Как проверить аккумуляторную батарейки мультиметром на работоспособность, емкость, напряжение

Как проверить батарейку | Для дома, для семьи

Здравствуйте уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Каждый из нас хоть раз, но задавался вопросом, когда находил кучу батареек в доме или на работе, а

как проверить батарейку и найти из этой кучи еще пригодные для работы.

В этой статье хочу поделиться способом быстрой проверки пальчиковых батареек, которым можно определить степень их разряда. Этим способом я пользуюсь уже длительное время, и в домашних условиях он является самым простым и эффективным.

Суть способа заключается в том, что при разряде гальванического элемента возрастает его внутреннее сопротивление, то есть у него уменьшается заряд тока (энергоемкость), который он отдает для питания портативной бытовой радиоаппаратуры. Так вот, используя это свойство гальванических элементов, мы будем измерять величину заряда, оставшегося в батарейке. Для этих целей подойдет цифровой мультиметр или любой другой прибор с пределом измерения тока не менее 6 Ампер.

На максимальном пределе измерения тока щупами мультиметра касаются выводов батарейки, которая в таком включении начинает работать в режиме, близком к короткому замыканию, что дает возможность измерить величину тока заряда, оставшегося в элементе. Таким-образом, оценивая мощность оставшегося заряда, отбирают те элементы, у которых оказался самый максимальный ток.

Но торопиться не будем, и сначала сделаем два предварительных измерения, чтобы Вы могли оценить величины заряда новой и разряженной батареек.

Итак.Переключатель переводим в режим измерения тока на предел «10А» (10 Ампер), и плюсовой щуп (красный) вставляем в гнездо «10А». Минусовой (черный) оставляем на месте в гнезде «СОМ».

Берем новую батарейку и касаемся щупами ее выводов. Как только значение тока на индикаторе перестанет расти, щупы сразу убираем. Измерение не должно длиться более 1 — 2-х секунд, так как режим короткого замыкания вреден для гальванических элементов из-за того, что практически вся мощность рассеивается на внутреннем сопротивлении элемента, а это приводит к его нагреву и батарейка может выйти из строя.

Новая батарейка должна показать величину тока в пределах 4 — 6 Ампер.

Если показания мультиметра составили менее 4 Ампер и находятся в пределах от 3 до 4 Ампер, то эту батарейку также можно использовать для питания портативной аппаратуры, но срок ее работы будет не такой длинный.

Если же показания мультиметра составили менее 3 Ампер и находятся в пределах от 1,3 до 2,8 Ампер, то такую батарейку лучше использовать в аппаратуре с низким потреблением тока, например, в пультах дистанционного управления.

Батарейку с величиной тока от 0,7 до 1,1 Ампер также можно использовать в аппаратуре с низким потреблением тока, но это будет сказываться на работе самой аппаратуры. Например, ПДУ телевизора будет работать, но с близкого расстояния и возможно придется дольше держать кнопку переключения команды.

Бывает и так, что в данный момент свежих батареек дома нет или не хватает, а кровь из носа, нужно срочно запустить какой-нибудь аппарат с низким потреблением тока. В таком случае из севших батареек выбираются с самым высоким током и устанавливаются совместно с новыми.

Совет. Если в аппаратуре сели батарейки, то не спешите их менять сразу все. Как правило, гальванические элементы разряжаются не равномерно, и всегда есть элементы, которые смогут еще послужить. Поэтому перед тем как их выкинуть обязательно проверяйте.

В дополнение к статье обязательно посмотрите видеоролик. Вдруг, какой-то момент Вы упустили.

Теперь я думаю, что Вам не составит труда проверить батарейку на работоспособность.Удачи!

Определение емкости

Емкость элемента питания — это величина, определяющая, сколько времени он сможет работать как энергоноситель для цепи при определенном токе. Выражается она в ампер-часах для мощных аккумуляторов и миллиампер-часах для небольших. Для примера: если на пальчиковом аккумуляторе написано 1000 мА ⋅ ч, то, при выдаваемом токе в 1000 мА он разрядится за час.

