Даташит pt2399 pdf ( datasheet )

Содержание

Применение ревербераторов

Для большинства современных ревербераторов характерны следующие параметры:

  • Pre-dalay – задержка между прямым звуком и приходом первых, ранних отражений. Этот параметр частично влияет на определение размеров помещения, а если быть точным, то расстояния до ближайшего препятствия.

  • Early reflection. Чаще всего под этим параметром понимается вид ранних отражений. Именно этот параметр определяет тип ревербератора, plate, hall или spring. Иногда эта настройка открывает целое окно с кучей параметров, вы можете регулировать и объем камеры, форму комнаты, тип стен/потолка и т. д.

  • Decay time (Reverb time) – время затухания. Определяет длину звучания реверберационного «хвоста». Многие ревербераторы позволяют крутануть этот параметр в бесконечность, создавая причудливые практически не затухающие отражения.

Настройка ревербератора

  • Hi-Fre. Damp. – для регулировки уровня высокочастотного отклика. Колебания высокой частоты при переотражении затухают значительно быстрее, регулируя его, то есть мы можем более гибко управлять параметрами реверберации.

  • ER level – уровень ранних отражений. Правильно выбрав вид и уровень ранних отражений, а также уровень затухания высокочастотной составляющей, можно имитировать различные помещения, вплоть до материала стен.

  • Diffusion определяет размытость звучания. Увеличивая этот параметр, мы теряем разборчивость отраженного сигнала, а уменьшая – получаем обычный Delay.

  • Density – общая плотность отражений. В сочетании с другими характеризует помещение/тип ревербератора.

Одни ревербераторы имеют большее число параметров, позволяя регулировать характер звучания в широких пределах, а другие – два-три параметра, иногда неявных, например, level/type/mix со значениями от 0 до 10. Понять, что конкретно мы регулируем, в этом случае невозможно.

Такие параметры, как «уровень по входу», «уровень по выходу», «соотношение прямого и обработанного сигнала» и другие, мы рассматривать не будем. Разобраться с ними самим гораздо проще.

↑ Откуда ноги растут?

Итак, берем с tonepad.com схему, и делаем изменения, которые помечены красным:

Мы видим, что у первого операционника я просто зачеркнул номиналы, потому что их можно менять в очень широких пределах, от этого зависит входное сопротивление, и необходимо немного поднять коэффициент усиления этого каскада. Лично у меня на этом месте стоят 470к и 680кКонечно понятно, что все мы радиолюбители люди прямо скажем амбициозные, и не всякий, далеко не всякий из нас будет повторять ту или иную конструкцию целиком, как она описана, на это тоже могут быть разные причины, так что, друзья, в любом случае, раз уж мы с вами знаем с какой стороны брать в руки паяльник, в конечном итоге решать, изменять или не изменять схему, вам.

Пружинный ревербератор

Но вскоре пришло время цифровых технологий. Теперь с помощью разнообразных алгоритмов можно имитировать звук от различных типов ревербераторов, а также создавать объем многих помещений.

Для примера рассмотрим педаль реверберации от компании TC Electronic под названием Hall of Fame Reverb.

TC Electronic Hall of Fame Reverb

На изображении Вы можете видеть, что один из регуляторов примочки позволяет выбирать и типы ревербераторов и эффекты помещений (например, hall, room, church). Также предлагаю послушать как звучит данная примочка.

Тест примочки Reverb

Также можно отметить следующие примочки эффекта reverb от известных производителей:

Digitech Hardware RV-7 Stereo Reverb

Ещё один интересный гитарный ревербератор я хотел бы обратить Ваше внимание. Это Boss FRV-1

По заявлению производителей эта педаль воспроизводит звук пружинного ревербератора фирмы Fender 1963 года. В те годы он представлял довольно громоздкий ящик, внутри которого кроме всего прочего располагались лампы и пружины. Также заявлено, что данная примочка отлично подходит для таких стилей музыки, как сёрф, контри и блюз.

Boss FRB-1 Fender Reverb

Надеюсь, что данная статья была Вам полезна. Оставляйте свои комментарии по поводу использования ревербераторов для гитары.

