Содержание:
Ключевое отличие:
Конденсаторный микрофон — это тип микрофона, который работает на конденсаторе. Его также называют конденсаторным или электростатическим микрофоном. Конденсатор — это электронное устройство, которое накапливает энергию в форме электростатического поля. Конденсатор первоначально назывался конденсатором. Как и все микрофоны, конденсаторный микрофон преобразует акустическую энергию в электрическую энергию, но для этого ему требуется питание от батареи или внешнего источника.
Динамические микрофоны более универсальны и просты, чем конденсаторные микрофоны. Динамический микрофон работает посредством электромагнитной индукции и, следовательно, имеет меньше движущихся частей, чем конденсаторный микрофон. Это похоже на тот же динамический принцип, что и громкоговоритель, только наоборот.
Динамические микрофоны надежны и в отличие от конденсаторных микрофонов устойчивы к влаге. Они также относительно прочны и устойчивы к грубому обращению. Они также лучше подходят для работы с высокими уровнями громкости, например, от определенных музыкальных инструментов или усилителей. Это в основном связано с тем, что они не имеют внутреннего усилителя и не требуют батарей или внешнего источника питания. Все это, а также их потенциально высокий коэффициент усиления до обратной связи, делают динамические микрофоны идеальными для использования на сцене.
Однако, поскольку конденсаторные микрофоны имеют внешний источник питания, они имеют более сильный аудиосигнал, чем от динамического. Конденсаторные микрофоны также более чувствительны и чувствительны, чем динамики. Это делает их подходящими для записи тонких нюансов в звуке. Следовательно, они часто используются в студиях звукозаписи. Тем не менее, эта чувствительность также делает их более склонными к искажению, поэтому они не идеально подходят для работы с большими объемами.
Динамические микрофоны менее сложны в техническом отношении, чем конденсаторные микрофоны, поэтому они, как правило, дешевле. Из-за этого и других ранее заявленных отличий как динамические микрофоны, так и конденсаторные микрофоны лучше подходят для конкретных задач, чем другие.
Конденсаторные микрофоны часто используются для записи звука, где каждый тип конденсаторных микрофонов и их применение являются специфическими для каждого типа инструмента. Динамические микрофоны иногда также используются для записи, но в сотрудничестве с конденсаторными микрофонами, и они часто используются для инструментов с довольно плоскими характеристиками. Они также часто используются для живых выступлений, так как они портативны и недороги. Высококачественные дорогие конденсаторные микрофоны обычно используются для вокала, гитарных усилителей, оркестров и тому подобного.
Конденсаторные микрофоны также используются в телефонных передатчиках, недорогих караоке-микрофонах и других подобных приложениях. Они также довольно широко используются в лабораторных и студийных приложениях.
Содержание / Contents
- 1 Коробочка
- 2 Схема лампового предусилителя конденсаторного микрофона
- 3 Детали для лампового микрофона
- 4 Измерения
- 5 Интерпретация результатов
- 6 Иллюстрации конструктива
- 7 Оценка работы
- 8 Семплы
Тем более попал мне в руки микрофон «Gefell PM 860» после неумелой попытки ремонта встроенного предварительного усилителя и без фирменного гефеллевского разъема.
Интересная история у этого микрофона. Gefell PM 860 был разработан при сотрудничестве московского НИКФИ (Научно-исследовательский кинофотоинститут) и берлинского института RFZ (Rundfunk und fernsehtechnisches Zentralamt) и запущен в производство в 1986 году. Микрофоны «RFT/Neumann PM 860» в те годы были широко распространены в странах Восточной Европы, принадлежащих «СЭВ» (Совет Экономической Взаимопомощи). Микрофон использовался в различных приложениях и был известен как универсальный. Внутри — керамический капсюль 24 мм и транзисторный усилитель с выходным трансформатором. Фирму «Microtech Gefell» основал Georg Neumann, а находится она в маленьком городке Gefell в Тюрингии, зеленом сердце Германии. По названию города и получил в итоге имя микрофон.
Отсутствие маленького качественного трансформатора, который можно было бы затолкать вместе с лампой в ручку Gefell, продиктовало решение собирать схему с выходным трансформатором, вынесенным в блок питания. Так было сделано в «ЛОМО 19А9».