Читать также: Металл находящийся в жидком состоянии

Определить, как замерить емкость батарейки мультиметром, можно только при наличии аккумуляторной батареи, так как для измерения нужно будет ее полностью разрядить. Использование гальванического элемента после этого будет невозможно. Для определения емкости аккумулятора методом контрольного разряда нужно:

  1. Подобрать сопротивление нагрузки, обеспечивающее ток разряда батареи 100 — 200 мА;
  2. Последовательно соединить аккумулятор, нагрузку, мультиметр в режиме измерения постоянного тока. Аккумулятор должен быть полностью заряжен;
  3. К выводам батареи параллельно подключить второй мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения;
  4. Сразу после соединения начать отсчет времени;
  5. Установить, за какое время напряжение батареи уменьшится вдвое. Это и будет считаться её полным разрядом;
  6. Умножить время разряда на ток во время эксперимента. Если ток менялся, нужно определить средний ток. Полученное значение произведения и будет величиной емкости аккумулятора.

Способ проверки батарейки без нагрузки

Для распознавания нерабочих батареек необходимо произвести проверку мультиметром. На начальном этапе нужно подобрать соответствующую величину постоянного напряжения на мультиметре.

Также перед измерением следует вставить щупы мильтиметра в определенные гнезда:

  • красный щуп является плюсовым и вставляется в гнездо со значением «VmA»;
  • минусовым щупом считается щуп черного цвета, который включается в гнездо «COM».

Далее поставить переключатель на 20В. Щупы прибора присоединить к контактам батарейки, при этом если полярность будет выбрана неправильно, то показатель будет такой же только со знаком минус. После присоединения измерительный инструмент выдаст точный результат напряжения батарейки.

Для тщательного определения работоспособности изделия, этого замера недостаточно, так как напряжение было замерено без нагрузки.

Определение утечки

Постоянная разрядка аккумулятора может указывать на то, что в цепи появилась утечка. Примером можно назвать случай, когда после установки автомобиля на ночь утром завести двигатель не получается. Стоит учитывать, что минимальный ток утечки можно встретить практически в любом автомобиле, так как некоторые системы могут потреблять электричество даже при отсутствии ключа в зажигании.

Показатель тока утечки может варьировать в пределе от 10 до 80 мА. При значении 60 мА установленный аккумулятор сможет проработать на протяжении длительного периода. Однако более высокие значения говорят о том, что устройство работает неправильно.

Слишком высокая утечка в случае, когда автомобиль не эксплуатируется на протяжении нескольких дней или при неправильной работе генератора, может привести к полной разрядке аккумулятора.

Провести замер утечки можно следующим образом:

  1. Устанавливается режим измерений на 10 А или 20 А. Рекомендуется устанавливать более высокое значение, если применяемый прибор позволяет это.
  2. С точки зрения безопасности замеры рекомендуется проводить исключительно при разрыве массы.
  3. Проводится снятие минусовой клеммы.
  4. Один из щупов подключается к минусовому выходу АКБ.
  5. Другой щуп подсоединяют к снятому проводу.
  6. После этого можно получить результат, который будет применяться при определении утечки.

Для того чтобы снизить погрешность полученных результатов уделяется внимание подготовке автомобиля:

  1. Нужно вынуть ключ зажигания. Все цепи питания автомобилей предусматривают включение устройства зажигания в качестве механизма для ее разрыва.
  2. Отключить все освещение, выключить магнитолу и другие источники потребления. К примеру, мультимедийная система может потреблять довольно много энергии.

В современном автомобиле может быть большое количество систем, которые могут работать при незаведенном двигателе и вынутом ключе из зажигания.

Если во время проверки автомобиля был получен результат в пределах 60 мА, то все электрооборудование находится в хорошем техническом состоянии. При получении более высокого результата проводится проверка отдельных цепей для определения тока утечки. Проверку можно провести путем поочередного снятия предохранителей, за счет чего происходит обрыв цепи.

Измерение напряжение аккумулятора

Важным показателем АКБ является его напряжение. Именно поэтому многие проводят замер именно этого показателя.

При работающем двигателе, есть возможность провести замер напряжения. Нормальным напряжением считается показатель от 13.5 до 14 В. А вот напряжение выше этого показателя на момент работы двигателя говорит о том, что АКБ имеет низкую зарядку и регулятор напряжения подает с генератора большее количество энергии для его зарядки. Стоит учесть, что зимой это частое явление, так как аккумулятор за ночь может серьезно разрядиться.

Повышение напряжения на аккумуляторе – явление, которого не стоит бояться. Если с техническим состоянием электрооборудования автомобиля все в порядке, через 10 минут показатель напряжения стабилизируется и будет в пределах 14 В.

