Как проверить емкость и силу тока аккумулятора мультиметром

Проверка на целостность (поиск нужного проводника)

Для проверки целостности электропроводки или поиска одной жилы в составе многожильного кабеля вполне достаточно цифрового тестера, включённого в режиме измерения сопротивления. При проведении такой операции необходимо создать замкнутую цепочку, состоящую из непосредственно из мультиметра (тестера), пары измерительных «концов» и самого проверяемого проводника.

При этом по тестируемому участку пропускается небольшой по величине электрический ток, а мультиметр определяет величину его внутреннего сопротивления. Это еще не прозвонка, но довольно удобный способ.

В процессе такой проверки по показаниям дисплея мультиметра можно будет судить о целостности или обрыве в проверяемом участке цепи или проводнике. Нулевые или близкие к нескольким Омам показания означают, что проводка не имеет обрыва; при этом выдаваемый прибором электрический ток свободно через неё протекать.

Также возможен вариант, когда при проверке обнаруживается, что прибор индицирует показания в районе мегаом, а при контрольной прозвонке не выдаёт звукового сигнала. Это означает, что на участке проводки имеется не определяемый визуально внутренний обрыв.

По сути позвонка – это определение мультиметром, есть контакт между проводами, или его нет. Мультиметр выдает небольшой ток, и если цепь целая, то фиксируется напряжение, в результате раздается звуковой сигнал – звонок, а на дисплее мультиметра высвечиваются нули. Прозвонкой проверяют предохранители, лампочки, провода, целостность схем.

Значение сопротивления определяется общей длиной проверяемого мультиметром кабельного изделия. Одновременно с этим между всеми входящими в состав многожильного кабеля и расположенными рядом проводниками контакт должен отсутствовать, что и проверяет прозвонка.

Основные принципы замера силы тока

Основное условие, которое необходимо выполнить при измерении силы тока в электрической цепи – включить тестер в разрыв провода этой цепи, то есть стать на время измерения ее составной частью

Перед тем как измерить силу тока мультиметром, не менее важно правильно выставить на приборе:

  • режим измерения (постоянный или переменный ток);
  • верхний предел измерений.

Неправильно выставленные параметры обязательно приведут к поломке измерительного прибора.

В электрическую цепь прибор для измерения силы тока подключают последовательно с нагрузкой. При измерении больших токов мультиметр подсоединяют к цепи через трансформатор тока, шунт или магнитный усилитель. Если измерения необходимо провести в электрических цепях с напряжением более 1 кВ, используют трансформатор тока (переменный ток) или магнитный усилитель (постоянный ток).

Как включить мультиметр в цепь

Чтобы измерить силу тока, то есть амперы, нужно включить мультиметр в разрыв цепи. Иногда даже приходится разрезать провод, включать прибор в этот разрез и восстанавливать кабель после измерения. Если речь идёт о печатной плате, выпаивают один контакт и включают прибор между этим контактом и дорожкой печатной платы.

Сила тока обязательно проверяется под нагрузкой. Если нагрузку не обеспечивает сама электрическая схема — например, при измерении силы тока батарейки — в цепь включается, например, лампочка. Естественно, соответствующего вольтажа — если батарейка на 1,5 В, то и лампочка должна быть на 1,5 В.

Обозначение постоянного напряжения на мультиметрах

Напряжение измеряется в Вольтах, в честь итальянского физика Алессандро Вольта. Выше мы уже писали, что сектор измерения постоянного напряжения обозначается аббревиатурой “DCV”. Но, на многих моделях вместо этого сокращения используют символ “V-”. В этом сокращении буква “V” обозначает напряжение, а символ “-” – постоянное.

Также, чтобы не перепутать сектор постоянного напряжения с переменным, запомните следующее: диапазон значений сектора постоянного напряжения шире, чем диапазон переменного.

Для измерения постоянного напряжения необходимо выставить регулятор на нужное значение в секторе “V-”.

Внимание! Если в процессе измерения вы перепутали полюса, то на дисплее отобразится то же самое значение, но со знаком “-”. В этом нет ничего страшного

Цифровой мультиметр

Самым удобным можно назвать мультиметр, в котором достаточно просто установить конкретный измерительный режим. Диапазон допуска дополнительно указывать не надо, так как устройство само подстраивается под показатели цепи, проводит замеры и выдаёт необходимый результат.

На представленном ниже изображении в первой позиции показана рукоятка, имеющая несколько положений, демонстрирующих напряжение переменное и постоянное. Первое обозначается V AC (значок ~), последнее DC (—), в диапазоне вольт и милливольт. Аналогичной является и сила тока А, не имеющая разделения на токовые типы, но имеющая градацию в амперах и миллиамперах.

