Маркировка типов светильников с описанием условных обозначений, методы расчёта освещения помещений плюс полезные советы от профессионалов по выбору осветительных приборов

Содержание

Как правильно выставить свет – популярные схемы

Есть готовые схемы света в студии, используя которые несложно быстро добиться правильного эффекта, не тратя время на выбор местоположения светильников. Можно разобраться в нескольких, чтобы подобрать те, которые больше всего подходят под определенные условия.

В этом случае потребуется три осветительных элемента. Основной располагается спереди слева и ставится под углом примерно 45 градусов. Причем, свет не направляется на объект съемки, а отражается от зонта, создавая рассеянный световой поток. Сзади ставится пара стрипбоксов с обеих сторон под углом 45 градусов. Перпендикулярно им со стороны фона устанавливаются два белых задника, которые отражают контровое освещение и тем самым добавляют объема портрету или композиции. Что касается заднего освещения, его можно менять за счет регулировки высоты отражающего зонта.

Если для обеспечения оптимального эффекта нужно сделать фон светлым, на него под углом 45 градусов направляются два светильника. Спереди перпендикулярно им ставятся белые экраны, чтобы исключить засвет объекта съемки. В качестве фронтального света используется отражающий зонт, который ставится спереди слева. Такая схема позволяет выделить все до мельчайших деталей и обеспечивает высокие показатели контрастности.

Очень простая схема, применяемая для съемки человека в полный рост. Сюда лучше всего подойдет октобокс высотой 180 и шириной 30 см. Его можно ставить с любой стороны от человека, или попробовать оба варианта и выбрать более удачный. За счет того, что фон не подсвечивается, он получается темно-серым.

Вариант, подходящий для портретной съемки, который также не требует большого количества осветительного оборудования. Лучше всего подойдет октобокс, расположенный справа под небольшим углом. Справа и слева от места съемки ставятся две большие белые панели, которые будут отражать свет и заполнять им все пространство. Хорошее решение для классической портретной съемки.

Если нужно выделить фон, можно попробовать эту схему. Задняя часть подсвечивается светильником, на который надет рефлектор-соты. Это позволяет создать блики, оживляющие фон, а если использовать цветные фильтры, можно добиться необычных эффектов. Человека подсвечивает стрипбокс, который ставится слева сзади под углом 45 градусов, за ним располагается экран, чтобы свет не распространялся на фон.

Интересное решение, создающее акцент на человеке за счет отраженного света. В этом случае софтбокс ставится сзади правее и направляется на фон под углом. По сторонам располагаются две большие ширмы белого цвета, которые мягко рассеивают свет и аккуратно прорабатывают все детали.

Схема для ростовой съемки, обеспечивающая равномерное освещение по вертикали. Потребуются два ростовых стрипбокса, основной располагается спереди и слева, дополнительный сзади правее. Для исключения лишнего отраженного света по сторонам ставятся две светопоглощающие ширмы темного цвета.

В этом случае основной свет дает портретная тарелка, на которую надеты соты для направленного светораспределения. Фон подсвечивает рефлектор небольшой мощности, который ставится под углом. За счет такого расположения источников света создаются четкие линии, можно менять общую атмосферу за счет задней подсветки. Поглощающие панели по сторонам делают свет жестче.

Подобрать студийный свет несложно, если разобраться в особенностях оборудования и найти оптимальную схему для фотосъемки. Главное – обеспечить качественное основное освещение и грамотно расположить вспомогательные элементы.

Искусственное освещение

Разделяется освещение на два основных вида – общее и местное. Общее является основным, поскольку именно оно обеспечивает нормальное функционирование любого дома. Местное – разделяют на функциональное и декоративное. Сюда входит освещение зеркала, письменного стола, кухонных шкафчиков, подсветка элементов интерьера или картин.

Из-за разделения освещения на общее и местное существуют и различные типы ламп. При общем освещении они излучают рассеянный свет, заполняющий все окружающее пространство, при местном – только нужное место направленным пучком света. Рассмотрим подробнее каждый вид освещения и его особенности.

