Варианты света для съемки видео в домашних условиях

Управление естественным светом

Основное: в простейшей форме управление естественным освещением, является первым шагом является планирование. Выберите подходящее время, чтобы быть снаружи, или возьмите объект в помещение, чтобы использовать мягкий свет, исходящий из окна.

Дополнительное: Вы можете управлять естественным освещением, почти как искусственным, с помощью отражателей или флагов.

Отражатели используются для отражения света на лицо субъекта. Например, если вы имеете дело со светом, идущим сверху, вы можете преодолеть проблему темных глаз, освещая их с помощью отражателя. Он также может осветлить темную сторону лица, если это необходимо, в случае освещения под углом 45 или 90 градусов.

Флаг обычно представляет собой кусок черной ткани, который можно использовать для блокирования нежелательного света и создания теней (тени означают чувство глубины, помните?) на лице субъекта. Чтобы правильно использовать флаг, вам понадобится кто-то или что-то, что может его удержать.

Именно так я использую все виды флагов в поле. Я использовал свою шляпу (которую я держал в левой руке), чтобы затенять переэкспонированный лоб много раз, или с помощью невинного свидетеля, которого попросили стоять на одном месте на мгновение, чтобы создать тень при необходимости.

Принцип седьмой. Используйте в работе рассеянный свет

Самостоятельно сделать естественное освещение рассеянным не сможет ни один фотограф в мире. Ведь источник естественного освещения – это солнце. И повлиять на него, «скорректировать» его работу человек просто не в силах. Но, тем не менее, кое-какие выходы из положения все же можно найти. Один из самых простых способов получить рассеянный естественный свет – это контролировать  положение фотокамеры относительно снимаемого объекта и относительно источника света, то есть, солнца. Ну, скажем, при съемке портрета фотографируемого человека можно попросить пройти в тень. В тени свет всегда бывает мягким и рассеянным. Если вы снимаете на открытом воздухе какие-то не очень большие предметы – их тоже лучше перенести в тень.

В качестве примера можно привести вот эту фотографию. Она была сделана в яркий солнечный день. Прямой солнечный свет был в это время очень жестким (а в южных широтах, где, как вы наверняка  догадались, и был сделан снимок, он жесток и ярок особенно). При таком свете детские лица стали бы просто грубыми. Вот поэтому автор снимка и попросил своих маленьких моделей пройти в тень их собственного дома.

Влиять на естественное освещение можно так же и нехитрыми приспособлениями, а именно – отражателями и рассеивателями. Естественный свет, скорректированный этими приспособлениями, будет очень похож на солнечный свет в тени. К тому же, отражатель и расеиватель всегда могут находиться  под рукой. Ну, а если настоящего отражателя у вас вдруг по каким-то причинам с собой не оказалось, в его качестве, например, при съемке портрета можно использовать любую светлую поверхность. Отражателем может послужить лоскуток светлой ткани или лист светлой бумаги. Подойдет даже самая обыкновенная газета, купленная в газетном киоске, расположенном за углом неподалеку. А еще можно попросить «поработать отражателем» человека в светлой одежде – нужно лишь правильно его расположить относительно портретируемого. Отражателем может поработать и светлая стена дома. Вариантов тут масса. Ну, а если вы снимаете портрет при естественном освещении в комнате – количество света и его состояние можно легко регулировать при помощи штор на окнах.

Конечно, так можно поступить далеко не всегда. Рассеять естественный солнечный  свет при  съемке пейзажа или при съемке архитектурных объектов и памятников просто невозможно. Тут вам придется жать милости у природы:  пока на небо понабегут облачка… Или приходите на съемку на закате или рассвете.

Практические упражнения

Выберите себе объект для съемки (лучше всего человека, а не вашу собаку) и практикуйтесь в создании каждой из схем освещения. которые мы разбирали:

  1. Бабочка
  2. Петля
  3. Рембрандт
  4. Боковой свет

Помните о том, что есть также широкое и короткое освещение и применяйте его для различных типов лиц моделей, где это необходимо. Не беспокойтесь об остальных аспектах (соотношение света и тени, заполняющий свет и т.д.), на данный момент сконцентрируйтесь на получении хорошего рисунка. Используйте свет от окна, торшер без абажура или солнце, то есть такой источник, с которым вы сможете видеть, как ложится свет и тень на лицо. Я предлагаю вам сначала не использовать вспышку, так как у вас еще недостаточно опыта, чтобы представить себе результат до того, как сделана фотография. Это может затруднить ваше обучение.