Подходящий по параметрам трансформатор, который подошёл бы на роль выходного, у меня был. У него «благородное звуковое» происхождение, трансформатор стоял в качестве входного в каком-то пульте. Ктр. = 6:1, отвод от середины вторичной обмотки. Железо: ШЛ-16х25. Первичную обмотку не перематывал. Расчетное количество витков 2400. Провод не знаю, какой-то тонкий. Вторичная обмотка — 400 витков с отводом посередине. Наматывал параллельно в два провода ПЭТВ ∅0,112 мм.
Выпрямитель со всеми микрофонами и коробочкой используется один. В этом большой плюс, т.к. мы сравниваем работу микрофонов независимо от параметров выходного трансформатора.
Так же понравилась использованная разработчиками идея запитать схему микрофона по трем проводам. Повторять 1:1 заводскую схему мне не хотелось, накидал свою.
Тут появилась и уже больше не оставляла мысль, что делаю не совсем то, что надо бы. Производитель Gefell хоть и именитый, только вот капсюль всего 24 мм, а неплохо попробовать побольше.
Тем более, концепция размещения выходного трансформатора в выносном блоке позволяла легко сделать предварительно макет усилителя, отработать схему, настроить и затем встроить в тело микрофона. Или даже несколько усилителей в несколько микрофонов. А затем менять и сравнивать их.
Для дальнейших опытов (на органы) из Китая был заказан безродный микрофон Alctron MC410 с капсюлем 34 мм.
Немного теории
На слышимость разговора влияет достаточно много факторов и, главным образом, атмосферные:
- ветер;
- шум дождя, листвы;
- положение подслушиваемых собеседников — стоят ли они лицом друг к другу или расположены параллельно;
- громкость самого разговора.
Установлено, что громкость обычного разговора в 60 децибел, пройдя дистанцию в 100м, ослабляется в среднем на 40дБ. Чтобы услышать о чем говорят, и были придуманы направленные микрофоны с высокой пороговой чувствительностью.
Существует 4 вида таких устройств:
-
Параболические, самые известные, где звук улавливается антенной в виде параболы диаметром от 20 до 50 см и фокусируется в ее центре, где улавливается стоящим там микрофоном. Чем больше антенна, тем выше чувствительность такого прибора. При всей простоте конструкции, у нее есть и недостатки. Она слишком громоздка и заметна и имеет плохую избирательность.
-
Микрофоны, использующие принцип бегущей волны или трубчатые состоят из трубки диаметром до 30 мм, в которой по всей длине вкруговую прорезаны щели. Звуковые волны, попадая в щели, потом суммируются микрофоном. Чем длиннее трубка, а длина ее может доходить и до метра, тем выше избирательность и чувствительность. Иногда их монтируют в зонт или трость.
-
Фазированная решётка представляет собой пластину, в определенных местах которой вмонтированы иногда до десятка микрофонов. Или звуководы, сигналы которых складываются в акустическом сумматоре. Приборы такого типа компактны и могут располагаться под одеждой или быть замаскированы под кейс. Недостаток — не может улавливать звук с больших расстояний.
-
Градиентные, представленные в продаже аппаратами первого порядка. Профессиональные, скрытные, миниатюрные. Состоят из двух стоящих рядом микрофонов. Звуковой сигнал не суммируется, а вычитается по направлению прихода сигнала. Системы более высоких порядков не продаются.
Есть еще и такая редкая разновидность как органные или резонансные микрофоны. Конструкция представляет собой до десятка трубок различной длины и диаметра. Каждая из них улавливает звук в своем диапазоне, а затем он суммируется. Но это громоздкая и низко эффективная технология, которая не сильно популярна.
Какого бы типа не был прибор, сигнал от микрофона приходит на усилитель, а оттуда на наушники или записывающее устройство.
Какой микрофон лучше выбрать?
На этом покончим с диаграммами направленности. Давайте теперь вернемся к типам микрофона по их устройству, где я расскажу, какой из них предпочесть динамический или конденсаторный. Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.
Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как rock, pank, alternative и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.
