяются и на линиях вплоть до 220кВ.

Конструкции из дерева применяются чаще всего на линиях низшего напряжения, при этом они имеют ряд преимуществ:

  1. относительная долговечность (до 50 лет при соответствующей пропитке);
  2. небольшой вес;
  3. простота строительства и транспортировки;
  4. невысокая стоимость.

Железобетонные опоры

Железобетонные опоры устанавливаются на линиях напряжением менее 500 кВ. В основном это промежуточные опоры, не воспринимающие на себя нагрузку от тяжения проводов и тросов. В случае использования железобетонных стоек в качестве анкерных опор, их укрепляют укосами или оттяжками.

ЖБ опоры производятся из предварительно напряженного железобетона и имеют ряд преимуществ:

  1. несложные конструктивные особенности;
  2. не требуют сложной дополнительной сборки;
  3. не подвержены гниению, как деревянные опоры;
  4. в некоторых случаях возможна установка непосредственно в грунт;
  5. относительно несложное строительство линии.

Стальные опоры

Стальные опоры на линиях 0,4-10 кВ ставятся крайне редко. Их прерогатива это линии среднего напряжения и выше. Опоры из металла в основном используются в качестве анкерных, однако при напряжении сети более 110 кВ применяются и промежуточные стальные опоры.

Конструкции могут быть изготовлены как из профиля и уголков, так и методом проката, так как в освещении зачастую используются металлические опоры на основе труб. Среди преимуществ опор такого типа можно отметить их износостойкость и долговечность, а также возможность изготовления очень высоких конструкция для обеспечения безопасного перехода через инженерные сооружения и естественные преграды.

СВ 110-3.5

Стойка СВ 110-3.5

Опоры ЛЭП являются важнейшими элементами электроэнергетики, стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ предназначены для устройства и бесперебойной работы воздушных линий электропередач. Это конструкции, с помощью которых осуществляется удержание проводов воздушных линий электропередач на заданном расстоянии от земли и друг от друга. Помимо основной, несущей, функции железобетонные опоры обеспечивают освещение пространства на улицах, площадках, магистралях в темное время суток.

Опоры ЛЭП, произведенные из железобетона, имеют весомые преимущества по сравнению с другими строительными материалами (существуют также деревянные и металлические опоры). Железобетон не подвержен разрушению под агрессивным воздействием окружающей среды и не наносит вреда экологии, железобетонные изделия подходят для установки даже вблизи чистых источников грунтовых вод. Высокая прочность и сопротивляемость окружающей среде (климатические условия, осадки и находящиеся в воздухе химические вещества) позволяют подвергать стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ длительной эксплуатации (50-70 лет), при этом коснтрукции опор не требуют постоянного техосмотра. Конструкция и материалы опор позволяют эксплуатировать их в среде с агрессивной степенью воздействия в климатических зонах, где температура окружающей среды опускается до -55°С, сейсмичность достигает 9 баллов, а ветровая и гололедная нагрузка соответствует VII и V району по СНиП2.01.07-85.

В настоящее время энергетическое строительство активно использует жби опоры ЛЭП по всей России, так как они наиболее устойчивы к экстремально низким атмосферным температурам и агрессивным воздействиям окружающей среды. В отличие от деревянной опоры освещения изделия из железобетона не гниют во влажном климате и могут устанавливаться как в городе, так и вдоль автомобильных трасс, железнодорожных путей, в горных или заболоченных местностях и лесных массивах. По сравнению с металлическими изделиями стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ не требуют регулярного технического осмотра, их не нужно периодически окрашивать или оцинковывать для предотвращения коррозии или окисления — бетон предварительно, во время формовки, обрабатывается антикоррозийными и водоотталкивающими присадками.

Установка опор на базе стоек СВ 110-5

Подрядная организация за счет внебюджетных средств возводит ВЛ 6 кВ с опорами на базе ж/б стоек СВ 110-5 и СВ 164-12.При установке опор на базе стоек СВ 110-5 применяется расценка 33-04-003-01 «Установка ж/б од­ностоечных опор ВЛ 0,38; 6-10 кВ с траверсами без приставок». При установке опор СВ 164-12 Заказчик также предлагает применить расцепку 33-04-003-01 «Установка ж/б одностоечных опор ВЛ 0,38; 6-10 кВ с траверсами без приставок».