Также лучше начинать работать с лицом, обращенным прямо к камере, без поворотов (кроме практики создания широкого и короткого освещения).

Покажите нам свои результаты и пишите о проблемах, с которыми вы столкнулись. Я постараюсь помочь вам их решить, чтобы и вы, и другие не допустили подобных ошибок в следующий раз.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и создавать каждую из схем освещения, учитесь применять их в различных ситуациях. Изучая лица людей, вы узнаете, какая схема освещения лучше подойдет данного конкретного человека, чтобы создать в портрете настроение и показать человека наилучшим образом. Если человек имеет круглое лицо и хочет казаться стройнее, то его следует освещать иначе, чем человека, который хочет сделать драматичный снимок. Когда вы знаете все схемы, умеете управлять качеством света, его направлением и соотношением, то сможете справиться с любой задачей съемки.

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник.  Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению  к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и создавать каждую из схем освещения, учитесь применять их в различных ситуациях. Изучая лица людей, вы узнаете, какая схема освещения лучше подойдет данного конкретного человека, чтобы создать в портрете настроение и показать человека наилучшим образом. Если человек имеет круглое лицо и хочет казаться стройнее, то его следует освещать иначе, чем человека, который хочет сделать драматичный снимок. Когда вы знаете все схемы, умеете управлять качеством света, его направлением и соотношением, то сможете справиться с любой задачей съемки.

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник.  Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению  к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

5. Широкое освещение

Широкое освещение это не столько световая схема, насколько стиль освещения. Любая из освещенных выше схем может быть выполнена с широким или коротким освещением.

Широкое освещение, это освещение, при котором лицо модели слегка повернуто от центра и освещена сторона лица которая ближе к камере. При этом освещенная часть лица имеет большую площадь по сравнению с теневой стороной. Иногда такое освещение используется для съемки портретов в «высоком ключе». Такое освещение делает лицо модели шире, отсюда и название, поэтому его используют для моделей с узкими лицами. Для людей имеющих широкое лицо применение такого ощущения нецелесообразно.

Для того, чтобы создать широкое освещение, необходимо лицо модели повернуть от источника света. Нужно помнить, что освещать нужно ближнюю к камере сторону лица.

Фотография в условиях слабого освещения

В этом подразделе мы рассмотрим самые полезные настройки для фотографии в условиях слабого освещения.

Снимать при плохом уровне освещенности сложно, приходится сталкиваться со многими трудностями. Возьмем  к примеру съемку в плохо освещенном здании или во время сумерек или ночью.

Получить правильную экспозицию, фотографируя в автоматическом режиме, трудно, да и, пожалуй, невозможно. Используйте ручной режим.

При таких условиях также возникают проблемы с фокусировкой и балансом белого, однако, результат оправдает все ваши усилия сполна.

Экспозиция при слабом освещении

При съемке в условиях недостаточной освещенности вы непременно столкнетесь с проблемами с экспозицией, а особенно если вы используете один из режимов с автоматическим замером экспозиции.

Переключившись в ручной режим, вы получите более предсказуемые результаты.

Если объект съемки по большей части содержит темные тона, то вероятнее всего в автоматическом режиме фотоаппарат переэкспонирует кадр. Особенно это будет заметно в теневых областях, которые будут отображены слишком детально.

Чтобы верно оценить экспозицию, сделайте пробный снимок и проверьте гистограмму. Если в левой части графика присутствует промежуток, то значит снимок переэкспонирован, а значит, вам необходимо либо уменьшить значение ISO, либо сделать короче выдержку или же прикрыть диафрагму.

Когда дело доходит до съемки в условиях плохой освещенности, у вас есть несколько вариантов развития событий. Это зависит от того, в каких целях вам необходимо использовать короткую выдержку: если вы хотите запечатлеть какой-либо быстрый процесс, то без короткой выдержки не обойтись, но если у вас есть возможность воспользоваться штативом, чтобы избежать тряски камеры, и сюжет фотографии позволяет воспользоваться длинной выдержкой, то почему бы и нет?

