Как подключить реле времени и фотореле

Схема задержки включения нагрузки

Схема задержки включения нагрузки на 555 таймере позволяет питать устройства, требующие подачи напряжения с задержкой. Ключевым элементом служит MOSFET транзистор IRF5305. Это позволяет подключать нагрузку с током потребелния до 31 А. Данная схема рассчитана на работу с напряжением 12-15 В (в автомобиле) и может использоваться для задержки включения ламп заднего хода для автомобилей с АКПП (если вдруг там установлены мощные лампы или даже ксенон) либо для задержки включения дополнительных фар дальнего света (чтобы можно было моргать только основными); и для многих других применений.

Схема реле задержки показана на рисунке (для увеличения кликнуть):

Реле задержки собрано на таймере 555 (русский аналог — КР1006ВИ1). Времязадающая цепочка C1R1 обоспечивает задержку включения, рассчитываемую по формуле 1,1*R1*C1. При заданных номиналах время задержки составляет около 1.5 сек. Элементы R2, C2 образуют простейший фильтр импульсных помех по питанию, так как схема задумывалась для использования в автомобиле. Биполярный транзистор T1 служит инвертором выходного сигнала таймера, чтобы открывать p-канальный полевой транзистор, управляющий нагрузкой. T1 может быть любым n-p-n транзистором. Резистор R5 служит токоограничивающим резистором в момент открытия Q1, чтобы предотвратить повреждение транзистора Т1. Выходной транзистор Q1 имеет малое сопротивление в открытом состоянии (0,06 Ом) , поэтому при токах даже до 20А может использоваться без радиатора. Нагрузка подключается между выводом 1 разъема X1 и землей. Разъем Х1 — 3-х контакнтынй клеммник с шагом 5мм.

Схема собрана на печатной плате размером 48х27 мм.

Рисунок печатной платы в зеркальном виде:

Большое отверстие на земляном полигоне сделано под винт крепления сразу к массе автомобиля.

Схема расположения элементов:

Обратите внимание, что расположение транзистора Т1 на плате на этом рисунке показано для другой цоколевки. По факту нужно смотреть на цоколевку конкретного транзистора

Фотографии готового реле задержки:

Как видите, использована русская микросхема КР1006ВИ1.

Резистор R2 установлен двухваттный, с запасом, хотя и одноваттный вполне сойдет.

Силовые дорожки от клеммника до транзистора дополнительно пропаяны кусками отрезанных выводов деталей для увеличения проходящего по ним тока.

Вся плата с обеих сторон 2 раза покрыта канифольным спреем FLUX, кроме клеммника и площадки с отверстием под винт. Они предварительно заклеены скотчем. Спрей FLUX создает защитную пленку из канифоли, которая при необходимости легко паяется. Если реле задержи планируется размещать во влажных местах, то необходимо либо поместить его в корпус, либо покрыть каким-либо защитным лаком, например, уретановым ROT. При монтаже на винт следует не допускать контакта остальной платы с металлическим основанием.

Проект реле задержки включения в формате KiCad можно

Виды и типы перекидных коммутационных устройств

Основным признаком перекидных коммутаторов служит количество полюсов. Вследствие этого, каждое устройство используется с конкретным числом подключенных приборов и самих электрических сетей. Каждый из этих рубильников бывает одно-, двух- и трехполюсный, а некоторые модели представляют собой четырехполюсные конструкции.

Рубильники с одним и двумя полюсами предназначены для однофазных сетей, а все остальные устанавливаются в трехфазных сетях. Широкое распространение получили однополюсные приборы, направляющие поток электроэнергии при помощи одного модуля. Они используются для реверсивных переключений и лучше всего подходят для совместной работы с генераторами, частотой до 20 Гц.

В жилых зданиях с высоким энергопотреблением рубильник реверсивный не столь эффективен из-за ограниченной нагрузки в 200 А. Кроме того, такие устройства отличаются низким выходным напряжением, составляющим для большинства моделей всего 200 вольт.

