Энергия для арктики: какую пользу принесут россии плавучие атомные электростанции

Содержание

Курская АЭС

Курская АЭС — вторая АЭС с серийными РБМК, всего на 4 года моложе Ленинградской. Расположена в 40 км от Курска. Она могла стать одной из самых больших АЭС на территории России с шестью энергоблоками РБМК-1000. Но с 1977 по 1986 годы успели достроить и ввести в эксплуатацию лишь 4 (как и на Чернобыльской АЭС). После 1986 года строительство оставшихся двух энергоблоков заморозили. Причем, пятый блок был в очень высокой степени готовности. Его даже подумывали достроить вплоть до 2010-х, но в 2012 году от этой идеи окончательно отказались.

Энергоблоки Курской АЭС

Зато из-за почти полной идентичности и при этом полной радиационной чистоты, ведь на него даже не завозили ядерное топливо, этот пятый блок хорошо подходил для киносъемок фильмов про чернобыльскую аварию. Именно на нем проходили сьемки недавнего фильма Данилы Козловского. Кстати, знаменитый сериал Чернобыль от HBO снимали на другой АЭС с реакторами РБМК – Игналинской, в Литве.

Внутри реакторного зала пятого блока Курской АЭС-2. Фото Lana-Sator.livejournal.com

Сейчас идет строительство Курской АЭС-2. На замену первым двум реакторам РБМК строят два новых энергоблока с реакторами ВВЭР. Но это не обычные ВВЭР-1200, которые построили на других станциях – в Нововоронеже или ЛАЭС-2. Это новый проект ВВЭР-ТОИ — Типовой Оптимизированный и Информатизированный проект. Ранее он назывался ВВЭР-1300. Он чуть мощнее и должен быть более экономически эффективным. Возможно в будущем он придет на смену ВВЭР-1200.

Строительство Курской АЭС-2 с двумя ВВЭР-ТОИ

Кстати, два энергоблока Курской АЭС-2 – это на текущий момент единственные строящиеся в России энергоблоки АЭС, если не брать в расчет замороженную стройку Балтийской АЭС.

Новости компании

01.08.2014 | Новости компании
Изготовление клапанов газовпускных клапанов Г-68

Заключен договор с ОАО «Норильскгазпром» на изготовление газовпускных клапанов

07.04.2014 | Новости компании
ТОО «РИТК-А» выдан инновационный патент на изобретение

ТОО «РИТК-А» выдан инновационный патент на изобретение воздухоочистительного устройства

03.12.2012 | Новости компании
Заключен контракт с компанией ОАО «Норильскгазпром»

Заключен контракт с компанией ОАО «Норильскгазпром» на выполнение работ по капитальному ремонту газотурбинных агрегатов и навесного оборудования на ПАЭС-2500.

Архив новостей

Белоярская АЭС. Дважды первопроходец

Итак, теперь давайте перейдем к действующим АЭС. Первая из них – это Белоярская АЭС, в 20 км от которой я живу. Это моя любимая АЭС, на которой я бывал уже много раз. После Обнинской, это была первая крупная гражданская АЭС, т.е. не двойного назначения и не на территории ядерного комбината. Она построена именно для выработки электроэнергии и тепла и не применялась для наработки плутония. Ее топливо даже не перерабатывали, о чем у меня, как ни странно, тоже есть отдельная статья.

Реакторы первой очереди выработали свой ресурс и были остановлены к 1989 году. Сейчас на АЭС работают два новых реактора с совершенно иной конструкцией – это реакторы на быстрых нейтронах.

Энергоблоки Белоярской АЭС. Инфографика автора

С 1980 года на Белоярской АЭС работает реактор БН-600, а с 2015 года – БН-800. 600 и 800 – это проектная электрическая мощность этих реакторов, хотя по факту она увеличена почти на 10%. Это единственные в мире на текущий момент энергетические реакторы АЭС на быстрых нейтронах. Благодаря им, хотя были и другие меньшей мощности, у нашей страны накоплен самый большой опыт эксплуатации быстрых реакторов, которые могут составить основу или существенную долю атомной энергетики в будущем. Им, конечно, надо посвятить отдельные статьи и видео.

