Усилители
|
|||||
УНЧ, который был собран ранее, может только уменьшать или увеличивать громкость, а тембровая окраска остается за пределами слуха. Чтобы решить эту проблему можно собрать высококачественный электронный регулятор громкости, баланса и тембра. УНЧ, который был собран ранее, может только уменьшать или увеличивать громкость, а тембровая окраска остается за пределами слуха. Чтобы решить эту проблему можно собрать высококачественный электронный регулятор громкости, баланса и тембра. С помощью него можно будет добавлять басы или сделать по громче звук тарелок ударной установки, поэтому его чаще называют темброблоком. Регулятор выполнен на специализированной микросхеме TDA1524A. Я не стал изменять фирме Philips, хотя вы можете легко заменить микросхему на полный ее аналог от фирмы RFT — А1524А. Микросхема представляет собой двухканальный (стереофонический) регулятор громкости, баланса и тембра низких и высоких частот. Также есть loudnes (частотная компенсация). Loudnes компенсирует низкие частоты при малом уровне звука. Вы замечали, как при уменьшении громкости в некоторых музыкальных центрах или усилителях очень резко пропадали басы? Это происходит из-за отсутствия частотной компенсации. Рис.1. a — принципиальная схема регулятора громкости, баланса и тембра на TDA1524A; б — внешний вид микросхемы TDA1524A и ее распиновка Регулятор громкости, баланса и тембра представлен на Рис.1. Переменные резисторы R1, R2, R3, R4 можно использовать любые, т.к. все регулировки в данной микросхеме осуществляется электронным способом. Подстрочными резисторами R7 и R8 устанавливается усиление выходного сигнала, кнопка S1, включающая частотную компенсацию регулятора громкости (на схеме выключена), должна быть с фиксацией. Для тех, кто хочет постоянно использовать частотную компенсацию без возможности отключения, могут исключить из схемы элементы S1 и R9. Технические характеристики регулятора громкости, баланса и тембра на TDA1524A
На Рис.2 показана принципиальная схема регулятора громкости, баланса и тембра вместе с УНЧ, собранного нами ранее. Тут же представлен блок питания, который может подпитывать оба устройства. Рис.2. a — принципиальная схема темброблока вместе с УНЧ; б — принципиальная схема блока питания для темброблока и УНЧ Темброблок и усилитель собраны на печатной плате (см. Рис.3). Сопротивление R10 расположено со стороны печатных проводников.
Рис.3. Внешний вид печатной платы темброблока и УМЗЧ Не забудьте прикрепить к радиатору микросхему U2. Кроме этого, рекомендуется приклеить (например, клеем «Момент») к микросхеме U1 небольшой П-образный радиатор из алюминия, т.к. этот чип тоже иногда греется. Это повысит надежность работы микросхемы и срок ее службы. Хотя, если вы этого не сделаете, это совсем не означает, что микросхема сгорит в скором времени. Сделаю небольшое отступление по поводу распиновки чипов. Каждая микросхема имеет метку, обозначающую первый вывод. Меткой может быть так называемый ключ (см. Рис.1б), точка или скошенный угол корпуса. Расположите микросхемы так, чтобы метка была слева, в случае со скошенным углом — он должен быть внизу. Левый нижний вывод будет первым, а далее отсчет идет против часовой стрелки. Такая маркировка выводов используется для большинства микросхем. Дригалкин В.В. Школа начинающего радиолюбителя с учетом современной электроники (2-е издание) 2011
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Готовые УМЗЧ звука
Микросхемы усилители PDF инструкции. Там есть и данный усилитель
Заключение для данных схем. Без каких-либо изменений схемы рис.1 описанный полный усилитель можно использовать и как автомобильный суперкласса, и как домашний комплекс среднего класса (в стационарных условиях рекомендую повысить напряжение питания до 18 В). TDA1555Q — находка для ремонтников он заменит любой из сгоревших УЗ как в импортных, так и в отечественных магнитолах, магниторадиолах, музыкальных центрах и других устройствах. Можно рекомендовать его и для модернизации морально устаревшие усилители (например, в Маяках серий 240, 242, 246, телевизорах и др.).