Что касается конденсаторного микрофона, то он устроен так, что диафрагма помогает добиться более высокой чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь больше диаграмм направленности. А некоторые могут иметь возможность переключения этих диаграмм. Ну а сама низкая устойчивость к механическим повреждениям делает их увы, малопригодными для живых выступлений.
Зато в студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов. Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что их стоимость бывает значительно высокой.
Если сравнивать с динамическими, то это главный минус. Но невзирая на это, я лично считаю, что конденсаторный микрофон наиболее пригоден для использования даже в домашней студии звукозаписи нежели, динамический. К тому же среди конденсаторных микрофонов есть и бюджетные модели. Их качество далеко не всегда бывает низким.
Остались еще несколько определенных нюансов советов по выбору, с которыми я сейчас с вами поделюсь. Советы и рекомендации о том, как выбрать микрофон:
Обратите внимание на микрофоны с несколькими диаграммами направленностями — как я раньше говорил, некоторые модели конденсаторных микрофонов имеют возможность одним движением рычажка включать диаграмму направленности. Их может быть вплоть до 9 штук
Такое оборудование будет предпочтительнее с точки зрения универсальности нежели, микрофон с одной фиксированной направленностью.
Частотный диапазон — здесь, как и в случае с мониторами и наушниками. Чем шире частотный диапазон, тем равномернее очаха в диапазоне частот доступном для восприятия человеческого уха.
Аттенюатор — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах имеется специальный переключатель аттенюации. Этот переключатель ослабляет сигнал(обычно на 10 — 12 дЦб) , что позволяет оборудованию работать с высоким уровнем звукового давления без возникновения искажений и перегрузки.
Обрезной фильтр — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах он присутствует. При включении он обрезает частоты например, ниже 70 — 100 Гц(иногда 200 — 300 Гц) и эта функция позволяет отсечь от сигнала всевозможные частотные помехи. Например, гул у некоторых инструментов или убрать эффект гнусавости, бочковатости, снизить влияние вибрации топота ног и так далее. Эта функция очень полезная и я рекомендую обращать пристальное внимание на ее наличие в микрофоне.
Микрофоны не делятся на типы предназначения для конкретных инструментов — здесь имеется в виду то, что деление на группы типа микрофоны для записи голоса, гитарные микрофоны, барабанные и так далее. Это лишь условное деление. Следовательно, ничто не запрещает использовать вокальный микрофон для записи трубы или гитарный микрофон для записи вокала. Самое главное, чтобы студийное оборудование подходило по диаграмме направленности и по характеру своего звучания.
Универсальных микрофонов не существует — это на самом деле важнейший момент и это следует понять. Микрофон, который прекрасно подходит для одного вокалиста может совсем не подойти для другого. Возникает это по разным причинам: из-за отличий в тембре, в динамическом диапазоне голоса, в стиле и манере пения и так далее. Поэтому в своей студии звукозаписи по возможности имейте более одного микрофона.
Список лучших
Trust GXT 212 Mico – стационарный
Мощный стационарный микрофон Trust GXT 212 Mico отличается очень простым подключением. Чтобы начать звукозапись, достаточно подключить прибор с помощью Mini Jack кабеля к своему компьютеру или напрямую через USB-адаптер, но тогда потребуется установка дополнительного программного обеспечения.
Изделие на трехногой подставке с разъемами USB и 3,5 мм идеально подходит для Twitch, YouTube и подобных платформ: просто подключите и пользуйтесь. В комплект входит кабель с разъемом 3,5 мм и бесплатный USB-адаптер для высококачественного цифрового аудиосигнала без помех.
Цена: от 6 200 до 7 880 рублей.
Trust GXT 212 Mico
Plantronics Audio 300 – настольный
Микрофон Plantronics Audio 300 — электретный микрофон всенаправленного типа. Этот настольный микрофон имеет серебристый пластиковый корпус, наклонная ножка с микрофоном располагается на подставке. Система шумоподавления, которой оснащается данная модель, способна обеспечивать передачу чистого звука при общении в IP-телефонии, конференц-связи и записи голоса.
