Профилактика и доработка усилителя радиотехника у-101

Содержание

↑ Обновление схемы и платы индикатора, v.2016 от Датагора

Сергей Топорский подсказал нам несколько недочётов на схеме и плате. Спасибо, Сергей! Напишите в комментах, как вам результаты. Мы решили всё поправить. Например, немного дополнили схему, оптимизировали трассировку и подписали все элементы согласно схеме. Резистор R* (200…270 Ом) следует рассчитать или подобрать в зависимости от параметров светодиодов, использованных для подсветки индикаторов.

В архиве — схема и чертёж платы v.2016 от Датагора 75х34 мм, плюс исходный размер 91х39 мм: ▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Спасибо за внимание!

Работа с посторонними шумами

Активное шумоподавление — это очень хорошая штука в составе любого усилителя. К сожалению, усилитель «Радиотехника» лишен этой полезной опции. Шумы есть. Но они не настолько заметны невооруженным ухом. Отношение сигнала к взвешенному шуму — 83 децибела. А отношение сигнала к фону — 60 децибел. Это довольно хорошие характеристики. Коэффициент гармоник на низких частотах составляет не более 0.2 %. Для неподготовленного читателя эти цифры ничего не значат. Но можно объяснить их проще. Этот усилитель способен обеспечивать высококачественное звучание любой композиции даже на максимальной для него громкости с минимальными искажениями. А это самая важная вещь в любом усилителе. Хотя бы поэтому «Радиотехника У-101» намного лучше китайского ширпотреба, который сейчас заполонил прилавки магазинов. Поэтому, если есть возможность приобрести «Радиотехнику», не нужно терять шанс стать владельцем качественной аппаратуры.

Внешний вид и дизайн

Итак, посмотрим на усилитель «Радиотехника У-101» стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И «Радиотехника» тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.

Доработка усилителя VHM-338

Постоянная составляющая попасть на вход TPA3116 не может, поскольку там установлена разделительная емкость. Я не проверял номинал установленного на входе конденсатора, однако вот что написано в даташите: «Вход должен быть изолирован по постоянному току (…) Входной конденсатор совместно со входным сопротивлением образовывает ФВЧ с частотой среза, определяемой формулой (…) Если требуется плоская АЧХ в области низких частот вплоть до 20 Гц, рекомендованная частота среза должна быть на порядок ниже, 2 Гц. В таблице приведены рекомендованные номиналы для различных значений коэффициента усиления/входного сопротивления. Если уровень -3дБ на частоте 20Гц допустим, возможно использовать конденсаторы в 10 раз меньшего номинала — например, 1uF.»

Этот ФВЧ на входе, конечно, ослабляет получившийся инфразвуковой сигнал, но совсем убрать он его не может (особенно если частота среза — единицы герц). Лучшим решением в данном случае будет устранение причины — то есть нужно устранить постоянное напряжение на потенциометре. Я сделал это, выпаяв два резистора R28, R29 возле регулятора и установив вместо них электролитические конденсаторы 1uF 50V (минусом к потенциометру). Конечно, это немного ослабило низкие частоты, но при таких параметрах частота среза составляет 3.2 Гц, что вполне приемлемо. Место для пайки там не самое удобное, к тому же контактные площадки для резисторов легко могут отлететь от платы — имейте это в виду.

Оконечный усилитель

В ходе работ работоспособность усилителя проверялась после каждого изменения. Но, все не то. Не устраивал меня звук. Вялый какой то. И басов нет. Только пердежЪ какой-то. Меряем токи покоя поканально: 26 мА и 30 мА. Тут меня осенило. Вот кто меня не пускает! В оконечнике прибалты впаяли токовыравнивающие датчики тока R32, R33, R38, R39 = 1 Ом 0,5Вт!!! Для моих колонок, имеющих сопротивление 4 Ом, дополнительных два ома явно избыточны! Тут нам помогут белые кирпичи от наших желтолицых братьев! Меняем на 0.22 Ом 5 Вт. Включаем. Вот она — динамика! Вот они — низкие! Держала аппарат защита на транзисторах VT11, VT12. Наконец то «девочка» запела!!! Еще как запела! По ходу действия заменил деревянные транзисторы П308 (VT7, VT10) явно не процветающие своими характеристиками (особенно током – 30 мА) на то, что было дома — 2N5551, отобранные попарно для каждого канала. Выводы, правда, пришлось перегнуть — поменять местами базу с коллектором.