Однако, если через 10 минут этого не произошло, тогда стоит задуматься о состоянии регулятора напряжения. Постоянная работа при подобных показателях может привести к выкипанию аккумулятора. Еще одно явление, которое определяет проблему с неправильным показателем напряжения – прохождение процесса окисления на контактах.

Для предотвращения подобного явления, нужно зачистить контакты. При падении напряжения ниже 13 В, следует провести замену АКБ, так как подобные данные говорят о его неисправности.

При проведении измерений на момент заглушенного двигателя, можно выделить следующие нюансы:

  1. Напряжение менее 12 В может привести к тому, что автомобиль не заведется, особенно на момент холодов. При падении температуры окружающей среды, масло в двигателе загустевает, также меняются свойства топлива. Поэтому АКБ не может провернуть коленчатый вал, так как требуется больше усилий при подобных условиях.
  2. Нормальным напряжением, которого будет достаточно для завода двигателя, можно считать 13 В.
  3. Измерение следует проводить не сразу после окончания движения, а перед его началом.
  4. Высокий уровень заряда говорит о способности аккумулятора держать напряжение на протяжении длительного времени. Чем меньше уровень заряда, тем быстрее проходит его потеря. Поэтому новые аккумуляторы или те, которые находятся в хорошем техническом состоянии, способны на протяжении длительного промежутка времени сохранять свою работоспособность даже без подзарядки.

Вышеуказанные нюансы рекомендуется учитывать при проверке состояния АКБ автомобиля.

Как проверить аккумулятор ареометром и мерной трубкой

Электролит – это кровь любой аккумуляторной батареи. Поэтому чтобы проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, нужно обязательно измерить уровень и плотность электролита в нём.

Уровень электролита измеряется при помощи прозрачной стеклянной мерной трубки, а его плотность – специальным прибором, который называется ареометр. И уровень, и плотность электролита замеряются в каждой банке (отверстие для заливки электролита) аккумулятора отдельно.

Чтобы узнать уровень электролита в конкретной банке аккумуляторной батареи нужно опустить в неё мерную трубку, а после того как она упрется в сетку сепаратора, пальцем зажать её верхний конец (как на рисунке выше) и вытащить наружу. В нижнем конце трубки будет находиться электролит, уровень которого соответствует уровню электролита в банке аккумулятора.

Нормальным уровнем электролита в банках аккумулятора считается уровень, соответствующий 10-15 мм.

При пониженном уровне электролита в банке, следует долить дистиллированную воду. А если уровень повышен, то его нужно привести в соответствие с нормой.

Также обратите внимание на цвет электролита – он должен быть прозрачным. Его потемнение указывает на оплывание пластин аккумулятора, вызванное нарушением режима зарядки или попаданием внутрь каких-то посторонних примесей, и говорит о скорой потере батареей способности держать нагрузку

Плотность электролита также измеряется в каждой банке АКБ отдельно. При проверке аккумулятора автомобиля на работоспособность, по плотности электролита можно определить степень его разряда.

Чтобы проверить плотность аккумулятора ареометром необходимо патрубок прибора опустить до упора в открытую банку АКБ, после чего, при помощи груши в его верхней части, нужно втянуть внутрь такое количество электролита, чтобы поплавок всплыл. В результате, деления на поплавке внутри колбы ареометра укажут плотность электролита, находящегося в нём.

Подробнее о том, как проверить плотность аккумулятора ареометром, смотрите на видео в конце этой статьи.

В таблице ниже приведены нормы значений плотности электролита в автомобильных аккумуляторах, в зависимости от климатических зон эксплуатации автомобиля.

Климатические зоны (средняя месячная температура воздуха в январе) Плотность электролита приведенная к 25 °С, г/см3
Заливаемого В полностью заряженной батарее
Очень холодная зона(от -50 °С до -30 °С) 1,27 1,29
Холодная зона(от -30 °С до -15 °С) 1,26 1,28
Умеренная зона(от -15 °С до -4 °С) 1,24 1,26
Жаркая зона(от -15 °С до +4 °С) 1,22 1,24
Тёплая влажная зона(от +4 °С до +6 °С) 1,20 1,22

Принято считать, что для России нормальная плотность электролита в аккумуляторе автомобиля составляет 1,27 г/см3.

