Теория. Типы соединений
В электрике есть два типа соединений — последовательное и параллельное. При последовательном соединении сопротивление суммируется, при параллельном становится ниже, чем самое малое из соединённых. Это то, что стоит помнить и что пригодится для того, чтобы правильно подключить динамики.
Основные формулы для параллельного и последовательного подключения
Есть ещё смешанное соединение. Это когда последовательные цепочки и параллельное подключение «намешаны». В таком случае применяют формулы расчёта, постепенно приходя к одной из «чистых» схем — параллельному или последовательному.
Смешанное соединение и его преобразование в «простое»
На рисунке показано последовательное преобразование сложного смешанного соединения в простое.
Усилители мощности для авто звука
Варианты подключения четырех канального усилителя с четырьмя колонками, колонками и сабвуфером, двух сабвуферов, четырех колонок и одного сабвуфера, подключение восьми колонок. Рекомендую сначала ознакомиться со статьей: подключение двух канального усилителя. Как и в статье о подключении 2-х канального усилителя, настоятельно рекомендую прокладывать питание для 4-х канального усилителя, толстыми проводами от самого аккумулятора. Также хочу напомнить про общий предохранитель, так как в большинстве случаем, четырех канальный усилитель имеет два предохранителя, а магнитола один, следует учитывать, все три предохранителя.
Основные параметры последовательного и параллельного подключений
Типы подключений следует различать из-за особенностей
основных параметров электрической цепи при таких подключениях.
При параллельном подключении, напряжение на элементах цепи всегда будет постоянным, а сила тока суммируется из токов на каждом элементе. Есть еще такой параметр, как сопротивление. Мы не рекомендуем заучивать наизусть все формулы, а руководствоваться законом Ома, предположив, что один из параметров будет постоянным. Но для ускорения решения задач заучить выкладку может быть полезно. Собственно, там отношение единицы к сопротивлению цепи, равно сумме отношений 1 к каждому из сопротивлений.
При последовательном подключении, напряжение на каждом элементе будет суммироваться, а сила тока будет постоянной. Сопротивление мы также можем узнать из закона Ома. Или же запомнить, что сопротивление равно сумме сопротивлений элементов цепи.
Особенности параметров при последовательном и параллельном подключениях можно легко запомнить, если представить, что соединительные провода – это трубы, а электрический ток вода. Сравнить с водой тут можно именно силу тока. Почему же силу тока? Потому что ток характеризуется количеством заряженных частиц (читай, как наличие воды в трубе).
Представим, что в случае последовательного подключения мы соединяем две трубы одинакового сечения (представим именно одинаковое сечение, т.к. дальше уже начинают влиять такие параметры, как сопротивление) и в каждой трубе есть вода при её наличии в водопроводе. Если же мы соединим две трубы параллельно, то поток распределится равномерно (а на деле в соответствии с геометрическими параметрами труб) между двумя трубами, т.е сила тока будет суммироваться из всех участков.
Почему всё происходит именно так и почему при параллельном подключении ток распределяется именно по двум проводникам и суммируется? Это сложный фундаментальный вопрос, обсуждение которого займет ни одну статью. На данный момент предлагаю считать, что это просто свойство, которое нужно знать. Как и то, что лёд ощущается холодным, а огонь горячим.
При смешанном
подключении мы предварительно должны разбить цепь на простые для понимания
участки, а затем проанализировать, как они в итоге будут соединены.
Соответственно, на выходе мы получим простой вариант несложного подключения,
которое однозначно будет или последовательное, или параллельное.
Зная все эти параметры, мы легко можем проанализировать любую электрическую цепь и собрать новую с нужными параметрами.
Способы подключения акустики к усилителю
Непосредственно перед началом сборки цепи важно тщательно проработать схему подключения, которая будет использоваться. Вид будет зависеть от характеристик усилителя, параметров применяемых колонок, а также источника питания
Отдельно стоит рассматривать количество входов усилителя, поскольку это число формирует главные ограничения для акустической цепи. Распространены модели с двумя, четырьмя и шестью каналами, подходящие для подключения соответствующего количества нагрузок.
Колонки способны подключаться к усилителям параллельно, последовательно или параллельно-последовательно. Каждый способ имеет специфические особенности, которые надо учитывать, когда разрабатывается схема подключения динамиков к усилителю.
