Глава 1 общие сведения о системе проектирования печатных плат p-cad

Общие сведения

Система P-CAD предназначена для проектирования многослойных печатных плат (ПП) вычислительных и радиоэлектронных устройств. В состав P-CAD входят четыре основных модуля – P-CAD Schematic, P-CAD PCB, P-CAD Library Executive, P-CAD Autorouters и ряд других вспомогательных программ (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структура системы проектирования P-CAD

P-CAD Schematic и P-CAD PCB – соответственно графические редакторы принципиальных электрических схем и ПП. Редакторы имеют системы всплывающих меню в стиле Windows, а наиболее часто применяемым командам назначены пиктограммы. В поставляемых вместе с системой библиотеках зарубежных цифровых ИМС имеются три варианта графики: Normal – нормальный (в стандарте США), DeMorgan – обозначение логических функций, IEEE – в стандарте Института инженеров по электротехнике (наиболее близкий к российским стандартам).

Редактор P-CAD PCB может запускаться автономно и позволяет разместить модуль на выбранном монтажно-коммутационном поле и проводить ручную, полуавтоматическую и автоматическую трассировку проводников. Если P-CAD PCB вызывается из редактора P-CAD Schematic, то автоматически составляется список соединений схемы и на поле ПП переносятся изображения корпусов компонентов с указанием линий электрических соединений между их выводами. Эта операция называется упаковкой схемы на печатную плату. Затем вычерчивается контур ПП, на нем размещаются компоненты и, наконец, производится трассировка проводников.

Применение шрифтов True Type позволяет использовать на схеме и ПП надписи на русском языке.

Автотрассировщики вызываются из управляющей оболочки P-CAD РСВ, где и производится настройка стратегии трассировки. Информацию об особенностях трассировки отдельных цепей можно с помощью стандартных атрибутов ввести на этапах создания принципиальной схемы или ПП. Первый трассировщик QuickRoute относится к трассировщикам лабиринтного типа и предназначен для трассировки простейших ПП. Второй автоматический трассировщик PRO Route трассирует ПП с числом сигнальных слоев до 32. Трассировщик Shape-Based Autorouter – бессеточная программа автотрассировки ПП. Программа предназначена для автоматической разводки многослойных печатных плат с высокой плотностью размещения элементов. Эффективна при поверхностном монтаже корпусов элементов, выполненных в различных системах координат. Имеется возможность размещения проводников под различными углами на разных слоях платы, оптимизации их длины и числа переходных отверстий.

Document Toolbox – дополнительная опция P-CAD РСВ и P-CAD Schematic для размещения на чертежах схем или ПП различных диаграмм и таблиц, составления различных списков и отчетов, которые динамически обновляются, таблиц сверловки, данных о структуре платы, технологической и учетной информации, размещения на чертежах схем списков соединений, выводов подключения питания и другой текстовой информации. Программа предназначена для расширения возможностей выпуска технической документации без использования чертежных программ типа AutoCAD. Document Toolbox позволяет автоматизировать создание конструкторской документации, необходимой для производства проектируемых ПП.

SPECCTRA – программа ручного, полуавтоматического и автоматического размещения компонентов и трассировки проводников. Трассирует ПП большой сложности с числом слоев до 256. В программе используется так называемая бессеточная Shape-Based – технология трассировки. За счет этого повышается эффективность трассировки ПП с высокой плотностью размещения компонентов, а также обеспечивается трассировка одной и той же цепи трассами различной ширины. Программа SPECCTRA имеет модуль AutoPlace, предназначенный для автоматического размещения компонентов на ПП. Вызов программы производится автономно из среды Windows или из программы P-CAD РСВ.