Скажу лишь о главной особенности. Это реакторы, в которых основное деление тяжелых ядер идет быстрыми нейтронами, частично о том что это такое я рассказывал в прошлой статье про реакторы со спектральным регулированием. Быстрые реакторы позволяют вовлекать в топливный цикл не только уран-235, которого в природном уране всего 0,7%, но и основной изотоп уран-238, которого там более 99%. Они же позволяют замыкать топливный цикл, используя в качестве топлива то, что выгружается из других реакторов. БН-800 уже переводится на полную загрузку МОКС-топливом, не требующем добычи природного урана. Оно изготавливается из плутония, выделенного из отработавшего топлива других реакторов, и из запасов отвального обедненного урана.

Про обедненный отвальный уран и МОКС-топливо у меня тоже есть отдельная статья, и даже целый цикл статей, если говорить в целом о проблеме обедненного гексафторида урана, который к нам периодически завозят из-за границы под шум антиядерных экологических активистов.

Реактор БН-800

Белоярская АЭС долгое время была единственной станцией в нашей стране, на которой работали реакторы разных типов – канальные уран-графитовые АМБ и быстрые натриевые БН. Сейчас к такой станции можно отнести Ленинградскую АЭС, т.к. там одновременно работают и РБМК и ВВЭР, но мы до этого дойдем.

Плавучая АЭС Ломоносов в России

Плавучая атомная теплоэлектростанция (сокращенно ПАТЭС) Академик Ломоносов – российский проект по строительству первой в России мобильной плавучей атомной электростанции малой мощности.

ПАТЭС включает в себя как, непосредственно, несамоходное судно, так и реакторные установки КЛТ-40С ледокольного типа. Габариты судна ПАТЭС Академик Ломоносов – 144 метра на 30 метров, водоизмещение судна плавучей АЭС – 21 500 тонн.

ПАТЭС Академик Ломоносов Россия. Строительство. Фото

Цель постройки плавучей АЭС – получение электроэнергии и тепла, а также опреснение морской воды – от 40 до 240 тысяч тонн в сутки в условиях невозможности постройки наземной АЭС, например это сейсмоактивная территория либо условия вечной мерзлоты (актуально для России). Электрическая мощность одного реактора (всего их на АЭС два) – 35 МВт, тепловая мощность – 140 гигакалорий в час. Срок эксплуатации составляет 36 лет – 3 цикла по 12 лет с перегрузкой активных зон реактора. На текущий момент построен первый реактор в 2010 году. Дальнейшее развитие проекта осложнено начавшимся кризисом в России и экономией государственных средств. Во времена когда люди проверяют курс рубля онлайн каждые пять минут, идет заморозка в стране крупных инвестиционных проектов. Снижающийся курс рубля влияет и на стоимость новых АЭС, так как часть использованного оборудования иностранного производства.

Планируемые территории использования:

  1. Самый северный город России – Певек на Чукотке
  2. Закрытый военный порт Вилючинск на Камчатке
  3. Республика Кабо-Верде (ведутся переговоры)
  4. Шельф Китая, нефтегазоносные месторождения
  5. Газовые месторождения ОАО «Газпром» на Таймыре

15 сентября 2011 года было получено разрешение проекта использования российской плавучей АЭС возле города Певек, для замещения мощностей планируемой к закрытию в 2019-2021 годах Билибинской АЭС. В октябре 2016 года было начато строительство береговой инфраструктуры для ПАТЭС в городе Певек на Чукотке. Реактор планируется установить на штатное место в сентябре 2019 года. В том же году планируется ввести АЭС Певек в эксплуатацию. Стоимость первого энергоблока в Певеке составит 16,5 миллиардов рублей, из которых 14,1 – стоимость самого энергоблока, оставшаяся сумма – возведение береговых и гидротехнический конструкций.

Плавучая АЭС Академик Ломоносов. Спуск на воду. Фото

История использования плавучих реакторов в мире рассказывает нам о США, которые использовали плавучие реакторы для обеспечения панамского канала в 1966 – 1976 годах, а также американской базы в Антарктике в 1962 – 1972 годах.

Кто против плавучей АЭС?

