Компрессор звука: что лучше лимитирование или компрессия

Использование встроенного эквалайзера

Предустановленный микшер присутствует во всех релизах Windows. Его возможности далеки от профессиональных потребностей, но кому-то и этого окажется достаточно. Главное условие обеспечения объёмного и качественного звука – наличие хороших колонок со стереозвучанием. Остальное можем сделать самостоятельно. Стандартное решение Виндовс умеет: менять формат звука (2.0, 2.1, 5.1, 7.1), настраивать баланс, улучшать звук, за счёт подавления эха, изменения высоты голоса и т. п.

Сервис ограничен в функциональности по сравнению с программами сторонних разработчиков. В них возможностей настройки значительно больше.

Вокал

SOFT — Легкая компрессия. A low ratio setting for ballads allowing a wider dynamic range. Отлично подходит для «живого» вокала. Эта настройка позволит «посадить» вокал в микс.

Threshold Ratio Attack Release
-8.2dB 1.8:1 0.002mS 38mS

MEDIUM — Средняя компрессия. More limiting than preset 1 for a narrower dynamic range. It moves the vocal more up front in the mix.

Threshold Ratio Attack Release
-3.3dB 2.8:1 0.002mS 38mS

SCREAMER — Для громких вокалистов. Fairly hard compression for a vocalist who is ‘on’ and ‘off the microphone a lot. It puts the voice ‘in your face’.

Threshold Ratio Attack Release
-1.1dB 3.8:1 0.002mS 38mS

Дополнительные параметры компрессоров

Одной из самых полезных функций компрессора является режим «bypass»

— это когда сигнал со входа поступает непосредственно сразу на выход, минуя при этом все усилительные элементы. Переключение режима bypass позволяет сравнить обработанный и «чистый» сигналы. Чем громче звук, тем более плотным и объёмным он кажется, поэтому после того, как вы сбалансировали входной и выходной уровни сигнала, переключаясь в режим bypass и обратно, вы можете судить о соответствии ваших настроек задуманному вами эффекту.

Многие компрессоры также включают в себя регулятор входного уровня сигнала в виде переключателя между бытовым (-10dB) и профессиональным (+4dB) уровнем (например, в популярном компрессоре Alesis 3630 compressor)

 Knee

– тип компрессии. Напрямую связан с пороговым значением компрессора. Knee определяет, насколько быстро и мягко компрессор будет переходить из состояния «бездействия» в режим компрессии после того, как сигнал перейдёт границу порогового значения. Чаще всего, характеристика компрессии в приборе имеет либо «мягкий» (soft knee), либо «крутой» (hard knee).При жёсткой характеристике (hard knee) сигнал подвергается максимальной компрессии сразу после того, как он минует границу порога. Такой режим пригоден для «лимитирования» пиков, поэтому при «крутом» изломе звучание может быть резким и обрывистым, особенно при высоком уровне компрессии.При мягкой характеристике (soft knee) компрессор заранее начинает компрессировать сигнал по мере того, как его уровень приближается к указанному пороговому значению, и постепенно увеличивает глубину компрессии до тех пор, пока сигнал не достигнет порога — в этой точке глубина компрессии будет соответствовать установленному значению. «Мягкая» компрессия в силу своей плавности делает получившийся звук более прозрачным (менее заметным) и является предпочтительной для большинства инструментов, а также для вокалистов.

RMS/peak

— режим , который определяет общий характер компрессии: либо компрессируется средне-арифметическое значение уровня сигнала в целом (RMS) либо только пиковые значения сигнала. В последнем случае компрессор не будет обрабатывать большинство данных в сигнале, будет реагировать только на пиковые всплески. Если же поступаемый сигнал неравномерный, можно включить режим RMS для вычисления компрессором среднего значения и работы уже с ним.

Auto mode

— автоматический режим, который в состоянии решить за вас некоторые проблемы. В авто режиме входной детектор компрессора анализирует поступающий на вход сигнал, и, в соответствии с полученными данными, корректирует время атаки и восстановления. Например, если гитарист начинает играть «жёстче», прибор автоматически снижает время атаки, позволяя тем самым «поймать» увеличившиеся пиковые значения. С другой стороны, если компрессор «чувствует» увеличение средних уровней, он повышает время восстановления сигнала, чтобы избежать всплесков при возвращении уровня сигнала к исходному значению.