Типы распределения светового потока

Светодизайн интерьера невозможно представить без продуманного распределения освещения. Световой поток формирует визуальное восприятие обстановки. Сочетая световые потоки разной направленности, вы сможете зрительно «раздвинуть» стены, приподнять потолок, создать дополнительный объем. Существует три типа светораспределения:

  • 1. Прямой свет. Световой поток исходит из одной точки и направлен строго на необходимый участок. Чаще всего прямой свет — верхний. Например, люстра на потолке или подвесной светильник. Направленное освещение характерно для спотов, бра, торшеров. Главное, чтобы их можно было повернуть в определенную сторону.
  • 2. Рассеянный свет. Это мягкая и равномерная подсветка. Такой свет неяркий, часто даже приглушенный, поэтому помогает расслабиться и создает в интерьере атмосферу умиротворенности. В качестве осветительных приборов используются люстры, потолочные встроенные светильники, настенные бра. В проектах дизайнеры нередко используют подсветку навесной мебели, плинтусов, карнизов, светодиодные ленты. Рассеянный свет в интерьере расширяет пространство, а усилить этот эффект помогают зеркальные и глянцевые поверхности.
  • 3. Отраженный свет. Еще один мягкий и комфортный для глаз вариант освещения. Он не направлен на конкретные объекты или зоны, равномерно распределяется в комнате. Отраженное освещение создают при помощи сочетания настенных, потолочных и напольных осветительных приборов. Световые лучи меняются в зависимости от цвета и структуры поверхности, на которую попадают.

Типы кривой силы света

В зависимости от распределения светового потока существует несколько основных вариантов. Кроме того, каждый тип кривой силы света подходит для определенных условий, поскольку имеет собственное распределение света. Для наглядности ниже представлена ​​диаграмма с семью основными типами KSS, которые для простоты обозначены буквами.

На графике показаны основные варианты и характеристики распространения света для каждого из них.

Все данные представлены в виде таблицы с расшифровкой обозначений и диаграмм распространения света.

Маркировка Чем он занимается Угол распространения света (градусы) Диаграмма
К Концентрированная ванна тридцать
ГРАММ Глубокий 60
Д Косинус 120
L Полуширокий 140
NS Достаточно 160
М Униформа 180
С УЧАСТИЕМ Иначе 90

Могут быть и другие варианты, но чаще всего они используются для конкретных объектов с особыми требованиями к освещению.

Используемые определения

Характеристика светового прибора, определяющая распределение его светового потока в пространстве. Выражается через распределение силы света или освещённости по заданной поверхности.

Это понятие соответствует тому факту, что практически любой светильник распределяет производимый им свет неравномерно – в каких-то направлениях сила этого света больше, в других меньше. Причём делается это намеренно за счёт самой конструкции прибора, используемой оптики, расположения источников света и т.п. Цель здесь заключается в концентрации максимального количества света в полезном направлении – например, уличному светильнику совершенно не нужно освещать небо, его задача – направить максимум производимого света на проезжую часть под ним.

Условная точка во внутренней области оптической системы светового прибора, при помещении в которую светового центра лампы или при заданном расположении относительно которой ламп в многоламповом световом приборе светораспределение последнего в наименьшей степени отличается от расчётного.

Условная прямая, проходящая через световой центр или фокус оптической системы светового прибора и принимаемая за начало отсчёта угловых координат. Более новый ГОСТ Р 55392-2012 вместо оптической оси использует понятие фотометрической оси и даёт немного более сложное определение. Это ось симметрии светораспределения для круглосимметричных осветительных приборов. Для симметричных светильников – это линия пересечения плоскостей симметрии. А для асимметричных приборов – линия, лежащая в плоскости симметрии и либо перпендикулярная к плоскости выходного отверстия, либо совпадающая с направлением максимальной силы света.