Параллельное соединение
схема параллельного соединения колонок с усилителем
Параллельное соединение представляется распространенным способом сборки акустической цепи. Процесс включает в себя следующие этапы:
- Первый канал усилителя, отмеченный маркировкой «-», соединяется с клеммой динамика под знаком «+».
- Далее клеммы «-» и «+» устанавливаются вместе в соответствующие разъемы.
- Оставшиеся элементы размещаются по тому же принципу.
Параллельное соединение обуславливает падение сопротивления нагрузки с увеличением выходной мощности. Причем мощность увеличивается пропорционально к количеству подключаемых динамиков
В процессе работы важно учитывать допустимую нагрузку на усилитель, а также количество поддерживаемых каналов
Последовательное соединение
схема последовательного соединения колонок с усилителем
При последовательном соединении элементы нагрузки соединяются друг за другом, что объясняет некоторые специфические особенности подобных цепей. Сборка этого варианта схемы предусматривает выполнение следующих действий:
- Предварительно стоит подобрать такие динамики, у которых сопротивление будет одинаково. В противном случае качество звука окажется невысоким.
- Далее следует минусовую клемму одного динамика подсоединить к положительному каналу динамика номер два.
- После этого плюсовой кабель фиксируется на минусовой клемме усилителя.
- Минусовой кабель подключается к положительному входу усилителя.
Параллельно-последовательное соединение
схема параллельно-последовательного соединения колонок с усилителем
Параллельно-последовательное соединение представляет собой специальный метод, объединяющий в себе два рассмотренных выше способа подключения колонок. С его помощью соединяются четыре колонки с двумя каналами и обеспечивается необходимое распределение мощности в процессе работы. Отдельного внимания заслуживает поочередное соединение изделий с низкими частотами и широкополосными устройствами
Однако перед использованием подобной схемы важно убедиться в работоспособности при нагрузке в 2 Ом
Инструкция по сборке параллельно-последовательной схемы:
- Минусовой контакт первой колонки соединяется с плюсовым контактом второй колонки.
- Сюда же подключается третий элемент через минусовую клемму.
- Первый плюсовой контакт выводится в основной канал со знаком «+». Сюда же подключается свободная плюсовая клемма третьей нагрузки.
- Минусы второго и четвертого элементов также выводятся в вывод под знаком «-».
- Далее общие выводы моста подключаются к соответствующим клеммам усилителя.
Если при первом запуске цепи будет слышно неприятное звучание, требуется оперативно выключить аппаратуру и обесточить схему. После этого потребуется внимательно изучить переходы проводов с отрицательных в положительные. Неприятный звук при работе свидетельствует о работе цепи в противофазе.
Иногда после сборки схемы один канал не работает. Тут стоит убедиться в том, что соединение кабелей с колонками надежно и контакту между клеммами ничего не мешает.
Как соединять динамики?
Радиоэлектроника для начинающих
Самое главное при соединении динамиков – выполнить соединение так, чтобы ни один из динамиков не был перегружен. Перегрузка грозит выходом из строя динамика.
Важно понимать, что на динамик можно подавать мощность либо меньше, либо равную номинальной, на которую он, собственно, и рассчитан. В противном случае, рано или поздно даже самый качественный динамик выйдет из строя из-за перегрузки. Понятно, что перед соединением динамиков нужно определить их:
Понятно, что перед соединением динамиков нужно определить их:
- Номинальную мощность (Вт, W);
- Активное сопротивление звуковой катушки (Ом, Ω).
Всё это, как правило, указывается на магнитной системе динамика, либо на корзине.
1W — значит на 1Вт, 4Ω — сопротивление звуковой катушки.
Марка динамика — 3ГДШ-16. Первая цифра 3 — это номинальная мощность, 3 Вт. Рядом подпись — 8 Ом, сопротивление катушки.
Бывает и не указывают, но можно узнать по маркировке.
Среднечастотный динамик 15ГД-11-120. Номинальная мощность — 15 Вт, сопротивление катушки — 8Ω.
Соединение динамиков. Пример
Давайте начнём так сказать с азов – наглядных примеров. Представим, что у нас есть 6-ти ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ) и 3 динамика. Два динамика мощностью 1 Вт (сопротивление катушки 8 Ω каждый) и один динамик на 4 Вт (8 Ω). Задача состоит в том, чтобы подключить все 3 динамика к усилителю.
