«Пилот»
Летом девяносто седьмого с другом размышляли на тему покупки радиостанций, чтобы можно было общаться между домами без таких экспериментов. Однако, нам мешали вбитые в наши головы стереотипы. Мы размышляли о последствиях того, если поймают без разрешения (регистрировать мы их не хотели, так как это не дешёвая процедура, а денег было в обрез)? Ответы на эти вопросы мы тогда так и не нашли. Несмотря на это, в сентябре приобрели то, что хотели. Куплены две одноканальные радиостанции «Пилот», работающие на частоте 27,465 МГц (5D). Мощность у них составляла около двух ватт, чего вполне хватало с избытком для общения без помех между соседними домами. Гуляли с ними по району и на километр с копейками они обеспечивали нам связь. По качеству сигнала с теми игрушечными радиостанциями была колоссальная разница. Из минусов было то, что батарейки быстро садились, но на выходные их хватало. На аккумуляторы у нас денег тогда не было, так как стоили тогда неоправданно дорого.
Ближе к новому году случится кое-что более страшное, чем мы думали. Нет, нас не поймают с поличным. Друг потеряет антенну со своей радиостанции, её потом найдёт мой сосед, но нас он тогда не знал. Связь на этом закончится. Просто так включать радиостанцию было бессмысленно, так как там больше никого всё равно не было. Так и отдал обратно радиостанцию, она мне была не нужна.
После того, как вернул радиостанцию, испытал ломку как у наркомана. Не заметил как привык к постоянному белому шуму из динамика радиостанции, находящейся на дежурном приёме. Теперь мне этого не хватало. Поэтому через неделю-другую выпросил радиостанцию без антенны себе. Пусть шумит хоть так.
Давным-давно, когда я только пошёл в школу, отец мастерил антенну для приёма ДМВ. В то время было модно суметь поймать «пятую кнопку» (Петербург, который только-только начал своё вещание на Москву), но, к сожалению, кроме шума так ничего и не поймали тогда. До нас, увы, доходил только сильно переотражённый сигнал от Останкина – так уж расположен наш дом и окна, что направить антенну на неё было невозможно. С тех пор эта антенна у нас стояла в чулане мёртвым грузом.
Несмотря на страшилки, почерпнутых из брошюр к радиостанции, решил рискнуть и подключить радиостанцию к этой антенне. Авось, не будет хуже. Хуже не стало, даже стало лучше: дальность увеличилась, а радиостанция не сгорела. Именно тогда узнал, а точнее услышал, что на нашем канале есть кто-то ещё. Значит мы тут точно не одни. Попытался докричаться, но тщетно – они нас не слышат.
Для того, чтобы не переводить кучу батареек, отец собрал преобразователь на КРЕН и включил в блок питания от своего паяльника. Радиостанция больше не требовала дорогостоящих батареек. Эфир можно слушать хоть круглосуточно.
Весной экспериментировали с удлинённой антенной, хоть страшная, но некоторую прибавку по дальности она давала. Тогда ещё пугались большого КСВ, думаю, что эта антенна и имела его, но ничего страшного не произошло, да и измерить тогда было нечем.
Установка автомобильной антенны
Не допускается монтаж элемента на несущие детали, оптимальным вариантом станет кузов. Это позволит обезопасить эфир от возможных потерь получения и трансформации сигнала.
Кроме того, важными являются следующие моменты:
- Старайтесь установить антенну на максимально верхнюю точку кузова. Это позволит увеличить качество приема.
- Рабочая часть антенны устанавливается на расстоянии не менее 500 миллиметров от любых параллельных металлических поверхностей. Это даст возможность избежать поглощения и отражения поступающего сигнала.
- Размещение на крыше авто имеет определенное влияние на коэффициент стабильной волны. Поэтому фиксируйте такой элемент после снятия в одном положении.
Проведя правильную установку антенны, переходят к ее настройке.