Крутой ревер (ревербератор) для электрогитары на PT2399, HT8970

Всем привет. В этой статье поговорим о том, как сделать гитарный ревербератор. Наш ревер будет отличатся простотой конструкции, и хорошим для своего класса звуком.

Ревер выполнен на специализированной микросхеме HT8970 или ее аналог PT2399. Это микруха обладает встроенной памятью, или что то такое, и предназначается для использования в системах караоке. Конечно качество звука не позволяет использовать этот ревер для работы в студии, но для концертной деятельности вполне подходит. Функция регулятора громкости, (которой в оригинальной схеме нет), позволяет гитаристам использовать этот ревер для того чтоб подчеркнуть сольные партии, то есть при игре соло повышается громкость, ну и добавляется сам эффект реверберации.

В моей практике эта штуковина зарекомендовала себя с положительной стороны, и если бы наша группа не распалась. Эхх!

Spring Reverb — пружинный ревербератор.

Пружинный ревербератор во многом схож с листовым (пластинчатым) ревербератором. Но отличается тем, что в нём вместо стального листа используется одна или несколько пружин, по которым и проходит звуковой сигнал. А специальный преобразователь захватывает эти колебательные отражения с металлической пружины.

Одно из первых устройств такого типа было изобретено Лоренсом Хэммондом в 1930-х. Хотя Лоренс более известен своим  – электроорганом Hammond.

Пружинный ревербератор. Принцип работы.

Основой пружинного ревербератора является линия задержки, в которой имеется два преобразователя. Первый – датчик (передатчик механических колебаний, пребразованных из электрического сигнала). Второй — приёмник механических колебаний (преобразует механические сигналы обратно в электрический сигнал). Между этими датчиками находится натянутая цилиндрическая пружина (проводник колебаний). Подробнее смотрите фото выше (схема устройства). Причём чем длиннее пружина тем сильнее эффект, а чем пружина более жесткая тем более чёткий, сильный сигнал на выходе.

Сам процесс работы ревербератора происходит следующим образом. Входной сигнал усиливается усилителем У1. Затем подвижной элемент датчик Д преобразует сигнал в колебательные движения крутильного типа, которые передаются пружине. Эта механическая волна распространяется по пружине и доходит до приёмника через определённый временной промежуток, который зависит от скорости распространения колебаний в пружине и её длины. После этого волна отражается от приемного конца пружины и возвращается к датчику, затем снова к приемнику и т. д., постепенно затухая.

Принцип работы легко понять, посмотрев видео ниже:

https://youtube.com/watch?v=videoseries

О времени реверберации.

Первый эхо-сигнал в пружинной линии задерживается на время ∆t, а следующие за ним эхо-сигналы сдвинуты во времени один относительно другого на 2∆t.

Пики на частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора располагаются с интервалом 1/2∆t, Гц.

Что касается времени искусственной реверберации в пружинном ревербераторе, то на верхних частотах оно относительно мало и не превышает обычно 2 с; с понижением частоты оно постепенно увеличивается, достигая иногда 6 — 8 с.

Крутой ревер (ревербератор) для электрогитары на PT2399, HT8970

Всем привет. В этой статье поговорим о том, как сделать гитарный ревербератор. Наш ревер будет отличатся простотой конструкции, и хорошим для своего класса звуком.

Ревер выполнен на специализированной микросхеме HT8970 или ее аналог PT2399. Это микруха обладает встроенной памятью, или что то такое, и предназначается для использования в системах караоке. Конечно качество звука не позволяет использовать этот ревер для работы в студии, но для концертной деятельности вполне подходит. Функция регулятора громкости, (которой в оригинальной схеме нет), позволяет гитаристам использовать этот ревер для того чтоб подчеркнуть сольные партии, то есть при игре соло повышается громкость, ну и добавляется сам эффект реверберации.

В моей практике эта штуковина зарекомендовала себя с положительной стороны, и если бы наша группа не распалась. Эхх!