Далее выставлял «ноль» на выходе оконечников. До замены П308 было 77 мВ и 110 мВ, после замены стало 60 мВ и 60 мВ соответственно. После замены корректировал R5 (3к9). Установил резистор номиналом 4к52 (были такие) и на выходах стало чуть меньше 30 мВ. На этом и успокоился. Можно было еще повозиться, но не стал. Решил, что хватит.

Теперь ток покоя!

Нормально выставить ток покоя не удавалось из за припавших пылью, состарившихся подстроечных резисторов. Здесь мне помогли мои любимые многооборотники СП5-2. Ноги им пришлось удлинить из отсидевших отлежавших свой срок резисторов МЛТ-1 редковостребуемого номинала. Впаиваем. Коротим вход на массу. Включаем. Меряем. Корректируем. После получасового прогона и корректировки установил ток покоя 50 мА

(Здесь надо не забыть о мерах предосторожности. Одно неправильное движение и «сквозняк»

Я в данном случае для ограничения тока и защиты от неприятностей пользовался автомобильными лампами 24В, установленными в разрыв питающих проводов ±26В). На фото проверка после отсоединения ламп и окончательная корректировка.

всего лайков: 235

Усилитель Радиотехника У-101 (Radiotehnika U-101)

Комментарии (11): #1 Александр Май 14 2021 +4

Добрый день. схему защиты в усилителе радиотехника у-101 можно исключить или лучше чтобы она там была? На схеме усилителя это плата У6. спасибо.

#2 root Май 14 2021 +1

Добрый день. Не стоит исключать схему защиты, поскольку при выходе из строя выходных транзисторов УМЗЧ или проблем с блоком питания она поможет спасти ваши акустические системы от повреждения.

#3 ALEKSANDER3322 Июнь 07 2021 0

Здравствуйте. Можно ли отмотать обмотки 3-3, что бы запитать отдельно оконечники усилителя АГЕЕВА или на микросхеме TDA7294. Предварительный УНЧ будет запитан от трансформатора на 30вт и платка на LM317 и LM337 плюс-минус 15в. ? СПАСИБО.

#4 root Июнь 07 2021 0

Здравствуйте. В усилителе Радиотехника У-101-стерео на выходе выпрямителя U3 есть двуполярное напряжение плюс-минус 26В, которое используется для питания оконечных каскадов УМЗЧ.

В схеме УМЗЧ Агеева «Усилительный блок любительского радиокмплекса (60 Вт)» также используется двуполярное питание. Для получения выходной мощности 60Вт нужно плюс-минус 28В. Эту схему можно подключить к выпрямителю усилителя Радиотехника У-101, перематывать вторичные обмотки трансформатора не нужно.

#5 АЛЕКСАНДР Июнь 08 2021 0

Здравствуйте. Мне хотелось запитать каждый канал отдельной обмоткой плюс- минус 26в. Оканечники в РАДИОТЕХНИКЕ У-101 запитаны двумя двухполярными 31в. и 26в. Это очень жирно — для трёх микросхем такую мощную обмотку.. Большинство хороших унч запитаны одним напряжением. По моему прибалты перемудрили, чтобы запутать америкосов. СПАСИБО.

#6 АЛЕКСАНДР Июнь 09 2021 0

Во всех схемах платы блока питания- U3 неверно указана полярность диодных мостов.

#7 root Июнь 09 2021 0

Александр, спасибо! Исправили обозначения диодных мостов.

Вторичные обмотки 3-4 и 3′-4′ служат как вспомогательные, для получения выпрямленного напряжения плюс-минус 31В, которое используются для питания входных частей УМЗЧ в блоках УНЧ-50-8, а также для схем регулировки громкости и тембра.