Сначала рассмотрим пример неверного соединения этих динамиков. Вот наглядный рисунок.
Как видим, сопротивления всех трёх динамиков одинаково и равно 8 Ω. Так как это параллельное соединение динамиков, то ток разделится поровну между 3-мя динамиками. При максимальной мощности усилителя (6 Вт) на каждый из динамиков будет приходиться по 2 Вт мощности. Ясно, что 2 из 3 динамиков будут работать с перегрузкой – те, чья номинальная мощность равна 1 Вт. Понятно, что такая схема соединения не годится.
Если бы усилитель выдавал на выходе всего 3 Вт звуковой мощности, то такая бы схема подошла, но динамик на 4 Вт работал бы не в полную силу — «филонил». Хотя это и не всегда критично.
Теперь возьмём пример верного соединения всё тех же динамиков. Применим, так называемое, смешанное соединение (и последовательное и параллельное).
Соединим последовательно два 1-ваттных динамика. В результате общее их сопротивление будет равно 16 Ω. Теперь параллельно им подключаем 4-ёх ваттный динамик сопротивлением 8 Ω.
При работе усилителя на максимальной мощности ток в цепи разделится исходя из сопротивления. Так как сопротивление последовательной цепи из двух динамиков в 2 раза больше (т.е. 16 Ω), то динамики получат от усилителя всего 2 ватта звуковой мощности (по 1 ватту на каждый). А вот на 4-ёх ваттный динамик пойдёт мощность в 4 ватта. Но он будет работать согласно своей номинальной мощности. Перегрузки при таком соединении не будет. Каждый из динамиков будет работать в нормальном режиме.
И ещё один пример.
У нас есть 4-ёх ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ, он же «усилок»). 4 динамика, мощность каждого – 1 ватт, а сопротивление каждого равно 8 Ω. К выходу усилителя можно подключать нагрузку сопротивлением 8 Ω. Нужно соединить динамики между собой так, чтобы общее сопротивление их было равно 8 Ω.
Как правильно соединить динамики между собой в таком случае?
Параллельное и последовательное соединение динамиков (смешанное соединение)
Ну, а если применить смешанное соединение, то получим вот что.
При последовательном соединении динамиков, сопротивление их складывается, получаем 2 плеча по 16 Ω. Далее сопротивление считаем по упрощённой формуле, так как у нас всего 2 плеча, включенных параллельно.
Вот такое соединение уже подходит для нашего усилителя. Таким образом, мы согласовали выходное сопротивление усилителя с нагрузкой — нашим составным динамиком (колонкой). Усилитель будет отдавать в нагрузку полную мощность без перегрузки.
При соединении динамиков не забываем об их синфазном включении.
» Радиоэлектроника для начинающих » Текущая страница
Также Вам будет интересно узнать:
- Ремонт акустической системы SVEN.
- Устройство динамика.
Что умеет умная колонка?
Важными характеристиками этого гаджета является набор того, зачем нужна умная колонка и что она умеет делать. В стандартный перечень опций искусственного интеллекта устройства любого производителя включены:
- Принятие голосовых команд пользователя и управление самой колонкой: сделать музыку громче или тише, попросить переключить трек.
- Ответы на справочные вопросы. Система способна анализировать запрос пользователя и искать ответы на них в сети интернет.
- Управление другими устройствами системы умный дом. Такая умная колонка может стать центральным звеном многих устройств и по требованию пользователя или расписанию открывать шторы, включать кондиционер и так далее.
- Выполнение плановых или текущих задач: выставление будильника, напоминание о важных событиях из календаря, заказ такси или еды на дом, озвучивание прогноза погоды и свежих новостей и многое другое.
Целеполагание
Про автозвук, хороший и разный, ценители могут говорить сутками, да и курам тоже достанется. При этом далеко не всегда говорящие действительно разбираются в том, о чем с таким жаром спорят на форумах. Развитие современных технологий позволяет собрать в своей машине какую угодно по качеству акустическую систему – было бы желание, а главное возможности.
Расположение усилителя в автомобиле
Владельцы автоакустики условно подразделяются на четыре категории:
Можно спокойно поерничать на эту тему, потому что вряд ли настоящему ценителю звука попадется на глаза эта статья. Те, кто понимают, общаются в узком кругу своих, и не засоряют интернет запросами с желанием посмотреть, как подключить усилитель к штатной магнитоле на видео.