Понижение плотности электролита на 0,01 г/см3 от нормы соответствует его разряженности (потере ёмкости) примерно на 5-6%. Таким образом, если ареометр покажет, что замеряемая плотность электролита равна, к примеру, 1,22 г/см3, то это означает, что аккумулятор разряжен на 25-30%.

Как проверить мультиметром заряд аккумулятора?

В большинстве современных аккумуляторов имеется специальный датчик, который изменяет свой цвет в зависимости заряда аккумулятора. Однако получить с его помощью точные данные с его помощью не получится.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?

Для того чтобы проверить заряд литий-ионного аккумулятора необходимо выполнить следующие действия:

  • Перевести мультиметр в режим вольтметра (измерение напряжения) и установить диапазон от 0 до 20V;
  • Отсоединить аккумулятор от электропроводки автомобиля;
  • Подсоедините красный щуп к положительному гнезду;
  • Подсоедините черный щуп к отрицательному гнезду;
  • Запишите показания.

Если мультиметр показывает, что напряжение равно 12,6 вольт, то это свидетельствует о том, что батарея не нуждается в зарядке и полностью работоспособна. Если показания ниже 12,6 – это обозначает необходимость дозарядки аккумулятора.

В том случае, если мультиметр показывает менее двенадцати вольт, то аккумулятор полностью разряжен, и необходимо срочно зарядить его. Если показания меньше одиннадцати вольт – использование такого аккумулятора может сжечь генератор или зарядное устройство, а значит, от него лучше избавиться и купить новый.

Важно помнить о том, что для получения актуальных данных нужно проверять заряд нужно подождать 5-6 часов после того как аккумулятор будет отключен от автомобиля. Как проверить зарядку аккумулятора от генератора мультиметром? Точно таким же образом, но теперь для замера показателей необходимо будет отключить генератор от аккумулятора, получить нужные данные, и при необходимости снова поставить его на дозарядку

Как проверить зарядку аккумулятора от генератора мультиметром? Точно таким же образом, но теперь для замера показателей необходимо будет отключить генератор от аккумулятора, получить нужные данные, и при необходимости снова поставить его на дозарядку.

Применение контрольного заряда

Классическим способом проверки емкости аккумулятора можно назвать применение контрольного заряда. Этот метод применяется в том случае, если обычный не позволяет получить точный результат. Инструкция в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Для начала следует полностью зарядить АКБ. Для этого можно использовать специальное зарядное устройство.
  2. Следующий шаг заключается в подаче нагрузки, чтобы ток разрядки соответствовал паспортным данным. Если нет паспортных данных под рукой, то требуемые показатели можно найти в интернете.
  3. После подачи нагрузки в цепь подключается измерительный прибор.
  4. В этом случае определяется то, сколько нужно времени для снижения значения силы тока менее 50% от номинального показателя. Это время должно указываться в паспорте приобретенного АКБ.

Если разрядка проводится быстрее, чем это указано в паспорте аккумулятора, то есть необходимость в его замене. Это связано с тем, что батарея не способна держать заряд, и даже при эффективной работе генератора со стартом двигателя может возникнуть проблема.

Какие аккумуляторы можно проверить мультиметром

Все виды аккумуляторов характеризуются такими параметрами, как ёмкость, сила тока или напряжение, поэтому с помощью измерительного прибора можно легко проверить любой аккумулятор на работоспособность.

Наиболее часто, по причине большой распространённости, приходится таким способом измерять показатели у автомобильных аккумуляторов, Ni-Cd, Ni-MH, Li-Pol и Li-Ion батарей.

Даже если автомобиль или гаджет оснащается штатными программами измерения заряда батареи, во многих случаях, такие утилиты показывают общую информацию о величине заряда. При этом, точности таких утилит не всегда стоит доверять.

Тип проводки и ее параметры

В домашних условиях чаще всего приходится иметь дело с переменным током, гораздо реже – с постоянным. Обычно постоянный ток замеряется в аккумуляторах и батареях, домовая проводка всегда работает на переменном. Даже если электросеть запитана от аккумуляторов (резервный источник питания, основной при отсутствии централизованного энергоснабжения), в ней обязательно присутствует «переходник» – устройство, преобразующее постоянный ток в переменный.

Разбираясь, как измерить ток мультиметром, надо четко уяснить: для работы с постоянным током используют сегмент DCA (A-) мультиметра, для замеров переменного – сектор ACA (A

). Обозначения связаны с аббревиатурами английских терминов: direct current amperage (DCA) и alternating current amperage (ACA) – это обозначение переменного тока на мультиметре.