Модель имеет рабочий диапазон от 100 Гц до 8 000 Гц, чувствительность микрофона зафиксирована на уровне 39 дБ. Длина прилагающегося кабеля 1,8 м с разъемом в 3,5 мм. Устройство обладает возможностью отключения звука. Подключение к звуковым картам компьютеров происходит в режиме plug-and-play без каких-либо настроек.
Цена: от 499 до 699 рублей.
Plantronics Audio 300
Sennheiser ME 2-US – петличный
Sennheiser ME 2-US — всенаправленный петличный микрофон с клипсой-зажимом, предназначен для передачи речи и для вокальных приложений, высокая разборчивость речи. Подключение данного микрофона выполнено на штекере 3,5 мм mini-Jack TRS и совместимо с беспроводными поясными передатчиками серий Evolution Wireless SK, AVX, SpeechLine Digital Wireless и XS Wireless.
У него очень широкий частотный диапазон – от 30 Гц до 20 кГц. Микрофон легко крепится к одежде. Данная разновидность микрофона поставляется с металлической ветрозащитой. Производственное качество изделия находится на стабильно высоком уровне.
Цена: от 3 600 до 3 990 рублей.
Sennheiser ME 2-US
Схема лампового микрофона AKG C12
Первое что меня удивило это обилие конденсаторов — врагов чистого звука. Правда, разобравшись подробнее, выяснилось, что почти все они относятся к фильтрующим цепочкам, но не стоит забывать, что со временем, при потере конденсаторами исходных параметров (а в современной элементной базе это, увы, не редкость), цепочки эти становятся частотнозависимы. Кроме того, во втором каскаде есть очевидная частотозависимая ООС R13 C11. Второе что меня удивило – это построение первого каскада усилителя: как и ЛОМО 19А19 он был собран по схеме анодного усилителя, а не катодного повторителя, который так пропагандируют некоторые электронщики, что окончательно избавило меня от комплексов за наш 19А19. Не стоит также упускать из виду, что и в AKG C12 и в Audio-Technica AT 4060 стоят капсюли с центральным отводом, что накладывает свой отпечаток на характер звучания микрофона. Не могу Вам сказать, какой фактор в большей степени, скорее — их совокупность и определяет это несколько закрытое звучание данных моделей. Но точно могу сказать, что в AKG C12 (как и в других конденсаторных микрофонах) никогда не стоит пользоваться аттенюаторами (-6дБ, -10дБ и тд) и дополнительным усилением (+10дБ, как в AKG C12). Аттенюаторы (загрубители чувствительности) подключают параллельно капсюлю дополнительную шунтирующую ёмкость (это тоже самое, если бы Вы в автомобиле для того, чтобы ехать на меньшей скорости, вместо того, чтобы переключить передачу, прицепили бы сзади дополнительную тележку — машина поедет медленнее, но какой ценой?). И кроме того, если пульт или компьютерная карта у Вас приличного качества с профессиональным микрофонным входом, не стоит пользоваться в AKG C12 дополнительным усилением +10дБ. Внутренности этого микрофона и так обвешаны достаточным количеством деталей и переключателей, по которым звуковой сигнал (в самом начале своего формирования в электрический сигнал) хаотично бегает во всевозможных направлениях, что не есть хорошо. Вспомните концепцию Hi End — всё предельно просто! Самый дорогой ламповый усилитель звука — это усилитель в классе А на одном триоде, без единой корректирующей цепи!
Однако в истории лампового микрофоностроения были и любопытные примеры относительно удачного применения ООС. Прежде всего это касается ЛОМО 19А9.
Угольные микрофоны
Невзирая на то что угольные микрофоны постепенно вытесняются микрофонами других типов, но благодаря простоте конструкции и достаточно высокой чувствительности они все еще находят свое место в различных устройствах связи.
Наибольшее распространение имеют угольные микрофоны, так называемые телефонные капсюли, в частности, МК-10, МК-16, МК-59 и др.
Наиболее простая схема включения угольного микрофона приведена на рис. 7. В этой схеме трансформатор должен быть повышающим и для угольного микрофона с сопротивлением R = 300…400 Ом его можно намотать на Ш-образном железном сердечнике с сечением 1…1,5 см2.