Для того чтобы получить желаемое, нужно сперва определить это желаемое, а затем назначить финансовую планку.
Способы достижения цели
Самый хороший способ апгрейда звука в машине – найти тех, кто в этом вопросе разбирается в силу профессиональных навыков. Тогда вопрос будет заключаться только в стрессоустойчивости владельца и степени размятости галантерейного изделия под названием «кошелек». Если бы мир был устроен так просто, то было бы скучно. Мир никогда бы узнал, как подключить четырехканальный усилитель к магнитоле, если у нее только один выход. Это очень распространенное явление в штатных системах, установленных производителем в автомобилях.
В зависимости от модели магнитолы и усилителя возможны разные схемы подключения. Одним из возможных вариантов является увеличение линейки выходов. Дело в том, что часто на плате магнитолы эти выходы есть, но производитель не вывел разъемы на панель устройства.
Что и куда
Другой способ решения проблемы – использование адаптеров. В продаже есть разветвители (Y-коннекторы), позволяющие разделить один линейный выход с магнитолы. Некоторые модели современных усилителей имеют встроенную возможность для подключения входов параллельно. В таком случае дополнительные покупки разветвителей не потребуются.
Вариант расположения под креслом водителя
В более запущенном случае, если нет линейных выходов вообще, схема, позволяющая подключить 4-х канальный усилитель к магнитоле, будет следующая: вы можете воспользоваться сигналом высокого уровня, взяв его напрямую с выходов на динамики. В усилителе подключаемся к входу, имеющему маркировку «Hi Level Input», используя обычные акустические кабели.
Один из самых распространенных вариантов автомобильной акустики — подключить двухканальный усилитель к магнитоле. Этот набор уже отличается от схемы «играет, и ладно», реализуемой штатной магнитолой без усилителя, но еще далек от «наворотов» и действительно качественного звука.
Если подключить 2-х канальный усилитель к магнитоле, то можно твиттеры и мидбасы подключать через ГУ, а тыл – через усилитель. Правда, существуют ограничения в реализации такого варианта: магнитола должна иметь фильтры или система будет нуждаться в пассивном кроссовере для ВЧ-динамиков. Плюс такой системы в том, что впоследствии ее можно расширить, сменив ГУ (Головное Устройство) и приобретя еще один усилитель. Поэтому, если в планах есть развитие автомобильной акустической системы, то лучше купить отдельный 2-х канальный усилитель, чем моноблок.
Параллельное подключение динамиков
На рисунке слева изображено параллельное подключение двух динамиков. Плюс с усилителя подаем на плюсовой вход динамика А, минус — на минус колонки B. Далее, плюсовой выход колонки B заводим на плюс А, минус А — на минус B. Со схемой, вроде, понятно.
Что же с сопротивлением? Каким будет результирующее сопротивление двух подключенных параллельно динамиков? Если параллельное подключили две одинаковых колонки, то суммарное сопротивление такой связки будет в два раза меньше. То есть, фактическое сопротивление колонки делим на два.
Как подключить два динамика на один канал параллельно
На рисунке обозначено сопротивление обеих рупоров в 2 Ома. Общее при параллельном соединении будет 1 Ом. То есть получается что при параллельном подключении динамиков выходная мощность сигнала получается выше, чем при подключении одного. Использование такой низкоомной нагрузки возможно при подключению к сабвуферу.
Параллельное подключение трех и более динамиков на канал
Принцип подключения трех и более динамиков параллельно на один канал такой же. Плюс с выхода усилителя подаем на все подключаемые динамики. Минус — на все минусы.
Подключение трех и более динамиков на один канал параллельно
В результате получается, что сигнал на каждый из элементов схемы приходит одинаковый. А ток разделяется на «ручейки», то есть становится меньше. И ток, который протекает чрез динамик, зависит от сопротивления этого элемента.