Внизу располагается несколько гнёзд, использующихся для активизации проводов измерения. Обозначенное второй позицией СОМ гнездо используется для главного провода чёрного цвета. Третья позиция показывает гнездо для проведения основных измерений с использованием красного шнура. Ниже указаны допустимые пределы измерения напряжения и тока. Четвёртое гнездо, обозначающееся на изображение 4 позицией, используют для замера в амперах токовой силы, с максимальным пределом не больше 10 А. Все показания появляются на дисплее с цифровой графикой, который обозначена 5 позицией.

Используя мультиметр, необходимо указывать и режим работы, и токи переменные, постоянные. В этом же секторе устанавливается переключатель в необходимом измерительном диапазоне, выраженном в мА, µА и А. На показанном примере продемонстрировано 4 гнездовые подключения. Два из них для красных проводов, измеряющие до 200 мА и до 10 А. Напряжение, сопротивление, ёмкость и другие показатели измеряются при помощи отдельного гнезда.

Инструкция по использованию

Неподготовленному человеку может показаться сложным делом управление данным прибором. Кнопки, переключатели, названия на английском языке и другие не очень понятные вещи. Но на деле ничего мудрёного нет, если уяснить принцип проведения измерений различных параметров.

Знакомство с языком мультиметра

Практически все модели мультиметров изготавливаются в Китае, поэтому названия на них пишутся на английском языке.

На передней панели тестера все надписи сделаны на английском языке, да еще с использованием аббревиатуры

Латиницей наносятся аббревиатуры, которые обозначают:

  1. ON/OFF — (анг. off switch) включить/отключить мультиметр.
  2. DCV = DC Voltage — (анг. Direct Current Voltage) — постоянное напряжение.
  3. ACV — AC Voltage — (анг. Alternating Current Voltage) — переменное напряжение.
  4. DCA — (анг. Direct Current Amperage) — сила постоянного тока в амперах.
  5. ACA — (анг. Altenating Current Amperage) — сила переменного тока в амперах.
  6. ᘯ — замер сопротивления.

Измерение напряжения мультиметром DT830

Подготовка мультиметра к началу замера величины переменного напряжения:

  • переключатель ставится в область ACV на максимальное деление 700;

    Разъёмы должны быть установлены в контакты СОМ и VᘯmA с учётом цвета. Если по ошибке воткнуть любой провод в контакт 10ADC — при измерении напряжения возникнет короткое замыкание

  • наконечники проводов со щупами вставить в разъёмы COM (чёрный провод) и VᘯmA (красный провод);

    Правильное подсоединение наконечников проводов со щупами в разъёмы передней панели

  • касание щупами фазы и нуля (цвет проводов не играет никакой роли), мультиметр по отношению к измеряемой сети должен подключаться параллельно.

Если на дисплее появится гораздо меньшая цифра, чем 700, а перед ней будет стоять нуль, то переключатель следует переставить на меньшее значение напряжения — 200.

При измерении постоянного напряжения провода со щупами остаются в своих гнёздах, а переключатель прокрутить на область DCV. Порядок измерений тот же самый: начинать с наибольших режимов и постепенно переключаться на нужный уровень

Важное замечание: при измерении постоянного напряжения на плюсовой контакт ставить щуп красного цвета, а на минусовой — чёрный провод. Впрочем, при неправильной полярности на дисплее высветится значение со знаком минус

Видео: как измерить напряжение в розетке 220 вольт для новичков

Измерение силы тока мультиметром DT830B

Данным типом прибора можно измерить силу только постоянного тока. Последовательность действий:

  • переключатель переводится в режим DCA;

    При измерении тока, если Вы не знаете, примерно в каких пределах будет сила тока, лучше начать измерения, вставив щуп в разъем 10A

  • чёрный провод остаётся в разъёме СОМ, красный провод лучше вставить в разъём 10 A (если неизвестна приблизительная сила измеряемого тока).

Если прибор показывает маленькое значение, тогда переставить красный провод в разъём VᘯmA.

Техника безопасности

Работая с электричеством не забудьте про технику безопасности и меры предосторожности. Нижеперечисленные простые правила помогут вам обезопасить себя от возможных воздействий электричества

  • Исключается проведение замеров при повышенной влажности или на мокрой рабочей поверхности;
  • Также перед тестированием обесточьте электросеть;
  • Работайте в резиновых перчатках;
  • Обязательно нужно проверить изоляцию проводов по всей длине, так как по мере эксплуатации их
  • поверхность часто износится и оголяется;
  • После окончания всех работ обмотайте оголенные для проверки места проводов.