По-моему, за 40 лет, прошедших между выпусками двух упомянутых выше ГОСТов, из которых и склеиваются эти определения, всё стало только запутанней. Иногда тяга к внесению конкретности и ясности приводит авторов стандартов в тупиковую ситуацию, когда всё ясно остаётся только им.

Плоскость, проходящая через оптическую ось светового прибора.

Угол между данным направлением в меридиональной плоскости и вертикалью, проходящей через световой центр светового прибора (оптической осью). Меридиональный угол отсчитывается от надира (направления непосредственно вниз от светового центра) против часовой стрелки.

Графическое изображение зависимости силы света светового прибора от меридиональных углов, получаемое сечением его фотометрического тела плоскостью или поверхностью.

Т.е. кривая силы света (КСС) – это наглядное представление того, как будет зависеть сила света источника от выбранного направления его распространения. Иногда кривую силы света называют диаграммой силы света или диаграммой направленности.

Отношение максимальной силы света в данной меридиональной плоскости к среднеарифметическому значению силы света светового прибора для этой плоскости.

Часть пространства, лежащая ниже горизонтальной плоскости, проходящей через световой центр светового прибора.

Часть пространства, лежащая выше горизонтальной плоскости, проходящей через световой центр светового прибора.

Плоскость, перпендикулярная оптической оси светового прибора.

В более новом стандарте упоминается только одна конкретная экваториальная плоскость, которая ранее называлась главной, а теперь осталась единственной – плоскость, проходящая через световой центр осветительного прибора. Такая плоскость разделяет верхнюю и нижнюю полусферы пространства.

Кривая силы света светового прибора, получаемая сечением его фотометрического тела экваториальной плоскостью.

Попробуем упростить – представьте светильник, который светит вниз на, скажем, асфальт. Если оптическая ось светильника перпендикулярна асфальту, то асфальт для этого светильника будет экваториальной плоскостью. Ну а световой рисунок на нём – экваториальной кривой силы света соответственно.

Кривая силы света и светораспределение светодиодных светильников

Всё это часть системы классификации светильников в зависимости от направления и особенностей распространения их светового потока. Подробное её описание можно найти в ГОСТ Р 54350-2015 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний». Здесь же мы ограничимся более краткой версией.

Но сначала несколько определений. За ними обратимся к куда более старому, но тем не менее до сих пор актуальному документу ГОСТ 16703-79 «Приборы и комплексы световые. Термины и определения» и его более современному собрату ГОСТ Р 55392-2012 «Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения».

Где применяют светодиодные электроосветительные приборы?

LED осветительные приборы имеют два варианта размещения внутри зданий и их монтируют в двух основных местах размещения:

на стене или на потолке.

Выбор места, как правило, определён заранее в проекте для строительства здания и рассчитан по формулам расчёта освещённости, необходимой и достаточной для жизнедеятельности людей.

В специальных технических источниках закреплены нормы освещённости для различных мест и для различных задач пребывания людей.

При необходимости, пользователи могут самостоятельно выбрать место расположения источника света и там организовать установку осветительного прибора.

Для этого жители могут обратиться в обслуживающую организацию жилищно-коммунального хозяйства с заявкой о замене устройства для освещения и переносе его на новое место.

Сотрудники ТСЖ или управляющей компании могут выполнить эту заявку, соблюдая правила электротехнической безопасности.

Главное, при этом, чтобы в результате жители получают безопасное и удобное освещение.

Аппаратная и конструкционная начинка LED светильников

Светодиоды нагреваются меньше, чем лампы накаливания. Почему же тогда радиатор теплоотвода является обязательным элементом конструкции светодиодного светильника? Дело в том, что эффективность (светоотдача) и срок службы светодиода заметно падают, если превышается температурный порог 60 – 70 °C. Радиатор может входить в конструкцию лампы, помещаться в корпус светильника, либо заменять собой этот корпус.

СД работают от постоянного тока низкого напряжения. Поэтому в лампочку или светильник устанавливают драйвер — устройство, выполняющее функции выпрямителя и трансформатора. Драйвер также называют блоком питания.