Мощность при параллельном соединении
Для расчета мощности, которая пойдет от усилителя на канал при параллельном соединении та же. Po = Pr * Zr/Zt. Вот только частное Zr/Zt будет больше. Ведь, как уже было сказано раньше, суммарное сопротивление при параллельном соединении динамиков уменьшается. Как в примере выше — при подключении двух динамиков по 4 Ома в параллель, результирующее сопротивление будет 2 Ома. Если подставить в формулу данные из рассмотренного ранее примера (для последовательного соединения), то получим, что при мощности усилителя 100 Вт, в канал будет уходить 100 Вт * 4 Ома/2 Ома канал уйдет = 100 Вт * 2 = 200 Вт. То есть, на канал уйдет 200 Вт. Но при этом усилитель должен работать с низкоомной нагрузкой.
Как подключить 2 динамика на один канал -один из вариантов.
Это свойство можно использовать, если у вас усилитель маломощный, а хочется громкого звука. Но нужны колонки, которые могут работать с большими мощностями. Это, вообще-то не проблема. Есть варианты рассчитанные на сотни ватт. Вот только стоят они соответственно.
А еще важна способность усилителя работать с низкими нагрузками
Так что тут обращайте внимание на такой параметр, как минимальная нагрузка. И, снова-таки, лучше чтобы нагрузка была немного выше минимума
Работа на пределе характеристик — всегда ускоренный выход из строя.
Есть варианты рассчитанные на сотни ватт
Обращайте внимание на такой параметр, как минимальная нагрузка. И, снова-таки, лучше чтобы нагрузка была немного выше минимума
Работа на пределе характеристик — всегда ускоренный выход из строя.
Как уже говорили, стоит избегать работы на пределе. Это касается и динамиков, и усилителя. Сейчас можно подобрать оборудование, практически, под любые требования.
Порядок подключения колонок к усилителю
Подключение акустики к усилителю реализуется при помощи соответствующих проводов, которые подсоединяются в нужные разъемы. При этом один конец подключается к колонке, а другой к разъему на передней части корпуса усилителя
При этом важно внимательно изучать все надписи и обозначения, находящиеся рядом с разъемами
Внимание стоит уделять местам с отметками по типу SCART, S-video, HDMI
Далее сам усилок подключается к компьютеру, медиасистеме, телевизору, телефону или магнитоле автомобиля (в зависимости от назначения прибора). Стоит помнить, что при работе с техникой, которая имеет два выхода, нельзя использовать некоторые аппараты. Это касается подсоединения двух фронтальных колонок к сабвуферу при формировании пассивной акустики. Если пренебречь этим правилом, мощность в цепи станет слишком большой, что приводит к перегоранию устройства.
При использовании четырехканального усилка без проблем подключаются 4 активные колонки или 2 колонки вместе с сабвуфером.
Фронтальные аудио выходы на усилителе производители стараются показать пометками Front Left/Right и Rear Left/Right. На них стоит опираться в процессе сборки акустической схемы.
разъем RCA (тюльпан)
Для подключения используются специальные провода по типу RCA или тюльпан. Они будут состоять из двух кабелей разных цветов для каждого канала.
Многоканальную систему подключить к обычному усилителю без ограничений не получится. Выходом становится использование отдельного усилка на каждый канал с дополнительным дешифратором звукового сигнала. Также используют новый AV-ресивер, гарантирующий полноценный многоканальный звук. Такая аппаратура дорого стоит и используется чаще для организации полноценного домашнего кинотеатра.
При работе с проводниками и нагрузками важно соблюдать технику безопасности. Манипуляции проводятся исключительно на обесточенной схеме, а перед первым включением стоит проверить цепь на противофазу или вероятность короткого замыкания
Непосредственно перед сборкой желательно изучить инструкции к усилителю и используемым колонкам. При этом желательно полностью разобраться в назначении каждого разъема и убедиться в правильности подключения проводов. Каждая маркировка на корпусе устройств должна быть понятна пользователю.
подключение усилителя Ямаха
Сама по себе сборка акустической схемы занимает немного времени и предполагает соединение устройств между собой при помощи кабелей. А после проверки соединений можно сразу же приступать к воспроизведению музыки или просмотру видео с высококачественным звуком.
акустические провода
В каждой конкретной схеме необходимо рассчитать нагрузку, а также подобрать провода в соответствии с полученным значением. Лучше выбирать специальные акустические провода, которые выдают на выходе качественный и чистый звук. Такие кабели имеют сопротивление не менее 4 Ом.