Обычно мультиметры позволяют замерять микротоки – до 200 мА – и более сильные (до 10А). Приборы, допускающие замеры в более мощных электросетях, имеют дополнительное гнездо для штекера (щупа) с обозначением 20А. Обычно в моделях с четырьмя разъемами два предназначены для измерения силы тока в разном диапазоне, одно – для остальных измерений (напряжение, сопротивление).

Общий (универсальный) для всех видом замеров разъем COM (COMMON) предназначен для минусового (черного) щупа мультиметра.

Таким образом, чтобы замерить ток мультиметром, необходимо включить черный щуп в разъем COM, а красный – в гнездо для проверки микротоков или обычных токов. Для розеток и выключателей регулятор прибора выставляется в сектор переменного напряжения, для аккумуляторов и батарей – постоянного. При неизвестном заранее уровне выбирается самое большое из допустимых устройством значений.

Важно: если в розетку (на выключатель) не подключено никакое энергопотребляющее устройство, электрическая цепь разомкнута и тока в ней нет. Замерять силу тока непосредственно в розетке или на контактах выключателя бесполезно и опасно! При этом происходит короткое замыкание

Способы, как проверить батарейку

Иногда вопрос работоспособности элемента питания встает довольно остро. Обычно это случается во время ревизии домашних запасов, когда обнаруживается, что новых батареек стало больше, чем покупалось. И никто не может с уверенностью сказать, какие источники электрического тока старые, а какие приобретены недавно. Да и в магазинах можно нарваться на некачественный товар.

Способ первый

Для проверки необходимо взять два элемента и соединить их вместе. При этом батарейки должны быть соединены последовательно, когда отрицательный полюс одной из них примыкает к положительному полюсу другой.

Далее смачивают палец, прикладывают его к оставшемуся без пары отрицательному концу, языком дотрагиваются до положительного конца получившийся электрической схемы. Щипание на языке сообщит о работоспособности. Но слишком часто проводить подобный эксперимент не рекомендуется.

Способ второй

Метод простой и абсолютно безопасный: необходимо просто осмотреть батарейку. Ели где-то проступила жидкость, имеются следы отложения соли, работать элемент не будет. Его можно смело отправлять на утилизацию.

Способ третий

При этом методе не обойтись без тестера. Он гарантирует стопроцентную проверку. Чаще всего в качестве тестера используется мультиметр. Он поможет проверить напряжение и емкость (вольтаж и амперность), многие другие характеристики, и не только у переносных источников электрического тока.

Измерения проводят при коротком замыкании. Если показания не дошли до уровня 0,3 ампера, от батарейки можно отказаться. Если показания перешли порог в 0,3 ампера, но не дошли до 0,7, источник тока может прослужить в приборах, которые не требуют большого напряжения. Показатель выше 0,7 ампера считается хорошим уровнем.

Можно и просто замерить напряжение. Способ работает для пальчиковых батареек. Хорошие элементы питания покажут напряжение от 1,3 вольта до 1,5.

Способ четвертый

Для испытания понадобятся лампочка от фонарика (1,5-3 вольта) или небольшой мотор. Если мотор работает без перебоев в течение пары минут, батарейка качественная, ее можно смело использовать. В противном случае лучше ее выкинуть. Если присоединенная лампочка светит ровно и долго, батарейка прослужит достаточно долго. Если свет тусклый, то элемент питания на грани полной разрядки.

Способ пятый

Метод довольно спорный, но считается действенным. Батарейку в вертикальном положении поднимают над столом или другой горизонтальной поверхностью примерно на 2-3 сантиметра и отпускают. Если при падении батарейка упадет на бок, ее отправляют в утиль, если стоит ровно, считается вполне пригодной для работы.

Метод часто зависит от способностей исследователя ронять вещи. У некоторых и самая новая батарейка готова завалиться. Да и пригодится он только для щелочных батареек.

Так что, если любимый пульт не откликается на нажатие кнопок, лучше использовать тестер или заменить источник питания.