Как и многие другие амбициозные проекты, идея создания «плавучего Чернобыля» была плохо воспринята экологами. Они не просто не приветствуют подобную идею, они считают, что нахождение на плаву столь мощной реакторной установки является опасным. Специалисты, принимающие участие в этом проекте, утверждают, что опасности нет, так как уже много лет атомные суда находятся на плаву, и никаких катастроф не происходит. Но активисты настаивают на своем, приводя в качестве аргумента тот факт, что параметры реакторов плавучей установки изменены по сравнению с параметрами реакторов, использующихся на ледоколах, крейсерах и т.д. В частности, реакторы плавучих АЭС обладают большей активной зоной, да и работать они будут в более жестких условиях, а заявленный 40-летний срок службы превышает допустимый срок работы подобных реакторов. Поэтому многие экологи допускают, что в Поморье готовится большой ядерный эксперимент, который может закончиться пагубно не только для данных регионов, но и для всей России.

Также и «Гринпис» присоединился к протесту, опубликовав на своем сайте огромный список аварий на судах с реакторными установками. Список был внушительный, а составлен он на основе доступных общественных источников. В этот список вошло более чем 100 аварий, произошедших на судах, включая и аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Радиоактивное загрязнение Арктики

Существующее радиоактивное загрязнение Арктики приняло чрезвычайный характер. Основными факторами радиоактивного загрязнения Арктики явились: испытания атомных бомб на полигоне «Новая Земля», эксплуатация атомных подводных лодок (АПЛ) и атомных ледоколов, радиоактивный сток сибирских рек – Оби и Енисея, Чернобыльское загрязнение.

На полигоне «Новая Земля» в период с 1955 по 1990 годы было произведено 132 ядерных взрывов. По мощности это составило 94% всех взрывов, произведенных в СССР. Новоземельский полигон опробовал пять видов испытаний ядерного оружия: подводное, наземное, приводное, воздушное и подземное (в штольнях и скважинах).

Первое испытание – подводное – произведено в 1955 году. Подводные взрывы закончились в 1961 году. Наземный взрыв в первый и единственный раз был произведен в 1957 году. В атмосфере взрывы производились с 1957 по 1962 год, всего произведено 44 атмосферных взрыва различной мощности.

Наиболее безопасными для окружающей среды явились подземные взрывы, которые начались в 1964 и закончились в 1990 году. Из общего количества подземных взрывов 36% произведены в полной изоляции от поверхности, 4% взрывов – с попаданием на земную поверхность радиоактивных продуктов. При 60% взрывов горные породы раскалывались, и радиоактивные газы по трещинам выходили на поверхность. Последний подземный взрыв в 1990 году вызвал сильное раскалывание горных пород. Вышедшие в атмосферу радиоактивные газы были обнаружены во всех скандинавских странах.

В период эксплуатации атомных подводных лодок и атомных ледоколов в арктических морях было затоплено около 18000 объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, в том числе АПЛ, атомные реакторы АПЛ и атомного ледокола «Ленин». И неизвестно, сколько жидких радиоактивных отходов было просто вылито в море.

До сих пор на государственном уровне не принято решение о судьбе затопленных радиационных объектов, многие из которых, к тому же, находятся в непосредственной близости к перспективным площадкам для нефте- и газодобычи. Остаются переполненными хранилища радиоактивных отходов.

Извлечение радиоактивных отходов из аварийного хранилища в губе Андреева на Мурманском побережье начала Норвегия, обеспокоенная своей радиационной безопасностью.

В настоящее время Арктика представляет собой ядерную свалку. А ПАТЭС будет дополнительно поставлять жидкие и твердые радиоактивные отходы, отработавшее ядерное топливо; не исключены аварии атомных реакторов. Работа ПАТЭС ухудшит и без того тяжелейшую экологическую обстановку в Арктике.

Фильмы

Яркая внешность и природная сексуальность сослужили Жулиане Паэс хорошую службу в начале творческого пути. Очарованные ее молодостью, руководители телевизионной сети Globo предложили девушке попробоваться в мыльных операх. Это классический для Бразилии жанр, самые яркие примеры — «Секрет Тропиканки», «Жестокий ангел», «Клон».

Теледебют Жулианы Паэс состоялся в 1999-м в сериале «Новый Геркулес», а год спустя актриса присоединилась к касту культовой бразильской мыльной оперы «Семейные узы». Не обошла она стороной и «Клон», сыграв роль Карлы, бывшей девушки Шанди.