↑ Дополнение от Александра Воробьева, плата-двухканалка
Сама конструкция собрана на двух идентичных микросхемах и представляет собой 2-х канальный (стерео) усилитель с выходной мощностью 100 Ватт (2×50W). Входной сигнал подается на фильтр нижних-высших частот, образованный R1(R9), C1(C11), R2(R9), C2(C12)и далее на 1-ю ножку микросхемы. Отказываться от этих цепочек фильтра не стоит, так как частоты ниже 20Гц и выше 30 кГц, в основном, это — сигналы-помехи и интермодуляционные частотные составляющие, могут существенно подпортить звуковую картину.
Коэффициент усиления каскада задается отношением резисторов R5(R13)/R3(R11) и для данной схемы равен 30. Цепочка R6(R14), R7(R15), C4(C15) называется «вольтодобавкой» и служит для запитывания предоконечного каскада микросхемы повышенным напряжением. Это позволяет увеличить выходную мощность усилителя в целом на 10%-20%. По расхожему мнению, она несколько ухудшает динамические характеристики, поэтому для любителей эксперимента, из схемы вполне можно исключить цепочки R7(R15), C4(C15), а вместо R6(R14) поставить проволочные перемычки. Безо всякого вреда для микросхемы.
Конденсаторы С3(С6), С5(С13), С9, С10 необходимы для устранения индуктивной составляющей цепей питания и служат для устранения возбуждения усилителя на частотах выше звукового диапазона. Аналогичную роль выполняет и цепочка R8(R16), C8(C16). Выходные обмотки трансформатора питания и выпрямительные диоды, не указанные на схеме, должны обеспечивать ток в 3А при переменном напряжении 18в — 22в. Очень удобно для этого применять трансформатор от старых телевизоров ТС180. Сетевая обмотка оставляется без изменений, а взамен других обмоток наматывается новая, проводом диаметром не менее 1 мм.
Описание структуры
На современных микросхемах без каких-либо дополнительных активных элементов буквально за несколько минут возможно создание Hi-Fi усилителей мощности звуковой частоты (УМЗЧ) с коэффициентом гармоник менее 0,01 % и выходной мощностью 50 Вт.
Тема этой статьи — созданная схема так называемого полного УМЗЧ класса Hi-Fi, т.е. содержащего не только собственно УМЗЧ, но и регуляторы тембра и громкости, а также коммутатор входов. Используя специализированные микросхемы фирмы Philips, такой усилитель можно создать всего на трех микросхемах (рис.1). Как видно, схемотехника также чрезвычайно проста и кроме микросхем содержит практически только разделительные и регулировочные пассивные элементы.
Любой из четырех стереофонических входов X1 — Х5 подключается посредством электронного коммутатора TDA1029 (DA1). Эта микросхема работоспособна при напряжениях питания устройства от 6 до 23 В и потребляет всего 3,5 мА.
Схемы УМЗЧ
Philips гарантирует, что для усилителя при единичном коэффициенте передачи ее коэффициент гармоник не превышает 0,01 % при уровнях сигнала до 5,5 В на нагрузке 4,7 кОм/100 пФ, взвешенное напряжение собственных шумов не превышает 12 мкВ, неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц не более 0,1 дБ, а переходное затухание между включенным и выключенным входами не более -75 дБ. Максимальный выходной ток имеет типовое значение 5 мА, а скорость нарастания 2 В/мкс.