Более подходящим вариантом для многоквартирных домов считается двухполюсный прибор или перекидной рубильник на два направления. Это устройство также работают с однофазной сетью и обладают сопротивлением порядка 60 Ом. Данный показатель в разных моделях может отличаться, поэтому каждый прибор выбирается под конкретные параметры сети.

Устройства реверсивного типа на 2 направления применяются для переключения подачи электроэнергии от генератора или общей сети и обратно. Во всех случаях задействованы разные схемы соединений, в соответствии с нагрузкой и параметрами сети, в том числе и крестообразного подключения. В эту цепочку могут быть включены приборы учета электроэнергии.

Трехходовые или 3-хполюсные рубильники предназначены в основном для промышленных электросетей

Они требуют дополнительных мер предосторожности, поэтому для их установки и подключения обязательно используются электрощиты. Приборы на три фазы отличаются высоким порогом чувствительности и применяются вместе с системами, защищающими от перегрузок

Видео по теме

Post navigation

« Устанавливаем циркуляционный насос в систему отопления Подключаем датчик влажности к Arduino » Реле времени с задержкой выключения

Дата: 03 Мар 2018г | Раздел: Работы читателей

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. После прочтения статьи о реле времени с задержкой включения я попробовал собрать схему реле с задержкой выключения для вентилятора в туалете и мне не понравилась схема бестрансформаторного источника питания на двух диодах и гасящем конденсаторе, применяемая в статье. Поскольку схема получилась очень прожорливая и потребляла достаточно много тока на собственное питание, мною был установлен диодный мост, что позволило снизить потребляемую мощность до 10 Вт (общая потребляемая мощность реле времени зависит от типа применяемого реле).

Внимание! Эта конструкция имеет бестрансформаторное питание от сети переменного тока. Собирая ее, обращайте особое внимание на соблюдение техники безопасности при работе с электроустановками

Принцип работы реле времени простой. При замыкании контактов кнопки S1 (без фиксации) питание подаётся в схему через бестрансформаторный блок питания и таймер NE555 оказывается во включенном состоянии. Открывается транзистор VT1, срабатывает реле КL1 и блокирует контакты кнопки S1, оставляя питание схемы реле времени и включенный вентилятор на время заданной задержки выключения.

По мере заряда конденсатора С3 до уровня равного 23 напряжения питания таймер переключится в выключенное состояние, реле КL1 обесточится и своими контактами KL1.1 отключит от сети схему и вентилятор. Таким образом обеспечивается нулевое потребление тока в режиме ожидания.

В общем реле времени работает отлично и ток не потребляет в выключенном состоянии. Печатку в формате lay рисовал исходя из имеющихся деталей. Для подключения проводов использовал самозажимной коннектор от сгоревшего балласта люминесцентной лампы типа ЭПРА 2х36 и им подобных, что очень удобно при монтаже слаботочных цепей, главное быстро. Таймер 555 применен в SMD корпусе, а кнопка S1 взята от квартирного звонка.

Архив печатной платы в формате lay можно скачать по этой ссылке.

Желаю успеха в повторении конструкции! До встречи! Юрий, г. Витебск.

Проверка реле холодильника на работоспособность

Если холодильная установка не включается либо ее включение происходит нерегулярно, то скорее всего дело в пусковом реле. Причиной его неисправности могут быть:

  • Окисление или обгорание контактов.
  • Механические повреждения.
  • Перегрев позисторного элемента.
  • Нарушение крепления реле, приводящее к его неправильному расположению.
  • Перегорание спирали.
  • Заклинивание сердечника.

Не нужно спешить покупать новое реле холодильника, лучше узнать, как его проверить, и попробовать сделать это.

В индукционном механизме вытаскивается соленоид, проверяются контакты, при окислении, зачищаются наждачной бумагой. Может быть сломан сердечник, тогда его нужно заменить. Протереть спиртом соприкасающиеся поверхности. Проверить целостность всех элементов. Необходимо помнить, что реле данного типа устанавливаются строго в определенном направлении, указываемом стрелкой. После вышеперечисленных действий присоединяем реле к компрессору и включаем холодильник. Если двигатель не заработал, то вероятнее всего поломка компрессора.