Батарейки Электроника

Измерение постоянного тока

Чтобы померить нужные показатели, сначала нужно определить, ток какого типа протекает в проверяемой цепи. Это зависит от источника питания цепи. Например, аккумуляторы и батарейки — это постоянные источники питания. Для измерения постоянного тока нужно установить поворотную ручку мультиметра на значок A -, DCA или I -, или нажать кнопку на передней панели, соответствующую нужному режиму. Как переменный, так и постоянный ток измеряется в амперах. Поэтому значение на экране измерительного прибора будет отображаться в этой величине.

Чтобы понять, как замерить амперы мультиметром, нужно знать, что ток на участке цепи всегда одинаков. При включении амперметра в цепь последовательно (то есть щупы прибора присоединить к разным точкам разрыва цепи), он не будет создавать ощутимого изменения параметров схемы. При этом сможет отобразить верное значение протекающего тока

Важно присоединить измеритель в правильной полярности, то есть красный щуп — к ветви, которая идет к плюсу источника питания, а черный — к минусу. В противном случае прибор покажет отрицательные значения

Правильно подключив прибор можно приступать к работе. Порядок действий, как замерить ампераж мультиметром, таков:

  1. Установить щупы в подходящие гнезда измерителя, соответствующие уровню сигнала.
  2. Выбрать режим постоянного тока регулятором или нажатием соответствующей кнопки на передней панели.
  3. При необходимости следует выбрать уровень измеряемого сигнала регулятором или кнопкой. Уровень нужно выбирать чуть выше ожидаемого значения.
  4. Подсоединить мультиметр в разрыв цепи ветви схемы, соблюдая полярность подключения.
  5. Включить источник питания.

Проверка батареек

достаточно проверить ее вольтаж и ампераж

Если значения находятся в диапазоне 4 — 6 ампер, то батарейка «свежая» и готова к работе. При показаниях ниже 4 ампер ее можно использовать только в приборах пониженной мощности. При значениях ниже 2,5 А лучше отказаться от использования такого элемента.

Корректные значения напряжения должны соответствовать указанным на батарейке.

Тест аккумуляторов измерительным прибором

Среди параметров аккумуляторов выдаваемый ток является немаловажным. Проверить его можно мультиметром, но при этом последовательно с измерителем нужно подключить нагрузку. Нагрузкой может выступать обычная лампа накаливания. Ее сопротивление не превышает нескольких сотен Ом, и его тоже можно измерить мультиметром в режиме измерения сопротивления. Для этого нужно приложить щупы измерителя к резьбе цоколя лампы и центральному выводу. На экран будет выведено значение сопротивления.

I = U / R, где I — ток в цепи, ампер, U — напряжение, выдаваемое аккумулятором, а R — сопротивление нагрузки (лампы).

С этой расчетной величиной нужно сравнивать показания измерительного прибора. Если показания отличаются — возможен недозаряд аккумулятора.

Также можно проверить ток утечки аккумулятора. Если отцепить плюсовую клемму, и между ней и плюсовым выводом АКБ установить мультиметр, то он покажет утечку в бортовую сеть автомобиля. Вытаскивая предохранители в авто, можно даже узнать, какова величина утечки в разных частях бортовой сети. При некотором опыте реально не только узнать, как измерить амперы мультиметром, но и определять причины некоторых неисправностей электрики авто.

Замер тока при зарядке аккумулятора

Большинство зарядных устройств для аккумулятора автомобиля имеют индикаторы, отображающие параметры зарядки. Но если они неисправны или отсутствуют, ток заряда может показать мультиметр. При подзаряде аккумуляторной батареи можно включить в цепь зарядки измерительный прибор. Для отображения верных показаний нужно:

  1. Установить красный щуп в отверстие прибора, маркированное надписью, А (NA), черный щуп обычно подключается к входу с надписью COM;
  2. Выбрать режим измерения постоянного тока и уровень сигнала;
  3. Последовательно соединить плюсовую клемму зарядного с черным щупом мультиметра, красный щуп измерителя соединить с плюсовым выводом аккумулятора, а минусовой вывод АКБ соединить с минусовой клеммой зарядного устройства;
  4. Далее, нужно включить зарядник в сеть. Мультиметр отобразит ток, который не должен превышать 10% от значения емкости АКБ.

Как проверить аккумулятор мультиметром?