Схема УМЗЧ имеет следующее назначение
Отсутствие разного рода шороха и щелчков при регулировании громкости, баланса и тембра, хорошо знакомых нашим аудиофилам из-за низкого качества и долговечности отечественных переменных резисторов, в данной схеме гарантировано тем, что регулировочные резисторы R20, R22 — R24 включены не в сигнальных цепях, а в цепях, формирующих постоянные управляющие напряжения. Включение и отключение тон-компенсации при регулировании громкости выполняется S2. Допустимый диапазон напряжений питания TDА1524А от 7,5 до 16,5 В, типовой потребляемый ток 43 мА. Диапазон регулировки коэффициента передачи (громкости) от -80 до +21,5 дБ. При использовании TDA1524А в других системах необходимо помнить, что ее входное сопротивление изменяется от 10 кОм при максимальном усилении до 160 кОм при минимальном. Несколько настораживают специфицированные фирмой Philips показатели коэффициента гармоник (не более 0,3 %) и напряжения собственных шумов (не более 310 мкВ), но реально измеренные искажения и шумы существенно меньше. Кроме того, применение делителей напряжения R25 — R28 позволило более полно использовать динамический диапазон TDA1524A и тем самым примерно на 10 дБ понизить относительный уровень шумов. С выхода DA2 сигнал поступает на линейный выход Х7 и на входы микросхемы TDA1555Q (DA3). Коэффициенты усиления всего усилитель звука установлены внутренними элементами в точности равными 10 (т.е. 20 дБ), внутренними же элементами заданы и режимы всех каскадов. Благодаря этому, простым соединением входов инвертирующих и неинвертирующих ОУ мы получаем два мостовые усил., нагрузку которых даже при однополярном питании можно подключить непосредственно (т.е. без
крупногабаритных разделительных конденсаторов большой емкости) к выходам ИМС. Добавьте встроенную защиту выходов от перегрузок по току и статического электричества, защиту от перегрева и переполюсовки питающих напряжений, возможность перевода в дежурный режим с током потребления не более 100 мкА (для этого достаточно отключить вывод 14 микросхемы от шины питающего напряжения и оставить его в воздухе), внутренний стабилизатор напряжений с коэффициентом подавления пульсаций не менее 48 дБ, а также наличие
автоматического детектора нелинейных искажений, и вам станет ясно, что TDA1555Q заслуживает внимания.
TDA8567q 4х25 Вт
Мостовой усилитель класса Hi – Fi на четыре канала. Открыть в полном размере
Есть защита от короткого замыкания выходного каскада и термозащита с уменьшением выходной мощности при перегреве. А еще микросхема обладает защитой от колебаний напряжения и режимом отключения. Еще данная микросхема обладает режимом вкл/выкл входного сигнала(режим Mute), и защитой при подаче напряжения на схему от «щелчка».
Характеристики микросхемы
Параметр | Значение |
Uпит | 6-18 В |
Iвых | 7,5 А |
Iпокоя | 230 мА |
Pвых | 4х25 Вт |
Rвх | 30 кОм |
Коэффициент усиления | 26 дБ |
Полоса частот | 20-20000 Гц |
Коэффициент гармоник | 0,05 % |
Rнагр | 4 Ом |
Назначение выводов
Номер вывода | Назначение |
1 | Напряжение питания |
2 | Выход 1+ |
3 | Общий |
4 | Выход 1- |
5 | Выход 2- |
6 | Общий |
7 | Выход 2+ |
8 | Напряжение питания |
9 | Диагностика |
10 | Вход 1 |
11 | Вход 2 |
12 | Общий сигнальный |
13 | Вход 3 |
14 | Вход 4 |
15 | Выбор режима |
16 | Напряжение питания |
17 | Выход 3+ |
18 | Общий |
19 | Выход 3- |
20 | Выход 4- |
21 | Общий |
22 | Выход 4+ |
23 | Напряжение питания |
Плата моно усилителя мощности AIYIMA 100 Вт
Изготовление корпуса началось с того, что был собран из подручных материалов, и имеющейся в наличии ручной циркулярной пилы (Hitachi С6SS), распиловочный стол, простой, но вполне для моих нужд подходящий.
Так как после изготовления стола осталась фанера 21мм (в реале 19мм), было решено пустить часть ее на изготовление небольшого корпуса для усилителя на TPA3116. Основными вдохновителями идеи корпуса послужили усилители от PEACHTREE AUDIO
Мне нравятся изделия из торцевого среза фанеры, поэтому было решено делать следующим образом. Из фанеры на распиловочном столе были напилены рейки высотой 15 мм (соответсвенно толщина среза фанеры 19 мм) Из фанерных рейек, торцевым срезов вверх, были собраны три пластины, две большие для нижней и верхней части корпуса, и одна поменьше, из которой получатся две боковые стенки. На каждую рейку нанёс клей, сжал струбцинами. Также зажал полученную пластину между двух досок снизу и сверху, чтобы рейки под струбцинами не пошли дугой.
Полученные пластины отторцевал на распиловочном столе, из пластины поменьше выпилил боковые стенки. Далее из верхней, нижней и боковых пластин склеиваем короб, стягиваем струбцинами.