В зависимости от выдержки изменяйте и значение ISO. В условиях низкой освещенности и при коротких выдержках устанавливайте значение ISO не меньше 800. С длинными выдержками можно уменьшить ISO до 200, это обеспечит лучшее качество фотографии.

Тени

Эта ошибка малозаметна и зачастую от нее трудно избавиться, но о ней всегда стоит помнить. Мое основное правило освещения состоит в том, что всегда нужно стремиться создать «чистый свет». Чистый свет не кричит «эй посмотрите, я использую 6 ламп», он дополняет модель и ничего более.

Помните, я ранее говорил о добавлении заполняющего света? Он намного улучшил снимок, но при этом остался почти незаметным. Вот что я называю чистый свет.

Если вам нужен пример самого чистого света, можете спросить об этом автомобильных фотографов. Качественная съемка машин – одна из самых сложных для освоения дисциплин в нашей сфере. Если неправильно расположить лампы при освещении, блестящая поверхность корпуса мгновенно потеряет четкие линии и форму. Автомобильные фотографы никогда не используют лишние лампы, а те, что имеются, расставляют с абсолютной точностью. Я видел, как некоторые размещают лампы, чтобы блики появились только на колесном колпаке, но ни в коем случае не на корпусе машины. Эти ребята очень терпеливые!

Чтобы научиться создавать «чистый свет» нужно немного больше времени, ведь поначалу не совсем понятно, что именно мы ищем

Для начала обратите внимание на тени на лице модели. Здесь видно, что тень от носа не сливается с тенью на щеке

Из-за этого нос визуально кажется больше.

Иногда не нужно даже менять положение ламп, достаточно поработать с позой модели. Просто повернув голову, можно исправить положение теней, объединив некоторые из них и получив более чистый снимок.

Это очень простая расстановка, призванная продемонстрировать, что проблема становится намного очевиднее при использовании таких источников жесткого света, как тубусы.

Стоит упомянуть, что зачастую даже не нужно корректировать положение ламп. Достаточно попросить модель слегка изменить позу. Например, я попросил ее повернуть голову дальше от лампы, чтобы объединить тени. Либо она могла, наоборот, повернуться ближе к свету и тогда все нежелательные тени исчезли бы.

К счастью, получить правильные тени намного проще, чем кажется. Нужно только следить за этим. Для примера выше я использовал одну лампу, чтобы доказать свои слова, однако, каждый дополнительный источник света должен быть расположен с равной скрупулезностью. Одна общая черта портретных и автомобильных фотографов – наши субъекты часто двигаются, но при разумном подходе это можно применить себе на пользу.

На снимке выше я сконцентрировался на тени от носа. Очень хорошо видно, что тень заканчивается, потом на щеку падает свет и появляется тень от скулы. Я считаю такое освещение беспорядочным и создающим больше отвлекающих элементов, чем нужно. Когда я попросил модель немного повернуть голову вправо, зазор между участками тени исчез. Это создает ощущение единого затененного участка и именно такое освещение я называю «чистым».

Конечно, я так само мог попросить ее повернуть голову влево и убрать тени вообще. Такой вариант также можно было бы назвать чистым светом.

Это кажется мелочью, но представьте ситуацию, когда у вас одновременно установлен заполняющий свет, лампа для освещения волос и фоновый свет. В такой ситуации освещение очень быстро станет неряшливым и неуклюжим.

Обращайте внимание на дополнительные тени и, если возможно, регулируйте освещение, чтобы их избежать, а еще лучше попросите субъект сменить позу или место

Когда нужно использовать рембрандтовский свет

Ранее мы уже вкратце упоминали, что рембрандтовский свет – очень разносторонний метод освещения. Я часто использую именно его в качестве основы при съемке корпоративных портретов. Затем я могу добавить дополнительные компоненты, например, рефлектор или заполняющий свет. Такая схема работает практически для любой фотографии, начиная со съемки по пояс и заканчивая такими портретами, как на примере выше.

Гибкость рембрандтовского света позволяет использовать его для более серьезных поз и даже для портретов с улыбкой. Это одна из причин, по которой его можно использовать с таким большим количеством типов съемки. Вы можете попробовать разные выражения лица или позы, сохраняя при этом постоянное освещение. Затем можно добавить что-то без внесения изменений в положение основного света. Благодаря этому рембрандтовский свет отлично подходит, если нужно сделать все быстро. Для примера выше мне понадобилось 25 минут на всю съемку, включая время расстановки оборудования.