Если эти обмотки намотаны таким же толстым проводом как и 5-6 с 5′-6′, то тогда их можно использовать для питания УМЗЧ. Но, скорее всего у обмоток 3-4 и 3′-4′ тонкий провод и номинальные токи исчисляются десятками миллиампер.

#8 АЛЕКСАНДР Июнь 10 2021 +3

Спасибо ВАМ за ответ. Вторичная обмотка намотана одним — толстым проводом с выводами 4-4, для 26в. и 3-3, для 31в. Я планирую питать каждый оконечник своей отдельной обмоткой со своим мостом на КД213А и фильтром по 22000мкф.63в. в каждом плече. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА СОВЕТ.

#9 Sandjar Август 07 2021 +1

Здравствуйте. Кто может ответить, при мах громкости в холостом режиме слышен низкочестотный гул в колонках.

#10 Sandjar Август 07 2021 0

Добрый день. Не подскажите куда идет провод с (5) клеммы второчной обмотки трасформ. (Радиотехника у101).

#11 АЛЕКСАНДР Август 15 2021 0

Здравствуйте. Провод с клеммы 5 идёт плату пред. — общий и на плату индикатора 5 ножка в шр. — общий(корпус).

Настройка предварительного усилителя Радиотехники У-101

Нередко счастливые обладатели усилителя Радиотехника У-101 сталкиваются с такой проблемой, как разный коэффициент усиления каналов предварительного усилителя, либо вовсе его слабое усиление. В этой статье я опишу методику настройки коэффициентов усиления платы УНЧ-П, которую необходимо выполнять после ремонта или в рамках профилактики. Методика взята из инструкции по ремонту аппарата (СКАЧАТЬ).

Что нам для этого нужно?

-Нагрузочный резистор сопротивлением 4Ома и желательно мощностью не менее 20Вт.

Все настройки необходимо выполнять на прогретом усилителе. Согласно инструкции по ремонту прогон Радиотехники У-101 выполняется на средней громкости не менее часа, только после этого рекомендуется приступать к настройке аппарата. Поэтому, цепляем свои колонки, подаем звуковой сигнал и слушаем музыку около часа.

После прогона необходимо отключить питание от аппарата и на его вход, например «Унив.» подать с генератора сигналов синусоидальный сигнал величиной 180мВ (размах синусоиды 508мВ). Не забываем перевести селектор входов в нужное положение.

Я использую китайский генератор сигналов, который идеально подходит для подобных задач. Генератор у меня одноканальный, как и осциллограф «С1-94», поэтому настройку каналов я произвожу по очереди.

Согласно инструкции по ремонту параллельно входу должны быть установлены резисторы (Rc) сопротивлением 22кОм, но они нужны для проверки уровня фона с линейных входов, поэтому их не ставим.

Следующим шагом будет установка нагрузочного резистора на выходные разъемы (к которым подключается акустическая система). Сопротивление его должно быть 4Ома, а рассеиваемая мощность 20Вт. Мощность резистора может быть и меньше (5Вт), но тогда его необходимо поместить в ванночку с водой. Либо произвести грубую настройку без него, а потом кратковременно подключить резистор и выполнить точную настройку, так делал я.

Параллельно нагрузочному резистору необходимо подключить осциллограф.

Включаем питание усилителя. Ручку регулировки мощности переводим на максимум, ручки баланса и тембра на середину. Переключатель «СТЕРЕО-МОНО» в положение «СТЕРЕО».

Смотрим размах сигнала на осциллографе. Согласно инструкции по ремонту, на выходе Радиотехники У-101 необходимо выставить напряжение величиной 8.95В (размах синусоиды на экране осциллографа будет 25.2В). Я установил цену деления 5В на клетку и выставил необходимое значение.

Изменение коэффициента усиления производится подстроечными резисторами R24 и R26 (каждый резистор отвечает за свой канал).

При проведении настройки будьте аккуратны и не замкните выходы. Все коммутационные операции желательно выполнять при отключенном питании усилителя. Вращение движков R24 и R26 лучше всего производить диэлектрической отверткой.