Канал дальнобойщиков
Наиболее распространенной категорией пользователей радиостанций являются водители грузового транспорта на дальних маршрутах. Это надежное средство коммуникации, которое помогает профессиональной деятельности. Благодаря обмену информацией, пользователи знают об обстановке на дорогах, могут попросить помощь на участках дорог, где отсутствует сотовая связь.
Чтобы всегда быть на связи, передавать и получать сообщения в зоне радиуса действия радиостанции, дальнобойщики настраивают приемники радиостанций на Си-Би диапазон на 15 канале, что соответствует частоте 27,135 Мгц по европейской сетке «С». Канал для дальнобойщиков в разных моделях радиостанций может помещаться в любых частотных сетках, но под тем же номером.
Тяга к большему
Я понимал, что для меня Си-Би – проходной вариант. Нужно развиваться дальше, чтобы получать удовольствие от работы в радиоэфире. Зимой задумался над тем, что нужно получать радиолюбительский позывной для работы на других частотах. Тогда я уже учился в Кунцевском радиомеханическом техникуме, то есть сам бог велел получить позывной. В конце зимы девяносто девятого, «Рамзес» (UA3AFO) объявил на круглом столе о наборе в группу обучения телеграфу, в которую я записался. Стоимость обучения было около четырёхсот рублей. Он говорил, что ему эти деньги не нужны. В данном случае они выступают в роли «мотиватора», чтобы нам было жалко бросать обучение. В этом он оказался прав. Никто так из группы не ушёл, хотя обучение было не самым простым.
Запись в группу производилась в стенах «Ассоциации 27», книжка которой у меня уже была, да и в этих стенах я уже был. Здесь была размещена и коллективная радиостанция, на которой можно поработать в эфире и просто послушать его. Это притягивало к тому, чтобы соприкоснуться ещё неизведанной волшебной силой радио.
Обучение длилось чуть больше месяца, на выходе имел то, что могу принимать телеграф со минимальной скоростью, требуемой для сдачи на третью категорию. В мае я пошёл сдаваться на КДК. Но это, как говорится, совсем другая история.
Рация для дальнобойщиков
Скажем сразу: водители приобретают самые обычные рации, какого-то особого, дальнобойного, варианта нет. Для связи с коллегами люди используют модели нескольких производителей, отличающиеся мощностью.
Общение дальнобойщиков.
В прямой эфир могут попасть не только шоферы, но и спасатели МЧС, таксисты и курьеры. Портативные устройства настраивают на гражданский диапазон 27 130 МГц.
Он называется Си-Би (существуют варианты ПМР, св). Переговоры по рации бесплатны, для них не нужны роуминг, интернет и услуги мобильных операторов.
В местности, где нет вышек связи, рация – единственный способ сообщить и узнать нужную информацию. Это все, что нужно знать начинающему дальнобойщику при сомнении покупать рацию или нет.
Для чего используется
Волна дальнобойщиков на рации – это место для обсуждения «дорожных» событий. Именно там можно узнать информацию о новом посте ДПС, ремонте трассы, пробках, объездных путях. В некоторых случаях эфир помогает своевременно подать сигнал бедствия, сообщить об аварии в режиме реального времени и спасти жизнь.
Сетки частот
Гражданский диапазон 27 МГц делится на частоты. Их также называют каналами, в отдельной группе их 40. Эти четыре десятка каналов именуются частотной сеткой. У каждой сетки есть «имя» – А, Б, С, Д, Е.
По сложившейся традиции, канал или, как чаще говорят, частота дальнобойщиков на рации расположилась под номером 15. Отметим, что название сетки в моделях раций может отличаться. К примеру, в MejaJet MJ-300 и MJ-333 канал будет в сетке Д. У рации марки Alan 100+ радиоканал «спрятался» в сетку С.
Модели
Рация для дальнобойщиков представлена десятками производителей и моделей – Yaesu, Albrecht, Alnico… CB-радиостанции отличаются мощностью, количеством каналов, возможностью настраиваться на euro-лад (полезно для рейсов в Европу).