Считаем, что при установке опор на базе стоек СВ 164-12 должна применяться расценка 33-04-004-01 «Установка одностоечных промежуточных опор ВЛ 35 кВ с ж/б стойками дл. 16,4 м без тросостойки», т.к. согласно технологической карты на установку опор на базе стоек СВ 164 требуется большее количество персонала, для установки обязательно необходим автокран, объемы работ по уст­ройству котлована больше, ввиду большего диаметра и глубины.

Ниже приведена сравнительная таблица требуемого персонала и машин:

Бурильно-крановая машина БКМ

грузоподъемность БКМ — 1,5 т

грузоподъемности БКМ недостаточно для установ­ки стойки

Таким образом считаем, что Заказчик не прав, требуя применения расценки 33-04-003-01 «Установка ж/б одностоечных опор BЛ 0,38; 6-10 кВ с траверсами без приставок», которая не отражает необ­ходимого нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения работ по строительству опор на базе ж/б стоек СВ 164-12, а согласно п. 2.2 МДС 83-35-2004 нормативы в сторону уменьшения не корректируются.

Просим разъяснить правомерны ли действия Заказчика?

Подбор норм (расценок) для определения стоимости отдельных видов строительно-монтажных работ осуществляется из условия наиболее полного соответствия учтенной нормой (расценкой) технологии про­изводства работ и расхода ресурсов (затраты труда, машины и механизмы, материалы), принятому про­ектному решению и применяемой в проекте технологии производства работ.

Согласно типовым технологическим картам для бурения скважин и установки железобетонных опор СВ 110-5 (длина — 11 м, масса — 1,1 т) применяется машина бурильно-крановая БКМ с грузоподъемностью кранового оборудования — 1,25 т. Указанной технологии производства работ и расходу ресурсов соответ­ствует норма (расценка) 33-04-003-1 «Установка железобетонных опор BJI 0,38, 6-10 кВ с траверсами без приставок: одностоечных».

Установка опор СВ 164-12 (длина 16,4 м, масса 3,55 т), согласно типовым технологическим картам, должна осуществляться в пробуренные бурильно-крановой машиной скважины с помощью автокрана. Стоимость работ по установке опор СВ 164-12, в соответствии с п. 1.4 , не может быть определена по норме (расценке) 33-04-003-1, так как технология производства работ и расход ресурсов отличаются от технологии и расхода ресурсов, учтенных в норме (расценке) 33-04-003-1.

Для определения стоимости работ по установке опор СВ 164-12 рекомендуется использовать норму (расценку) 33-04-004-1 «Установка одностоечных промежуточных опор BЛ 35 кВ с железобетонными вибрированными стойками длиной 16,4 м: без тросостойки».

источник

Вступление

Обычно, абонентские опоры, опоры между ВЛИ и домом, выполняют функцию, поддерживающих (промежуточных) опор. Для крайних домов, в конце магистрали или линейного отвода, опора абонентского отвода может быть анкерной (угловой или конечной).

Уральский завод многогранных опор опор выпускает широкий ассортимент многогранных опор. В ассортименте опоры ЛЭП и освещения, высоко мачтовые опоры, трубчатые опоры невысоких нагрузок.

Обычно частный дом стоит в поселке, товариществе или деревне. Считаем, что по населенному пункту проложена магистраль линии электропередачи. Напряжение линии электропередачи магистрали 0,4 кВ, то есть относится, к классификации ЛЭП до 1 кВ. Для таких линий электропередачи (магистралей или линейных отводов) применяются деревянные или железобетонные опоры.

Для абонентского отвода (ответвление к дому) расположенному далее 50 метров от магистрали или расположенного с противоположенной стороны дороги от магистрали необходима установка промежуточной опоры, по типу аналогичной опорам магистрали, то есть деревянная или железобетонная.

Особенности и применение опор, изготовленных из железобетона

Дистанционная передача электрической энергии может быть осуществлена двумя способами:

  1. посредством размещения кабеля в земле;
  2. распределением воздушным способом.

При устройстве воздушных линий необходимыми конструкциями для размещения проводов являются опоры. Они могут быть изготовлены из дерева (такие модели практически не используется сегодня), из бетона, металла или композитных материалов. Правда, последний вид в нашей стране пока не получил широкого распространения.