После настройки одного канала, переключаем контрольно проверочную аппаратуру на другой канал и повторяем весь процесс.

Схема усилителя Радиотехника У-101 СКАЧАТЬ

Источник

Сравнение с другими усилителями

Это очень ответственный шаг. Нужно учесть все нюансы и понять, усилитель «Радиотехника» лучше или хуже остальных. Первый конкурент — «Амфитон-001». При одинаковых условиях воспроизведения наш герой показал куда более полную сцену звука, чем «Амфитон». Дальше — больше. Бас «Амфитона» никак не мог стать таким же правильным и быстрым, как НЧ, созданные «Радиотехникой». Явный провал. Следующим испытуемым стал легендарный «Бриг У-001». Этот монстр звука запросто сделал простенький 101. У «Брига» получилось куда более качественное звучание. И с этим ничего нельзя было сделать. Хоть «Бриг» и годами старше, но намного лучше, чем «Радиотехника». Беда только в том, что найти адекватный «Бриг» на вторичном рынке очень трудно. Поэтому «Радиотехника» остается оптимальным вариантом. Да и неискушенный слушатель не заметит особой разницы между этими двумя усилителями.

↑ 1. Блок питания

Заменяем конденсаторы фильтра блока питания. По питанию ±26В я поставил 10000 и 4700 мкф и по питанию ±31В по 4700 мкф в плечо. Так же заменяем диоды на КД 213. (Эти и далее в статье номиналы деталей не являются рекомендательными, так как они использовались те, что под рукой, т.е дома). Попутно меняем провода, идущие с трансформатора к плате блока питания на провода с бОльшим сечением. Учитывая мощность усилителя я ограничился сечением 0,75 мм2. Шунтируем пленкой. Убираем тонюсенькую перемычку на силовом трансформаторе (выв. 6-6*) на два отдельных провода с каждой катушки до общей точки платы блока питания.


Далее вешаем конденсатор параллельно первичной обмотке сетевого питания 0,047 мкф х 630 В. Тем самым немного избавляемся от помех от сети.


Теперь мы имеем нормальный блок питания. А это почти половина дороги к успеху.

Александр Апситис

В 1930 году к фирме Лейбовица примкнул молодой талантливый радиоинженер Александр Апситис. Александр родился в 1906 году в Риге и рос в обычной рабочей семье. С шестнадцатилетнего возраста он работал в городской телефонной сети.

К 1930 году юноша закончил городское ремесленное училище и вечерний техникум, а в 22 года стал призером конкурса, проводимого Министерством внутренних дел, и сконструировал для погранохраны 200 радиоприемников, оснащенных тремя лампами и батарейным питанием.

В 31-м году, работая в Foto-radio centrāle A. Leibovic, Апситис представил приемник Rigafons с лампами E424N, B409 и 1802 на борту, который вышел тиражом в 1 000 экземпляров.

Kosmofons

Среди последовавших далее моделей можно выделить аппарат Kosmofons образца 1932 года, который вещал в диапазонах ДВ/СВ и оснащался лампами RENS1264, RENS1204, RES164 и RGN1054, а также вышедшую в 1933 году серию 2-ламповых приемников Tautofons под индексами «1», «2» и «3».

В 1932 году в мастерской по производству радиоаппаратуры, которая находилась в фамильном доме Лейбовица, уже работало 10 человек. Однако в 1938 году в кредит было приобретено отдельное помещение под цех.

В 1933 году Лейбовиц и Апситис разорвали деловые отношения. Причиной разрыва стали разногласия во взглядах: Александр настаивал на том, чтобы производить собственные высококачественные продукты, а у Лейбовица было сугубо коммерческое видение вещей, в рамках которого проводилась политика жесточайшей экономии — в том числе на качестве комплектующих.

Вскоре после этого Апситис вместе с коллегой по работе Францисом Жуковскис открыл новое предприятие — фирму по производству радиоаппаратуры A.Apsītis un F.Žukovskis, которая, благодаря сотрудничеству с немецким концерном Telefunken, получила доступ к фирменным деталям (радиолампы и прочие элементы) и некоторым лицензионным схемам.