Применение

Возможности использования в любительских условиях магнитных ревербераторов весьма невелики. Это устройство было бы очень полезно использовать при записи певца поп-группы или медных духовых инструментов, чтобы добиться наполненного, сочного звучания последних. Однако его применение в значительной степени ограничивается тем, что эхо-сигналы всё-таки дискретны (нет диффузии, повторы могут быть чётко различимы на слух), а также эхо-сигналы вводятся в равных процентных отношениях и в звучание всех остальных инструментов.

Также магнитный ревербератор может применяться для речевых передач и в случаях создания эффекта от действия шумов в гулком помещении.

↑ Несколько слов о работе схемы

Сигнал пройдя предварительное усиление левым по схеме операционником попадает непосредственно на микросхему ревера, и через резистор 10к на правый операционник, с него через регулятор громкости (на схеме не показан) на выход. С выхода ревера (выв 14) задержанный сигнал через переменный резистор WET, разделительный конденсатор, и резистор 10к попадает также на правый операционник, где подмешивается к основному сигналу, а через переменный резистор REP идет обратно на вход микросхемы.Таким образом мы можем регулировать глубину обратной связи (REP), или количества повторов сигнала, и уровень (WET) задержанного сигнала. В некоторых схемах еще вводят регулировку исходного сигнала, это делается очень просто, но я решил ее не делать. Микросхема позволяет регулировать время задержки, регулятор TIME, переменный резистор выв. 6.

↑ Несколько слов о работе схемы

Сигнал пройдя предварительное усиление левым по схеме операционником попадает непосредственно на микросхему ревера, и через резистор 10к на правый операционник, с него через регулятор громкости (на схеме не показан) на выход. С выхода ревера (выв 14) задержанный сигнал через переменный резистор WET, разделительный конденсатор, и резистор 10к попадает также на правый операционник, где подмешивается к основному сигналу, а через переменный резистор REP идет обратно на вход микросхемы.Таким образом мы можем регулировать глубину обратной связи (REP), или количества повторов сигнала, и уровень (WET) задержанного сигнала. В некоторых схемах еще вводят регулировку исходного сигнала, это делается очень просто, но я решил ее не делать. Микросхема позволяет регулировать время задержки, регулятор TIME, переменный резистор выв. 6.

Эффект реверберации

С развитием звукозаписи звукорежиссёры решили взять себе на вооружение эффект реверберации. Сначала для записи использовались специальные реверберационные комнаты

Позже были придуманы пластинчатый (plate), пружинный (spring) и ленточный (tape) ревербераторы (кстати, далее вы можете обратить внимание, что в ревербераторах для гитары есть регуляторы выбора этих видов). Первые два вида использовали в своей конструкции соответственно пластину и пружины, которые приводились к колебанию за счёт различных преобразователей

Звукосниматели улавливали эти колебания. За счёт своего компактного исполнения пружинные ревербераторы стали встраивать в гитарные усилители. На изображениях ниже можно посмотреть, как именно устроен пружинный ревербератор.

Пружинный ревербератор. Плюсы и минусы.

Достоинства

  • Пружинному ревербератору не нужны динамики и микрофоны, так как сигнал с пружины сразу попадает на выход. За счёт этого такие устройства намного компактнее, чем пластинчатые ревербераторы.
  • Простота конструкции. Не удивительно, что но она до сих пор используется в гитарных комбиках из-за своей дешевизны и компактности.
  • Звук в миксе с исходным сигналом напоминает естественную реверберацию, но также имеет некоторый специфичный отзвук.

Недостатки

  • Пружина воспринимает любые колебания воздуха и пола
  • Между акустической системой и пружиной существует практически неустранимая обратная связь
  • Звук имеет ярко выраженную «металлическую» окраску
  • Создание искусственной реверберации на верхних звуковых частотах часто неприятно для слуха
  • Увеличение же времени реверберации на нижних частотах ухудшает четкость и разборчивость звучания

Ленточный, магнитный ревербератор (Tape delay)

Развитие техники звукозаписи привело к мысли, что можно применить магнитофон в качестве ревербератора в системе искусственной реверберации. Для этого нужен был магнитофон специальной конструкции. В нём должно было быть несколько воспроизводящих головок, расположенных после записывающей. Каждая из этих головок создавала эхо-сигналы с запаздыванием (delay), равным времени пробега звуконосителя от записывающей головки до воспроизводящей.