Нормальное значение тока бортовой сети

Как упоминалось выше, некоторые приборы автомобиля работают постоянно и не зависят от включенного зажигания. Конечно при этом расходуется определенное количество энергии, однако эти цифры ничтожно малы по сравнению с емкостью АКБ. Обычно они не превышают 20-80 мА – для разряда штатного аккумулятора легковой машины такой ток формируется от одного до четырех месяцев. Немного выше могут быть значения токопотери у новых иномарок с постоянно работающими подсистемами бортового компьютера, однако даже они редко превышают 100 мА.

Важно помнить о том, что у любой батареи есть естественный саморазряд, который протекает интенсивно и зависит, как от возраста так и степени износа деталей. Нужно своевременно проверить утечку аккумулятора мультиметром и позаботиться об обслуживании или замене АКБ в машине на новое

Раз в сезон это делать достаточно.

Инструкция: как в автомобиле найти, проверить и определить утечку тока:

Первое, с чего нужно начинать поиск утечек – анализ комплектации и технического состояния электрооборудования, после этого её можно замерить. Проблемы, которые водитель принимает за утечку тока в автомобиле возникают, когда закислен аккумулятор, произошла сульфатизация его пластин. Когда за ночь он сильно разряжается, а утром с трудом заводится, энергию могут забирать паразитные токи, которые образовались на автомобиле.

Нужно измерить ток в машине. Если все элементы электрооборудования  правильно подключены и технически исправны, но есть перебои в работе стартера автомобиля,  не исправно работают свечи зажигания, не поступает ток, значит на каких-то участках есть его утечки. Убедившись, что электроника в автомобиле исправна, осмотрите все заизолированные соединения в подкапотном пространстве, проверить правильность подключения оборудования, особенно внештатного – мультиметром (смотрите видео).

Нарушения изоляции на автомобиле устраняют, соблюдая правила электробезопасности. Теперь определите, где удалось локализовать утечку и насколько велика.

Поиск и устранение неисправности

Самостоятельно проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром несложно. Для этого совсем не обязательно обращаться в сервисный центр, поездка в который потребует и времени, и денег. Для проверки бортовой сети своими силами понадобится лишь гаечный ключ на 10 и мультиметр, способный измерять токи величиной не менее 3-5 А. Таким пределом измерения обладают если не все, то большинство авометров (тестеров), включая китайские.

Эти приборы могут измерять постоянный ток до 10 А (слева) и 3 А (справа).

Измерение общего тока

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром производится путем измерения потребляемого от аккумулятора тока оборудованием авто при отключенном зажигании. Для этого необходимо произвести все манипуляции, которые выполняются при постановке автомобиля на стоянку: отключить потребители (фары, обогреватели, кондиционеры и пр.), выключить зажигание, активировать систему охраны, если она есть, и плотно закрыть все двери. Перед этим, конечно, нужно открыть крышку моторного отсека, где установлен аккумулятор. Дополнительно стоит опустить стекло в одной из дверей на случай, если манипуляции с АКБ вызовут случайное срабатывание дверных замков.

Этот тестер имеет максимальный предел измерения тока в 10 А, его и нужно выбрать.

Далее от АКБ отсоединяется одна из клемм, между сброшенным проводом и клеммой включается уже настроенный мультиметр. Чтобы не держать щупы тестера руками, их можно оснастить зажимами «крокодил». После подключения мультиметра включать какое-либо бортовое оборудование нельзя, поскольку ток, потребляемый этим оборудованием, может превысить максимальный предел измерения тестера. В результате тестер просто сгорит.

Зажимы типа «крокодил», надетые на щупы тестера, оставляют руки свободными.

На фото выше прибор показывает 0,33, что на пределе измерения 10 А соответствует току 0,33 А или 330 мА. Теперь самое время выяснить, какой ток утечки вообще допустим. Согласно рекомендациям специалистов, нормальным током утечки в автомобиле считается:

  • до 50 мА — авто со штатным электрооборудованием;
  • до 80 мА — авто с дополнительным оборудованием (сигнализация, магнитола, навигатор и пр.).

Теперь нужно оставить все как есть и, не отключая прибор, подождать минут 5-10. Дело в том, что современное оборудование авто достаточно интеллектуально, некоторые узлы его могут переходить в режим пониженного энергопотребления не сразу после выключения зажигания. Прошло 10 минут, но ток не уменьшился? Похоже, с током утечки проблемы, и причину придется искать.