Проверка устройств РТП-1 и РТК-Х

Для проверки поставить реле в правильное положение (стрелкой вверх) и прозвонить мультиметром 1 и3 контакты.

Схема устройства РТК-Х

Если контакты прозваниваются, то реле исправно. В данных моделях желателен визуальный осмотр, так как замыкание может произойти через пластину держателя контактов.

Проверка устройств ДХР и LS-08B

ДХР нужно положить планкой с клеммами вверх и проверить мультиметром целостность между 1 и 3 либо 1 и 4.

LS-08B расположить внутренней стороной вверх, прозвонить между 2 и всеми клеммами или между 3 и всеми клеммами. Где контакты не прозваниваются, там ищите неисправность.

О проверке

Данная процедура необходима при наличии проблем с запуском бытового прибора. Их игнорирование приведет к его полному выходу из рабочего режима. Проще предотвратить серьезные нарушения, своевременно проверив пусковое реле. Эта деталь необходима для предотвращения неисправностей в случае снижения температуры.

Перепады приводят к замыканию контактов терморегулятора, в результате чего пусковое реле осуществляет запуск мотора-компрессора. Все это происходит за 2-3 секунды. Если же ожидаемая реакция не проявилась, то есть мотор не перешел в рабочий режим, остается провести диагностику и исправить возникшие неполадки. Сделать это можно самостоятельно или с помощью мастера.

Задняя панель холодильника

Чтобы проверить пусковое реле холодильника, необходимо следовать инструкции:

  1. Проводим визуальный осмотр механизма. Пусковое реле будет функционировать как полагается, если зафиксировано в вертикальном положении. В противном случае сердечник, являющийся частью катушки, не успеет втянуться за отведенный период времени. Во избежание ошибки на устройстве имеется специальная метка. Если реле находится в правильной позиции, значит ошибку следует искать в другом месте.
  2. Располагаем механизм на рабочем столе для дальнейших манипуляций:
  • реле марки РТК-Х и РТП-1 размещаем стрелкой вниз;
  • деталь с обозначением LS-08B кладем тыльной поверхностью вверх;
  • устройство ДХР помещают так, чтобы клеммы находились на виду.
  1. Проверяют наличие контакта между клеммами

Сделать это можно посредством тестера

Особое внимание следует обратить на гнезда. Если на них имеются следы горения, то проводить диагностику далее смысла нет

Ремонту пусковое реле уже не подлежит. Вернуть его работоспособность уже невозможно.

  1. При отсутствии связи между контактами приступаем к их очищению

Для осуществления данной процедуры используют наждачную бумагу и ткань, смоченную спиртовым раствором.

  1. Последовательно осматриваем и проверяем все другие запчасти (шток, катушку, сердечник), одновременно избавляясь от коррозионного покрытия и загрязнений.
  2. Собираем пусковое реле в обратном порядке (при отсутствии видимых повреждений) и вставляем в холодильник.
  3. Проводим пробный запуск бытового прибора.

Если результат нулевой, значит пусковое реле требует замены, но перед тем как покупать оригинальную деталь для агрегата Индезит или Атлант, необходимо проверить холодильник без реле. Возможно, что неисправность локализуется в моторе-компрессоре Aspera. Перед тем как проверять пусковое реле в домашних условиях, посмотрите видео.

Проверка реле

Реле времени выдержки с регулировкой времени 220 В

Чтобы сделать более надежное, качественное и безопасное устройство потребуется больше усилий и средств.

Далее пойдет речь именно о таком устройстве. На нашем сайте есть другая статья, о том, как сделать реле времени на 555 таймере своими руками с более простой схемотехникой, без трансформатора. Там же можно найти описание работы микросхемы 555.

Приведенная ниже схема собрана на микросхеме таймере 555, впервые выпущенной в 1972 году, но тем не менее не сбавляющей свою популярность. Применение микросхемы позволяет с большой степенью точности отсчитать необходимый интервал времени выдержки таймера от 3 сек до 10 минут.

Для питания устройства применяется трансформатор — управляющая часть схемы имеет гальваническую развязку.