Компрессоры на базе полевых транзисторов

Как ясно из названия, в качестве управляющего элемента такие компрессоры используют полевой транзистор. У такой конструкции есть свои плюсы и минусы. Из плюсов — атака у полевого транзистора гораздо более быстрая, чем у оптических компрессоров, и даже быстрее многих VCA-приборов. Из минусов — у полевого транзистора достаточно ограниченный динамический диапазон, поэтому при высоких уровнях сигнала компрессоры на полевых транзисторах зачастую искажают звук.

Что интересного из железок? Есть два компрессора от компании Crane Song: Trakker и двухканальный STC-8

Trakker

STC-8

Особенностью этих двух компрессоров является собственная технология PWM (Pulse Width Modulator — импульсный модулятор) для своих транзисторов, которая решает проблему искажений и накачки (pumping) сигнала.

Ну и не забудем заслуженного старичка 1176LN:

1176LN Limiting Amplifier, один из лучших компрессоров для бочки, гитары и малого барабана.

Экспандер и Гейт

Если компрессор уменьшает динамический диапазон, экспандер его увеличивает. Когда уровень сигнала становится выше порогового уровня, экспандер увеличивает его еще больше, таким образом увеличивая разницу между громкими и тихими звуками. Подобные устройства часто используются при записи барабанной установки, чтобы отделить звуки одних барабанов от других.

Тип экспандера, который используется не для усиления громких, а для заглушения тихих звуков, не превышающих уровня порогового значения (например, фоновых шумов) называется Noise gate. В таком устройстве, как только уровень звука становится меньше порогового, прохождение сигнала прекращается. Обычно гейт используется для подавления шума в паузах. На некоторых моделях можно сделать так, чтобы звук при достижении порогового уровня не прекращался резко, а постепенно затухал. В этом случае скорость затухания устанавливается регулятором Decay (спад) .

Гейт, как и другие типы компрессоров, может быть частотно-зависимым (т.е. по-разному обрабатывать определенные частотные полосы) и может работать в режиме side-chain (см. ниже).

Делаем бесшумный компрессор своими руками!

Одной из областей использования компрессора является
разведение рыбок. Для хорошего роста питомцев нужен компрессор, который будет
подавать жизненно важный кислород. В магазинах предложен большой выбор
подобного оборудования, но, как правило, они издают много шума. Есть
возможность самостоятельно сделать такой компрессор, с минимальным уровнем
шума, но для этого понадобится много знаний и некоторые умения.

Намного проще взять стандартный компрессор и сделать ему
шумоизоляционный корпус. В зависимости от размеров агрегата необходимо взять
ящик немного больше, нежели сам компрессор. Внутреннюю часть ящика следует обклеить
шумопоглощающим материалом. В качестве альтернативы подойдет войлок. Этот
материал, несмотря на тонкость, обеспечивает эффективную защиту.

Кроме самого корпуса важно, также ножки или стойки обклеить специальным вибропоглощающим материалом. Если создать такую конструкцию, то можно практически полностью избавить квартиру от гула компрессора

Короб будет защищать от акустического или воздушного звука, а подкладка поможет избавиться от вибрационного гула.

Threshold, Ratio [ править ]

Четыре параметра Threshold, Ratio, Attack и Release взаимосвязаны между собой. Этими четырьмя параметрами вы даёте указание компрессору как себя вести.

Откройте 1й паттерн и послушайте звук его громкость ровно 0db, на этом звуке мы будем изучать работу компрессора.

Откройте паттерн 2 и посмотрите громкость звука, она равна -5db. Теперь попробуйте отключить компрессор и вы увидите что звук станет громкостью 0db. Рассмотрим почему же при применении компрессора звук становится тише на 5db. Рассматривать будем пока только 2 параметра Threshold и Ratio на остальные параметры пока не обращайте внимания.

Посмотрите параметры компрессора Threshold = -10, Ratio = 2:1.