Жулиана Паэс с мужем и детьми

Чем больше телепроектов становилось в фильмографии Паэс, тем сильнее ее обожали. В 2004 году она снялась в купальнике для обложки бразильской версии журнала Playboy. Фигура, манящий взгляд, легкая полуулыбка соблазнили буквально всю страну. Тот выпуск и сейчас является самым продаваемым в истории местного Playboy.

Лихорадка по Жулиане Паэс набрала такие обороты, что в 2006 году американский журнал People включил актрису в сотню самых сексуальных людей планеты. После этого знаменитость наняла агента, чтобы выйти на мировую сцену.

То, как хорошо Паэс смотрелась в кадре, сделало ее привлекательной для коммерческих компаний. Она снималась для косметического бренда Colorama и шведской линии одежды Hope, итальянской обуви Arezzo и ювелирной корпорации Vivara.

Жулиана Паэс в купальнике

Дебют Жулианы Паэс в качестве главной героини состоялся в сериале «Дороги Индии» (2009). Рейтинги оказались настолько высокими, что журнал Época включил актрису в сотню самых влиятельных бразильцев 2009 года.

Паэс не отказалась от актерской карьеры ради личной жизни. Так, в первом декретном отпуске она находилась всего год. К тому времени женщина уже дебютировала на мировой сцене, снявшись в американской романтической комедии «Завтрак в постель» (2010). У нее даже был шанс сыграть вместе со Сильвестром Сталлоне: актер, увидев фотографию Паэс в журнале, лично пригласил ее на роль. Однако идея не воплотилась в жизнь: женщина снова забеременела.

Атом на воде – в чем смысл?

Даже беглый анализ истории строительства ПАТЭС вызывает много вопросов. В первую очередь ясно, что ее стоимость достигает астрономических величин. Цена строительства выросла с трех миллиардов рублей в 2002 году (тогда это было не более чем оценкой) до 14,1 миллиарда рублей в 2010-м, не считая двух миллиардов, которые нужно затратить на береговые и гидротехнические сооружения в месте базирования «Академика Ломоносова». Очевидно, что об экономической окупаемости энергоблока речи быть не может. Кроме того, неясны и ее экспортные перспективы. К этому проекту регулярно проявлял интерес Китай, причем не исключался даже вариант строительства корпуса ПАТЭС на китайских верфях, но скорее всего ключевой интерес Пекина в данном проекте заключается в доступе к технологиям судовых ядерных установок. Экспорт же ПАТЭС в качестве обычной станции практически невозможен из-за позиций ряда ведущих западных держав и опасений в ее устойчивости к природным катаклизмам, террористическим актам и общей надежности установки.

На наш взгляд, в строительстве ПАТЭС проглядывается отнюдь не экономический интерес. Парадоксальным образом разработка и постройка плавучей электростанции позволили сохранить в России атомное надводное (и отчасти подводное) судостроение, а именно – необходимый потенциал проектантов судовых реакторов и всю производственную кооперацию.

К моменту начала разработки и строительства ПАТЭС в России уже почти 20 лет не закладывались надводные корабли с атомной энергетической установкой: атомный ледокол проекта 10521 «50 лет Победы» был заложен в 1989 году, тяжелый атомный крейсер проекта 11442 «Петр Великий» еще раньше – в 1986-м. На сегодня это самые новые российские надводные корабли с атомной силовой установкой.

Не менее сложная ситуация сложилась к началу 2000-х с атомным подводным судостроением. Все введенные после 1991 года в боевой состав флота АПЛ были заложены еще при СССР, соответственно их АЭУ и комплектующие из того же времени. Пожалуй, первой АПЛ, на которой установлена АЭУ, выпущенная уже в России, – это атомоход «Северодвинск» проекта 885 (ППУ ОК-650В с реактором ВМ-11), чья ППУ, судя по всему, изготовлена в 2004–2006 годах. Можно допустить, что второй и третий комплекты ППУ нового производства (аналогичные «Северодвинску») сделаны для серийных стратегических ракетоносцев проекта 955А «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Таким образом, два энергоблока с ректорами КЛТ-40С для ПАТЭС представляли значимую часть производства корабельных реакторов в России. С учетом планов по строительству для ВМФ РФ авианосца и эскадренных миноносцев с АЭУ, а также атомных ледоколов нового поколения сохранение подобных компетенций выглядит решающим фактором.