В схему управления ламп с регулировкой цвета (цветовой температуры) входит контроллер, обеспечивающий избирательное включение отдельных чипов.


Рис. 6. Главные конструктивные элементы LED светильника

В конструкцию некоторых светодиодные ИС включен диммер для изменения яркости свечения. Следует различать светильники с внутренним диммером и диммируемые светодиоды/лампы. Яркость вторых можно изменять внешними диммерами, например, встроенными в выключатели.

Диммеры в LED лампах иногда встраивают не для функционального затемнения, а с целью продления срока их службы. Термореле при повышении температуры выше установленного предела снижает напряжение, подаваемое на светодиоды. Можно рассматривать такой механизм как сомнительную альтернативу эффективным радиаторам охлаждения.

Важную роль в распределении светового потока от СД играют рефлекторы, линзы и рассеиватели. Наряду с аппаратной частью эти элементы определяют эффективность и внешний вид LED светильников.

Как подобрать КСС

Чтобы не рассчитывать оптимальные показатели кривой силы света для конкретного помещения или улицы, можно воспользоваться общими рекомендациями специалистов

Важно помнить следующее:

В жилых помещениях, как и везде необходимо создавать спокойную атмосферу, способствующую релаксации, лучше установить лампы с синусоидальным КСС. Также следует выбрать вариант с матовым рассеивателем или абажуром, дающим отраженный свет. В офисных зданиях, общественных местах, офисах и офисах стоит использовать косинусный вид с углом распространения 120 °. Особых требований нет, главное выбрать вариант, который обеспечит нормальное освещение (минимальные нормы есть в ГОСТе).
Чем больше угол, тем лучше рассеивание света.
В промышленных цехах, производственных площадках, а также на других подобных объектах могут использоваться разные решения в зависимости от специфики работы. Чаще всего используются варианты «Д», «Г» или «К». В качестве дополнительного освещения, а также для декоративного выделения отдельных зон оптимальным решением будет глубокий КСС. Главное, правильно отрегулировать направление светового потока. Если необходимо выделить отдельный объект, осветить скульптуру, стеллаж или витрину в магазине, стоит использовать лампы с концентрированным КСС
Он направит световой поток в нужное место и привлечет внимание. Для магистралей, тротуаров и пешеходных зон используются светильники с полуширными или широкими КСС
Благодаря этому поверхность освещается равномерно, без затемнений и плохо освещенных участков

В этом случае очень важно выбрать оптимальную высоту и угол наклона штор. В подъездах, кладовых, подсобных помещениях и других небольших помещениях, оборудованных настенными занавесками, стоит использовать варианты с униформой КСС

В видео подробно рассказывается о KCC и связанных концепциях.

Поиск оптимальной кривой силы света так же важен, как и обеспечение хорошего освещения и правильного расположения светильников. Поэтому необходимо заранее определиться с подходящей маркировкой, чтобы покупать именно то, что вам нужно.

Требования к условиям эксплуатации

В плане соответствия условиям эксплуатации LED светильники независимо от своего функционального типа нормируются так же, как и любая другая светотехника. То есть, всем изделиям присваивается определенная категория по:

  • Типу монтажа — потолочный, подвесной, консольный, напольный и т.д.
  • Классу энергопотребления — существует 7 классов от А до G, но светодиодная техника соответствует двум верхним классам (А и B).
  • Классу электробезопасности — от 0 до 3.
  • Степени пылезащищенности (от 2 до 6) и влагозащищенности (от 0 до — маркируется двузначным индексом IP, например, IP20 (достаточно для чистых, сухих помещений) или IP67 (для уличного размещения и промышленных помещений с тяжелыми условиями эксплуатации).