Мы даём указания компрессору если звук громче -10db (Threshold = -10db), то его необходимо сделать в 2 раза тише (Ratio = 2:1). Звук у нас громкостью 0, а порог срабатывания -10 (0-10=-10), превышение порога в 10db. После этого подключается параметр Ratio, значение Ratio = 2:1 значит сигнал превышающий порог уменьшится в двое (-10:2=-5) в результате у нас получается громкость -5db.

Теперь попробуйте у этого компрессора изменить значение Ratio = 5:1 . В результате вы получите громкость равную -8дб (10:5=2), т.е. Threshold + 2 = -8. По аналогии далее Ratio = 10:1 (10:10=1) Threshold + 1 = -9.

Опять верните все настройки на место Threshold = —10db, Ratio = 2:1. И попробуйте изменить параметр Threshold = -20db в результате вы получите громкость -10дб (-20:2=-10) Threshold = -10. После этого сделайте Threshold = -25db, Ratio = 5:1 Threshold = -25:5=-5дб

Теперь перейдите на 3й паттерн, отключите на канале компрессор, затем прослушайте и посмотрите громкость звуков:

Теперь включите Fruity Compressor, все звуки скомпрессируются (-10,-7,-5), просчитайте сами почему именно до такого уровня. И заметьте на сколько сузился динамический диапазон. При выключенном компрессоре он был от -10 до 0 (10дб), при включенном от -10 до -5 (5дб).

Основные параметры компрессора

Не смотря на огромное количество программных и аппаратных моделей компрессоров, вся «магия» компрессии происходит при правильной настройке основных параметров: Threshold, Ratio, Attack и Release. Рассмотрим их подробнее:

Threshold или порог срабатывания, dB

Этот параметр позволяет установить значение, с которого компрессор будет работать (то есть сжимать аудиосигнал). Так, если мы установим в threshold -12dB, компрессор будет срабатывать только в тех местах динамического диапазона, которые превышают это значение. Если весь наш звук тише -12db, компрессор просто пропустит его через себя, никак на него не влияя.

Ratio или коэффициент сжатия

Параметр ratio определяет насколько сильно будет сжиматься сигнал, превышающий threshold. Немного математики для полноты картины: допустим, мы настроили компрессор с threshold -12dB, ratio 2:1 и подали на него барабанный луп, в котором громкость бочки равна -4dB. Каким в этом случае будет результат работы компрессора?

В нашем случае уровень бочки превышает threshold на 8dB. Эта разница в соответствии с ratio будет сжата до 4dB (8dB / 2). В сумме с необработанной частью сигнала это приведёт к тому, что после обработки компрессором громкость бочки составит -8db (threshold -12dB + сжатый сигнал 4dB).

Attack, ms

Это время, спустя которое компрессор будет реагировать на превышение порога срабатывания. То есть, если время атаки выше 0ms — компрессор начинает сжатие превышающего threshold сигнала не мгновенно, а спустя указанное время.

Release или восстановление, ms

Противоположность атаке — значение данного параметра позволяет указать спустя какое время с момента возврата уровня сигнала ниже threshold компрессор прекратит сжатие.

Все остальные параметры опциональны. Они могут отличаться в разных моделях компрессоров, отчасти поэтому продюсеры и применяют различные модели для каких-либо определённых целей (например, один компрессор для вокала, другой на группу ударных, третий — на мастер-канале). Я не стану подробно останавливаться на этих параметрах, а лишь дам общую информацию для понимания что это вообще такое:

  • Колено или излом (Hard/Soft Knee). Этот параметр определяет как быстро будет применяться коэффициент сжатия (ratio): жестко по кривой или плавно. Отмечу, что в режиме Soft Knee компрессор срабатывает не прямолинейно, а начинает плавно (насколько это может быть уместно когда мы говорим о миллисекундах) поджимать звук уже перед значением threshold. Для обработки групп каналов и общего микса чаще используется именно soft knee (так как работает незаметно), а для подчёркивания атаки и других особенностей отдельных инструментов — hard knee;
  • Режим реагирования: Peak/RMS. Режим Peak оправдан когда нужно жёстко лимитировать всплески амплитуды, а также на сигналах со сложной формой, динамику и читаемость которых нужно полностью передать. Режим RMS очень бережно влияет на звук, позволяя уплотнить его, сохранив атаку;
  • Предусмотрительность (Lookahead). Это время, за которое компрессор будет знать что ему предстоит. Своего рода предварительный анализ входящих сигналов;
  • Makeup или Gain. Параметр, позволяющий компенсировать понижение громкости в результате работы компрессии.

