Что такое освещение и какие разновидности существуют

Содержание

Рассвет и закат


Существуют особое время суток, которое отмечают многие фотографы. Первые часы после восхода и пару перед закатом некоторые считают лучшим временем для создания фотографий на улице. Так кажется потому что солнце в такие моменты особенно влияет на кадр, поскольку расположено близко к горизонту. От этого тени становятся длиннее и мягче. В таком случае контраст получается менее выраженным, переходы от светлых участков к темным нежнее. Также солнце на закате или восходе дает приятное золотистое свечение, что придает фотографии ощущение теплоты. Такое освещение подойдет для более нежных съемок, к примеру, семейных фотосессий, девушек, детей.

Правила организации освещения

При проектировании системы необходимо уделить внимание следующим техническим вопросам

Нормы мощности

Данный показатель упрощает подбор светильников. В таблице приводятся нормы удельной потребляемой мощности (W) для разных ламп:

Помещение Требуемая освещенность, лк Удельная мощность для светодиодной лампы, Вт/кв. м То же для люминесцентной То же для лампы накаливания
Кухня, детская 250-300 3,5-4,0 18-20 35-40
Кабинет, рабочее место, диван в гостиной 220-250 3,3 16,5 33
Спальня 180-220 3 15 30
Прихожая, коридор, лоджия 150-180 2,8 14 28
Ванная, туалет, кладовая 100-150 2-2,5 10-12,5 20-25

Следует понимать, что приведенные данные справедливы для помещений высотой 2,5-2,7 м. При потолках в 3 м необходимо вводить поправочный коэффициент. Более правильным решением будет разместить лампы с помощью длинных подвесов на стандартной высоте, иначе возрастет энергопотребление системы.

Как рассчитать количество светильников

Число приборов определяют по мощности ламп. Эта характеристика приводится на упаковке каждого изделия.

Вычисления производят по формуле:

N=(S*W)/P, где

N — количество приборов;

S — площадь помещения, кв. м;

W — удельная потребляемая мощность для данного типа ламп, Вт/кв. м;

P — энергопотребление светильника, Вт.

Для примера можно рассмотреть кухню площадью 10 кв. м.

Количество светодиодных ламп мощностью 7 Вт составляет:

5=(10*3,5)/7.

Проверяем качество света

Анализируют 3 показателя:

  • пульсации;
  • слепящий эффект;
  • цветопередачу.

В домашних условиях первую характеристику проверяют с помощью смартфона, направив его камеру на лампу. Качественный источник не дает на экране ряби.

Для оценки второго показателя следует взглянуть на светильник и затем перевести глаза на темный предмет. Четкий, долго не гаснущий «зайчик» в поле зрения свидетельствует о сильном слепящем эффекте. Такие лампы вредны для глаз.

Цветопередача обозначается индексом Ra. У лампы с полным спектром Ra=100. У качественных приборов этот показатель не ниже 80. Описание проверки: подносят цветной журнал по очереди под тестируемый светильник и контрольный с заведомо высоким Ra. В каждом случае краски должны оставаться одинаково яркими и сочными.

Какой должна быть цветовая температура

Лампы бывают:

  • теплыми (желтоватыми);
  • нейтральными (белыми);
  • холодными (голубоватыми).

Цветовая температура не нормируется, пользователь делает выбор на свой вкус. Специалисты считают оптимальными нейтральные источники.

Классификация систем освещения

В зависимости от источника света освещение бывает естественным, искусственным и совмещенным. Источник естественного (дневного) света – поток лучистой энергии солнца, доходящий до земной поверхности в виде прямого и рассеянного света. Естественное освещение является наиболее гигиеничным. Если по условиям зрительной работы оно оказывается недостаточным, то используют совмещенное освещение.

По конструктивному исполнению системы естественного освещения бывают боковые, верхние и комбинированные.

Система искусственного освещения может быть: общей, когда светильники размещены в верхней части помещения, и комбинированной, когда к общему освещению добавляется местное, причем общее освещение в системе комбинированного должно составлять не менее 10 % и не менее 200 лк при газоразрядных лампах или 75 лк при лампах накаливания. Местное освещение самостоятельно от общего не применяется.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на следующие виды: рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное, дежурное, эритемное, бактерицидное.

Рабочее освещение обязательно во всех помещениях и на освещаемых территориях для обеспечения нормальной работы и движения транспорта. Оно обеспечивает нормируемое освещение на рабочих местах.