Первичная обмотка (I) содержит 200 витков провода ПЭВ-1 диаметром 0,2 мм, а вторичная (II) — 400 витков ПЭВ-1 диаметром 0,08…0,1 мм.
Угольные микрофоны в зависимости от их динамического сопротивления делят на 3 группы:
- низкоомные (около 50 Ом) с током питания до 80 мА;
- среднеомные (70… 150 Ом) с током питания не более 50 мА;
- высокоомные (150…300 Ом) с током питания не более 25 мА.
Из этого следует, что в цепи угольного микрофона необходимо устанавливать ток, соответствующий типу микрофона. В противном случае при большом токе угольный порошок начнет спекаться и микрофон испортится.
При этом появляются нелинейные искажения. При очень малом токе резко снижается чувствительность микрофона. Угольные капсюли могут работать и при пониженном токе источника питания, в частности, в усилителях на лампах и транзисторах.
Снижение чувствительности при пониженном питании микрофона компенсируется простым повышением коэффициента усиления усилителя звуковой частоты.
В этом случае улучшается частотная характеристика, значительно снижается уровень шумов, повышается стабильность и надежность работы.
Рис. 7. Принципиальная схема включения угольного микрофона с использованием трансформатора.
Вариант включения угольного микрофона в усилительный каскад на транзисторе дано на рис 8.
Вариант включения угольного микрофона в сочетании с транзистором на входе лампового усилителя звуковой частоты по схеме рис. 9 позволяет получить большое усиление по напряжению.
Рис. 8. Принципиальная схема включения угольного микрофона на входе транзисторного УЗЧ.
Рис. 9. Принципиальная схема включения угольного микрофона на входе гибридного УЗЧ, собранного на транзисторе и электронной лампе.
Литература: В.М. Пестриков — Энциклопедия радиолюбителя.
Давно витала в голове. Собравшись с силами, приступил к поиску схем усилителей. Большинство схем, просмотренных мною, что не нравилось. Хотелось собрать проще, лучше и меньше (для ноутбука, ибо встроенный делали, видимо, только для галочки – качество плохое). И вот после недолгого поиска, была найдена и протестирована схема усилителя микрофонного сигнала с фантомным питанием. Фантомное питание (это когда питание и передача информации осуществляется по одному проводу) – огромный плюс этой схемы, ведь оно избавляет нас от сторонних источников питания и проблем связанных с ними. Например: если мы будем питать усилитель от простой батарейки, то она рано или поздно сядет, что приведет к неработоспобности схемы в данный момент; если будем питать от аккумулятора, то его придется рано или поздно заряжать, что тоже приведет к некоторым трудностям и ненужным движениям; если будем питать от БП, то здесь есть два минуса, которые, по моему мнению, отбрасывают вариант его использования – это провода (для питания нашего УМ) и помехи. От помех можно избавится многими способами (поставить стабилизатор, всяческие фильтры и т.д.), то от проводов избавиться не так уж и просто (можно, правда, сделать передачу энергии на расстоянии, но зачем городить целый комплекс устройств, для питания какого-то микрофонного усилителя?) к тому же это снижает практичность устройства. Перейдем к схеме:
Преимущества и недостатки
Как и любой другой музыкальный аксессуар, динамический микрофон отличается своими специфическими характеристиками, которые обладают как положительной, так и отрицательной окраской
Прежде чем совершать покупку важно ознакомиться со всеми свойствами устройства
В первую очередь необходимо оценить все достоинства динамических микрофонов.
Устойчивость к высоким перегрузкам. Благодаря данной характеристике устройств динамический микрофон можно применять для снятия источников звука, которые обладают высоким уровнем громкости (например, усилитель музыкальных инструментов). При этом полностью отсутствует риск повреждения оборудования.
Надежная конструкция. Как уже было сказано ранее, музыкальное оборудование динамического типа является весьма прочным и надежным. Соответственно, оно способно переносить механические повреждения и удары. В связи с этим очень часто микрофоны используются в ходе выступлений и концертов на сцене. Также динамические микрофоны могут использоваться на репетициях, в домашних условиях и на гастролях.