Предприятие Апситиса быстро прогрессировало. В самом начале это были обычные модели радиоприемников прямого усиления — в том числе батарейные варианты, — но в 1935 году Александр представил свой первый ламповый супергетеродинный приемник T-420 «Koncertsupers», который имел массивный деревянный корпус, напоминавший дизайн некоторых моделей компании Telefunken, и работал в диапазонах ДВ, СВ и КВ.

T-420

Несмотря на внешнее сходство, в T-420 использовалась оригинальная топология схем авторства самого Апситиса. При этом гарантировалось высокое качество сборки, благодаря чему продукция предприятия пользовалась стабильным спросом. В дальнейшем, во всей аппаратуре, разработанной А. Апситисом, использовались только оригинальные авторские решения, благодаря чему его фирма имела успех.

В 1936 году появилась модель Т612 и высококлассный супергетеродинный приемник T665, который отличался усложненной схемотехникой. Топология схем T665 включала в себя систему автоматической регулировки усиления (АРУ), 3-каскадный триодный УНЧ и выходную секцию, оснащенную лампой AD1, которая пользовалась большой популярностью у любителей качественного звука. Фактически, каждый год фирма выпускала новые, более прогрессивные модели.

T665

В 1938 году появилась модель Т934, представляющая собой гибрид супергетеродинного и регенеративного приемников. В 1940-м фирма Апситиса начала выпуск своих наиболее массовых аппаратов: бюджетного Т4044 и высококлассного Т4055.

Т4044

В 1938 году в Латвии насчитывалось 29 официальных производителей радиоприемников. В то время это был довольно прибыльный бизнес.

Время перемен

В 1992 году Radiotehnika стала собственностью Латвийской Республики и, по сути, превратилась в акционерное общество, подчиненное государству. В страны СНГ хлынул поток дешевой азиатской продукции и высококачественных японских товаров, с которыми «Радиотехника» не могла конкурировать. Рынки сбыта и возможности получения сырья были потеряны.

Тем не менее, Юрий Алексеев не совсем согласен с таким определением краха предприятия: «Radiotehnikа могла бы работать в 90-е. В конце 1980-х годов на предприятие приезжало много инвесторов, в том числе корейцы. Они имели к Radiotehnikа огромный интерес, хотели сделать совместное предприятие, которое работало бы на Европу.

Тогда Samsung только начинал осваивать радиотехническую сферу. Их специалисты приезжали к нам учиться и поражались уровню квалификации инженерного и рабочего состава. Радиоаппаратура Samsung в конце 1980-х годов уступала нашей по уровню конструирования и изготовления на голову».

В 1992 году объединение было расформировано, а большинство входивших в него предприятий вскоре закрылось. После приватизации все оборудование и основные производственные фонды были растрачены.

В итоге на аукционе он выкупил производственные помещения оставшегося после распада «Радиотехники» Рижского радиозавода в Иманте. Затем организованная Малеевым фирма Baltlines Audio начала выпуск АС на приобретенных им мощностях, а в 1996 году появилось новое акционерное общество, получившее название «Radiotehnika RRR».

Далее Малеевым было выкуплено оборудование латвийского завода ВЭФ, предназначенное для изготовления печатных плат. После этого акционерное общество получило новое название («VEF Radiotehnika RRR») и полностью отделилось от государственного Рижского радиозавода Rīgas radio rūpnīca, который был ликвидирован в начале нулевых годов.

В 1997 году компания Малеева смогла увеличить оборот. На заводе выпускалось оборудование для студий и акустические системы, которые отправлялись в основном в страны СНГ, в т.ч. в Россию, а также частным клиентам. Однако экономический кризис 1998 года в России, куда поставлялась львиная доля продукции «Радиотехники», негативно отразился на делах компании и привел к убыткам.

В 2014 году были предприняты попытки спасти АО VEF Radiotehnika RRR. Тем не менее, судебное дело о защите по иску о взыскании долгов, связанных с неуплатой налогов, было решено не в пользу «Радиотехники».