Что такое компрессор? И зачем он нужен звуку?

Ребятишки, привет! Если вы решили связать свою жизнь с музыкой или даже со звукозаписью, то вы, наверняка, уже слышали о таком волшебном приборе как компрессор. Одни считают его панацеей для всех проблем в сведении и записи. Другие – не понимают назначения и не пользуются. А кто-то и вовсе прогоняют звук через него на базовых пресетах, потому что так сказали! И лишь небольшая часть людей, знает что это такое и как правильно им пользоваться.

Сегодня мы разберемся в том, что такое компрессор. Я расскажу вам об основных принципах и тонкостях его работы. Эта статья рассчитана в основном на неподготовленную публику и на тех ребят, кто только начинает осваивать музыку. По этому углубляться я сильно не буду. Скажу лишь, что компрессор это батька и дедуля таких приборов как гейт, лимитер и так далее, и что его настройка, это процесс, первое время очень сложный, но в итоге он дойдет до автоматизма. Однако некоторые необходимые для работы вещи все же придется озвучить.

Что такое компрессор

Википедия нам говорит следующее:

И как вы уже поняли, компрессор должен что-то сжимать. Базовые параметры, в принципе так и работают. А иными словами, Компрессор – это динамический прибор, который меняет соотношение входного и выходного сигнала, уменьшая динамический диапазон трека.

Источник

Принцип работы компрессора

Можно выделить два типа компрессии. Понижающая компрессия уменьшает уровень громких звуков, которые находятся выше определённого порога, а звуки, находящиеся ниже этого порога, остаются неизменными. Повышающая компрессия, наоборот, увеличивает громкость звуков, находящихся ниже определённого порога, в то время как звуки, превышающие этот порог, остаются неизменными. Эти действия уменьшают разницу между тихими и громкими звуками, сужая динамический диапазон.

Зачастую в программных компрессорах используется графический способ представления информации о компрессии, как на рисунке:

Компрессор уменьшает уровень звукового сигнала, если его амплитуда превышает определенный порог (Threshold, глубина компрессии, на рисунке сине-зеленая линия). Сила подавления определяется соотношением (Ratio, на следующем рисунке показаны различные соотношения): соотношение 4:1 означает, что если уровень входного сигнала превышает порог на 4 дБ, то уровень выходного сигнала будет 1 дБ.

Еще одним важным параметром является жесткое или мягкое колено (Knee). Колено управляет изгибом компрессии на пороговом значении, оно может быть острым или округлым. Мягкое колено медленно увеличивает соотношение сжатия, и в конечном итоге достигает заданного сжатия. Мягкое колено уменьшает заметность перехода от несжатого сигнала к сжатому, особенно для более высокого соотношения Ratio, где переход более заметен. При жёстком колене компрессия начинается и прекращается резко, что делает её более заметной.

Ну и, наконец, есть два важных параметра, атака (Attack) и восстановление (Release). Атака определяет время, за которое компрессор снижает уровень громкости до заданного уровня, а восстановление — время, за которое компрессор возвращает сигнал к исходному, необработанному состоянию.

Для управления компрессией используются две схемы, так называемые Feed-forward и Feedback. В схеме Feed-forward сигнал, входящий в компрессор разделяется, одна копия направляется в усилитель с регулируемым усилением, а другая по боковой цепи (Sidechain, сайдчейн), где цепь контролирует уровень сигнала блока усилителя, применяя необходимое понижение уровня усиления. В схеме Feedback, которую использовали раньше, сигнал делится уже после прохождения усилителя.