Кроме этого была и стирающая головка, которая помещалась между последней воспроизводящей и записывающей головками. Это позволило применять кольцевой звуконоситель (магнитную ленту).

Первым ревербератором такого типа был построен В. С. Казанским в 1932 году. В нём звуконоситель представлял собой кольцо из стальной ленты. Но несовершенство магнитной записи в то время не позволило использовать это устройство в практических целях.

Обзор[править]

Источник, издающий звук, отражается от различных поверхностей по-разному, в зависимости от их текстуры. Гладкие, жёсткие поверхности отражают звук подобно тому, как зеркало отражает свет (угол падения равен углу отражения). Тогда как отражение от грубых (неровных) материалов производится во многих направлениях, отражённый звук от таких поверхностей воспринимается более размытым. Характер отражений зависит от частоты звука и материала стен. Жёсткий материал поглощает звуковые волны меньше, тогда как мягкий больше. В больших помещениях можно легко наблюдать эффект реверберации к таким помещениям можно отнести церкви, бассейны или большие пещеры.

Реверберация создаётся в результате повторного отражения звука. Отражённые сигналы со временем ослабевают, это вызвано тем, что при каждом отражении часть энергии сигнала теряется (поглощается материалом). Другая причина в том, что звук рассеивается в воздухе (потому как вибрации вызывают трение частиц воздуха).

При слишком большом количестве реверберации сильно страдает разборчивость речи: чем короче время реверберации, тем лучше. Однако для музыки реверберация более желательна, потому как в «сухой» комнате музыка звучит неестественно, а также становятся отчётливо слышны неточности игры. Для камерной музыки наиболее желательное время реверберации около 1.2 до 1.6 секунд, для оркестровой около 1.7 до 2.2, для органной гораздо больше.

В процессе естественной реверберации меняется частотный спектр звука. Высокие частоты затухают быстрее, чем низкие, поэтому тембр отраженного звука в сравнении с оригиналом имеет более мягкий, приглушенный характер. Реверберация изменяет воспринимаемые гармонические структуры нот, но не меняет их тон. Эффект реверберации часто используются в студиях, для добавления чувства глубины пространства.

Что делает реверберация?

Когда звуковая волна (сигнал) отражается много раз от разных поверхностей, образуется реверберация. Как и в случае с дилэем, мы слышим отражения позже исходного звука. Разница в том, что при реверберации время задержки настолько мало, что исходный звук и его копии слышатся как один объёмный сигнал.

Звучание реверберации зависит от множества факторов. Источник сигнала и его положение в пространстве, окружающие поверхности и их материалы, размер окружения — всё это влияет на характер реверберированного сигнала.

Студийный эффект реверберации воссоздаёт отражение звука в пространстве. Задача обработки заключается в создании у слушателя ощущения, что звук записан в естественных и богатых на отражениях условиях — в церкви, в большом зале, в комнате, а не в идеально сухой студии. Виртуальные и аппаратные эффекты реверберации воссоздают сотни мест и даже способны создавать уникальные пространства для отражения сигнала.

↑ Откуда ноги растут?

Итак, берем с tonepad.com схему, и делаем изменения, которые помечены красным:

Мы видим, что у первого операционника я просто зачеркнул номиналы, потому что их можно менять в очень широких пределах, от этого зависит входное сопротивление, и необходимо немного поднять коэффициент усиления этого каскада. Лично у меня на этом месте стоят 470к и 680кКонечно понятно, что все мы радиолюбители люди прямо скажем амбициозные, и не всякий, далеко не всякий из нас будет повторять ту или иную конструкцию целиком, как она описана, на это тоже могут быть разные причины, так что, друзья, в любом случае, раз уж мы с вами знаем с какой стороны брать в руки паяльник, в конечном итоге решать, изменять или не изменять схему, вам.

Datasheet Download — Princeton Technology Corp

Номер произв PT2399
Описание Echo Processor IC
Производители Princeton Technology Corp
логотип  

1Page

No Preview Available !