Цены на Си-Би тоже разнятся: от пары тысяч рублей до нескольких десятков тысяч. Первыми пользуются для переговоров на расстоянии в 5–10 метров, вторыми – для беседы с коллегами, находящимися в 20 километрах. Немаловажным фактором выступает качество связи. У дешевых моделей оно может барахлить.
Выбор антенны
Купить рацию для полноценного общения недостаточно
Чтобы исключить «плавающие» волны и помехи, важно подобрать качественную антенну. Ее выбирают исходя из высоты грузовика
На высокие прицепы нежелательно ставить антенны высотой 1,5 метра. «Хвост» в этом случае будет цепляться за ветки и мосты.
Детальная информация видна на видео:
https://youtube.com/watch?v=UJKk5gBA4_I
Бесперебойный эфир при грамотной настройке обеспечит самая простая УКВ-антенна
Но отправляясь на дальние расстояния, важно помнить: чем мощнее катушка, тем лучше связь
Наиболее востребованы у дальнобойщиков следующие модели:
- Врезная 13-сантиметровая Optim CB-1200.
- 160-сантиметровая Optim CB-1000.
- «Спиралька» Optim CB-95.
- Магнитная MegaJet ML-145 MAG.
- Спиральная Optim CB-82 MAG (также на магните).
Позывные
Регистрация тогда требовалась на всё: на сотовые телефоны, входившие в жизнь, на радиостанции. Без регистрации было страшно, только постепенно приходило понимание того, что мы никому особо не нужны. В последствии, общаясь в эфире, нашёл этому подтверждение, что никто не заморачивался с этим, а если и надо было регистрировать, то только для того, чтобы возить в машине, да и иногда ещё портативные радиостанции регистрировали по той же причине.
При регистрации выдавалась разрешение с присвоенным позывным сигналом. Он состоял из буквенно-циферного обозначения кода области и порядкового номера. К примеру, 3А-1550, то есть «три А пятнадцать пятьдесят». Согласитесь, что это не совсем удобно, но из этого было понятно, что радиостанция зарегистрирована в Москве и имеет порядковый номер такой-то.
Пользовались такими позывными редко, хотя это было обязательным. Остальные просто придумывали себе сами позывные. Мы поступили также. Я взял позывной «Вождь», которого, как ни странно, не было в московском регионе, а мой друг – «Тамагоч».
Забегая вперёд: ни одной своей радиостанции на Си-Би так и не зарегистрировал, даже когда были случаи проверки документов на неё, показал радиолюбительское разрешение и вопросы у всех сразу отпадали. В две тысячи одиннадцатом году регистрацию на Си-Би отменят и вовсе.
***
Мы подходим к самому интересному событию девяносто седьмого года. Без него бы не было этой страницы на сайте – к первой радиосвязи вне нашего «тесного» круга общения.
«Мегаджет»
Сначала рация переводится в режим 240 каналов при помощи комбинации AM/FM-ON. На российскую сетку перейти можно, набрав DW/M2-ON. Отечественные частоты заканчиваются на 0, европейские волны — на 5.
Как настроить рацию «Мегаджет»? Сделать это можно самостоятельно, изучив инструкцию. Вкратце можно отметить следующие моменты:
- Сначала включают радиостанцию при помощи рукоятки VOL/Off и устанавливают необходимую громкость звучания.
- Посредством регулятора SQ корректируют порог подавления шума.
- Используя кнопки переключения UP/DN, выбирают нужный канал.
- Для настройки режима передачи удерживают регулятор PTT, говорят в микрофон на расстоянии 50 мм.
- Для приема отпускают тангенту и слушают принимаемое сообщение, регулируя громкость и уровень шумоподавления.
Покупать ли к рации антенну?
На дальность распространения сигнала и его четкость и качество прямо влияет размер применяемой в ней антенны. Поэтому она просто необходима. Но не стоит перегибать палку и ставить на автомобиль уж слишком большую антенну, которая будет мешать проезжать под находящимися над дорогой объектами, задевая их.