Эвакуационное освещение предназначено для эвакуации людей из производственных помещений при авариях и при отключении рабочего освещения; организуется в местах, опасных для прохода людей: на лестничных клетках, вдоль основных проходов производственных помещений, где работает 50 и более человек. Минимальная освещенность на полу основных проходов и на ступеньках должна быть не менее 0,5 лк.

Охранное и дежурное освещение должно обеспечивать несение дежурства и охраны в помещениях и на территории в нерабочее время.

Эритемное освещение используется для компенсации недостатка солнечного излучения. Оно стимулирует обмен веществ, кровообращение, дыхание и другие функции организма.

Бактерицидное освещение используется для обеззараживания воздуха помещений, например операционных в больницах.

Источники искусственного освещения.

В осветительных установках, предназначенных для освещения предприятий, применяют лампы накаливания и газоразрядные лампы.

Лампы накаливания относятся к тепловым источникам света. Нить накала под действием электрического тока нагревается до высокой температуры и излучает поток лучистой энергии. Лампы накаливания имеют низкую стоимость, удобны в эксплуатации, имеют низкую инерционность при включении, надежны при колебаниях напряжения и при различных метеорологических условиях, но имеют и ряд недостатков: малую светоотдачу 7–20 лм/Вт; преобладание в спектре желтых и красных излучений; малый срок службы (до 2000 ч); большой нагрев поверхности (до 140 0 С), делающий их пожароопасными.

Галогенные лампы накаливания наряду с вольфрамовой нитью содержат в колбе пары того или иного галогена (например, йода), который повышает температуру накала нити, т.е. светоотдачу, и практически исключает испарение, увеличивая срок службы лампы.

Газоразрядные лампы имеют ряд преимуществ перед лампами накаливания. Световая отдача их достигает 135 лм/Вт, срок службы – до 10000 ч, температура поверхности при работе 30–60 0 С, имеется возможность получения света в любой части спектра. Недостатки газоразрядных ламп: сложность включения в сеть, связанная с необходимостью применения специальных пусковых устройств; длительный период разгорания; зависимость светоотдачи от температуры окружающего воздуха; наличие радиопомех; значительная пульсация светового потока, что ведет к появлению стробоскопического эффекта.

Уменьшение пульсации светового потока достигается включением в разные фазы сети переменного тока трех ламп в светильнике; применением двухламповых светильников с искусственным сдвигом фаз; питанием током повышенной частоты.

Светильник

– это световой прибор, состоящий из источников света и осветительной арматуры. Осветительная арматура служит для перераспределения светового потока таким образом, чтобы его основная часть падала на заданную поверхность, обеспечивая защиту глаз человека от ослепления. Кроме того, арматура предохраняет источники света от воздействия среды, от повреждения.

Для люминесцентных ламп применяются преимущественно многоламповые светильники. Это дает возможность использовать специальные схемы включению ламп с целью уменьшения пульсации светового потока.

Источник

Оборудование и дополнительные приборы для студийной съёмки

Чтобы обеспечить хорошее освещение и легко отрегулировать его при необходимости, стоит использовать специальное оборудование и вспомогательные приборы. С их помощью можно создать удобное место для фотографирования практически в любом помещении. Основные варианты таковы:

  1. Лампы постоянного света. Чаще всего устанавливаются на специальных стойках, чтобы можно было регулировать не только высоту, но и направление светового потока. В зависимости от используемой лампы светильник может достаточно сильно нагреваться при длительной работе, поэтому его желательно располагать подальше от предметов, которые боятся высоких температур.
  2. Студийные вспышки или приборы импульсного света. Горят не постоянно, а только во время фотографирования. При этом лампы практически не нагреваются. Нередко в оборудовании есть и постоянное освещение, оно имеет небольшую яркость и позволяет улучшить фокусировку фотоаппаратуры, оценить освещенность и подобрать соотношение света и тени. Этот вариант может выпускаться как в виде моноблока, так и в форме двух элементов с отдельным управляющим модулем.
  3. Софтбокс – насадка в форме квадрата или прямоугольника. Это каркас из металлических прутьев, задняя часть которого закрыта черной тканью, а передняя обтянута белым рассеивающим материалом. Внутри поверхность отделана отражающим материалом для улучшения световых характеристик. Это базовый элемент, используемый чаще всего и подходящий для разных целей.

    Софтбокс – один из самых популярных элементов освещения в студийной фотографии.