Оборудование и дополнительные приборы для студийной съёмки

Чтобы обеспечить хорошее освещение и легко отрегулировать его при необходимости, стоит использовать специальное оборудование и вспомогательные приборы. С их помощью можно создать удобное место для фотографирования практически в любом помещении. Основные варианты таковы:

  1. Лампы постоянного света. Чаще всего устанавливаются на специальных стойках, чтобы можно было регулировать не только высоту, но и направление светового потока. В зависимости от используемой лампы светильник может достаточно сильно нагреваться при длительной работе, поэтому его желательно располагать подальше от предметов, которые боятся высоких температур.
  2. Студийные вспышки или приборы импульсного света. Горят не постоянно, а только во время фотографирования. При этом лампы практически не нагреваются. Нередко в оборудовании есть и постоянное освещение, оно имеет небольшую яркость и позволяет улучшить фокусировку фотоаппаратуры, оценить освещенность и подобрать соотношение света и тени. Этот вариант может выпускаться как в виде моноблока, так и в форме двух элементов с отдельным управляющим модулем.
  3. Софтбокс – насадка в форме квадрата или прямоугольника. Это каркас из металлических прутьев, задняя часть которого закрыта черной тканью, а передняя обтянута белым рассеивающим материалом. Внутри поверхность отделана отражающим материалом для улучшения световых характеристик. Это базовый элемент, используемый чаще всего и подходящий для разных целей.

    Софтбокс – один из самых популярных элементов освещения в студийной фотографии.

  4. Октобокс – восьмиугольный элемент, который за счет своей формы рассеивает свет в разных направлениях и может подсвечивать сразу несколько объектов одновременно. Создается мягкое освещение с ненавязчивым светотеневым рисунком.
  5. Стрипбокс имеет вытянутую прямоугольную форму и предназначен для съемки ростовых портретов и других подобных объектов. За счет большой высоты он равномерно распределяет свет в определенном направлении.
  6. Зонты. Традиционное решение, подходящее для мягкого распределения света. Бывают двух типов, первый работает на просвет, сделан из тонкой ткани и нужен для уменьшения эффекта импульсного света, чтобы заполнить пространство мягким освещением. Второй вариант – плотная отражающая поверхность, которая эффективно отражает световой поток, но не подходит для узконаправленного пучка.
  7. Портретная тарелка. Предназначена для создания стильных портретов с равномерным мягким освещением. Используется многими известными фотографами, проста и удобна в использовании. За счет большого размера светораспределение получается идеальным.

    Портретные тарелки часто дополняют сотами для четкого распределения света.

  8. Фоновые рефлекторы предназначены для подсветки задней части. Позволяют убрать тени от осветительного оборудования и делают фон равномерным, без перепадов и засветов. При необходимости с их помощью можно создавать необычные фоновые эффекты.
  9. Тубусы имеют коническую форму, за счет чего могут создавать направленный поток света для выделения отдельного объекта или части портрета. Применяются и для создания светлых пятен на фоне. Часто дополняются сотами – насадкой на тубус, позволяющей получать четкие параллельные лучи.

Светотехнические характеристики светильников

Помимо KCC, каждый светильник имеет ряд не менее важных характеристик, на которые следует обращать внимание при выборе. Основные из них следующие:

  1. Сила света. Это отношение светового потока к углу его распространения, измеряемое в канделах.
  2. Энергоэффективность источника света. Отношение потребляемой электроэнергии к световому потоку, обеспечиваемому светильником. Лучше использовать светодиодное и люминесцентное оборудование, а традиционные лампы накаливания тратят большую часть электроэнергии не на свет, а на нагрев катушки и выработку тепла.
  3. Осветительные приборы. Один из важнейших показателей, который показывает, какой световой поток падает на квадратный метр поверхности. Благодаря этому критерию подобрать мощность и расположение светильников в помещении несложно. Измерено в люксе.
  4. Цветовая температура указывает, какой спектр излучает устройство. Дневной свет соответствует показателям от 5500 до 6500 К. Варианты с более низкой цветовой температурой дают желтоватый свет, с более высокой — голубоватый. Для человека лучше использовать нейтральный вариант или теплый белый свет, так как он способствует нормальному функционированию и создает минимальную нагрузку на зрение.

    Восприятие комнаты зависит от цветовой температуры.