Princeton Technology Corp.
Tel : 886-2-29162151
Fax: 886-2-29174598

URL: http://www.princeton.com.tw

Echo Processor IC
PT2399
DESCRIPTION
PT2399 is an echo audio processor IC utilizing CMOS Technology which is equipped with ADC and
DAC, high sampling frequency and an internal memory of 44K Digital processing is used to generate
the delay time, it also features an internal VCO circuit in the system clock, thereby, making the fre-
quency easily adjustable. PT2399 boast of very low distortion (THD<0.5%) and very low noise
(No<-90dBV), thus producing high quality audio output. The pin assignments and application circuit
are optimized for easy PCB layout and cost saving advantage.
FEATURES

Ì CMOS Technology

Ì Least External Components

Ì Auto Reset Function

Ì Low Noise, No<-90dBV Typical

Ì Low Distortion, THD<0.5% Typical

Ì External Adjustable VCO

Ì Available in 16 pins, DIP or SO package

APPLICATIONS

Ì Video Tape Recorder

Ì Video Compact Disk

Ì Television

Ì CD Player

Ì Car Stereo

Ì KARAOKE Mixer

Ì Electronic Musical Instrument

Ì Audio Equipment with Echo Processor

PT2399 v1.2
1 Updated September 2000

No Preview Available !

Princeton Technology Corp.
Tel : 886-2-29162151
Fax: 886-2-29174598

URL: http://www.princeton.com.tw

Echo Processor IC
PT2399
PIN CONFIGURATION
VCC
REF
AGND
DGND
CLK_O
VCO
CC1
CC0
1
2
3
4
5
6
7
8
16
15
14
13
12
11
10
9
PT2399
LPF1-IN
LPF1-OUT
LPF2-OUT
LPF2-IN
OP2-0UT
OP2-IN
OP1-IN
OP1-OUT
ORDER INFORMATION
Part Number
PT2399
PT2399S
Package
16 Pins, DIP Package (300 mil)
16 Pins, SO Package (300 mil)
PT2399 v1.2
2 Updated September 2000

No Preview Available !

Princeton Technology Corp.
Tel : 886-2-29162151
Fax: 886-2-29174598

URL: http://www.princeton.com.tw

Echo Processor IC
PT2399
PT2399 ECHO APPLICATION CIRCUIT
+5V
0.1uF

+ 100uF

47uF
+
20K R
0.1uF
0.1uF
3900pF

15K 4.7uF Input

+
100K

10K 4.7uF

1 16 560pF +

2
3
4

15 5.6K

10K
10uF

14 +

13 0.01uF

50K
4.7K 10uF

18K +

Output
15K
5
6
12

11 0.082uF

560pF 10K

3300pF
7
8

10 10K

9 0.082uFAGND DGND

PT2399
Note:
External Resistor having a value of 10 K Ohms to 50 K Ohms may be
used. The recommended Resistor Value ( R ) is 10 K Ohms. When the value of
the Resistor ( R ) increases, the range of the Delay Time also increases.
PT2399 v1.2
3 Updated September 2000

Всего страниц 5 Pages
Скачать PDF

Делаем педаль реверберации с применением микросхем PT2399 (часть 1)

Вступление

Реальная реверберация происходит в рабочей камере, когда генерируемый звук отражается от стен, мебели, людей или любого другого объекта в сложном трехмерном пространстве. Естественный процесс реверберации показан на рисунке 1.

В старые добрые времена единственный способ воспроизвести эффект реверберации — использовать реальную реверберационную камеру — большую комнату со сложной геометрией и тщательно отобранным материалом для стен, с установкой громкоговорителей и микрофона в определенных местах внутри камеры. Первая попытка имитировать реверберацию в помещении без реальной реверберационной камеры осуществлялась с помощью реверберационного резервуара с пружиной (см. ссылку ). Основная конструкция пружинного ревербератора показана на рисунке 2.

Аудиосигнал возбуждает входную катушку, которая передает механические вибрации ближайшему концу пружины, а затем — её дальнему концу, и возвращается назад с уменьшающейся амплитудой. Сложные волны, как поперечные, так и продольные, генерируются внутри пружины. Высокочастотные и низкочастотные волны движутся по пружине с различной скоростью, а пружинные соединения добавляют отражения. Для получения различных по длительности временных задержек используют пружины различных типов: толщина и тип металла, количество витков, диаметр пружины. Искусственно реверберированный звук, создаваемый пружиной, затем улавливается выходной катушкой и возвращается в электронную схему для микширования с входным аудиосигналом и усиления.