Купив и установив рацию с хорошей антенной на авто, можно разбавить свое бесконечное нахождение в пути, присоединившись к общению водителей-дальнобойщиков, поделиться с ними своими радостями и печалями, послушать их рассказы, а также избежать многих неприятностей, поджидающих человека впереди на незнакомом пути.
Сейчас
Си-Би умерло давным-давно. Об этом я писал ещё шесть лет назад. Дешевеющая мобильная связь расставила по своим местам. Стало понятно, кто пользовался связью для души, а кто ради выгоды быть на связи. У каждого свой путь. Для себя осознавал, что моя любовь к связи требует от меня большего, чем это может дать Си-Би. Мне хотелось испытать те чувства, о которых рассказывали другие: новые дальние страны, поиск редких станций и так далее – меня тянуло на КВ.
Вторым и мощным гвоздём в гроб, умирающего Си-Би, стало распространение сети интернет. Некоторые люди в связь приходили для того, чтобы пообщаться и как-то самовыразиться (один шестнадцатый канал чего только стоил), то теперь это стало возможно с меньшими затратами. С нулевых годов началась активная компьютеризация. Компьютеры и интернет станут доступными не только гикам. Чуть позже появятся Skype и соцсети, что ещё сильнее ограничит приток молодой крови в связь. Они не понимают и не разделяют таких затратных увлечений, так как связаться с другой страной сейчас можно просто и бесплатно. Достаточно просто войти в интернет.
Будет ли возрождение Си-Би? Наверное, нет. В портативной связи его вытеснили китайские радиостанции на 430 МГц, а в автомобиле люди предпочитают слушать музыку, а не мат дальнобойщиков. А дома – дома надо быть настоящим маньяком, так как установка антенны на крыше требует определённых немалых денежных и физических затрат. Всему своё время. И я рад тому, что гражданской радиосвязи, с помощью которой можно было быть на связи и связаться с кем угодно.
Конечно, энтузиасты на Си-Би ещё существуют, но их настолько мало, что хватит пальцев одной руки, чтобы их пересчитать. Раз в полгода-год и я примыкаю к ним на пару часиков, чтобы вспомнить о том, как это было, но это так сильно больше не увлекает меня, так как мир КВ для меня интереснее.
В дальней дороге же использую Си-Би, чтобы знать о проблемах в пути. Не пугает меня мат дальнобойщиков, да и сам иной раз могу проматериться.
***
Это было лишь началом огромного и длинного пути, длинною уже более двадцати лет. Мог ли я знать или предполагать тогда об этом? Нет!
Опубликовано 9 марта 2018
Любительские рации
Представляют собой портативные устройства. Их пользователями являются радиолюбители, отсюда и название – «любительские». Такие радиостанции имеют наиболее гибкие устройства, не требуется подключать их к компьютеру.
Их главные особенности заключаются в следующем:
- Достаточно широкий функционал.
- Очень продуманная настройка.
- Есть возможность смены антенн.
К недостаткам можно отнести следующее:
- Радиостанции этого типа не являются безлицензионными.
- Есть риск, что настройки собьются и без должных навыков можно остаться без связи.
- К работе в тяжелых условиях такие рации не приспособлены.
С чего у меня всё начиналось
В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году я отправился в первый класс и, как тогда водилось, ходил в гости к другим моим школьным друзьям. Там же впервые соприкоснулся с тем, что в будущем станет моим хобби – рации. Его родители где-то работали в каком-то министерстве, поэтому у них был доступ к благам. Жаль, что не удалось их испытать – батареек не было, но разве это детям помеха? Есть воображение. Скорее всего это радиостанции Си-Би диапазона, настроенные на какую-нибудь «дырку» в диапазоне.
В принципе, их тогда можно было использовать легально, если зарегистрировать в органах Госсвязьнадзора, так как разрешение на использование гражданского диапазона в СССР уже было подписано (30 декабря 1988) и вступило в силу.