Так как на передней части корпуса не должно быть видно стыков всех четырех деталей, то решил из фанеры толщиной 6 мм сделать переднюю окантовочную часть передней панели. Сделал чертеж передней панели, распечатал, вырезал, перенес по шаблону карандашом на фанеру, и вырезал внутреннее окно ручным фрезером (Bosch POF 1200)
Далее приклеил полученную деталь на переднюю часть короба. Взял корпус, взял УШМ с насадкой липучкой под шлифовальные круги (зерно 60), пошел на улицу, нарисовал радиусы на углах короба, и шлифовальным кругом снял лишний материал. Делать надо аккуратно, так как легко нырнуть рукой и снять лишнего, потом тяжело исправлять, увеличивать радиусы, а там уже толщины пластин не хватит. Это конечно можно сделать и фрезером, но для этого фрезу покупать, я для четырех проходов как-то не выгодно.
Переднюю панель из алюминия (толщина 4 мм) также торцуем на распиловочном столе, закругляем углы УШМ, доводим дремелем, загоняем в окантовочную часть, чтобы входила плотно, Так как окантовочная часть у нас 6 мм, то алюминиевая панель заходит с углублением 2 мм, то что нужно.
В алюминиевой панели сверлим отверстие для кнопки включения и для потенциометра громкости усилителя. Так как алюминиевая панель была зеркальной, надо было сделать ее в стиле «шлифованный алюминий» Пластину размещаем относительно параллельного упора в статичном положении (на двойной скотч хорошо). Берем небольшой деревянный брусок чуть больше ширины панели, оборачиваем его наждачной бумагой (зерно 80-120), крепим наждачную степлером крепко сверху бруска. Прикладываем брусок одной стороной также к параллельному упору и с одинаковым нажимом делаем движения бруском по пластине строго в одном направлении без смещений влево-вправо, иначе пойдут наклонные линии. Таких проходов надо сделать штук 20-30, смотреть чтобы цвет получался однородный и степень шлифовки одинаковой.
Заднюю панель сделал из листа вспененного ПВХ 5 мм (старый рекламный плакат, он же использован в качестве покрытия распиловочного стола). Углубление под заднюю панель выполнил прямо в корпусе, фрезером, правда немного неаккуратно, так как все на весу, не очень удобно, но и не страшно, сзади только я знаю что там косяки есть.
В листе ПВХ вырезал ножом, а где и высверлил, отверстия под терминал питания, под RCA и BANANA разъемы (достал из старого сабвуфера SVEN-620), а также разместил тумблер-переключатель входов. Насверлил вентиляционных отверстий. После заднюю панель покрасил черной краской установил все элементы.
Весь фанерный корпус шлифуем долго, добиваемся ровной поверхности, чтобы не чувствовались переходы между склеенными рейками если имеются. Затем всё покрывает маслом. Я использовал масло BELINKA Interier. В несколько слоев в течении двух суток. Затем полируем шерстяным кругом до блеска.
Устанавливаем внутри усилитель, блок питания (от какого-то ноутбука, 4А, 19В), устанавливаем панели и ставим ручку потенциометра. Ножки внизу усилителя резиновые, на клейкой основе, куплены в мебельной фурнитуре в Леруа Мерлин.
В принципе всё, корпус готов.
Заключение
Все три микросхемы как вместе, так и врозь весьма удобны для создания комплексов звукоусиления. Без каких-либо изменений схемы рис.1 описанный полный усилитель можно использовать и как автомобильный супер класса, и как домашний комплекс среднего класса (в стационарных условиях рекомендую повысить напряжение питания до 18 В).
TDA1555Q — находка для «ремонтников» — она заменит любой сгоревший усилитель как в импортных, так и в отечественных магнитолах, магниторадиолах, музыкальных центрах и других устройствах.
Можно рекомендовать его и для модернизации морально устаревших усилителей (например, в «Маяках» серий 240, 242, 246, телевизорах и др.).
Эту же микросхему можно использовать и как четыре мощных усилителя постоянного тока с мощностью рассеивания до 60 Вт и выходным током до 4 А на канал (а в сумме 12 А!) или как квадрафонический усилитель.
Коммутатор TDA1029 можно использовать как базовый активный элемент разнообразных фильтров.
Н. Е. Сухов. г. Киев, Украина. Радіоаматор-10-1994.