  4. Октобокс – восьмиугольный элемент, который за счет своей формы рассеивает свет в разных направлениях и может подсвечивать сразу несколько объектов одновременно. Создается мягкое освещение с ненавязчивым светотеневым рисунком.
  5. Стрипбокс имеет вытянутую прямоугольную форму и предназначен для съемки ростовых портретов и других подобных объектов. За счет большой высоты он равномерно распределяет свет в определенном направлении.
  6. Зонты. Традиционное решение, подходящее для мягкого распределения света. Бывают двух типов, первый работает на просвет, сделан из тонкой ткани и нужен для уменьшения эффекта импульсного света, чтобы заполнить пространство мягким освещением. Второй вариант – плотная отражающая поверхность, которая эффективно отражает световой поток, но не подходит для узконаправленного пучка.
  7. Портретная тарелка. Предназначена для создания стильных портретов с равномерным мягким освещением. Используется многими известными фотографами, проста и удобна в использовании. За счет большого размера светораспределение получается идеальным.

    Портретные тарелки часто дополняют сотами для четкого распределения света.

  8. Фоновые рефлекторы предназначены для подсветки задней части. Позволяют убрать тени от осветительного оборудования и делают фон равномерным, без перепадов и засветов. При необходимости с их помощью можно создавать необычные фоновые эффекты.
  9. Тубусы имеют коническую форму, за счет чего могут создавать направленный поток света для выделения отдельного объекта или части портрета. Применяются и для создания светлых пятен на фоне. Часто дополняются сотами – насадкой на тубус, позволяющей получать четкие параллельные лучи.

Как измеряется освещенность

Для этого используют специальный прибор — люксметр. Его главным элементом является полупроводниковая фотопластина, генерирующая при облучении электрический ток. Количество протекающего в цепи заряда прямо пропорционально освещенности.

Существует 2 разновидности люксметров:

  1. Аналоговые. Отображают показания при помощи стрелки, перемещающейся вдоль шкалы. Она отклоняется под действием магнитного поля, создаваемого катушкой при протекании тока.
  2. Цифровые. Сигнал обрабатывается процессором, результаты отображаются на дисплее.

Цифровые люксметры превосходят аналоговые по удобочитаемости и точности показаний. Есть модели с выносным фотоэлементом, подключенным к основному устройству проводами.

Фоновое

Этот вид освещения отличается тем, что при нем световой поток направлен не на объект или фотоаппарат, а на задний фон. С помощью фонового освещения создается мягкий световой переход за моделью, благодаря чему она не сливается с фоном. Такой тип часто используется для съемки портретов в студии. Фоновой свет помогает отделить модель от фона, показать глубину пространства на фотографии. Можно сказать, он действует также, как контровой, только в разы мягче. Фоновой свет отлично подходит для съемки романтичных портретов. Также эту разновидность можно использовать для подсветки важных фоновых деталей на снимке.

Плюсы:

  • Нет трудностей в работе;
  • Мягко отделяет объект от фона;
  • Отображается глубина пространства в кадре;

Минусы:

Практически невозможно заполучить при съемке в естественных условиях.

Как осветить гостиную?

Жилая комната – это, как правило, многофункциональная комната, которая требует расположения нескольких зон для различных видов деятельности. Это место, где вы проводите время перед телевизором, отдыхаете на диване, читаете книгу в кресле, проводите время с друзьями, устраиваете встречи, работаете, отдыхаете и веселитесь с детьми. Различные потребности требуют разных типов освещения.

В гостиной должно быть центральное освещение, которое равномерно осветит всю комнату, позволяя вам убираться в комнате. Цветовая температура света будет зависеть от бытовых предпочтений.

Как правило, он использует нейтральный белый цвет, который точно отражает цвета окружающих предметов и приятен для глаз. Слишком интенсивный и холодный свет может беспокоить ваши глаза.

Там, где установлены диваны и обозначено место для чтения, стоит установить настенный светильник или установить высокий торшер. Свет должен быть сфокусирован в одной точке, например на книге.

Торшеры настолько практичны и удобны, что их можно свободно перемещать в разные места. Если вы оснастите его специальной лампочкой с функцией модуляции и регулировки интенсивности света, вы можете в любой момент уменьшить яркость света.

В гостиной также установлены декоративные светильники, которые должны подчеркивать стиль интерьера или выделять декоративные элементы.

В современных интерьерах на стенах между картинами висят светодиодные панели, которые освещают стену рассеянным светом.

Модными также являются светодиодные ленты, закрепленные на сегменте, которые не только очень слабо светятся в темноте, но и интересно отображают предметы, размещенные на полках.