Цифровое моделирование эффекта реверберации

Обработка эффекта реверберации была широко исследована и на взгляд автора может быть классифицирована следующим образом:

3. Синтетическое моделирование: иногда автор видит, что такая модель представляет собой просто упрощенную модель приближения отклика системы методом проб и ошибок. Например, реверберацию Шредера ) можно настроить так, чтобы она имитировала реверберацию зала среднего размера, установив для некоторого параметра определенные значения.

Цифровой чип задержки PT2399 — бюджетное решение для проекта педали реверберации DIY

Передовая технология CMOS PT2399 от Princeton приобретает все большую популярность для проектирования устройства с блоком переключаемых конденсаторов (BBD) для хранения аудиосэмплов в «аналоге» в качестве реализации аналоговой линии задержки. Блок-схема PT2399 показана на рисунке 3.

Цифровая микросхема линии задержки выполнена в доступном 16-контактном DIP-корпусе. Минимальная длительность задержки составляет 30 мс, максимальная — 340 мс, а настройку задержки легко менять внешним резистором.

Блок-схема ревербератора Hamuro Spring-Room-Hall для небольшого помещения

Автор создал очень простую схему реверберации, используя 5 микросхем PT2399, которая может имитировать эффект реверберации пружины в комнате. Она имеет возможность управлять временем задержки, объёмом помещения и балансом. Когда регулятор объёма комнаты установлен на минимум, он будет звучать подобно пружинной реверберации, а если он установлен на максимум, то будет получаться реверберация как в зале или соборе.

Принципиальная схема полного контура

Полная принципиальная схема находится в стадии разработки и тестирования. Базовая схема реверберации была успешно протестирована на платформе Deepstomp (DIY digital multi-effect stompbox), и будет опубликована во второй части статьи (прим. автора).

Что такое дилэй?

Эффект дилэя (англ. delay — задержка) максимально прост: процессор захватывает исходный звуковой сигнал и повторяет его один или несколько раз вслед за оригиналом

Повторения отделены и независимы друг от друга: копии воспроизводят исключительно исходный сигнал спустя определённое время и не обращают внимание на уже прозвучавшие повторы. Более того задержка работает на затухание: каждый повтор всегда звучит тише предыдущего отзвука

Эффект задержки легко встретить в реальном мире. Каждому хорошо известно такое явление как эхо, образующееся при отражении звуковой (или электромагнитной) волны от плоскостей (естественных препятствий) на своём пути. Отражённый звук возвращается обратно, но звучит отдельно от исходного сигнала.

Обычно эхо ассоциируется с горами, но чтобы услышать задержку сигнала в реальном мире не обязательно ехать в горы. Пройдитесь в узком переулке: звук шагов всегда отражается от стен зданий и повторяется с небольшой, но хорошо различимой задержкой.

Листовой ревербератор. Плюсы и минусы.

Для начала сравним листовой ревербератор с уже известными нам по прошлым статьям видами: эхо-камера и магнитный ревербератор.

В противоположность эхо-камере резонансные явления листа на низких частотах не создают острых пиков в частотной характеристике и возбуждения на более низких частотах — напротив, эти резонансы довольно равномерно распределены во всём диапазоне звуковых частот.

По сравнению с магнитным ревербератором, который создаёт ненатуральную последовательность эхо-сигналов и в котором основная группа многократно повторяется с периодом прохождения сигнала в петле обратной связи, листовой ревербератор создаёт структуру временной последовательности эхо-сигналов с очень высокой (как и в случае процесса в закрытом помещении) плотностью эхо-сигналов во времени.

Достоинства

  • Преимущество реверберационных пластин состоит в том, что будучи двухмерными, они обеспечивают излучение волн и их разбиение на отражения, так что число их растёт по мере того, как реверберация угасает. Этот эффект не вполне соответствует тому, что бывает при реверберации в трёхмерном пространстве, но отличить на слух эти процессы очень трудно.
  • Возможность в широких пределах изменять время реверберации.
  • Хорошо имитирует натуральный процесс отзвука в помещении.