  5. Индекс цветопередачи (Ra) измеряется по шкале от 0 до 100 и показывает, насколько естественные цвета передаются при использовании освещения. Идеальная цветопередача — 100. Для комнат стоит выбирать варианты 80 и выше, чтобы обеспечить нормальное восприятие обстановки.
  6. Фактор световой пульсации. Показывает изменения интенсивности света, связанные с нестабильным питанием от сети переменного тока. Волны могут быть заметны или не видны человеческому глазу. Для нормальной работы и покоя пульсация не должна превышать 15%, а для некоторых категорий оборудования — 5%.

Самый простой способ контролировать рябь — использовать смартфон без функции подавления мерцания.

Камера включается, и объектив направлен на лампочку. Если на экране видны полосы, лучше заменить источник света.

Про виды света, или Как улучшить освещение в своих фотографиях

Фотография — это, в первую очередь, освещение. Звучит достаточно просто, если судить поверхностно, но, как и все фотографы, мы склонны фокусироваться скорее на объекте, а не на свете. Как только фотограф видит что-то уникальное или оригинальное, тут же сосредотачивается на этом, а не на освещении и результирующей экспозиции, которые необходимы в первую очередь для получения изображения снимаемого объекта.

Точно так же, как поиск и наблюдение за объектом являются сложной задачей, поиск нужного освещения, способствующего съемке драматичных фотографий, — задача, которая требует особого к себе подхода. «Золотой час» всегда упоминается как самое лучшее время суток для съемки. Однако не только в часы близкие к заходу и восходу солнца есть возможность сделать фотографию с резким освещением. Тренируйте свой глаз, чтобы видеть драматический свет, и различные его варианты.

Боковое освещение

Как и следует ожидать из названия, боковое освещение — это тип освещения, в котором свет падет на объект сбоку. Это обычно обеспечивает большую контрастность, могут создаваться длинные тени и добавляется глубина к изображению. Этот тип освещения может добавить драматический акцент в архитектурную и портретную фотографию.

Заднее освещение

В случае заднего освещения свет находится за вашим объектом и направлен на вас и на камеру. При помощи этого типа освещения легко создаются силуэты. В сочетании с определенными атмосферными условиями, такими как туман или аэрозольная пыль, вы можете получить драматичные световые эффекты.

Контурное освещение

Когда свет падает под острым углом, он может создавать блики по краям объекта съемки. Резкий контраст обеспечивает подсветку элементов и форм. Этот тип освещения распространен в макросъемке, съемке дикой природы и художественной ню-фотографии.

Заполняющий свет

Заполняющее освещение — это непрямое мягкое освещение, которое часто отбивается с одной поверхности на другую. В результате непрямого освещения яркость вашего объекта становится ниже, чем при других типах

На самом деле большинство фотографов могут просто игнорировать этот тип света, уделяя больше внимание другим, потому что редко думают о нем сознательно. Заполняющий свет хорошо работает для множества фотографических жанров, в частности, для пейзажной съемки и портретов

Мягкий или рассеянный свет

Мягкий свет — это диффузное освещение, которое является равномерным. Этот тип освещения уменьшает контраст и минимизирует тени. Мягкий свет отлично подходит для портретной фотографии, макросъемки и фотографии природы.

Жесткий свет

Жесткий свет — прямой, часто может быть интенсивным по яркости. Этот тип освещения создает сильные тени и высокую контрастность

Подсвеченные области могут быть довольно интенсивными в условиях жесткого освещения, поэтому особое внимание следует уделять экспозиции. Жесткий свет может быть стилистически применен почти к любому жанру фотографии, однако для многих зрителей он может быть менее привлекательным, чем другие типы освещения

Точечный свет

Очень просто: с точечным освещением мы работаем в том случае, когда сфокусированное количество света выделяет конкретная часть вашего объекта или картины в целом. Этот тип освещения может создавать сильные тени и контраст. Точечный свет используется во всех жанрах фотографии.