Коммутация нагрузки производится с помощью силового симистора. Его включение осуществляется симисторной оптопарой, имеющей схему обнаружения нуля.

В результате — коммутация нагрузки происходит близко к моменту перехода синусоидального напряжения питания через ноль. Такое включение максимально безболезненно для нагрузки и не производит помех в момент включения.

Схема испытания модулей ДУ

Насчет антенн – это куски провода 0.5-1 мм в диаметре, длиной 16 см. Это как раз 1/4 волны с учетом коэффициента укорочения. В спираль антенны не советую закручивать, диаграмма направленности при этом будет не круговая, а похожа на штаны.

Где можно использовать такую штуку? Практически везде, где используется электричество. Самый простой вариант – в качестве нагрузки приемника реле использовать и коммутировать уже все что угодно, начиная от настольных ламп и утюгов, заканчивая компьютерами и замками. А можно и машинку на радиоуправлении сделать – команды ведь как раз четыре (^ v < >).

Автор прошивки 4uvak, сборка и испытание схемы BFG5000.

   Обсудить статью ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО РАДИОКАНАЛУ

Тонкости подключения устройства на 220 В

Независимо от того, как решено подключить магнитный пускатель, в проекте обязательно присутствуют две цепи — силовая и сигнальная. Через первую подают напряжение, посредством второй управляют работой оборудования.

Особенности силовой цепи

Питание для МП подключают через контакты, обычно обозначаемые символами А1 и А2. На них попадает напряжение 220 В, если сама катушка рассчитана на такое напряжение.

Удобнее «фазу» подключать к А2, хотя принципиальной разницы в подключении нет. Источник питания подключают к контактам, находящимся ниже на корпусе.

Тип напряжения не имеет значения, главное, чтобы номинал не выходил за пределы 220 В.

Через магнитный пускатель, оснащенный катушкой 220 В, возможна подача напряжения от дизель- и ветрогератора, аккумулятора, других источников. Съем его происходит с клемм Т1, Т2, Т3

Минусом этого варианта подключения является тот момент, что для ее включения или отключения нужно совершать манипуляции с вилкой. Схему можно усовершенствовать путем установки перед МП автомата. С его помощью включают и отключают питание.

Изменение цепи управления

Эти изменения не касаются силовой цепи, модернизируется в этом случае лишь цепь управления. Вся схема в целом претерпевает незначительные изменения.

Когда клавиши находятся в одном кожухе, узел называется «кнопочным постом». Любая из них обладает парой входов и парой выходов. У клавиши «Пуск» клеммы нормально разомкнутые (НЗ), у прямо противоположной — нормально замкнутые (NC)

Клавиши встраивают последовательно перед МП. Первая — «Пуск», за ней идет «Стоп». Контактами магнитного пускателя манипулируют посредством управляющего импульса.

Источником его является нажатая пусковая кнопка, открывающая путь для подачи напряжения к управляющей катушке. «Пуск» не обязательно удерживать во включенном состоянии.

Оно поддерживается по принципу самозахвата. Заключается он в том, что параллельно кнопке «Пуск» подключаются добавочные самоблокирующиеся контакты. Они и снабжают напряжением катушку.

После их замыкания, катушка самоподпитывается. Разрыв этой цепи приводит к отключению МП.

Отключающая клавиша «Стоп» обычно красная. Стартовая кнопка может иметь не только надпись «Пуск», но и «Вперед», «Назад». Чаще всего она зеленого цвета, хотя может быть и черного.

Подсоединение к 3-фазной сети

Возможно подключение 3-фазного питания через катушку МП, функционирующей от 220 В. Обычно схему применяют с асинхронным двигателем. Сигнальная цепь при этом не изменяется.

Одну фазу и «ноль» подключают к соответствующим контактам. Проводник фазный прокладывают через стартовую и выключающую клавиши. На контакты NO13, NO14 ставят перемычку между замкнутым и разомкнутым контактами

Силовая цепь имеет отличия, но не очень существенные. Три фазы подают на входы, обозначенные на плане, как L1, L2, L3. Трехфазную нагрузку подключают к T1, T2, T3.