Задачи, которые решает компрессия

Ответы на подобные вопросы лежат в плоскости понимания роли компрессии в работе со звуком. А она позволяет:

  1. Подчёркивать атаку звука, делать его более выраженным;
  2. «Усаживать» в микс отдельные партии инструментов, добавляя им мощности и «веса»;
  3. Делать группы инструментов или весь микс более цельным, таким единым монолитом;
  4. Решать конфликты между инструментамис помощью sidechain;
  5. Исправлять огрехи вокалиста или музыкантов, выравнивая их динамику;
  6. При определённой настройке выступать в качестве художественного эффекта.

Как видишь, это не менее значимый творческий процесс чем, скажем, придумывание мелодий или наруливание интересных тембров. При этом любая из вышеперечисленных задач может быть решена с помощью 4-х основных параметров.

Что и зачем

Компрессор — это «железное» устройство или компьютерная программа, используемая для уменьшения динамического диапазона звукового сигнала. Иначе говоря, компрессор повышает уровень тихих звуков и уменьшает уровень громких звуков.

Компрессор — один из самых используемых устройств в звукозаписи, и в то же время один из самых сложных в использовании. Сложность эта связана, в первую очередь, с непростой физикой процесса компрессии, что влечет за собой обилие настроек, в которых весьма непросто разобраться несведущему человеку, к тому же результат работы компрессора зачастую очень незаметен (хоть и очень важен).

Итак, зачем вообще нужна компрессия?

В первую очередь, для «уплотнения» звука, придания звуку яркости, компрессором можно «раскачать» трек, сделать заметными нюансы игры на инструменте (например, слэп на басу), либо наоборот, убрать ненужные звуки (щелчки струн у гитары при игре медиатором). В общем, полезная штука. Однако, неумелым использованием компрессора проще простого убить динамику трека, сделать его слишком плоским, ровным и неинтересным.

Вообще, эта тема очень обширна, одной статьей тут не обойтись, поэтому в первой части я расскажу об основах компрессии и различных типах компрессоров, а во второй части расскажу подробно о настройке компрессора и различных полезных приемах.

Что и зачем

Компрессор — это «железное» устройство или компьютерная программа, используемая для уменьшения динамического диапазона звукового сигнала. Иначе говоря, компрессор повышает уровень тихих звуков и уменьшает уровень громких звуков.

Компрессор — один из самых используемых устройств в звукозаписи, и в то же время один из самых сложных в использовании. Сложность эта связана, в первую очередь, с непростой физикой процесса компрессии, что влечет за собой обилие настроек, в которых весьма непросто разобраться несведущему человеку, к тому же результат работы компрессора зачастую очень незаметен (хоть и очень важен).

Итак, зачем вообще нужна компрессия?

В первую очередь, для «уплотнения» звука, придания звуку яркости, компрессором можно «раскачать» трек, сделать заметными нюансы игры на инструменте (например, слэп на басу), либо наоборот, убрать ненужные звуки (щелчки струн у гитары при игре медиатором). В общем, полезная штука. Однако, неумелым использованием компрессора проще простого убить динамику трека, сделать его слишком плоским, ровным и неинтересным.

Вообще, эта тема очень обширна, одной статьей тут не обойтись, поэтому в первой части я расскажу об основах компрессии и различных типах компрессоров, а во второй части расскажу подробно о настройке компрессора и различных полезных приемах.

Softube FET Compressor

Softube взяла оригинальную схему 1176 и добавила свои собственные особенности в свой компрессор на полевых транзисторах. Он имеет некоторые дополнительные элементы управления, включая смешивание (Dry / Wet), side chain, low and high cuts, а также lookahead до 1 мс для еще более быстрого времени атаки. Контроль соотношения уникален тем, что он может быть непрерывным или использоваться как фиксированные соотношения. На индикаторе отображается входной уровень, уменьшение усиления и выходной уровень. Он так же хорошо работает в стерео, поэтому вам не нужно стесняться использовать его в группах, шинах или даже в стерео миксе.