Giant

В 2015 году АО VEF Radiotehnika RRR продало заброшенное административное здание управления заводом, которое находилось в Риге, а в 2018 году высотка была снесена с целью постройки на ее месте строительного магазина. Сделка помогла новой «Радиотехнике» расплатиться с кредиторами. В июле 2019 года на 81-м году жизни умер Эдуард Малеев.

В настоящий момент, на сайте АО VEF Radiotehnika RRR имеется следующий список выпускаемой продукции: акустические системы и сабвуферы серий Rigonda, X-Line, модели SM и S из серии Home Pro, модели Giant и Gold из серии Premium. Заказы на современную продукцию компании приходят из Италии, Австрии, Германии, России, Эстонии и Литвы.

Дополнение от 20.01.16

Установил TDA2050, в защиту поставил КТ805 (у родного транзистора ноги отгнили), переделал темброблок по этой схеме (синее — убрать, красное — подкорректировать номинал):

Стало больше баса.

В целом — вполне нормальный усилитель.

Статья посвящена доработке и восстановлению любимого многими усилителя «Радиотехника-У-101», который и сейчас подкупает своим привлекательным внешним видом.

Сбылась моя давняя мечта и эта «девочка-красавица» появилась у меня в доме. Надо отдать должное предыдущему хозяину — внешний вид у нее замечательный! Аппарат попался не перелопаченный, с НЕхрипящими переменными резисторами и без каких либо вмешательств и улучшайзеров. Первое подключение ее к сети и попытка услышать ее голос произвели на меня гнетущее впечатление! ЭТО назвать звуком нельзя было. Вместо низких частот — хрип, плюс фон частотой 50 Гц в колонках, в общем — ужас. Заключение: срочно в ремонт и модернизацию! Несколько дней в интернете на поиски нужной информации. Составляем на бумажке план работ. Сразу оговорюсь: восстанавливать будем в исходном, заводском варианте. Включаем паяльник. Поехали!

Первым делом меняем ВСЕ электролитические конденсаторы. Аппарат довольно старый, выпуска 25 мая 1984 года. Вместо вышеуказанных конденсаторов в нем остались лишь предметы внешне очень похожи на электролитические конденсаторы, но теперь уже с совершенно другими функциями. Часть подалась в класс резисторов с некоторым сопротивлением, а другая часть подалась в резисторы с бесконечным сопротивлением! «Красные флажки из глины» тоже удаляем!

↑ 5. Борьба с фоном

Достал! Нет сил! Меняем конденсаторы в фонокорректоре на свежие. Это нам мало дало, но для профилактики не помешает. В ходе производимых работ было замечено, что фон увеличивается, когда подносишь руку к шлейфу, соединяющему плату входов с предварительным усилителем. Ага! Попался красавчик! Отпаиваем провода со входа предварительного и… тишина!!! Точно он! Поможет только массовая экранизация! Можно было бы пустить отдельными экранированными проводами, но я поступил иначе.Снимаем фишку со шлейфа. Находим кусок экранированного кабеля, снимаем с него оплетку, формуем ее, конец пропаиваем, чтобы не разбиралась. Теперь аккуратно просовываем в нее наш шлейф. Опять формуем по шлейфу. Ставим взад фишку. Получилась вот такая змея. Экранную оплетку изолируем. Лучше одеть сверху термоусадочную трубку и усадить. Соединение с общим проводом делаем только с одной стороны – со стороны приемника сигнала.Ставим шлейф на место. Включаем. Фон самоубился! Есть немно-о-о-жечко, еле слышно при повороте ручки регулятора громкости на максимум, но это ничто по сравнению с тем фонищем, что был!

Легендарная S-90

В 1975 году на всесоюзной выставке «Связь 1975» были представлены новинки «Радиотехники»: электрофон «Аллегро-002-стерео» и радиола «Виктория-003-стерео». Согласно принятой тогда в СССР классификации, обе модели относились к высшему классу устройств.