Ввод в схему теплового реле

В промежутке между магнитным пускателем и асинхронным электродвигателем последовательно подсоединяют тепловое реле. Выбор его осуществляют в зависимости от типа мотора.

Тепловое реле обезопасит электрический двигатель от неисправностей и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть при пропадании одной из фаз

Подключают реле к выводу с магнитным пускателем. Ток в нем проходит к мотору последовательно, попутно нагревая реле. Верх реле оснащен придаточными контактами, объединенными с катушкой.

Нагреватели реле рассчитывают на предельную величину тока, протекающего через них. Делают это для того, чтобы, когда двигатель окажется в опасности из-за перегрева, реле смогло бы отключить пускатель.

Re: Подключение двигателя без пускателя

При частом включении и отключении нагруженного автомата возможен преждевременный износ силовых контактов. На нем образуется нагар, а это увеличенное переходное сопротивление и как следствие нагрев. Пускатели, кстати тоже этим могут грешить. Люди постарше должны помнить советских времен, когда дежурным электрикам на производстве частенько приходилось менять контакты на пускателях из-за пригорания контактов — благо были сменяемыми и заменяемыми в пределах своей величины.

Acshel Сообщения: 46 Зарегистрирован: 02 фев 2016, 18:32

Re: Подключение двигателя без пускателя

Само собой! — ПМЛ, ПМЕ, ПМА если ничего не путаю. Хотя на самом деле не так давно это и было, да наверно и до сих пор меняют кое-где…)

вадим84 Сообщения: 61 Зарегистрирован: 19 янв 2016, 17:59

Схема подключения магнитного пускателя от А до Я — советы экспертов по выбору и пошаговая инструкция по монтажу и подключению (145 фото и видео)

Подача электропитания на двигатели осуществляется либо через контактор, либо через магнитный пускатель. По выполняемым функциям эти устройства очень схожи между собой, и нередко в прайс-листах их даже путают. Между ними, тем не менее, существуют и серьезные различия. Виды магнитных пускателей, с фото и примерами, а также схема их подключения будут разобраны в рамках статьи.

Сходство и различие контакторов и пускателей

Оба устройства служат, чтобы замыкать и размыкать цепь по мере надобности. В основу их конструкции заложен электромагнит, работают они и от переменного, и от постоянного тока. Оснащены силовыми, или основными, а также сигнальными, или вспомогательными, контактами.

Разница заключается в степенях защиты устройств. Контакторы оснащаются камерой для гашения дуги. Благодаря этой особенности они применяются в цепях с большей мощностью, чем пускатели. Кроме того, само устройство более массивное за счет дугогасящих камер. Максимально допустимая сила тока для пускателей составляет до 10 ампер.

Пускатели изготавливают в пластмассовом корпусе и оснащены восемью контактами – шесть для питания трехфазного двигателя, и два для его обеспечения электропитанием после прекращения нажатия кнопки «пуск». Применяют их как для питания электродвигателей, так и приборов, для которых подходит данная схема.

Контакторы нередко изготавливаются без корпуса, поэтому в процессе эксплуатации для них необходимо предусмотреть защитный кожух, предохраняющий его от влаги и загрязнения, и поражения людей током.

Как работает пускатель

Главными частями прибора являются индуктивная катушка и магнитопровод, состоящий из статической и динамической частей Ш-образной формы. Они расположены выводами один к  другому. Стационарная часть закреплена на корпусе, а подвижная – не закреплена. Внизу магнитопровода в специальную прорезь вводится катушка индуктивности.

В зависимости от ее параметров, меняется номинальное напряжение работы устройства – от 12 до 380 вольт. Вверху магнитопровода находится две пары контактов – статичные и динамичные.

Когда питания нет, то пружинка удерживает контакты разомкнутыми. Когда питание появляется, в катушке наводится магнитное поле, и верхний сердечник притягивается к нижнему. Контакты в результате замыкаются. После снятия питания, исчезает и электромагнитное поле, а пружина разжимает контакты.