Во избежание поломки и короткого замыкания рекомендуется соблюдать полярность контактов, а также минимизировать воздействие внешней среды на соединение. Пыль или влага могут негативно сказаться на качестве звука или даже привести к нарушению работоспособности цепи.
При первом включении громкость выставляется на минимальный показатель. И если будет слышно искажение, аппаратуру тут же стоит выключить для последующей проверки соединений. Включение на максимальную громкость предполагает подачу нагрузки на контакты. А если во время сборки схемы допущены ошибки, такая нагрузка приведет к перегоранию колонок или усилителя.
Подключить колонки к усилителю не составляет никаких проблем даже при отсутствии опыта в работе с электронными цепями. Нужно только следовать инструкциям, а также не пренебрегать правилами безопасности при работе с электроприборами
Внимание стоит уделять правильному подбору колонок, усилителей и соединительных кабелей. Однако если возникают сомнения в собственных знаниях или навыках, стоит обратиться за помощью к опытному радиотехнику
Нужен ли усилитель?
Не будем вдаваться в особенности усилителей. Просто рассмотрим, что он дает и можно ли обойтись без него. Усилитель, прежде всего, нужен для повышения выходной мощности головного устройства. Надписи на коробке магнитолы 4х50 Вт правдивы, но лишь частично, производитель в яркой рекламе показывает пиковую мощность устройства, а мощностей на деле целых три – номинальная, максимальная и пиковая.
Пиковая мощность – это то, что способен выдать магнитофон на пределе возможностей, на короткий срок с чувствительным перегревом встроенного усилителя. Нас интересует номинальная мощность – это нечто среднее между пиковой и простоем во время смены песни, та мощность, которую магнитола отдает большую часть времени.
Соотношение мощностей колонок и усилителя позволит правильно подобрать их друг к другу. Номинальная мощность магнитолы значительно ниже пиковой и для полного звучания хороших динамиков требуется усилитель. Но у колонок тоже есть своя максимальная мощность, и слабую акустику мощный усилитель, скорее всего, очень быстро сожжет. Для автомобильной акустики предпочтителен 30% запас по мощности перед усилителем. Например, если усилитель дает 100 Вт на канал, то колонки желательны на 140 Вт.
Получается, что хорошее головное устройство, например топовый «Пионер», потянет средней мощности динамики без усилителя, но если нужно заставить играть мощные колонки, придется устанавливать усилитель.
Как подключить колонки параллельно или последовательно — Портал по безопасности
Если вы строите громкий фронт с большим количеством динамиков, то вам придется их коммутировать между собой, для того чтобы подключить по два и более динамиков на один канал усилителя. По одному дину на канал, конечно, никто не ставит, это просто дорого.
Если, например ставить по 4 пары динов, конечно их лучше попарно скоммутировать, так будет разумнее, и мощность будет выше, и усилитель понадобится один 4-канальный. Пока суммарное сопротивление динов, подключенных в параллель на один канал, не меньше допуска (например 2 Ома или 1 Ом) все нормально. Но когда хочется больше динамиков, люди начинают комбинировать методы коммутации. Например, четыре 4-омных динамиков коммутируют последовательно попарно и пары включают параллельно.
Суммарное сопротивление 4 Ома, подключено 4 динамика на канал. Вроде все хорошо. И чтобы совсем было хорошо, параллельно еще один 4-омный дин коммутируют, тогда суммарное сопротивление 2 Ома получается и на каждый канал подключено 5 динамиков.Встречаются и более остроумные комбинации. Например, на канал сажают три динамика. Один 8-омный, и два 4-омных. Четырехомные соединены последовательно и параллельно к ним подключают восьмиомный.
Сумма опять же 4 Ома, с точки зрения математики все нормально.
Но есть ньюансы. Беда в том, что мощность между динамиками распределяется не равномерно. Одни перегружены, другие отдыхают.Чтобы разобраться что здесь к чему, нужно немного математики.
Допустим, что у нас есть два динамика с сопротивление R1 и R2 и они оба подключены к одному каналу усилителя последовательно или параллельно. Мощность усилителя P будет распределена между динами:
P=P1+P2
где P1 и P2, мощности, которые «прилетают» на дины.Какое соотношение этих мощностей? Насколько они могут быть разными?
Последовательное соединение
Если динамики соединены последовательно, то через них протекает общий ток. Мощность, рассеиваемая на них будет соответсвенно I2R1 и I2R2
P=I2R1+I2R2
где I — общий ток, протекающий через оба динамика.