P-CAD Library Executive – менеджер библиотек. Интегрированные библиотеки P-CAD содержат как графическую информацию о символах и типовых корпусах компонентов, так и текстовую информацию (число секций в корпусе компонента, номера и имена выводов, коды логической эквивалентности выводов и т.д.). Программа имеет встроенные модули: Symbol Editor – для создания и редактирования символов компонентов и Pattern Editor – для создания и редактирования посадочного места и корпуса компонента. Упаковка вентилей компонента, ведение и контроль библиотек осуществляются модулем Library Executive. Модуль имеет средства просмотра библиотечных файлов, поиска компонентов, символов и корпусов компонентов по всем возможным атрибутам.

Интерфейс пользователя

Графические редакторы P-CAD имеют похожие интерфейсы и системы меню команд, общие сведения о которых излагаются ниже.

На рис. 1.2 представлен экран графического редактора P-CAD Schematic.

Горизонтальная панель инструментов содержит пиктограммы системных команд, а вертикальная панель – команды размещения объектов на рабочем поле экрана.

В поле рабочего окна располагают символы принципиальных схем и собственно схемы, составленные из символов, электрических соединений, шин и т. п.

Вторая строка снизу на экране – строка сообщений.

Самая нижняя строка – строка состояний. Значения полей строки состояния перечисляются ниже.

Рис. 1.2. Рабочий экран P-CAD Schematic

Координаты X и Y. Числа в полях указывают текущие координаты курсора. Перемещение курсора в заданную пользователем точку производится следующим образом. Если активизирован режим выбора объекта (команда Edit/Select), то нажатие клавиши J передает управление полю X. На клавиатуре можно набрать значение координаты X, затем нажать клавишу Tab, набрать значение координаты Y и нажать клавишу Enter. В результате указанных действий курсор переместится в заданную точку. Если выбрана одна из команд размещения Place, то можно указанными выше операциями разместить объект в заданную точку.

Значения координат вводят в милах (mil), миллиметрах (mm) или в дюймах (inch). Выбор системы единиц измерения производится при выполнении команды Options/Configure/Units. Если координаты точки заданы в mil, то точность – один десятичный знак, а если в мм – три десятичных знака после запятой.

Кнопки переключения типа сетки ABS и Bel. Абсолютная сетка ABS имеет начало координат в нижнем левом углу рабочей области экрана. Относительная сетка Rel имеет начало координат в точке, указанной пользователем. Сетка Rel включается в том случае, если в окне команды Options/Grids активен режим Prompt for Origin. Значение шага сетки устанавливается при нажатии на кнопку выбора (стрелка,), находящуюся справа от поля шага сетки. А набор шагов сеток устанавливается в поле Grid Spacing после выполнения команды Options/Grids.

При активизации кнопки записи макрокоманд М (или клавиши М) начинается запись во временный файл всех выполняемых команд. Повторное нажатие кнопки М (или клавиши М) прекращает запись файла с именем _default.mac. Этот файл доступен только в течение текущего сеанса.

Поля текущего имени схемы и кнопка выбора имени листа отражают установки, проведенные по команде Options/Sheets в закладке Sheets. Все листы схемы одного проекта содержатся в одном файле с расширением.sch. Добавление листов в проект осуществляется командой Options/Sheets/ Sheets/Add.

Поля ширина линии и выбор ширины линии дублируют команду Options/CurrentLine. Для добавления в список новой толщины линии необходимо щелкнуть по кнопке Line Width и ввести новое значение толщины линии. Тип линии устанавливается командой Options/ Current Line в области Style диалогового окна.

В строке сообщений (справа от кнопки выбора ширины линий) отображается следующая текущая информация:

  • тип, позиционное обозначение или общее количество выбранных объектов;
  • значения приращений по осям X и Y при перемещении выбранных объектов;
  • имя выбранной цепи;
  • расстояние между выбранными точками и их проекции на оси X и Y при выполнении команды Edit/Measure.

История проекта

Эстакада в районе станции Обухово и Обуховского путепровода

Восточное полукольцо от Горской до пересечения с Московским проспектом предполагалось полностью сдать в эксплуатацию к юбилею города в мае 2003 года. Проехать по этому участку стало возможно в 2006 году, а полностью он был сдан только в 2008.