В общем, рембрандтовский свет – техника, которой должен уметь пользоваться каждый фотограф. Это моя рабочая схема освещения для большинства индивидуальных портретов. Будь у вас внешняя вспышка или просто свет из окна, попробуйте ее, затем измените и добавьте собственный стиль.

Подбор материала

Сделать трафареты можно из бумаги, картона, пленки, ткани. Рассмотрим каждый из вариантов.

Бумага

Панно из разноцветной бумаги сделать прощего всего. Тем более, что это самый дешевый вариант декора. Данный материал можно заменить глянцевой бумагой из прочитанного журнала. Полученные бабочки можно скомпоновать по цветам в общую картинку.

Картон

Такое украшение сложнее изготавливать, но оно более надежно. Картон быстро принимает любую форму и долго ее сохраняет. Можно сделать крылья загнутыми или округленными. Нужно только намочить картон и согнуть его с помощью груза. После высыхания он примет любую форму. В виду большого веса крепить такое панно будет сложнее.

Пленка

Из толстой или самоклеющейся виниловой пленки можно сделать отличные разноцветные трафареты. Глянцевые бабочки будут не только сверкать, но и переливаться в комнате. Процесс изготовления такой же, как и в случае с тонким картоном. Самоклеющая пленка вовсе не нуждается в дополнительном креплении, а обычая цветная фиксируется на стене клеем.

Ткань

Для декора стен с однотонными жидкими обоями, драпировкой, любой мягкой на ощупь основой можно использовать ткань. Такие бабочки впишутся в интерьер и даже улучшат дизайн. Крепить их лучше полностью на клей. Чтобы создать объемный декор, нужно разбавить водой клей ПВА. Очень тонкую ткань можно намочить, вырезать трафареты, а затем дать высохнуть в нужной форме.

Статья по теме: Дизайнерские приемы для оформления стены над диваном в гостиной

Способ №1 — естественный свет

Первый
вариант самый известный и бесплатный — свет от окна. Лучше всего, чтобы он
падал на объект съемки под углом в 45 градусов.

В этом
случае на вашем лице появляется некий объем. Если же вы будете сидеть прямо к
окну, то лицо будет выглядеть плоским.

Однако с другой стороны, так можно убрать морщины.

Для женщин видеоблогеров, это может быть существенный  момент.

Также
никогда не садитесь к окну под углом в 90 градусов. Иначе получите глубокую и
некрасивую тень на второй половине лица.

Если
придвинуться к окну поближе, то вы создадите еще и цветовой контраст. То есть,
задний фон будет немного темнее вас

Это хорошо притягивает внимание зрителя к
лицу

И вообще
каждый раз при съемке, старайтесь располагаться как можно дальше от заднего
фона (стена, шкаф и т.п.). В противном случае получается плоский и скучный
кадр.

Помимо этого, ваша тень будет падать на эту поверхность и отвлекать зрителя.

Это проявляется не только на солнечном свете, но и при искусственной подсветке.

Однако при всей простоте такого освещения, есть здесь свои проблемы и сложности. Свет за окном часто меняется и вы эти изменения не в состоянии контролировать.

Солнышко
может в любой момент спрятаться за тучку, а потом опять выглянуть наружу.
Моментально перестроить кадр под эти изменения невозможно.

Стандартная схема подсветки

Вообще большинство
начинающих видеоблогеров используют стандартную схему освещения. Она состоит из
3-х источников:

рисующий свет

заполняющий

контровой

Рисующий —
это основной источник, который освещает всю сцену. В самом первоначальном
варианте это может быть свет из окна.

При этом за
окном не всегда должно быть ясно и солнечно. Наоборот, при относительно
пасмурной погоде, может получиться очень мягкий и холодный свет.

В этом случае, разница между светом и тенью будет нивелироваться. А переход между освещенной частью лица и неосвещенной, получается не ярко выраженным.

Что касается
заполняющего света, то при бюджетном варианте, опять же можно использовать
естественное освещение. Как это сделать?