Низкий уровень чувствительности. Динамический микрофон не воспринимает посторонние шумы, а также низко чувствителен по отношению к возникновению обратной связи (т. е. к шуму, который появляется, если приближать микрофон к работающему динамику).
Однако помимо описанных выше достоинств, динамический микрофоны характеризуются и рядом негативных черт.
Низкий уровень звучания. Как известно, на современном рынке представлено большое количество разновидностей микрофонов. Если сравнивать динамический тип с другими типами устройств, то можно отметить тот факт, что он значительно уступает конденсаторной разновидности по таким показателям, как прозрачность, чистота и натуральность звука.
Несмотря на то, что этот недостаток является наиболее ярко выраженным, можно отметить тот факт, что динамические устройства воспринимают лишь небольшой частотный диапазон, а также не совсем правильно передают тембр голоса.
На основании всего вышесказанного можно отметить тот факт, что динамические устройства характеризуются как достоинствами, так и недостатками. При покупке следует учитывать весь объем свойств и функциональных особенностей таких музыкальных аксессуаров, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем приобретении.
Конденсаторный микрофон и динамический – разница
Различная конструкция емкостных и динамических микрофонов и способ обработки звуковых волн влияют на свойства обоих решений. Обычно считается, что конденсаторные микрофоны лучше динамических устройств, в первую очередь, из-за более высокой чувствительности и, следовательно, точности записи даже мельчайших деталей.
Будет ли это преимуществом и желательной особенностью в каждом случае? Не обязательно! Конденсаторные микрофоны менее способны противостоять высокому акустическому давлению и реже используются во время концертов.
Чтобы облегчить решение о покупке микрофона, ниже мы представляем наиболее важные особенности и различия между динамическими и емкостными устройствами.
Динамические микрофоны
- Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства
- Могут выдерживать высокое звуковое давление, они идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей
- Надежно устроены – устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам
- Имеют более слабую реакцию на переходные процессы и ограниченную частоту регистрации, поэтому они не фиксируют столько деталей, сколько конденсаторные микрофоны
- Составляют группу одну из самых дешевых моделей микрофонов на рынке
Конденсаторные микрофоны
- Они легкие и хрупкие, поэтому подвержены повреждениям
- Не устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков
- Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов
- Имеют широкую частотную характеристику – идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
- Полный потенциал может быть использован в музыкальных студиях, в которых созданы отличные акустические условия
- Конденсаторные микрофоны дороги
Выбор микрофона
Правильно подобранный микрофон – залог качественной звукозаписи. Предварительно изучив вышеописанные характеристики, приступаем к выбору модели микрофона.
Во-первых, ставим перед микрофоном задачи и определяемся с областью его применения: караоке (нужна четкость передачи звука), инструментальная или вокальная запись в студии (высокая чувствительность, определенный частотный диапазон), концертное выступление (надежность и устойчивость к внешним условиям). От поставленных задач зависит расстановка приоритетов в характеристиках.
Сценические микрофоны, например, должны отличаться небольшими размерами, эргономичностью и универсальностью. Репортерские – надежностью и способностью выдержать любые погодные условия, узкой направленностью. Студийные музыкальные микрофоны хоть и должны отличаться особой чувствительностью и устойчивостью, но их нужно тоже выбирать по назначению: вокальные или инструментальные.
Не пренебрегайте такой характеристикой микрофона, как его внешний вид, дело не привлекательности устройства, а в комфорте его использования: как микрофон лежит в руке, не скользит ли, нет ли неприятных запахов, торчащих деталей и т.д.
Изучите, что входит в комплект покупаемого микрофона. Это могут быть гарнитура, крепление, ветрозащита и т.д. Да, на качество звука эти милые дополнения не влияют, зато что-то не придется докупать, что тоже приятно. Например, для репортеров обязательным аксессуаром являются ветрозащитный колпачок и удобное крепление.
Выбор микрофона — сложное и важное решение. Иногда опыт правильного подбора микрофонов приходит с годами, как и опыт использования различных методов звукозаписи и подзвучивания
Только практика сделает вас профессионалом, но начинать получать теоретические основы работы с микрофонами можно уже сегодня.