  • декабрь 1984 года — открыта временная дорога по северному участку строящейся дамбы от острова Котлин до Приморского шоссе в районе станции Горская.
  • 1998 год — начало строительства Кольцевой автодороги вокруг Петербурга.
  • осень 2001 года — открыт первый участок длиной 24 км от Горской до Осиновой Рощи
  • 26 декабря 2002 года — открытие движения по КАД на участке от Осиновой Рощи до транспортной развязки с проспектом Энгельса.
  • 15 декабря 2004 года — открылось движение по Большому Обуховскому (вантовому) мосту, единственному неразводному мосту через реку Неву на территории Санкт-Петербурга.
  • 30 августа 2005 года — введён в строй участок КАД от Московского шоссе до Большого Обуховского моста.
  • 26 декабря 2005 года — открыта развязка на пересечении с Софийской улицей. Дан старт строительству западного полукольца КАД (от Московского шоссе до железнодорожной станции Бронка).
  • 7 сентября 2006 года — завершена первая очередь работ в районе Ржевки, открыто сквозное движение от развязки в Горской до Московского шоссе.
  • 19 октября 2007 года — открыта вторая очередь Большого Обуховского моста. В этот же день было открыто полноценное восьмиполосное движение в районе муринской развязки и сама развязка (доделывалась до 1 декабря 2007).
  • 25 ноября 2007 года — открыт участок от Московского до Таллинского шоссе
  • 23 июля 2008 года — открыта развязка в Кронштадте.
  • 1 сентября 2008 года — участок от Московского шоссе и Большой Обуховский мост через Неву расширен с 4 до 8 полос.
  • 30 октября 2008 года — открыта «развязка трёх магистралей»: КАД, ЗСД и продолжения Дачного проспекта до Предпортовой улицы; также введён в эксплуатацию в полном объёме участок КАД в районе станции Ржевка.
  • ноябрь 2008 года — открыто технологическое движение на участке от острова Котлин до южного побережья Финского залива
  • середина 2009 года — открыто полноценное 6-полосное движение по северному участку дамбы.
  • май 2010 года — на КАДе в режиме тестовой эксплуатации запущены несколько табло АСУДД.
  • октябрь 2010 года — открыт съезд на Горское шоссе и к заводу «Hyundai», элемент будущей развязки с северным участком ЗСД.
  • 24 ноября 2010 года открыто движение от Таллинского шоссе до Краснофлотского в районе ж/д станции Бронка.
  • 23 декабря 2010 года — в полном объёме открыта развязка с Пискарёвским проспектом, а также частично — развязка с Комендантским проспектом (который в настоящее время имеет разрыв, а присоединение к дорожной сети осуществляется через Парашютную улицу).
  • 2 августа 2011 года — открыта развязка с продолжением Ораниенбаумского проспекта.
  • 12 августа 2011 года — открыто движение по подводному тоннелю комплекса защитных сооружений от Бронки до Кронштадта. Начало движения по Кольцевой автодороге в полном объёме.
  • 29 декабря 2011 года — развязка с продолжением Комендантского проспекта открыта в полном объёме.
  • 3 августа 2013 года — развязка с северным участком ЗСД открыта в полном объёме.
  • 26 августа 2013 года — открыта развязка с правительственной трассой «Пулково — КАД».
  • 16 декабря 2013 года — модернизирована развязка в Бронке, к ней подключен ММПК «Бронка».
  • 27 ноября 2019 года — к КАД в районе Пулковской развязки подключена автомагистраль М11 «Нева».
  • 1 сентября 2020 года — открыта развязка с Охтинской аллеей в Западном Мурино, но только с внешним кольцом КАД; съезды на внутреннее кольцо КАД открыты 10 сентября 2020 года. Тогда же открыт для движения реконструированный участок КАД от проспекта Энгельса до ЗСД — в результате реконструкции участок был расширен с 4 до 6 полос движения.