Из последнего уравнения явно видно, что мощность будет рассеиваться больше на том дине, у которого сопротивление больше. То есть, если мы соединим 8-омный и 4-омный динамики последовательно, больше нагружен будет 8-омный. Для многих это звучит странно, но это действительно так. Поэтому включать последовательно колонки с разным сопротивлением я бы категорически не рекомендовал. По сути работать будет только один.
Что будет, если динамики имеют одинаковое сопротивление? По идее, мощность должна распределятся равномерно. Но есть одна штука, про которую практически нигде не пишут — реактивная составляющая полного сопротивления. Полное сопротивление не постоянно, зависит от частоты сигнала подаваемого на катушку динамика. С ростом частоты растет импеданс, виновата индуктивность звуковой катушки. Это все знают.
Но есть еще одна составляющая импеданса, очень важная про которую никогда не упоминают. Дело в том, что динамик это не просто катушка, имеющая индуктивность, она еще и движется магнитном поле. По сути любой динамик популярной конструкции — это электрическая машина возвратно-поступательного действия. Электродвигатель. Как почти все электрические машины, она обратимая.
Это означает, что во время работы динамик генерирует некоторое ЭДС которое выражается в росте импеданса — полного сопротивления. Чем больше амплитуда колебаний, тем больше будет полное сопротивление. Величина прироста импеданса не большая почти по всему звуковому диапазону и заметного влияния не оказывает. Видимо поэтому ее и не вспоминают.
Но вблизи собственной резонансной частоты динамика, величина противо-ЭДС настолько большая, что связанное с ней увеличение импеданса может в 10-20 раз превышать все остальные составляющие полного сопротивления.
Посмотрите на рисунок. На нем реальная импедансная характеристика динамика Oris GR-654. На резонансной частоте его полное сопротивление равно 48 Ом. Это просто колоссальная величина. Она более чем 10 раз превышает полное сопротивление по рабочему диапазону.
Почему про это явление вообще пошла речь. Дело в том, что когда вы покупаете пару динамиков, они одинаковые только формально. На самом деле динамики вынутые даже из одной коробки, немного разные. Где-то катушки на пару витков больше, где-то подвижка немного жестче или мягче и т.д. По любому динамики будут колебаться с разной амплитудой. Тогда и сопротивление у одного будет больше чем у другого. Мощность будет распределятся не равномерно. А если динамики работают вблизи резонанса, а это почти всегда, будет вообще не приятная ситуация. Тот динамик, у которого больше сопротивление, будет нагружен больше.
Как подключить реле к системе?
Существует два типа 12-вольтовых автомобильных реле: с переключающим контактом (пятиштырьковые) и с замыкающим контактом (четырехштырьковые). В зависимости от задачи можно использовать оба типа. Убедитесь, что реле надежно срабатывает от напряжения 12 вольт.
Контакты 85 и 86 соединены с обмоткой реле. Контакты 30 и 87 нормально разомкнуты, контакты 30 и 87а нормально замкнуты. Отличие в том, что у реле с замыкающим контактом отсутствует контакт 87а. Для дистанционного включения устройств соедините все следующим образом: 30 +12 вольт 87 вход питания усилителя 87а не используется 85 масса 86 выход управления антенной
Схема подключения усилителя в автомобиле
Подключение автомобильных колонок к усилителю, осуществляется медными многожильными проводами, которые могут быть проложены в нижней части салона или сверху под декоративной обивкой. Верхнее подключение считается более надёжным. Сабвуфер обычно размещается в багажнике автомобиля, поэтому следует предусмотреть его надёжное крепление. Выход усилителя реализуется в виде клемм под винт или через разъёмы RCA (Тюльпан). Во втором случае лучше приобрести готовый комплект соединительных кабелей.
Подключить автомобильный усилитель к магнитоле несложно, так как её выходы и входы усилителя оборудованы коннекторами RCA. Выходы левого и правого каналов автомагнитолы соединяются с аналогичными входными разъёмами оконечного устройства. Все винтовые соединения следует затягивать с максимальным усилием, чтобы обеспечить надёжный контакт при движении по любой дороге. Если всё делать правильно, по описанию и рисункам, то проблем как подключить усилитель звука в машине, не будет.