Поэтапное отключение потребителей

Прежде чем начинать разносить автомобиль на куски, имеет смысл проверить нештатное оборудование – то, что было установлено не на заводе-изготовителе. Это могут быть магнитолы, обогреватели, навигаторы, охранная система, дополнительные осветители и пр. Для локализации проблемы все нештатное оборудование поочередно отключается, при этом показания мультиметра постоянно контролируются.

Почему имеет смысл начинать поиск именно с нештатного оборудования? Просто потому что для него чаще всего не предусмотрено штатных мест подключения, а значит, каждый мастер «прикручивает» его туда, куда считает нужным. Прикрутили, к примеру, обогрев сидений или навигатор до замка зажигания и получили проблему. Соединили основное питание магнитолы с дежурным, питающим часы той же магнитолы, – еще одна проблема.

Но все нештатное оборудование отключено и проверено, а утечка есть. Придется продолжать поиски, но теперь надо отключать оборудование, установленное производителем. Работа довольно кропотливая, но необходимая. Впрочем, если знать, как проверить потребление тока на автомобиле без серьезных монтажных работ, то можно обойтись «малой кровью».

Оказывается, проще всего это сделать при помощи колодки предохранителей, которая есть в каждом автомобиле. Конечно, колодки на различных авто выглядят по-разному, но принцип работы у них один. Каждый из предохранителей отвечает за несколько вполне определенных потребителей. Каких конкретно, можно узнать, взглянув на электрическую принципиальную схему нужной модели авто.

Вот так выглядит предохранительная колодка у LADA Kalina.

Определив, снятие какого предохранителя устраняет утечку, остается выяснить, какие узлы к этому предохранителю подключены и проверить исправность каждого из них. При этом нужно иметь в виду, что неисправность может крыться не только в самих узлах и оборудовании, но и в проводке (перетерлась о кузов изоляция проводов, соединительные колодки забиты пылью или залиты, ослаблены винтовые колодки и пр.).

Разновидности мультиметров

Для начала следует знать, что мультиметры бывают цифровыми и аналоговыми (стрелочными, еще среди электриков они известны как «цешка»). Вторые известны электрикам уже давно, но использовать их без специальных знаний и практики достаточно сложно.

  • нужно уметь разбираться в шкалах прибора, которых на стрелочном мультиметре несколько;
  • прибор следует держать в таком положении, когда стрелка на нем не будет «гулять» по шкале.

Именно поэтому, если есть такая возможность, лучше пользоваться цифровым мультиметром. Мы также будем рассматривать примеры с использованием именно цифрового прибора, так как самостоятельно обучиться работать с аналоговыми мультиметрами довольно сложно.

Разновидностей цифровых мультиметров достаточно много, но принцип их работы похож между собой – различие состоит только в количестве функций прибора. Соответственно, от функциональности мультиметра зависит и цена, поэтому прежде чем его приобретать, определитесь, для чего он вам нужен.

Мультиметр состоит из:

  • самого прибора;
  • двух щупов (черного и красного);
  • источника питания (батарейка «Крона» на 9 В).

Итак, в чем же состоят особенности использования этого измерительного прибора и как проверить амперы мультиметром?

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Также каждому владельцу машин рекомендуется к прочтению статья – Рейтинг лучших моторных масел.

Через светодиод

Плоские
батарейки таблетки CR2032 (3V) удобно проверять маленьким единичным
светодиодом.

Достать его можно практически из любой китайской игрушки, которая моргает, светится и переливается разными цветами. Например, из машинки или куклы.

Находите
на светодиоде плюсовую и минусовую ножку и касаетесь ими корпуса батарейки, вот
таким образом.

Как
найти на подобном светодиоде плюс и минус? Та ножка, где находится большая
пластинка – это минус. Там, где маленькая – плюс.

Ошибка!
Обратите внимание, у красных светодиодов может быть наоборот!

Если перепутаете полярность, ничего конечно, не сгорит, просто светодиод не будет светится. Те батарейки, где свечение будет еле-еле, можете смело выбрасывать, даже если при замерах напряжения они показывали хорошие результаты.

При
этом красный светодиод очень критичен к току. И там, где зеленый, синий и
другие загорятся, красный может и не работать!

Поэтому,
когда горит красный, батарейка однозначно исправная.