Искусственное освещение

Наиболее очевидным типом является искусственное освещение. Оно может быть сгенерировано при помощи различных студийных ламп, встроенных или внешних вспышек. Есть несколько жанров фотографии, в которых искусственное освещение не может быть удачно использовано, оно обеспечивает много гибкости и творческих возможностей.

Различные комбинации освещения

Наконец, естественно, существуют комбинации любого или сразу всех рассмотренных типов освещения. Нет правила, согласно которому вы должны использовать только одну форму. Творческое освещение вашего объекта является неотъемлемой частью фотографического процесса.

Теперь, когда вы будете смотреть на фотографии, которые вам нравятся или когда вы выходите, чтобы сделать новые снимки, держите эту информацию в своем сознании. Спросите себя, какое освещение делает этот конкретный образ, тот, на который я смотрю или же только собираюсь сделать, столь привлекательным? Изучайте освещение, и вскоре вы обнаружите, что эти знания проникают в вашу работу как сознательно, так и бессознательно. Настройка и/или поиск правильного света поможет вам подчеркнуть объект и создать изображение с большим воздействием на зрителя.

Возможно, вам также будет интересно

Коммерческое применение мощных светодиодов резко увеличилось по сравнению с обычными технологиями освещения в связи с высокой надежностью этих приборов, длительным сроком службы и их универсальностью. Есть большие перспективы для применения светодиодных светильников в производстве и в быту, в помещениях и на улице. Уникальные достоинства мощных светодиодов обеспечивают широкое внедрение этой технологии на рынках, где раньше доминировали традиционные технологии освещения. Получение долгосрочной высокой надежности системы

Известно, что наиболее перспективными энергосберегающими источниками света являются светоизлучающие диоды (СИД). В научных и популярных изданиях отражены уже, наверное, все их основные преимущества и недостатки. При этом отмечается острая необходимость в доступных и надежных серийнопроизводимых измерительных приборах на уровне рабочих и эталонных средств измерений с соответствующим метрологическим и методическим обеспечением. В настоящее время единственными системами для измерения пространственных характеристик светотехнических изделий являются гониометрические комплексы. Высокая информативность такого

В статье представлены различные виды ламп, используемых для досветки растений, а также системы интеллектуального освещения для теплиц и птицефабрик.

Окно

Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим. Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз. Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.

Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример. Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.

Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.

Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.

Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.

Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.

Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый

Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.

Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.

Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение

Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени. Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет

Я называю это эффектом пятачка

Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка

Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!

Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы. Запомните это освещение.

А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.

Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.

Дополнительные материалы:

Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»

Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.

Типы освещения в интерьере

1. Общее. В комнате, где собирается много людей, гости, или вся семья, конечно уместно общее освещение.

2. Местное. Более приемлемо для нелюдных пространств, таких как коридоры, ванная, туалет. К светильникам местного типа относятся разнообразные торшеры и бра.

Торшеры. В современных торшерах можно выбирать направление света — вверх или вниз, и включать специальный тайный фонарик, чтоб почитать книжку.

Ветки или шины:

— преимущества: очень удобны тем, что в них легко регулировать и менять направление луча. Не нужно менять проводку в стене, если возникла потребность изменить конфигурацию освещения.

— недостатки: достаточно дороги, но их можно докупать и достраивать легко, удлиняя ветку, переходя с потолка даже на стену.

Итак, как осветить дом? Что и где установить, как подобрать оптимальный вид освещения? Попробуем разобраться с данными вопросами.

Заключение

В статье были изложены общие подходы
и методы формирования требуемой диаграммы
силы света светового прибора. Конечно,
многие тонкие моменты остались за рамками
публикации, но общие сведения помогут при
разработке светильника с относительно простыми
типами пространственного распределения
силы света. Тем не менее при проектировании
светильника с уникальным оптическим
решением не обойтись без участия высококвалифицированного
оптика, имеющего опыт
работы именно в проектировании светодиодных
систем. К счастью, сегодня такую работу
уже могут выполнять сторонние организации,
которые возьмут на себя не только расчет
вторичной линзы, но и ее изготовление.