Дополнительная информация и покупка

Arturia Comp FET-76

Что касается лучших плагинов 1176,  то Arturia один из лучших по сочетанию качества и цены, которое вы, вероятно, найдете. Он использует аналоговое моделирование TAE для точного моделирования пути прохождения сигнала оборудования. При этом учитываются характеристики электронных компонентов, таких как трансформаторы, транзисторы и полевой транзистор. Удобная кнопка Link между входным и выходным каскадом означает, что вы можете быстро настроить сжатие, которое автоматически настраивается на единый уровень громкости. Он также имеет ручку Mix для параллельного сжатия без необходимости настраивать дополнительную маршрутизацию и простые параметры side-chain. Но, пожалуй, самой инновационной функцией является переменная предварительная задержка, которая манипулирует огибающей сигнала новыми и интересными способами. Уникально то, что «задняя часть» устройства предлагает такие элементы управления, как эквалайзер, диапазон сжатия и режим обнаружения.

Дополнительная информация и покупка

Способы обработки звука. Динамическая обработка. Компрессоры (часть 1) — Виды компрессоров.

Вы когда-нибудь задумывались почему так много различных плагинов компрессоров и все они имеют своё звучание? Так вот, в эпоху аналоговых приборов динамической обработки звука каждый из производителей искал свои пути по сжатию сигнала. А зависело это от типа электронной схемы, встроенной в устройство. Рассмотрим в данной статье эти виды устройств и их отличия.

В предыдущей теме ( Компрессоры. Введение ) мы с вами рассмотрели понятие «компрессор», узнали какие они бывают и описали особенности его использования на практике. Единственное о чем ещё необходимо было сказать — это об умеренности использования этой обработки в своих проектах. Во-первых, слишком большая компрессия может вызывать различные неприятные для слуха артефакты. А также полностью «убить» динамику вашего трека, сделав его очень скучным. Во-вторых, в каждом из стилей компрессия применяется по разному.

Например: в классической музыке компрессия почти не применяется; в джазовой, как и в классической важно сохранение динамического диапазона, поэтому она используются очень аккуратно и не часто; в современной очень активно и бывает с довольно экстремальными настройками (рок-музыка). Перейдем к рассмотрению основных видов:

Перейдем к рассмотрению основных видов:

Принцип работы [ править ]

В данной статье работа компрессора будет рассматриваться на применении плагина Fruity Compressor. Т.к. он является очень простым не столько со стороны понимания, сколько со стороны его внутреннего устройства

ВНИМАНИЕ! на других компрессорах установки которые здесь будут приводится могут работать не так как на Fruity Compressor именно из-за их внутренних особенностей, отличающихся от классического устройства работы компрессора. К примеру плагин Waves C1 comp будет показывать отличающиеся результаты от Fruity Compressor с точно такими же настройками!

В теории компрессор действует следующим образом — на вход компрессора подаётся сигнал (звук), компрессор постоянно его анализирует, и в зависимости от полученных данных о сигнале и параметрах своих настроек компрессирует звук или оставляет его неизменным.

В каждом компрессоре есть 5 параметров Threshold, Ratio, Attack, Release, Gain

  • Threshold — порог срабатывания компрессора. Устанавливается в децибелах.
  • Ratio — степень компрессии (сжатия).
  • Attack — время за которое компрессор начнёт работать в полную силу. Существует 2 вида атаки которые используют разные виды компрессоров, в данном случае мы рассмотриваем наиболее часто используемый способ. Более подробно см. статью «компрессор» (раздел Attack и Release (атака и восстановление)).
  • Release — Время в течении которого, компрессор переходит из включенного в выключенное состояние, после прекращения поступления сигнала превышающего порог.
  • Gain — восстанавливает громкость после компрессии.

Звук не постоянен и имеет разные значения громкости (амплитуды) в разный промежуток времени, к примеру как на картинке ниже. В самом начале сэмпла звук громкий и далее всё тише:

Но вам к примеру необходимо сделать эти тихие звуки также отчётливо слышимыми как и в начале. Вы конечно можете применить автоматизацию на громкость, делая тихие звуки громкими в ручную, но представьте если вам нужно сделать «ровным» по громкости не одно место в треке, а к примеру 100, сколько это у вас тогда займет времени? Или же можно 1 раз настроить компрессор и он сам сделает за вас всю работу.