Ошибка №2 – Заряд батарейки

Все современные мультиметры имеют внутри корпуса элемент питания, не важно какой именно – крону на 9V, пальчиковые батарейки или круглые “таблетки”. Важно, чтобы вы знали, что если эта самая батарейка будет сильно разряжена, то прибор начнет безбожно врать и его погрешность составит десятки процентов в меньшую или большую сторону

Важно, чтобы вы знали, что если эта самая батарейка будет сильно разряжена, то прибор начнет безбожно врать и его погрешность составит десятки процентов в меньшую или большую сторону. Поэтому, если показания на табло у вас вызывают сомнения, не нужно грешить на тестер и ругать дешевую китайскую продукцию, попробуйте просто заменить батарейку

Поэтому, если показания на табло у вас вызывают сомнения, не нужно грешить на тестер и ругать дешевую китайскую продукцию, попробуйте просто заменить батарейку.

Есть приборы, которые прямо на табло показывают уровень заряда встроенного элемента питания.

Емкость пальчиковых или мизинчиковых батареек без мультиметра можно проверить тестом на прыгучесть.

Круглые таблетки проверяются светодиодами.

А вот для кроны понадобится уже другой мультиметр.

Измерение Силы тока в цепи электроприбора, подключенного к источнику питания

Чтобы измерить силу тока в цепи подключенного электроприбора, мультиметр нужно подключить в разрыв одного из проводов питания, как это показано на схеме.

Здесь:

  • 1 – розетка сети переменного тока или контакты автономного источника электропитания;
  • 2 – электроприбор;
  • 3 – провода (кабель) питания электроприбора;
  • 4 – место разрыва электроцепи и подключения щупов мультиметра;
  • 5 – тестер, включенный в режим измерения переменного тока;
  • 6 – измерительные провода из комплекта поставки мультиметра.

Чтобы подключить мультиметр в разрыв электроцепи, необходимо разрезать один из ее проводников и зачистить изоляцию на обрезанных концах.

Вставка штекеров измерительных проводов в гнезда мультиметра

Измерение силы тока осуществляют в такой последовательности:

  1. Ручкой переключателя мультиметра устанавливают необходимый режим измерений, учитывая при этом вид тока (переменный или постоянный).
  2. Той же ручкой устанавливают верхнюю границу измерения СТ. При этом рекомендуется изначально выбрать предел измерения, превышающий предполагаемую величину измеряемого параметра.
  3. Вставить штекеры измерительных проводов в соответствующие гнезда мультиметра.
  4. Подключить щупы тестера к зачищенным концам провода и убедиться в надежности контакта.
  5. Включить электропитание прибора и зафиксировать показания мультиметра. При необходимости можно изменить верхнюю границу измерений и повторно зафиксировать полученный результат.
  6. Отключить электропитание и отсоединить щупы тестера от концов проводника.
  7. Соединить разрезанный провод и тщательно заизолировать это место.

Если нужно измерить силу тока не нарушая целостность электроцепи, оптимальным вариантом будет использование мультиметра, оснащенного встроенными токоизмерительными клещами.

Иногда потребность в измерении силы тока в цепи переменного тока может возникнуть в тот момент, когда под руками нет мультиметра с такой функцией. Однако радиолюбители нашли выход из ситуации, используя для измерения силы тока в цепях переменного тока тестеры, работающие только на постоянном токе. Достаточно дополнить электрическую цепь диодным мостом, включив мультиметр, измеряющий параметры цепей постоянного тока по следующей схеме:

Аналогичный результат можно получить, если включить в схему электроцепи специальный калиброванный шунт с заведомо известным сопротивлением. При этом шунт выбирается таким образом, чтобы его номинальное напряжение совпадало с номинальным напряжением измерительного прибора.

Затем параллельно контактам шунта подключить мультиметр с установленным режимом измерения напряжения (вольтметр) и измерить величину падения напряжения на шунтированном участке электросети. Как померить напряжение мультиметром, указано в инструкции по его эксплуатации.

В этом случае мультиметр выполняет функцию вольтметра, однако величина измеренного напряжения будет прямо пропорциональна силе тока. Заведомо зная сопротивление прецизионного шунта, по формуле I = U/R легко можно рассчитать и величину силы тока в цепи. Если взять калиброванный шунт, имеющий сопротивление 1 Ом, номинальное ее значение можно будет определить по шкале вольтметра (I = U/1 = U).

В домашних условиях такой низкоомный шунт (R = 1 Ом) проще всего изготовить самостоятельно, например, намотав небольшой отрезок тонкой нихромовой проволоки (сечение – 0,123 мм, удельное сопротивление – 7,94 Ом/м, диаметр – 0,4 мм) длиной 126 мм, на планку из стеклотекстолита.

Установив самодельный резистор в разрыв цепи и подключив к его контактам мультиметр, можно измерить напряжение на зашунтированном участке цепи. Его величина по номиналу будет соответствовать силе тока, протекающей через резистор: I = U/1 = U.