Очень
просто. Воспользуйтесь стандартным рефлектором или отражающей поверхностью.

Они стоят
гораздо дешевле софтбоксов. Поэкспериментировав с расстоянием и углом, можно
запросто подсветить теневую сторону объекта съемки.

Если у вас
нет заводского рефлектора, сделайте его сами, воспользовавшись пенопластом и
фольгой.

Далее, чтобы
отделить объект от заднего фона, переходим к контровому источнику света. Здесь
подойдет обычная переносная стандартная лампа.

Лучше взять
модель на прищепке. Ее без проблем получится приспособить в самые разные места.

Вкручиваете
в нее светодиодную или энергосберегающую лампочку с температурой 5000-6500К, и
цепляете позади объекта съемки за любой высокий предмет (вешалка, полка шкафа).
Только так, чтобы она не попадала в кадр.

Этот
контровой свет должен располагаться сзади «актера», примерно напротив
рисующего света из окна. Он поможет отделить его от общего заднего фона.

Наглядно трехточечная схема при комбинировании естественного и искусственного освещения, будет выглядеть следующим образом.

Схема 8: Briese Focus 96 Kit

Итак, начав этот обзор с самого бюджетного набора из двух 300-джоульных моноблоков, мы добрались, наконец, до самого дорогого источника света, с каким мне когда-либо приходилось снимать.

Briese Focus 96 Kit — световая головка стоимостью более полумиллиона рублей. Она в несколько раз дороже мощного генератора Hensel Nova D 2400, к которому мы будем её подключать. В сумме же система освещения, собранная на основе Briese, будет стоить как небольшой самолёт, причем в прямом смысле. Или как дорогой джип. Или квартира где-нибудь за пределами МКАД. Впечатляет, не так ли? Чего же ждать от столь дорогой насадки?

Как и предыдущая рассмотренная нами насадка, Briese Focus представляет собой довольно большой параболический зонт. Однако его особенностью является возможность фокусировки: лампу можно перемещать по направляющей вдоль центральной оси. Таким образом, рефлектор Briese из обычной светоформирующей насадки превращается в целую систему освещения.

В максимально расфокусированном положении, когда лампа до предела выдвинута вперёд, прибор работает как обычный параболический рефлектор. Причём отличного качества: свет получается мягкий, однородный и равномерный. А по мере того, как мы задвигаем лампу вглубь зонта, световой поток фокусируется. Мне, как и некоторым фотографам, с которыми я обсуждал Briese, в сфокусированном положении он напомнил линзу френеля — такое же выраженное, яркое, но достаточно мягкое пятно в центре, постепенно угасающее к периферии, при идеальной плавности градиентов и безупречно растушёванных тенях. Только в данном случае это была бы линза очень большого диаметра.

Для сравнения сделаем фотографии в двух крайних положениях лампы:

Пасмурная погода

В пасмурную погоду тоже можно сделать хорошие кадры, хотя, казалось бы, солнца совсем не видно. На самом деле, когда оно скрывается за облаками, свет не концентрируется, а становится рассеянным и равномерным. Это значит, что при съемке вы не увидите четких контуров теней, светотеневой переход будет очень мягким. Такое освещение помогает подчеркнуть текстуру, мелкие детали станут хорошо различимыми

Облачная погода хорошо подходит для съемки красочных объектов, поскольку контраст не будет привлекать все внимание, основной целью станет цветовое или тоновое решение фотографии. Такой свет также применим для самых разнообразных видов съемок

Разве что природа в пасмурную погоду не предстает перед фотоаппаратом во всей своей красе.

С естественным светом работать не так сложно, нужно лишь посмотреть прогноз погоды в нужный день и выйти на улицу в нужное время. Что касается съемок в помещении – все еще проще.

Можно выделить два способа подсветить кадр при студийной съемке:

Осветительные приборы

Здесь световым источником могут служить любые осветительные приборы: лампы, светильники, дневной свет из окон, а также специальное оборудование. Создание фотографий при искусственном освещении очень удобно, поскольку это обеспечивает регулирование светового потока: лампы можно включать и выключать, направлять в нужную сторону, использовать лампы разных цветов

Чем больше осветительных приборов, тем больше простор для фантазии, но важно помнить о их качестве, некоторые приборы дают несбалансированный поток, что плохо влияет на фото. С искусственным освещением можно создать абсолютно любые эффекты для всех типов съемок

Печально то, что такие фотографии не всегда выглядят естественно.