Кроме того, интерес представляет и география строительства ПАТЭС. Решение о сооружении ПАТЭС на Севмаше было принято тогда, когда завод имел заказ только на две АПЛ и перспективы новых заказов были еще туманны. И наоборот – «Академика Ломоносова» сняли со строительства в 2008 году, когда на заводе на разных этапах строительства было четыре АПЛ, ожидался заказ еще двух, проводились ремонт АПЛ Северного флота, а также модернизация ТАКР «Адмирал Горшков» для индийского заказчика. В то же время Балтийский завод находился на грани выживания и крупных заказов не имел.

В итоге именно заказ на ПАТЭС позволил сохранить Балтийскому заводу компетенции в области атомного судостроения (следует упомянуть, что кроме самой платформы Балтийский завод производит парогенераторы для реакторов КЛТ-40С). Под строительство ПАТЭС в июне 2012-го завод получил лицензию Ростехнадзора сроком до 2017 года, которая разрешает выполнять компоновку, монтаж, наладочные работы, проверки и испытания оборудования и систем ядерной установки, монтаж и наладку ядерных реакторов, а также их подготовку к загрузке ядерных материалов на ПАТЭС и будущем атомном ледоколе, контракта на который на тот момент еще не было.

Собственно, получение в конце августа 2012 года Балтийским заводом контракта на строительство нового атомного ледокола ЛК-60 проекта 22220 с новым реактором РИТМ-200 ознаменовало логическое завершение длительной эпопеи по сохранению в России атомного надводного судостроения. И роль ПАТЭС в этом сложно переоценить. Но скорее всего «Академик Ломоносов» так и останется построенным в единственном экземпляре…

«На базе российских технологий»

Плавучий энергоблок был заложен в 2007-м на ПО «Севмаш» (Северодвинск), однако через год контракт был передан ООО «Балтийский завод — Судостроение», расположенному в Санкт-Петербурге. Заказчиком выступил АО «Концерн Росэнергоатом».

Также по теме


«Международный полярный маршрут»: как новые российские ледоколы помогут в освоении Северного морского пути

В мае Балтийский завод заложит третий серийный (четвёртый по счёту) универсальный атомный ледокол проекта 22220 под названием…

ПАТЭС предназначена для круглогодичного электроснабжения удалённых районов Арктики и Дальнего Востока, обеспечения энергией населённых пунктов, крупных промышленных предприятий, в том числе горнодобывающих компаний, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей.  

Как отмечают в компании, ПАТЭС заменит действующую с 1974 года Билибинскую АЭС и построенную в 1944 году Чаунскую ТЭЦ. Их вывод из эксплуатации будет синхронизирован с началом работы плавучей станции.

ПЭБ «Академик Ломоносов» оснащён двумя реакторами типа КЛТ-40С электрической мощностью 35 МВт каждый. Разработана эта силовая установка в ОКБМ имени И.И. Африкантова. Ранее она хорошо себя зарекомендовала на атомных ледоколах в Арктике.

Длина плавучего энергоблока достигает 140 м, ширина — 30 м, водоизмещение — 21,5 тыс. т. Как отмечают создатели станции, срок её службы рассчитан минимум на 40 лет.

В сентябре 2019 года «Росэнергоатом» сообщил, что «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался в месте своего основного базирования — городе Певеке Чукотского автономного округа. Для этого ему пришлось преодолеть путь из Мурманска протяжённостью 9 тыс. км. По случаю прибытия энергоблока в Певеке состоялась торжественная церемония.

«Особо хочу отметить, что плавучий энергоблок построен на базе российских технологий атомного судостроения с учётом многолетнего опыта эксплуатации энергетических ядерных установок атомных ледоколов в суровых условиях севера», — заявил во время церемонии глава дирекции Северного морского пути «Росатома» Вячеслав Рукша.

По его словам, плавучий энергоблок — это уникальный энергоисточник, который способен обеспечить энергией промышленные предприятия, портовые города, комплексы по добыче и переработке нефти и газа на Северном морском пути.