Мой отец – радиоэлектронщик, но при этом к радиолюбительскому движению имел отдалённое отношение, да и по сей день его это не увлекает. Он рассказывал мне всякие байки про то, как вычисляют таких вот радиохулиганов, к которым было бы можно нас приписать.
Вот только мы уже жили совершенно в другой стране, в которой не было дело до радиохулиганов. В этом мне доведётся убедиться позже. Пока же мне оставалось только мечтать о том, что, возможно, когда-нибудь у меня это будет, пролистывая подшивки журналов «Радио», в которых для себя находил мало чего полезного и интересного, но другого не было. Впрочем, была ещё одна огромная книжка по радиотехнике. Она была интереснее и доступнее для меня.
Были и попытки отца объяснить мне азы схемотехники. Вместе с ним собирали и детекторный приёмник, ввиду отсутствия антенны, он так ничего и не поймал, был и набор для сборки средневолнового приёмника. Во всём этом наборе непонятных и чуждых мне вещей, нравился только один маленький светодиод, который светил ярко-красным светом или же мне это казалось? В общем, и этот конструктор, так и остался набором запчастей, которые в последствии будут использованы в разных местах в качестве запчастей для ремонта техники.
Первая своя радиостанция
Первой своей радиостанцией я обзаведусь , когда узнал, что успешно выдержал и был зачислен в группу РА-13-98. Буквально на следующий день мы с родителями поехали мне за обещанным подарком, так как дальше – дороже.
Выбирать долго не стал. Купили надёжный и проверенный вариант – Alan 48 Plus, который мне более года служил верой и правдой, позже, когда получу позывной, его поменяю на Dragon SS-485 для работы на КВ.
Я прекрасно помню те чувства, которые меня переполняли, когда получил первую свою радиостанцию. Теперь мог спокойно зависать в радиоэфире, так как ни от кого не зависел. Помню, как до поздней ночи сидели в нашем районном канале и тёрли просто так обо всём. Родители тогда лишь умилялись этому, говоря, что лучше уж так, чем где-то непонятно где на улице. Пока не началась учёба, такие вечерние посиделки продолжались постоянно, а потом стало резко некогда, но не забросил это занятие. Каждый вечер приезжал домой, включал радио где-нибудь, чтобы послушать то, что происходит в радиоэфире. Это и была та самая малая вершина, которую достиг. Нужно было двигаться дальше.
Диапазон ОВЧ
Достаточно часто многие люди задаются вопросом, на каких частотах рации работают?
Диапазон ОВЧ является «рабочей лошадкой», так как в нем сосредоточено большое количество участков служебных частот. К авиадипазонам относятся 118–135 МГц. К морским диапазонам относятся 155–162 МГц. На таких разрешенных частотах работают полиция, спасатели, а также другие российские спецслужбы.
Среди этих диапазонов выделен 144-146 МГц, он предназначен исключительно для радиолюбителей. Такие разрешенные частоты для раций еще называют двухметровым диапазоном (назван от длины волны).
На остальных частотах ОВЧ-диапазона вещать ни в коем случае радиолюбителям нельзя. Но и частоты каналов раций, которыми имеют право пользоваться радиолюбители, разрешено использовать не без ограничений. Эти ограничения регламентированы законодательством.
Гражданских, то есть безлицензионных участков диапазон ОВЧ не имеет. А это означает тот факт, что если планируется использовать двухметровый диапазон для каких-либо бытовых нужд, то необходимо выполнить ряд определенных условий.
В первую очередь потребуется сдать экзамен, он не сложный, после этого нужно получить начальную радиолюбительскую категорию, затем нужно зарегистрировать свою рацию. Рация может быть даже самой простой, которая будет работать в данном диапазоне, и только после этого можно получить свой позывной.
Этот процесс гораздо проще процесса получения водительского удостоверения, при этом не требуется наличия каких-то определенных знаний и умений. Но при этом обязательно необходимо помнить, что в ОВЧ-диапазоне будет разрешен только лишь участок в 2 МГц шириной. И вполне вероятно, что там будут присутствовать и другие пользователи.