Стоит помнить, что во время просмотра телевизора в комнате не должно быть совсем темно

Свет от телевизора будет фокусировать внимание и напрягать зрение

Интерьер слегка освещен с помощью торшера, светодиодного освещения в мебели или настенного светильника.

В гостиной должно быть:

  • основной свет на потолке (светильники, люстры, галогены в подвесном потолке, отражатели);
  • дополнительное освещение зоны отдыха (торшер, настенный светильник, настенный светильник);
  • настольное освещение;
  • освещение мебели (светодиодные ленты).

Домашнее освещение

Дневное время

В дневное время солнце расположено практически перпендикулярно к Земле, из-за чего тени становятся более жесткими

В такое время дня важно следить, чтобы солнце находилось не напротив фотоаппарата, так объект снимка может получиться слишком темным, а фон – чересчур светлым. Днем следует располагать объект съемки относительно солнца таким образом, чтобы световой поток падал на него спереди под небольшим углом

Тогда тени не будут сильно контрастировать на снимке, поскольку их будет значительно меньше, чем светлых участков. Таким образом удастся добиться того самого баланса. В дневное время можно делать самые разнообразные фотографии. Такое освещение подойдет для съемки природы, моделей, портретов и т.д. Чтобы направить световой поток в нужную сторону можно воспользоваться отражателем.

Советы про свет:

1 — Большие помещения не освещают отраженным светом, его будет недостаточно. Используйте светильники направленного или рассеянного света.

2 — Не располагайте крупные объекты перед светильниками направленного света. От них образуются тени.

3 — Комфортное освещение в помещении получается при сочетании рассеянного света (общее освещение), светильников направленного света (локальное освещение) и отраженного света.

4 — Для освещения плоских объектов (освещение картин, части стены и т. п.) достаточно 1 светильника, для освещения объемных (скульптура, арт-объект и т. п.) — нужно 2 или 3.

5 — Ряд светильников, расположенных по центральной оси сделает узкий коридор еще уже. Нарушьте симметрию, сдвиньте светильники к стене или используйте настенные светильники.

6 — Выделяйте отдельные функциональные зоны с помощью света. Такое зонирование визуально не уменьшит пространство.

7 — Не бойтесь теней. С помощью света и теней задается динамика в помещении.

8 — Пространство, в котором нет теней не естественно по природе. В жилом интерьере должно быть место и свету и теням.

9 — При равномерной освещенности теплый свет кажется ярче, чем холодный.

10 — Для создания комфортной расслабляющей обстановки выбирайте источники света (лампы) с теплым белым светом (2700-3000К); для динамичных занятий, работ, где нужно внимание (сосредоточение) — с холодным (4000К). Цветовая температура — важная характеристика

11 — Получить больше естественного света и визуально расширить пространство помогут окна и зеркала.

Также не забывайте, что интерьер, в котором приятно и комфортно находиться, предполагает наличие искусственного освещения для темного времени суток и естественного в течение дня. В наших сверенных широтах людям не хватает солнечного света, а значит, витамина Д. Чтобы поддержать организм и улучшить самочувствие, впускайте в дом максимальное количество солнечного света.

В темное время суток электрический свет заменит отсутствие естественного. Люстры, подвесные модели, бра, настольные лампы, встройки, скрытый свет и даже прожекторы — все эти типы светильников можно и нужно использовать в освещении частных квартир и домов.

Каждый из них отвечает за выполнение определенной задачи: освещения определенных зон интерьера, предметов интерьера, комфортного функционирования и отдыха, создания нужной атмосферы и впечатления.

Дизайн интерьера или экстерьера будет гармоничным только в том случае, если планирование и организация освещения продумывались заранее.

Способы реализации освещения

Выделяют четыре основных виды искусственного освещения по способу реализации в помещении:

Общее. Свет за счет равномерного распределения светильников рассеивается равномерно. Самый простой пример – люстра посреди комнаты или распределенные по периметру помещения точечные светильники.

Если источник света лишь один, к примеру, большая люстра, то свет в разных частях комнаты будет разным, однако резких перепадов наблюдаться не будет. Впрочем, человеческий глаз довольно специфично воспринимает перепады света. К примеру, если в помещении уровень освещения будет в десять раз ниже, чем на улице при солнечной погоде, человек, войдя в дом, это не сильно почувствует.

Местное (локальное). Источник света располагается так, чтобы осветить конкретный участок комнаты (рабочий стол, кресло для чтения, прикроватный участок и т.п.). Многие дизайнеры сходятся на мнении, что такой свет является будто завершающим штрихом в оформлении интерьера.