Аллегро-002-стерео

Для раскрытия их потенциала требовались новые АС с более точным и качественным звучанием. Разработка была поручена КБ «Орбита», одним из ведущих разработчиков в котором числился Роланд Керно, который и заложил в техзадание по новым спикерам требования Hi-Fi-стандарта DIN 45500.

Виктория-003-стерео

Так в 1977 году появились первые модели 35АС-1, спроектированные Роландом Керно и Дзинтарсом Ласисом. Трехполосные спикеры имели фазоинверторное оформление корпуса с выходом на фронтальной панели, благодаря чему их можно было устанавливать ближе к стене без опасения получить низкочастотный гул.

35АС-1

СЧ- и ВЧ-драйверы располагались в отдельном закрытом отсеке с целью минимизации влияния паразитных резонансов. Для передачи высоких частот служила головка 10ГД-35-3000, «середина» находилась в распоряжении СЧ-драйвера 15ГД-11-120, а басом распоряжался крупный динамик 30ГД-1-25. Модель имела ступенчатые регуляторы уровня средних и высоких частот.

Спустя два года появилась улучшенная версия, получившая название S-90, хорошо известное всем меломанам, проживавшим на территории СССР. Показатель чувствительности модели составлял 88 дБ, а частотный диапазон находился в промежутке от 25 до 25 000 Гц.

S-90

Импеданс АС равнялся 4 Омам, номинальная мощность достигала 35 Вт, а пиковая — 90 Вт (отсюда и цифра «90» в названии). Каждая такая АС весила 23 кг. Модель оснащалась 26-мм твитером 6 ГДВ-6-16, 105-мм СЧ-излучателем 20 ГДС-1-8 и 220-мм вуфером 75 ГДН-1-4. Корпус имел довольно толстые 16-мм стенки и изготавливался из ДСП. Фронтальная панель была выполнена из фанеры и имела толщину в 22 мм.

Позже появились версии S-90B и S-90D, которые имели индикаторы перегрузки, отличались улучшенным дизайном корпуса и несколько иным расположением динамиков. Импеданс данных версий составлял 8 Ом вместо 4 Ом, т.е. АС представляли собой более легкую нагрузку для усилителя. Также выпускались версии S-90F (с грилями) и S-90E. Позже появились модели S-100, рассчитанные на более высокую мощность.

S-50B

Кроме S-90, в ассортименте «Радиотехники» имелись 3-полосные S-50B, рассчитанные на меньшую пиковую мощность в 50 Вт, а также 2-полосные S-20, S-30 и их различные модификации. Кроме этого, производилась АС S-70 со встроенным усилителем мощности.

О производителе

Когда-то компания «Радиотехника» была дочерним предприятием небезызвестного завода «ВЭФ». Последний был упразднен в 1997 году. Но «Радиотехника» осталась и по сей день работает. Теперь это крупнейший производитель музыкальной аппаратуры в Восточной Европе. История компании началась в 1927 году. Тогда Абрам Лейбовиц основал небольшое предприятие по выпуску радиоприемников. Со временем фирма разрослась и начала выпускать огромное количество бытовой электроники: от радиоприемников и телевизоров до усилителей и акустических систем. Легендарные колонки S90 были сконструированы и выпущены в 1989 году. Примерно к этому же временному периоду относится и разработка такой вещи, как усилитель «Радиотехника У-101».

Стоит сразу отметить, что искушенные «аудиофилы» не ценят технику этого производителя. Они считают ее массовым «шлаком» и «хламом». Единственное, что признают эти товарищи из советских аудиосистем — топовые усилители от «Амфитон» и легендарный «Бриг». Но в любом случае усилитель «Радиотехника У-101» стерео в десять раз лучше того китайского хлама, который сейчас находится на прилавках магазинов электроники. Поэтому для озвучивания небольших помещений (таких как стандартная квартира) его можно и нужно приобрести. Тем более что на вторичном рынке этот аппарат стоит копейки. Однако перейдем к особенностям дизайна усилителя и его техническим характеристикам

Ибо это самое важное