Недостатки

  • Одним из недостатков листового ревербератора является зависимость частотной характеристики времени искусственной реверберации от расстояния между листом и поглощающей плитой. При малых расстояниях частотная характеристика реверберации оказывается достаточно ровной. Это объясняется тем, что затухание, обусловленное близостью пористого поглотителя и лишь незначительно зависящее от частоты, преобладает над затуханием, связанным с потерями на внутреннее трение в материала листа. Напротив, при больших расстояниях потери за счёт поглотителя уже не играют заметной роли и ход частотной характеристики определяется затуханием в листе, которое быстро уменьшается в сторону низких частот.
  • Также пластинчатый ревербератор очень чувствителен к шумам и реагирует на движение воздуха. Поэтому, зачастую возникают трудности, связанные с его размещением. В аппаратной студии при больших громкостях громкоговорителей может возникнуть возбуждение на частотах около 200 Гц. Поэтому наиболее удобным местом для установки ревербератора является вестибюль студии или какое-либо другое тихое помещение, где могут находиться и другие пластинчатые ревербераторы. Так как они не влияют друг на друга во время работы.
  • В пластинчатом ревербераторе возникает некоторая окраска звука. В некоторых пределах это желательно, поскольку даёт ощущение объемности. Но такая окраска может стать неприятной на слух.

Основные параметры цифрового ревербератора

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>yle=»text-align: justify;»>Итак, вот основные параметры, которые можно встретить в современных цифровых ревербераторах:

  • Balance (DryWet) — параметр, отвечающий за соотношение прямого звука (Dry) и обработанного эффектом (Wet).
  • Gate Reverb — специальный тип «нелинейного» эффекта.
  • Density — плотность  Early Reflection (первичных) отражений, характеризует геометрию имитируемого помещения.
  • Diffusion — плотность  структуры  Early Reflection (первичных) отражений, отвечает за расплывчатость реверберации, при низких значениях ощущается подобие эха.
  • Early Reflection Level — уровень ранних отражений, соотносится с отражающими свойствами материалов помещения.
  • ErRev Balance — соотношение уровней Early Reflection (первичных) отражений и остатка реверберации «хвоста».
  • Feedback Level — уровень обратной связи.
  • High Cut — наличие фильтра НЧ (эквалайзера). Делает более мягким тембр реверберации.
  • High Damp (LPF) — демпфирование высокочастотных составляющих спектра реверберации (иногда есть параметры раздельно регулирующие уровень и частоту). Основано на естественном эффекте быстрого затухания высокочастотного спектра звука в процессе акустической реверберации. Можно сказать, что в некоторой степени имитирует свойства материалов отражающих поверхностей помещения.
  • Liveness — характер затухания Early Reflection (первичных) отражений, их огибающая.
  • Low Cut — наличие фильтра ВЧ (эквалайзера).
  • Low Damp (HPF) — демпфирование низкочастотных составляющих спектра реверберации (иногда есть параметры раздельно регулирующие уровень и частоту).
  • Pre—Delay (Initial Delay) — интервал времени между приходом к слушателю прямого, необработанного сигнала, и моментом появления первого «отраженного» сигнала. Имитирует размеры помещения с учётом месторасположения слушателя.
  • Release Density — плотность отражений конечной фазы реверберации.
  • Reverb Delay — промежуток между ранними отражениями и «хвостом» реверберации. В некоторых процессорах отсчитывается относительно прямого сигнала, в других — относительно ранних отражений.
  • Reverb Send Level (Depth, Volume) — уровень реверберации. Основной параметр, управляющий глубиной эффекта.
  • Reverb Time (Decay) — время реверберации.
  • Shape (Early Type) — форма нарастания ранних отражений.
  • Size (Room Size, Hall Size, Height, Width, Depth) — размеры, объём имитируемого помещения; ширина Width, глубина Depth, высота Height.
  • Wall Vary — геометрия (неровности) отражающих поверхностей. При больших значениях придаёт реверберации более рассеянный характер.