Если рассматривать ОВЧ-диапазон для экстренной связи, то наличие позывного в этом случае не требуется. В ситуациях угрозы жизни и здоровью можно выходить на любые частоты для вызова помощи. При этом рацию свою регистрировать не нужно, и уж тем более получать ради этого радиолюбительскую категорию.
Чтобы вызвать службу спасения, подойдет диапазон частот для раций 144–146 МГц.
Настройка антенны
Рассмотрим общие рекомендации, как настроить рацию портативного типа в части антенны. Для точной коррекции элемента потребуется специальный анализатор. В качестве альтернативы можно использовать прибор КСВ-метр. Он позволит настроить антенну на минимальный коэффициент стабильной волны. Чаще всего принято считать оптимальным коэффициент 1,5 или менее.
Стоит учитывать, что чем выше значение КСВ, тем больше показатель потерь передающей мощности сигнала. В идеале этот параметр должен приближаться к единице, но на практике добиться такого результата практически невозможно. В случае превышения КВС трех единиц, вполне реально вывести из строя каскад передатчика. Из этого можно сделать вывод, что не настроенная портативная рация может быстро сломаться.
Антенны на балконе
Ещё моей головной болью было то, что не мог попасть на свою крышу. Выход на чердак был закрыт. А без документов туда было не попасть, поэтому пришлось изголяться на балконе. Вначале у меня был диполь, подвязанный синей изолентой к верёвкам для сушки белья. Юра «Жёлудь» сделал мне полноразмерную антенну – четвертушку для балкона, то есть палка длиною почти три метра, но она почему-то не очень хорошо работала, хотя я добился того, что она торчала чуть выше крыши.
Я и на фоне остаток GP 1?4. 16.07.2002
После того, как по зиме снежной лавиной с крыши антенну уничтожило, пришлось поставить минибумеранг, который выдерживал любые напасти этих самых лавин с крыши.
Балконные антенны и по сей день существуют, правда, минибумеранг уже снят, но другая на УКВ (появится позже), так и висит там. На крышу попаду . Безо всяких документов, прочей ерунды, к которым раньше относился серьёзно. Чтобы попасть на крышу хватило стальной трубы и фомки.
Какие каналы использовать?
Применение радиоустройств определяется условиями и задачами, в которых они используются. Также выбор каналов зависит от типа радиоустройства. Приборы работают на открытых или закрытых частотах.
Выбор канала осуществляется по следующему принципу:
- Для частного общения во время туристических походов, на рыбалке и т.д. участники группы договариваются, на каком канале они будут вести переговоры. Современные радиостанции автоматически сканируют эфир. Доступ к каналам возможен, если они не закодированы, либо не заняты.
- Использование радиосвязи в производственных целях позволяет назначать каналы для общения определенных групп специалистов. В профессиональной деятельности пользователи руководствуются внутренними и общепринятыми правилами пользования каналами.
- Для экстренных или аварийных вызовов определяются каналы, которые настраиваются по умолчанию.
Перед покупкой радиостанции пользователю необходимо точно определиться, на каких каналах он планирует общаться. Радиостанции для каналов открытого общения стоят дешевле и не требуют лицензирования. Если пользователю сложно определиться, какую радиостанцию ему необходимо приобрести, рекомендуем посоветоваться со специалистами.
Законодательство в области радиосвязи, использование радиочастот
Решением ГКРЧ № 13-20-08 от 03.09.2013г в диапазоне СиБи (26,960-27,410 МГц) без оформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов разрешена выходная мощность передатчика с АМ/FM модуляцией не более 4 Вт, этим решением ГКРЧ разрешена для применения полоса радиочастот:
Таким образом, в диапазоне 27 МГц (Си-Би) без оформления разрешений на использование радиочастот или частотных каналов (т.е. без платы за использование частот) после 3 сентября 2013г можно использовать 40 каналов — сетка Севр (40 каналов).