Устройство может работать от источника постоянного тока, и при одно- и трехфазном переменном токе, главное, чтобы его значения не превышали номинал, указанный заводом-изготовителем.

Сеть на 220 вольт

При питании от сети 220 вольт с одной фазой, подключение осуществляется через выводы, которые, как правило, обозначают А1 и А2. Расположены они в верху корпуса пускателя. При подсоединении к ним провода с вилкой, прибор включается в сеть. На выводы, маркированные L1, L2, L3 подается любое напряжение, снимаемое с контактов Т1, Т2 и Т3.

Ноль и фазу при подсоединении к устройству возможно спокойно перебрасывать, это не принципиально. Обычно питание подается через датчик температуры или степени освещения, например, при подсоединении пускателя к автономному отоплению или уличному освещению.

Кнопки «пуск» и «стоп»

При запуске и выключении двигателя при помощи пускателя удобно подключение устройства с кнопками, включенными последовательно с прибором.

Чтобы по окончанию нажатия на кнопку «пуск» работа двигателя не прекратилась, в цепь вводят самоподхват за счет запараллеленных с «пуском» выводов. Благодаря им двигатель работает после того, как на «пуск» уже не нажимают, до того момента, пока не нажмут на кнопку остановки.

На двигатель подают напряжение через любой маркированный буквой L контакт, и снимают его с соответствующего контакта под литерой Т. Данная схема подключения справедлива для однофазной сети.

Трехфазная сеть на 380 В

При подключении к трехфазной сети, задействуется три группы контактов L и Т. Одна из фаз подключается к контакту А1 или А2, ко второму из них подсоединяют «ноль».  Для защиты асинхронного двигателя от перегрева в цепь вводится тепловое реле. Больше никаких принципиальных отличий в подключении нет.

Настройка электронно-механических аналоговых реле

Системы промышленной автоматики, а также различные бытовые модули часто оснащаются электромеханическими устройствами, конструкция которых предусматривает настройку при помощи потенциометров.

Электромеханический тип устройства отсчёта времени с регулировкой параметров потенциометрами. Существуют различные конфигурации подобных приборов, что делает возможным применять их в схемах разной сложности

На передней панели корпуса таких устройств располагается шток потенциометра (или несколько штоков), предназначенный под вращение лезвием отвёртки. По окружности штока (штоков) наносится размеченная шкала значений установки.

Прорезь на штоке под лезвие отвёртки является своеобразным указателем, изменяющим своё положение при вращении штока. Установкой этого указателя напротив определённых значений размеченной шкалы достигается настройка нужного параметра.

Многоканальный прибор электронно-механического типа. Настраивается легко и просто путём вращения потенциометров с помощью отвёртки. На фронтальной панели также имеется светодиодная индикация состояния

Приборы подобного типа (например, NTE8) нашли широкое применение в схемах управления вентиляционными системами, отопительными модулями, приборами искусственного освещения.

Назначение и виды

Реле времени предоставляет возможность задать определенный временный интервал, необходимый для работы электрооборудования. Зачастую оно используется в случаях, когда предполагается автоматическое включение различных приборов через определенный промежуток времени.

В быту реле времени применяется с целью экономии электроэнергии. При автоматическом включении и отключении бытовой техники и освещения, население существенно экономит свой бюджет. Кроме этого данный прибор востребован среди потребителей благодаря длительному сроку эксплуатации, а также практичности в использовании.

Приспособления цикличного вида вызывает сигнал через установленный временной промежуток. Исконный вариант этого типа был механическим. Он взаимодействовал с контактами посредством запрограммированного механизированного барабана. Когда появились микропроцессоры, реле стало обладать различными диапазонными критериями. Цикличное реле по большей части применяется в уличном освещении.

Промежуточный тип предусматривает временную задержку при подключении электроприбора на установленный момент. Такая задержка необходима для правильной и корректной работы электрических приборов, имеющих сложный механизм. В свою очередь промежуточные реле делятся на электромагнитные реле; пневматические устройства; приспособления, имеющие часовой механизм; электронные реле; а также моторные реле.