Ни для кого не секрет, что работа современных автомобилей напрямую зависит от того, в каком состоянии находится аккумулятор. Ведь время двигателей, которые могут заводиться от поворота рычага уже давно прошло, не говоря уже о том, что для функционирования современных электронных систем отвечающих за безопасность вождения, навигацию и т.д. необходимо электропитание

Соответственно поддерживать аккумулятор в хорошем состоянии достаточно важно. К сожалению методы его диагностики неизвестны многим владельцам авто

Поэтому в данной статье мы расскажем, как проверить аккумулятор мультиметром.

Мультиметр является универсальным электроприбором, который стоит иметь при себе любому водителю. С его помощью можно измерить множество важных параметров, которые свидетельствуют о работе аккумулятора.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром

Проверка обычных аккумуляторов для бытовых приборов проводится сравнительно редко – ведь для оценки их работоспособности достаточно просто установить элемент в мало потребляющий энергию прибор, который с новой батарейкой успешно работает. Если после установки аккумулятора он работать перестал – элемент можно выбросить.

Другое дело – автомобильные аккумуляторы. Их стоимость весьма существенна, а проблемы с уровнем заряда возникают часто. Поэтому вопрос о том, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром, возникает у многих автомобилистов.

Самый простой способ замера – проверка напряжения на клеммах при отсутствии нагрузки.

Для этого специальные «клещи» или «крокодилы» подсоединяют к клеммам аккумулятора и считывают показатели прибора. Его регулятор предварительно устанавливается на секторе проверки напряжения (маркировка DCV или V-) в положение, соответствующее 20 В (номинальное напряжение автомобильных аккумуляторов обычно 12 В). Далее заряд оценивается в соответствии со шкалой плотности электролита при разных уровнях заряда и температурах.

При проверке обязательно следует отключить АКБ от бортовой проводки автомобиля. Для более точной оценки желательно нахождение машины в покое 5…6 часов.

Если этот метод не дает полной информации, встает вопрос о том, как провести дополнительную проверку. В качестве таковой используется оценка емкости аккумулятора. Под этим термином понимается время его работы с оптимальной отдачей заряда при определенном уровне напряжения. Емкость измеряется в ампер-часах. Простейший вариант тестирования – подключение небольшой «типичной» нагрузки. В случае с автомобилем это может быть его фара. Подключив к АКБ фару и дав ей проработать пару минут, можно оценить емкость аккумулятора. Если фара быстро гаснет, светит тускло – требуется зарядка.

При недостаточности визуальной оценки можно использовать мультиметр. Для этого после снятия нагрузки подключается прибор в положении измерения напряжения. Показатель выше 12,4 В свидетельствует о нормальном заряде. Если же значение ниже – устройство требует зарядки.

Еще один вариант для оценки емкости – «контрольный разряд». Для этого необходимо:

  1. полностью зарядить источник питания;
  2. подсоединить максимальную, указанную в техпаспорте нагрузку, с включением в цепь мультиметра. Прибор выставляется на измерение ампеража на уровень выше номинального для АКБ;
  3. далее под нагрузкой отслеживается время, за которой ампераж устройства упадет наполовину.

Если полученный показатель отличается от указанного в паспорте незначительно, аккумулятор пригоден к дальнейшему использованию. Если разница более 15% — стоит подумать о замене аккумулятора.

Проверка «на скорую руку»

При невозможности устроить полноценное тестирование можно быстро выяснить примерные параметры аккумулятора. Для этого необходимо:

  • проверяется напряжение на клеммах в незаведенном автомобиле. Оно должно составлять примерно 12,7 В;
  • после того, как машина завелась, напряжение проверяется снова. Оптимальное значение – 14,6 В (подъем в момент пуска двигателя нормален);
  • далее подключается нормальная для данного авто нагрузка – фары ближнего света, обогрев салона. Идеальный вольтаж в данном случае 14,6 В.

Другие способы проверки аккумулятора мультиметром

Классическим способом проверки емкости аккумулятора можно назвать применение контрольного заряда:

  1. Для начала проводят полную зарядку аккумулятора.
  2. Затем придают нагрузку так, чтобы ток разрядки был расчетным согласно данным с паспорта.
  3. После этого в цепь включают измерительный прибор.
  4. Измеряют время, которое понадобится для снижения показателя силы тока менее чем 50% от нужного показателя. Подобное время указано в паспорте АКБ.

Современные аккумуляторы в хорошем состоянии теряют силу тока при прохождении примерно указанного расчетного времени. Если этот процесс происходит быстрее, значит аккумулятор теряет свою емкость.