«Стабильное и экологически чистое энергообеспечение северных территорий — одна из важнейших составляющих успешного развития Северного морского пути», — подчеркнул Рукша.

О том, что подобные ПАТЭС в перспективе будут способствовать развитию Севморпути, рассказал и Виктор Боярский.

«Это пилотный проект, потом появятся и другие подобные станции. Они будут использоваться на трассе Северного морского пути в тех местах, где необходимо обеспечить население теплом и светом. ПАТЭС заменят существующие угольные ТЭЦ, которые уже не соответствуют современным параметрам. А новые атомные установки будут способствовать улучшению качества жизни нашего народа», — считает он.

Аналогичной точки зрения придерживается и заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

В декабре 2019 года в компании сообщили, что с ПАТЭС в изолированную сеть Чаун-Билибинского энергоузла Чукотки стала поступать электроэнергия. С тех пор станция уже выработала свыше 47,3 млн кВт/ч электроэнергии. В настоящее время она обеспечивает 20% потребностей Чаун-Билибинского энергоузла, отмечается в пресс-релизе «Росэнергоатома». По мере вывода Билибинской АЭС из эксплуатации этот показатель будет увеличиваться.

Кроме того, в госкорпорации сообщили, что сейчас в компании занимаются разработкой нового поколения ПАТЭС, которые будут меньше по размеру, чем их предшественница, но при этом существенно мощнее.

Для чего нужны плавучие атомные электростанции

На самом деле, если как следует разобраться, именно плавучая атомная электростанция является очень удобным средством производства энергии. Сейчас она стоит на месте и можно спросить, почему бы не построить там обычную станцию. Доля логики в таком вопросе есть, но ведь если где-то понадобится энергия, станцию можно транспортировать туда.

Даже не обязательно, чтобы потребитель находился на берегу. Можно просто протянуть высоковольтную линию и запитать даже удаленные объекты. Это все равно будет удобно. Особенно в условиях временного использования. Например, когда есть проблемы с электричеством после стихийного бедствия или просто ремонтных работ на местных электростанциях.

Так же такая станция очень пригодится для военных целей. Например, для обеспечения работы автономных противоракетных комплексов, до которых протянуть линию электропередач просто не получится. Когда объект будет передислоцирован, станция может отправиться за ним или переместиться для обеспечения энергией других мест.

Проще говоря, вариантов масса. Можно привести немного абсурдный пример с внешним аккумулятором для смартфона. Можно зарядиться от розетки, но что делать, если ее нет?

Примерная схема устройства ПАТЭС.

«На базе российских технологий»

Станция оснащена двумя водо-водяными реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые могут вырабатывать 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии. ПАТЭС может обеспечивать электричеством и теплом населённый пункт, где проживают около 100 тыс. человек.

КЛТ-40С был разработан специалистами АО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород) специально для «активного освоения удалённых территорий», богатых полезными ископаемыми: нефтью, газом, углём, золотом, железной рудой, редкими металлами. Также реактор может выступать источником энергии для предприятий перерабатывающей отрасли.

Также по теме


Полярный автопром: какими возможностями обладают новейшие арктические вездеходы России

В России создана линейка многофункциональных вездеходов, способных эффективно преодолевать самые сложные участки арктической местности…

В материалах «ОКБМ Африкантов» говорится, что в сложных природно-климатических условиях расходы на передачу энергии могут в несколько раз превышать стоимость её производства. Однако КЛТ-40С решает данную проблему благодаря низким капитальным и эксплуатационным затратам. Срок службы энергоблока составляет 40 лет. После его завершения предусмотрена утилизация.

Важным преимуществом реактора, как отмечает разработчик, является высочайший уровень безопасности. Он устойчив к авариям, отказам, пожарам, ошибкам персонала, динамическим и ударным нагрузкам. Кроме того, эксплуатация КЛТ-40С исключает токсичные выбросы и загрязнение атмосферы. Радиационное воздействие на окружающую среду ограничено долями процента от уровня естественного фона.

Проектирование «Академика Ломоносова» осуществлялось ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург). Станция была построена на АО «Балтийский завод» в Северной столице. В мае 2018 года ПАТЭС была отбуксирована в Мурманск, где состоялась загрузка ядерного топлива.