Главное отличие локального вида освещения от общего состоит в возможности изменять направление света (повернуть лампу в другую сторону).

Акцентное. Используется в дизайне для выделения светом определенного предмета. Например, в квартире это может быть подсветка картины, ниши.

Чаще всего акцентный тип искусственного освещения встречается в торговых центрах, магазинах, на выставках, когда при помощи направленного света привлекается внимание покупателя к товарам

Комбинированное. Совмещение общего и локального освещения. Наибольшее развитие получило в дизайне, так как позволяет выделить или затенить различные функциональные зоны помещения.

Про виды света, или Как улучшить освещение в своих фотографиях

Фотография — это, в первую очередь, освещение. Звучит достаточно просто, если судить поверхностно, но, как и все фотографы, мы склонны фокусироваться скорее на объекте, а не на свете. Как только фотограф видит что-то уникальное или оригинальное, тут же сосредотачивается на этом, а не на освещении и результирующей экспозиции, которые необходимы в первую очередь для получения изображения снимаемого объекта.

Точно так же, как поиск и наблюдение за объектом являются сложной задачей, поиск нужного освещения, способствующего съемке драматичных фотографий, — задача, которая требует особого к себе подхода. «Золотой час» всегда упоминается как самое лучшее время суток для съемки. Однако не только в часы близкие к заходу и восходу солнца есть возможность сделать фотографию с резким освещением. Тренируйте свой глаз, чтобы видеть драматический свет, и различные его варианты.

Боковое освещение

Как и следует ожидать из названия, боковое освещение — это тип освещения, в котором свет падет на объект сбоку. Это обычно обеспечивает большую контрастность, могут создаваться длинные тени и добавляется глубина к изображению. Этот тип освещения может добавить драматический акцент в архитектурную и портретную фотографию.

Заднее освещение

В случае заднего освещения свет находится за вашим объектом и направлен на вас и на камеру. При помощи этого типа освещения легко создаются силуэты. В сочетании с определенными атмосферными условиями, такими как туман или аэрозольная пыль, вы можете получить драматичные световые эффекты.

Контурное освещение

Когда свет падает под острым углом, он может создавать блики по краям объекта съемки. Резкий контраст обеспечивает подсветку элементов и форм. Этот тип освещения распространен в макросъемке, съемке дикой природы и художественной ню-фотографии.

Заполняющий свет

Заполняющее освещение — это непрямое мягкое освещение, которое часто отбивается с одной поверхности на другую. В результате непрямого освещения яркость вашего объекта становится ниже, чем при других типах

На самом деле большинство фотографов могут просто игнорировать этот тип света, уделяя больше внимание другим, потому что редко думают о нем сознательно. Заполняющий свет хорошо работает для множества фотографических жанров, в частности, для пейзажной съемки и портретов

Мягкий или рассеянный свет

Мягкий свет — это диффузное освещение, которое является равномерным. Этот тип освещения уменьшает контраст и минимизирует тени. Мягкий свет отлично подходит для портретной фотографии, макросъемки и фотографии природы.

Жесткий свет

Жесткий свет — прямой, часто может быть интенсивным по яркости. Этот тип освещения создает сильные тени и высокую контрастность

Подсвеченные области могут быть довольно интенсивными в условиях жесткого освещения, поэтому особое внимание следует уделять экспозиции. Жесткий свет может быть стилистически применен почти к любому жанру фотографии, однако для многих зрителей он может быть менее привлекательным, чем другие типы освещения

Точечный свет

Очень просто: с точечным освещением мы работаем в том случае, когда сфокусированное количество света выделяет конкретная часть вашего объекта или картины в целом. Этот тип освещения может создавать сильные тени и контраст. Точечный свет используется во всех жанрах фотографии.

Искусственное освещение

Наиболее очевидным типом является искусственное освещение. Оно может быть сгенерировано при помощи различных студийных ламп, встроенных или внешних вспышек. Есть несколько жанров фотографии, в которых искусственное освещение не может быть удачно использовано, оно обеспечивает много гибкости и творческих возможностей.

Различные комбинации освещения

Наконец, естественно, существуют комбинации любого или сразу всех рассмотренных типов освещения. Нет правила, согласно которому вы должны использовать только одну форму. Творческое освещение вашего объекта является неотъемлемой частью фотографического процесса.