Бетонные опорные сооружения применяются для строительства, реконструкции и ремонта высоковольтных и низковольтных линий электропередачи, устройства уличного освещения, прокладки оптоволокна и удержания молниеотводов. Наиболее популярны следующие опоры ЛЭП железобетонные: размеры в длину — 9,5 и 11 м, масса — 0,8 и 1,1 т соответственно.

Железобетонные опоры ЛЭП производятся по технологии заливки армирующего каркаса раствором бетона.

При изготовлении бетонных стоек производители руководствуются требованиями, установленными в действующих стандартах:

Также следует учитывать нормы, изложенные в документах серий 3.407.1-136, 3.407.1-143, 3.407.1-152, 3.407.1-157, 3.407-175, 3.507 кл-10.

Важнейшим преимуществом конструкций является независимость материала от коррозионных процессов. Допускается эксплуатация изделий при значительных отрицательных температурах, доходящих до -55 градусов.

Их применяют и в условиях повышенной сейсмической активности. Бетон стоек с воздействиям агрессивных сред. При проведенной защитной обработке поверхности срок службы железобетонных опор ЛЭП может составлять 70 лет. К тому же они не боятся пожаров и привлекательны по соотношению цена/качество.

Но сезонные перепады температур могут приводить к появлению в материале трещин и сколов. Определенные трудности при монтаже и транспортировке доставляет большая масса конструкций из бетона.

  • бетонные крышки;
  • металлоконструкции (траверсы, оттяжки, тросостойки, оголовки, накладки, внутренние связи, крепеж).

Возведение ЛЭП регламентируется Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Опоры из железобетона применяются при установке линий с напряжением от 0,4 до 1150 кВ. От этого значения во многом зависят габариты и масса конструкции.

Подвижные опоры

Опорные устройства подвижного типа позволяют трубам перемещаться на заданные расстояния. Оборудование равномерно распределяет тепловые деформации, большую часть вертикальной нагрузки.

Основная область применения – трубные участки, подверженные сезонным перепадам температур. Кроме этого, арматура компенсирует:

  • снеговые, ветровые нагрузки;
  • сейсмическую активность;
  • просадку, осыпание, вспучивание грунта.

На расчет расстояния между опорными элементами влияет назначение магистрали. В частности, для сред с высокими температурными значениями дистанцию уменьшают, чтобы предотвратить искажение линий.

Конструкция состоит из:

  • швеллерного или угольного основания;
  • крепежа держателей;
  • защитных прокладок;
  • держателей в форме полукруга;
  • катков.

Опорный элемент подбирают под условия эксплуатации. По типу конструкции выделяют опоры:

  • скользящая хомутовая – задает трубам направление смещения;
  • шариковая – компенсирует осевые и поперечные движения;
  • роликовая – при перепадах температуры теплоносителя задает направление перемещения вдоль собственной оси;
  • диэлектрическая – снабжена паронитовыми прокладками, защищающими от статического электричества.

Неподвижные опоры

Опорные изделия неподвижного типа применяют в системах с повышенными нагрузками. Они амортизируют колебания водо-, газо-, нефте-, теплопроводов, возникающих из-за перепада температур, вибраций, давления внутри системы. Неподвижные опоры не дают трубам смещаться при тепловых деформациях.

Арматуру используют при строительстве тепловых сетей, атомных и нефтегазовых магистралей. Эксплуатация возможна в северных регионах страны, где температурные колебания могут привести к преждевременной поломке металлоконструкции.

Оборудование ставят:

  • на прямых участках, ответвлениях;
  • рядом с запорными деталями, сальниковыми компенсаторами.

Расстояние между неподвижными опорами зависит от:

  • конфигурации труб, материала (сталь / пластик);
  • температурных удлинений;
  • компенсирующей способности компенсаторов.

Металлоизделия необходимы при бесканальной и канальной укладке трубопроводных линий. При возведении подземных трасс арматуру закрывают гидроизоляцией. Чаще всего защитным материалом служит полиэтилен. При монтаже на открытом воздухе для защиты от коррозии и механических повреждений применяют оцинковку.

Арматура состоит из несущих частей (балок, железобетонных плит), на которые воздействуют коммуникации, и опор, закрепляющих трубы. В зависимости от величины воспринимаемой нагрузки различают следующие устройства:

  • упорные;
  • лобовые;
  • щитовые;
  • хомутовые;
  • боковые;
  • бугельные;
  • усиленные.

Изделия выбирают, отталкиваясь от эксплуатационных условий, технической документации, расчетов воздействующих сил.