Компрессоры и не только…

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>yle=»text-align: justify;»>Современные компрессоры часто включают в себя не только основную функцию, но и функцию: компрессоры-лимитеры, компрессоры-гейты, компрессоры-экспандеры, компрессо-лимито-экспандеры …

Обо всех этих устройствах мы поговорим в следующих статьях, так что подписывайтесь на  моего блога.

Но прежде чем рассматривать остальные виды, разберёмся подробнее как компрессор влияет на звук (читать далее).

В каких случаях применяется компрессор мы рассматривали вот в этой статье (Компрессоры. Введение)

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.

Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.

2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.

3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.

4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.

При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).

Принцип работы [ править ]

В данной статье работа компрессора будет рассматриваться на применении плагина Fruity Compressor. Т.к. он является очень простым не столько со стороны понимания, сколько со стороны его внутреннего устройства

ВНИМАНИЕ! на других компрессорах установки которые здесь будут приводится могут работать не так как на Fruity Compressor именно из-за их внутренних особенностей, отличающихся от классического устройства работы компрессора. К примеру плагин Waves C1 comp будет показывать отличающиеся результаты от Fruity Compressor с точно такими же настройками!

В теории компрессор действует следующим образом — на вход компрессора подаётся сигнал (звук), компрессор постоянно его анализирует, и в зависимости от полученных данных о сигнале и параметрах своих настроек компрессирует звук или оставляет его неизменным.

В каждом компрессоре есть 5 параметров Threshold, Ratio, Attack, Release, Gain

  • Threshold — порог срабатывания компрессора. Устанавливается в децибелах.
  • Ratio — степень компрессии (сжатия).
  • Attack — время за которое компрессор начнёт работать в полную силу. Существует 2 вида атаки которые используют разные виды компрессоров, в данном случае мы рассмотриваем наиболее часто используемый способ. Более подробно см. статью «компрессор» (раздел Attack и Release (атака и восстановление)).
  • Release — Время в течении которого, компрессор переходит из включенного в выключенное состояние, после прекращения поступления сигнала превышающего порог.
  • Gain — восстанавливает громкость после компрессии.

Звук не постоянен и имеет разные значения громкости (амплитуды) в разный промежуток времени, к примеру как на картинке ниже. В самом начале сэмпла звук громкий и далее всё тише:

Но вам к примеру необходимо сделать эти тихие звуки также отчётливо слышимыми как и в начале. Вы конечно можете применить автоматизацию на громкость, делая тихие звуки громкими в ручную, но представьте если вам нужно сделать «ровным» по громкости не одно место в треке, а к примеру 100, сколько это у вас тогда займет времени? Или же можно 1 раз настроить компрессор и он сам сделает за вас всю работу.

Что такое компрессия звука

Первое, что стоит уяснить перед препарированием — компрессия это работа с динамическим диапазоном звука. А динамический диапазон, в свою очередь, — ни что иное как разница между самым громким и самым тихим уровнем сигнала:

Так вот, компрессия это сжатие динамического диапазона. Да, просто сжатие динамического диапазона, ну или другими словами понижение уровня громких частей сигнала и увеличение громкости тихих. Не более того.

Ты можешь вполне резонно удивиться с чем тогда связан такой хайп? Почему все говорят о рецептах правильной настройки компрессоров, но никто ими не делится? Почему, не смотря на огромное количество классных плагинов, во многих студиях до сих пор используются дорогущие раритетные модели компрессоров? Почему одни продюсеры применяют компрессоры на экстремальных настройках, а другие не используют совсем? И кто из них в конце концов прав?

Pulsar Audio Smasher

Smasher уникален среди других плагинов в этой статье тем, что он всегда работает в режиме «All Buttons In Mode». Это означает, что он обеспечивает очень сжатый, грубый, искаженный звук на любой дорожке. Pulsar Audio смоделировала топологию схемы оригинала, но добавила некоторые собственные модификации, такие как более определенные переходные процессы. Есть ручка Mix, чтобы снова смешать сухой сигнал, и он имеет внутреннюю компенсацию для безупречной работы со стереоисточниками. Это определенно один из самых уникальных плагинов 1176. Стоит 49 евро.

Дополнительная информация и покупка