В настоящее время широко распространены различные цифровые, в том числе программные VST ревербераторы, которые вы можете скачать на нашем сайте бесплатно.

Если не хочется сильно углубляться во все вышеперечисленные параметры, то в большинстве VST ревербераторах, которые есть на сайте, часто достаточно выбрать нужный пресет (размер помещения) и отрегулировать уровень Balance (DryWet). Этого уже хватит, чтобы создать нужное акустическое пространство (на отдельном треке, группе, канале или мастер-шине).

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Подписаться

КОМПОНЕНТЫ

Сигнальные конденсаторы, кроме С4, С5 и С6 я советую использовать либо бумажные (в порядке убывающего предпочтения: К40У, КБГ-И, БМТ-2 — если вам удастся найти К40У-9 с военной приёмкой, это как раз то, что надо!), либо высококачественные плёночные (К72-П6, К73-17, и.т.д.) — весьма неплохие результаты дают конденсаторы типа «orange drop» фирмы Sprague — 715P, 716P. В моей конструкции применялось ассорти из этих типов .

Конденсаторы C5 и С6 в цепи регулятора тембра, а так же конденсатор С4 я советую взять слюдяные — типа КСО (поищите в старой радиоле), или американские «silver mica». Керамические кондеры и близко к усилителю не подпускать!

Сопротивления я рекомендую взять углеродисто-плёночные, типа ВС, или если это вам более доступно — старые «сarbon composition» американские резисторы, которые широко использовались в ламповой аппаратуре 50х-60х годов. Есть и другие, элитные сорта углеродисто-плёночных резисторов для аудиофилов, но они дорогие.

Сопротивление R21 в цепи катодов ламп 6П6С — проволочное и должно рассеивать мощность как минимум 10 ватт. Мне попалось в руки 20-ваттное проволочное сопротивление типа «Brown Devil» фирмы OHMITE выпуска 1930х годов! Даже 20-ваттный резистор ощутимо нагревается за несколько минут работы усилителя, так что не скупитесь на рассеиваемую мощность. Можно использовать сопротивление типа ПЭВ-10.

Сопротивления R33 и R34 в цепи фильтра мне случайно попались прецезионные проволочные, DALE RS-5, мощностью 5 ватт. Можно использовать любые, мощностью от 3 до 5 ватт.

Конструкция усилителя предполагает довольно высокое анодное напряжение на анодах оконечных ламп — 346 вольт (напряжение снято с включенными в схему лампами — напряжение холостого хода выпрямителя составляет 416 вольт!) Это близко к предельному анодному напряжению 350 вольт, указанному в паспорте советских 6П6С. В старых усилителях Fender можно найти и не такие анодные напряжения — 400 вольт и выше — американские 6V6GT старого выпуска по видимому прекрасно это издевательство переносили. За счёт этого расширяется динамический диапазон усилителя, а на овердрайве старые «Фендеры» не фуззят а рычат! Я слыхал многочисленные жалобы американских владельцев антикварной аппаратуры, что лампы 6V6GT фирмы «Sovtek» (те же 6П6С советского выпуска, перемаркированные и проданные на Запад) более часто выходят из строя в старых усилителях производства 50х с анодными напряжениями в районе 450 вольт — и вообще, похоже, не любят таких экстремальных режимов. В старых американских 6V6GT так же отсутствует противодинатронное чёрное покрытие баллона в результате чего некоторые участки испускают красивое голубое свечение под бомбардировкой электронами (не путать со свечением попавшего в баллон газа)! Недавно по заказу фирмы «Electro-Harmonix» стали выпускаться в России лампы 6V6EH, которые, согласно рекламе, предназначены как раз для такой вот старой аппаратуры с высокими анодными напряжениями до 475 вольт! Что любопытно — без чёрного покрытия внутри баллона. У них тоже можно наблюдать голубое флюоресцентное свечение отдельных участков стекла.

В общем, какие бы лампы вы не использовали — осторожно.  Снижать
анодное напряжение я однозначно не рекомендую, чтобы не портить красивое звучание, а повышать
— попробуйте и напишите о результатах