Блочные реле применяются в областях узкой специализации, к примеру, задержка во времени фотопечати. Блочный прибор обладает вмонтированным питанием и устанавливается как самостоятельное устройство.

Встраиваемое устройство не имеет корпуса и собственного источника питания. Реле является частью более сложного механизма. Используется в качестве вспомогательного элемента, и имеет общий корпус с другими элементами. Самым распространенным примером может являться стиральная машина автомат.

Модульные приспособления схожи с блочными разновидностями. Зачастую их устанавливают в распределительные щитки на дин-рейку.

Электромагнитные

Данный вид применяется только в сетях, имеющих постоянный ток. Реле оснащено короткозамкнутой обмоткой на подобие, медной гильзы. Задержка во времени происходит благодаря этой гильзе, которая препятствует увеличению магнитного потока и включению якоря главного реле. Устройство можно устанавливать на временной отрезок, который составляет пять секунд. Такие типы используются в электроприводах с целью их разгона или торможения.

Электромагнитное реле

Электронные

Электромагнитные устройства обладают функцией программирования задержки времени. Выпускаются аналоговые и цифровые виды. Приспособление контролирует процессы в электронных схемах, производит отсчет установленного количества импульсов, регулирует разряд и заряд конденсаторов. Такие устройства широко применяются в быту.

Пневматические

Реле называется пневматическим благодаря содержанию в своем механизме пневматического катаракта. Посредством специального регулировочного винта изменяется диаметр отверстия, которое поглощает воздух, в результате чего происходит задержка во времени. Такой аппарат можно запрограммировать на шестидесятисекундную задержку. Это изделие можно применять для автоматического управления электрооборудованием, а также для управления электроприводом, его разгоном и торможением.

Моторные

Данные типы используются для защиты воздушных линий при их повторном подключении. Основным элементом данного устройства является синхронный двигатель, который осуществляет свою работы с помощью электрической сети переменного тока, имеющей частоту в 50 Герц. Кроме этого в механизм реле входит электромагнит, посредством которого осуществляется сцепление двигателя и редуктора. Прибор способен произвести задержку времени от десяти секунд до нескольких часов.

С часовым механизмом

В основе такого реле лежит пружина. Электромагнит, входящий в конструкцию, приводит данную пружину в действие. На специальной шкале устанавливается необходимое время, по истечению которого контакты реле замыкаются. Временной промежуток может быть установлен на величину от 0,1 до 20 секунд.

Реле времени с часовым механизмом

Переходим к принципу работы схемы

После подачи питания цепочка R1–C3 генерирует стартовый импульс, длительностью примерно 100мс для микросхемы DD1, с которого выход OUT микросхемы устанавливается в лог.1, включая тем самым оптосимистор VS1, симистор VS2 и подключая нагрузку к сети 220В. С этого же момента начинается отсчет времени.

Время выдержки таймера задается цепочкой R3–R6–C2. Время зарядки конденсатора C2 до напряжения отключения выход OUT микросхемы DD1 в логический 0 определяется формулой:

t = 1,1*(R3+R6)*C2

Резистор R6 ограничивает минимальное время задержки 3 сек. Конденсатор C1 необходим для фильтрации помех в питании микросхемы DD1 и должен располагаться максимально к ней близко.

Резистор R4 задает ток светодиода оптосимистора и при применении аналогов MOC3043, например MOC3042 или MOC3041 должен быть уменьшен, так как им необходим больший ток для работы.

Данная схема может применяться и для коммутации пускателей, но учтите, что в случаях малых токов пускателей возможно ложное срабатывание или их жужжание в отключенном режиме, так как они могут включаться через цепочку R5–C5. В таком случае, эта цепочка требует коррекции по номиналам.

Такое устройство можно купить сразу в готовом виде, либо применить ненужный от какого-либо устройства: роутера, модема, телефона или подобного. В таком случае устройство реле заметно упростится.

Трансформатор T1 можно заменить на любой другой с номинальным входным напряжением 220 Вольт, выходным — 12 Вольт.

Если схема реле задержки выключения вас заинтересовала и вы бы хотели скачать файл с изображением разведенной печатной платы — оставляйте ваши комментарии.