Как сообщает «Росатом», «Академик Ломоносов» выполнен «на базе российских технологий атомного судостроения» с учётом опыта эксплуатации ядерных установок на отечественных ледоколах. Водоизмещение станции составляет 21 тыс. т, длина около 140 м, ширина — 30 м, осадка — 5,6 м.

  • Буксировка «Академика Ломоносова» из Мурманска

Конструктивно станция состоит из плавучей платформы, отдалённо напоминающей ледокол, гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку в акватории, и объектов береговой инфраструктуры площадью 1,5 гектара. Они необходимы для передачи энергии населённым пунктам и предприятиям.

В настоящее время специалисты «ОКБМ Африкантов» и «Айсберга» создают новое поколение ПАТЭС, который будет более компактным и мощным, чем «Ломоносов». Станция будет оснащена двумя водо-водяными реакторами типа РИТМ-200M, которые способны генерировать около 100 МВт. Водоизмещение  плавучей АЭС составит 12 тыс. т,  длина около 110 м, ширина — 25 м.

Плавучий энергоблок

Плавучий энергоблок представляет собой плоскодонное несамоходное судно. Корпус его разделен переборками на отсеки. При затоплении двух смежных отсеков сооружение будет оставаться на плаву, не потеряв устойчивости и плавучести.

Водоизмещение плавучего энергоблока составляет 21,5 тыс. тонн, длина – 140 м, ширина – 30 м, осадка – 5,56 м, высота борта – 10 м, высота надстройки – около 30 м. Экипаж – вахта – 70 человек, всего три вахты. Предусмотрены администрация, технический персонал, охрана и береговая служба.

В энергоблоке размещены две реакторные установки КЛТ-40С и две паротурбинные установки ТК-35/38-3.4с.

В корпусе плавучего энергоблока размещаются также хранилища свежих и отработавших тепловыделяющих сборок, твердых и жидких радиоактивных отходов, автоматическая система управления, общесудовые системы и оборудование, жилые и служебные помещения.

Аналогов такого большого насыщения плавсредств потенциально опасными оборудованием и материалами не существует .

Все оборудование смонтировано на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, и плавучий энергоблок отбуксирован в Арктику на место размещения ПАТЭС.

Электростанции ПАЭС

Газотурбинные электростанции ПАЭС-2500, ПАЭС-2500Б, ЭГ-2500, ПАЭС-2500Г-Т10500

Назначение и область применения

Газотурбинные электростанции ПАЭС-2500, ПАЭС-2500Б, ЭГ-2500, ПАЭС-2500Г-Т10500 предназначены для использования в качестве основного источника электропитания промышленных и бытовых потребителей при отсутствии магистральной энергетической сети, а также для покрытия пиковых нагрузок в качестве аварийного источника электропитания при наличии магистральной сети.Электростанции могут работать на изолированную нагрузку и параллельно с энергосистемой любой мощности, для чего комплектуются всей необходимой аппаратурой.Электростанции работают на газообразном или жидком топливе.Более 1500 электростанций эксплуатируются в различных климатических зонах в диапазоне температур от -50 до +55°С.

Электростанции обеспечивают:

— высокое качество вырабатываемой энергии- надежность и долговечность- автоматическую синхронизацию с магистральной сетью и аналогичными электростанциями- уровень шума и вредных выбросов в пределах санитарных норм.

Комплектуются:

— газотурбинным двигателем и агрегатом запуска- генератором и комплектными распредустройствами- системами топливопитания и смазки- пультом управления двигателя и генератора- шумоглшителями входа и выхлопа- комплектом ЗИП и монтажным оборудованием- эксплуатационной документацией

Общий вид электростанций серии ПАЭС-2500

1. Блок маслянных комуникаций 2. Шумоглушение 3. Панель автоматики системы запуска двигателя 4. Шкафы управления генератора 5. Турбогенераторная установка ТГУ-8 6. Пульт оператора 7. Шкаф с маслянным выключателем 8. Шкаф с трансформатором собственых нужд 9. Шкаф с релейной защитой и автоматикой 10. Газотурбинный двигатель 11. Синхронный генератор

Эксплуатируются:

— при минимальных затратах потребителя- под постоянным наблюдением поставщика- в умеренной и тропической климатических зонах

Гарантируется:

— высокий уровень сервиса- качество ремонта двигателя (энергопривода) и другого оборудования- квалифицированная помощь специалистов изготовителя

История

Хотя десятки языков коренных народов были уничтожены Испанской (а позже и Колумбийской) империей, в границах территории, известной сейчас как Колумбия, остается более 60 языков. Большинство этих языков делятся на 10 лингвистических семейств: чибча , аравак , кариб , кечуа , тукано , гуахибо , маку -пуинаве , бора-витото , пиароа-салиба и чоко . В течение 1900 — х годов, первоначальные исследования предположили , что Nasa Yuwe был частью языковой семьи чибча, которая включает в себя Arwako , Коги , Вива , Tunebo , Motilone , Chimila и Куна . Однако в настоящее время считается, что наса юве составляет небольшую отдельную языковую семью — языки паэзан. Сегодня многие мисаки живут в некоторых поселениях преимущественно НАСА, что создает ситуацию языкового контакта и, в некоторых случаях, двуязычия.

Сельское хозяйство является основой экономики НАСА, и поэтому они борются за сохранение своих нынешних земельных владений и расширение своих традиционных земель. На протяжении столетий языку угрожала колониальная политика, однако недавнее позитивное отношение к языку начало обращать вспять волну его исчезновения. Первая угроза языку возникла в 1600-х годах с введением обязательного обучения испанскому языку в Колумбии.

Система образования была разработана, чтобы подавить НАСА Юве. Колумбийская империя проводила политику ассимиляции, которая навязывала гражданство коренным народам и заставляла их учиться в школе, чтобы «цивилизовать» их. Детей, говорящих на родном языке, наказывали, в некоторых случаях заставляли часами стоять на коленях на кукурузных зернах. Таким образом, люди были вынуждены избегать своего языка.

Сибирская АЭС. Даже две

Сибирская АЭС

Следующая АЭС на территории России, которая уже тоже не работает – это малоизвестная широкой публике Сибирская АЭС. Сейчас практически все АЭС в Росси находятся в Европейской части, но был период в 60-е, когда основное атомное электричество в СССР вырабатывалось в Сибири. Сибирская АЭС находилась на площадке Сибирского химического комбината (СХК) в г. Северск Томской области. Это был закрытый комбинат по наработке оружейного плутония, он и сейчас работает, но занимается уже другими задачами. Несмотря на секретность, фильм о Сибирской АЭС показали в 1958 году на Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии.

Заголовок в New York Times в 1958 году о показе в Женеве фильма о Сибирской АЭС

На тот момент она была одной из мощнейших АЭС мира – первый энергоблок имел мощность 100 МВт. В дальнейшем на ней работали 4 реактора, а суммарная мощность выросла до 600 МВт.

Промышленные реакторы СХК были двойного и даже тройного назначения. Т.е. они нарабатывали плутоний, но их спроектировали уже так, что они позволяли вырабатывать электроэнергию и давать тепло для отопления Северска и Томска. С окончанием программы наработки плутония был остановлен и последний реактор станции, в 2008 году.

Один из реакторов СХК. Фото: Страна Росатом

На другом сибирском комбинате по наработке оружейного плутония, Горно-химическом комбинате, в Железногорске, с 1964 по 2010 год тоже работал двухцелевой реактор АДЭ-2. Хотя, как таковой отдельной АЭС его не называли. Но по сути это была третья атомная станция тепло- и электроснабжения в СССР, причем единственная – подземная, т.к. сам комбинат ГХК размещался в горной выработке под землей. Подробнее про отечественные промышленные реакторы я писал отдельную статью.

Кстати, АЭС двойного назначения – это не чисто советская выдумка. Первая такая «двойная» АЭС заработала в Великобритании на два года раньше Сибирской АЭС. Это АЭС Колдер Холл — первая АЭС в Великобритании и на Западе вообще, работавшая на атомном комбинате Селлафилд, где производили оружейный плутоний. В далеком 1956 году ее открывала молодая Елизавета II.

Елизавета II на открытии первой АЭС Великобритании — Колдер Холл (двойного назначения)