Теперь, когда вы будете смотреть на фотографии, которые вам нравятся или когда вы выходите, чтобы сделать новые снимки, держите эту информацию в своем сознании. Спросите себя, какое освещение делает этот конкретный образ, тот, на который я смотрю или же только собираюсь сделать, столь привлекательным? Изучайте освещение, и вскоре вы обнаружите, что эти знания проникают в вашу работу как сознательно, так и бессознательно. Настройка и/или поиск правильного света поможет вам подчеркнуть объект и создать изображение с большим воздействием на зрителя.

Виды освещения

Существуют разные классификации освещения. Так, по локализации оно бывает таких типов:

  1. Общее. Предполагает равномерное освещение помещения без наличия темных или более светлых зон. Присутствие только такого освещения обычно наблюдается в зонах, где рабочий процесс осуществляется неполное время.
  2. Местное. Локальная подсветка помогает дополнительно осветить определенные рабочие зоны: компьютерный или школьный стол, технику и станки. Оно предполагает установку различных осветительных приборов в непосредственной близости от рабочего места.

Применение исключительно локального освещения согласно нормам недопустимо, поскольку в помещении неизбежно будут присутствовать перепады света — от глубокого затемнения до яркого. Это вызовет проблемы со зрением работников. По источникам света освещение также делится на несколько видов.

Естественное

Естественное освещение создается силами природы: прямыми солнечными лучами, а также диффузным (отраженным) светом небосвода. Отсутствие естественного света неблагоприятно для человека, ведь именно к нему глаза лучше всего приспособлены. Такой свет зависит от времени года и периода суток, в этом его основной недостаток. Но качество и объем поступающего естественного света зависит и от конструкции здания, количества и размера окон.

Существует даже специальная карта светового климата, состоящая из 6 зон, согласно ей должны проектироваться окна в зданиях. Естественный свет делится на такие виды:

  • верхний (свет проникает через проемы на участках с перепадами высот дома);
  • боковой (свет попадает через окна наружных стен);
  • комбинированный (сочетание двух предыдущих видов).

Искусственное

Без искусственного освещения в сумеречное время суток, в пасмурный день или зимой, когда рано темнеет, нормальный рабочий процесс невозможен. В качестве дополнительных источников света выступают лампы, светильники, торшеры, бра и прочие электроприборы. Обычно в офисы и на производство приобретают галогенные и светодиодные лампы. Обычные лампочки накаливания сейчас применяются редко, поскольку они тратят много электроэнергии, быстро выходят из строя.

Чаще всего освещение бывает смешанным, когда естественное сочетается с искусственным. Последнее также подразделяется на следующие виды:

  1. Рабочее. Обычное освещение, которое ежедневно применяется сотрудниками, помогает обеспечению рабочего процесса.
  2. Аварийное. Включается только при аварии, в экстренной ситуации, когда основное освещение отключается.
  3. Эвакуационное. Применяется для подсветки путей эвакуации людей при ЧС, обычно является не таким мощным, как рабочее.
  4. Охранное. Используется охранным персоналом, присутствует не на всех предприятиях, а по необходимости. Не нормируется по интенсивности.
  5. Дежурное. Остается включенным даже по окончании рабочего процесса (например, небольшое освещение коридоров в больших зданиях).

Гибридное освещение

Гибридными называются системы, включающие естественное и искусственное освещение. Они подходят для случаев, в которых только солнечного света недостаточно для создания соответствующего нормам уровня освещенности. При определении значения светового потока естественное освещение не учитывается – расчеты выполняются только для электрических источников.

Необходимость в гибридном освещении появляется, если значение КЕО ниже допустимого значения – 1 или 1,2%. Если этот показатель, зависящий от затененности, типа стекла и ширины окон, не соответствует норме, вместе с естественным освещением на рабочем месте устраивается искусственное. Источники света устанавливают только на тех участках, на которых КЕО ниже нормы.

Последствия неправильного освещения

Несоблюдение требований к освещению рабочих мест на любом предприятии чревато понижением общей работоспособности. Кроме того, зрение персонала утомляется, возникает прямая угроза здоровью, возможно даже развитие близорукости. На предприятиях, где руководство халатно относится к вышеизложенным требованиям, повышается риск производственного травматизма, может также увеличиться количество брака. Нередки случаи, когда возникает текучка кадров. Ведь многие люди внимательно относятся к собственному здоровью, и порой зрение оказывается дороже должности или наличия работы.

Требования к освещению рабочих мест, безусловно, должны неукоснительно соблюдаться. Ведь люди, как правило, проводят большую часть жизни на работе или в закрытых помещениях, где неправильное освещение может подорвать их здоровье.