Решение ГКРЧ от 3 сентября убрало из перечня Си-Би частот, допущенных к использованию без оформления разрешений на использование частот, сетку Д (27,410 — 27,860 МГц) (которая была разрешена последние пару десятков лет) и исключило из разрешённых без регистрации «российские» сетки, заканчивающиеся на «0».
Т.е. из 180 разрешённых каналов оставило только 40.
Это грустно.
Так же в «приложении 2» к решению ГКРЧ ограничена выходная мощность радиостанций Си-Би диапазона не уровнем 10 Вт, как было раньше, а 4 Вт.
Регистрация Си-Би раций личного пользования отменена решением Правительства РФ:
Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 №837 отменило регистрацию «станций сухопутной подвижной связи личного пользования диапазона 27 МГц (СиБи-диапазона) с допустимой мощностью излучения передатчика не более 10 Вт».
Решение ГКРЧ не полномочно отменять решение Правительства РФ.
Да и не пытается этого делать — т.к. решение ГКРЧ определяет границы частотного диапазона Си-Би, при использовании в которых радиостанций с требованиями, удовлетворяющими приложению 2 — в частности, выходной мощности не более 4 Вт в АМ и FM — не требуется получать разрешения на использование частот (это совсем не регистрация.
Разрешение на использование частот на платной основе выдаёт местный Радиочастотный центр, а регистрацией радиостанций занимается Роскомнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций).
Т.е.,чтобы использовать рации без периодической платы за аренду частоты — надо, чтобы мощность была до 4 Вт. Если выходная мощность от 4 до 10 Вт — тогда придётся — с точки зрения законодательства — оформлять разрешение, но без регистрации рации.
Если не входит в указанный в решении ГКРЧ диапазон 26960-27410 кГц — значит, не является «Си-Би диапазоном», а значит — и решение Правительства РФ №837 от 13.10.11 не распространяется, т.е. на рацию надо оформлять разрешение на использование частот, а затем рацию регистрировать.
Таким образом, полностью без проблем (не нужна ни регистрация, ни получение разрешения на использование частот) можно для личного пользования использовать радиостанции в диапазоне 26960-27410 кГц (40 каналов) с мощностью передатчика до 4 Вт в АМ/FM.
В соответствии с действующим законодательством, для приобретения и продажи радиостанций гражданского назначения (диапазоны 27 МГц, 433 МГц и 446 МГц выделены решениями ГКРЧ для гражданской радиосвязи) не требуется никаких разрешений. Но после приобретения некоторые категории радиостанций необходимо зарегистрировать (в соответствии с нижеприведённым Постановлением Правительства РФ №539 от 12.10.2004).
Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 №837 отменило регистрацию «станций сухопутной подвижной связи личного пользования диапазона 27 МГц
(Си-Би-диапазона) с допустимой мощностью излучения передатчика не более 10 Вт». Юридические лица должны радиостанции регистрировать, т.к. ПП №837 отменило регистрацию только радиостанций личного пользования.
С 25 августа 2007г не подлежат регистрации радиостанции диапазона 433 МГц (69 каналов в диапазоне 433-434 МГц) с мощностью до 0,01 Вт и 446 МГц (8 каналов) с мощностью до 0,5 Вт, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.07.2007г # 476 «Изменения, которые вводятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. # 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»
Если радиостанция работает на частотах, не охваченных диапазонами 27 МГц
,433 МГц и446 МГц , то помимо регистрации придётся ещё и выкупать частоту (получать разрешение на работу на частоте и оплачивать частотный ресурс).
Много полезной информации о регистрации содержится в соответствующем разделе радиофорума: Уважаемые дилеры!
В соответствии с определением Верховного Суда РФ №КАС02-165 от 11 апреля 2002г. для продажи радиостанций гражданского диапазона частот (27МГц и 433 МГц) не требуется никаких разрешений.