Вспышка

Также в качестве светового прибора можно использовать вспышку. Как правило вспышка, встроенная в фотоаппарат, создает очень резкие тени в малом количестве, а светлые участки получаются очень яркими и иногда бликуют, из-за чего объект на фотографии может потерять весь объем. Поэтому, если есть возможность фотографировать без нее, лучше так и поступить. Однако существует еще и внешняя вспышка, с ней фотографии получаются лучше, ее использование, наоборот, желательно при необходимости.

При различных условиях освещение по-разному влияет на кадр, поэтому следует знать, как лучше поступить в том или ином случае, чтобы не навредить снимку.

Подсветка снизу

Подсветка снизу случается, когда относительно камеры лампа расположена под субъектом. При съемке фильмов ужасов 60-х, если требовалось сделать монстра или существо более страшным, его освещали снизу. Причина в том, что мы привыкли видеть окружающих людей, когда свет падает сверху. Мы выходим на улицу и солнце освещает нас с высоты, а когда заходим в помещение, то попадаем под свет ламп на потолке.

Это настолько укоренилось в нашем визуальном восприятии мира, что освещение лица с любой другой точки автоматически дает мозгу сигнал о том, что что-то не так. Хоть это до боли очевидно и мало кто будет пытаться осветить модель снизу, я все еще часто встречаю подобную проблему, когда фотографы решают использовать заполняющий свет.

Эффект подсветки снизу проявляется, если заполняющего света больше, чем основного. Я постоянно вижу эту ошибку, причем часто ее совершают даже профессионалы. Не так давно корпоративный руководитель одной или лидирующих компаний-производителей камер выложил портретный снимок с ужасной подсветкой снизу. Поэтому ошибаются не только энтузиасты.

К счастью, проблему легко решить. Просто убавьте мощность лампы, используемой для создания заполняющего света. Да, это всё. Достаточно убавить яркость. На практике, если вы неуверены, стоит сделать несколько тестовых снимков с разной мощностью лампы, а затем взять за стандарт оптимальный снимок. Очень легко выбрать лучший кадр, когда они расположены рядом.

На этом снимке заполняющего света нет. Это вполне неплохой кадр и отсутствие заполняющего света намного лучше, чем его излишнее обилие.

Здесь я включил лампу для заполняющего света. Если расположить две фотографии рядом, станет очевидно, насколько неудачно выглядит эта. Однако, в процессе работы этого можно не заметить, поэтому будьте осторожны.

Для последнего кадра я значительно сократил мощность. Если бы вы не видели исходный снимок, то даже не заметили наличие дополнительной лампы. Вот такой вид нам всегда нужен.

Обычный небольшой софтбокс на полу – все, что было нужно для добавления небольшого количества заполняющего света.

Совет: Если вы поочередно фотографируете нескольких людей, например, делаете серию портретов для компании, уделяйте внимание каждому человеку. Если сначала нужно сфотографировать 2-метрового мужчину, а затем 1,6-метровую женщину, соответствующим образом отрегулируйте и передвиньте обе лампы

В противном случае дама будет намного ближе к заполняющему свету, чем к основному. Угадайте, что из этого получится? Ужасный эффект подсветки снизу просто потому, что вы не поменяли положение света.

Софтбокс

Во-первых, такой свет может поставить неграмотный фотограф в студии при съемке портрета в полный рост. Начинающий фотограф в большинстве случаев устанавливает софтбокс вот так.
Наивно полагая, что если он немного наклонил софтбокс вниз, то и свет от него будет направлен вниз. Но это не так. На самом деле, от любого источника рассеянного света лучи распространяются во все стороны. К тому же центр софтбокса светится гораздо ярче нежели его края, поэтому истинное направление света будет таким.
Что и даст на лице пресловутое нижнее освещение.
Правильным будет установить софтбокс гораздо выше. Вот так.
Для того чтобы оценить направление света от источника рассеянного света (софтбокса или окна) вы должны мысленно провести линию от его центра к лицу модели. Эта линия и будет указывать направление света.

Посмотрите насколько высоко устанавливают свет профессионалы.
Фотограф John Gress