[править] Источники
- О регистрации мощных LPD-радиостанций можно почитать на радиолюбительских форумах, например, , , [недоступная ссылка].
- 136.73.ru/r_noise/noise.htm
- Грудинская Г. П. Распространение коротких и ультракоротких радиоволн. — 3-е изд. — М.: Радио и связь, 1981 — с.19
- Грудинская Г. П. Распространение коротких и ультракоротких радиоволн. — 3-е изд. — М.: Радио и связь, 1981 — рис. 41, с.38
- Licensing Requirements for Radio Services, Document No. ODTR 00/62R (2002//ENG), 1.2.2014
- Regulation on collective frequencies for licence-exempt radio transmitters and on their use (2011/337/FIN), 26.3.2013
Тематические и региональные каналы
Каналы в основном делились по территориальному признаку: в одном канале собирались из Солнцева, в другом – из района Академический (кучковались с теми, кто ближе). Лично я не был особо привязан к какому-либо каналу, но нет-нет да заглядывал в наш междусобойчик, который постепенно начал разбредаться и отрываться от радио совсем. У кого жена появилась, у кого ещё что. Постепенно все куда-то разбрелись, кроме меня. Кто-то вообще ушёл на КВ и УКВ и в бардак, который творился на Си-Би, возвращаться не хотел.
Чем сильнее проникала мобильная связь в наше общество, тем меньше людей оставалось на этих каналах. Сразу стало понятным кто зачем сюда пришёл.
Ещё об этом можно прочесть .
Установка диполя во дворе
Всё хорошо было и почти вся Москва меня слышала, но вот не было у нас между собой, с другом, связи. Вроде бы и относительно недалеко живёт, а вообще никак не слышно его у меня. Что делать? Ему нужна антенна!
Денег тогда особо не было, но были какие-то старые провода и куча свободного времени. В общем, из этих проводов сделал диполь, который мы вешали у него во дворе. Он жил на первом этаже, поэтому растягивали его от решёток до дерева на противоположной стороне дороги. Всё сделали и хорошо. Даже высоко.
Антенна провисела ровно до следующего утра, до того момента, пока не проехал мусоровоз, оборвавший её своим кузовом. Приехал ближе к вечеру и решили её попробовать восстановить. Только вот не дали. Пришла старшая по дому и задала несколько вопросов нам: для чего, зачем и почему? После этого сказала: «ключи от крыши у меня есть. Снимайте всё тут и ставьте на крыше. Не пугайте людей.»
Это была большая победа, так как с доступом на крышу у многих были какие-то проблемы, а тут ключи прямо в руки дают…
Пройдёт время, уляжется и любовь к радио. Антенна на крыше того дома так и не появится.
[править] Выводы
С учётом вышеприведённых аргументов, сделать однозначного вывода о том, какой диапазон «лучше» не представляется возможным. Разные диапазоны гражданской связи обладают своими преимуществами и недостатками, которые проявляются в различных условиях. Поэтому выбор между СиБи и LPD/PMR должен обуславливаться различными факторами, в первую очередь, условиями применения. Так, для использования за городом, для обеспечения связи на больших расстояниях в условиях леса и пересечённой местности, особенно, если нет возможности обеспечить большую высоту установки антенны, представляется целесообразным использование СиБи. Для связи в городе, особенно, изнутри железобетонного здания или из кабины автомобиля или автобуса (без внешней антенны) — предпочтительнее LPD/PMR. Если большая дальность связи не требуется, но важны удобство ношения радиостанции (в том числе скрытого ношения) и её компактность — LPD/PMR незаменимы. Если предполагается связываться с профессиональными или радиолюбительскими радиостанциями — целесообразно брать портативки LPD, так как у PMR сетка каналов сдвинута на 6.25 кГц относительно 446 МГц, но шага 6.25 кГц в большинстве любительских и профессиональных радиостанций нет. Если важна легальность радиостанции при поездках за границу в Европу — PMR будет лучше, чем LPD…