Радиоэлектроника для новичка

Электронные самоделки для автомобиля

Автолюбители создают самоделки своими руками для улучшения внешнего вида и удобства пользования автомобилем.

Электрический автопробник

Для автомобиля отлично подойдет простой самодельный электрический пробник. Он может показать наличие в электрической цепи напряжения в 12 Вольт. С помощью него проверяется исправность реле, а также лампочек и другого оборудования. Сделать такое устройство можно из шприца и светодиодов.

Схема сборки:

  1. Два светодиода спаиваются противоположными выводами (плюс одного к минусу другого и наоборот).
  2. К одной из спаек через сопротивление 300 Ом присоединяется стальной щуп. К другой спайке — контакт для батареек.
  3. Конструкция вставляется в шприц так, что щуп выходит из отверстия для игл. Большая часть щупа изолируется трубкой ПВХ.
  4. В шприц вставляются 4 батарейки LR44 так, что один из полюсов соединяется с контактом светодиодов.
  5. К другому полюсу батарей подводится контакт от гибкого провода с зажимом «крокодил».

На видео рассказывается, как сделать шприц-тестер. Снято каналом ILYANOV.

Выключатель света

Довольно проста в изготовлении схема плавного выключения света в салоне автомобиля. Подходит такая электроника для любого авто. Параллельно клеммам салонного фонаря припаивается небольшая плата, состоящая из конденсатора и диодов. Падение напряжения электроэнергии будет происходить постепенно и создаст эффект плавно гаснущего света.

Автомобильный сабвуфер

Чтобы сделать автомобильный сабвуфер своими руками, необходимо сначала приобрести динамик. От его габаритов нужно отталкиваться при расчете размера корпуса.

Наиболее простой и удачной для багажника формой сабвуфера является усеченная пирамида с наклоном как у задних сидений.

Светодиодные противотуманки

Своими руками можно сделать автомобильные противотуманки на светодиодах.

Для творчества потребуется:

  • два десятиватных светодиода;
  • 2 линзы от старого проектора;
  • прокладки от пластиковых труб;
  • микросхемы LM317T;
  • резисторы.

Инструкция по сборке поделки:

  1. Светодиоды устанавливаются на заранее подготовленные алюминиевые радиаторы.
  2. Собирается конструкция из корпусов фар, линз от проекторов, прокладок и диодов на радиаторах.
  3. Противотуманки запитываются через стабилизаторы тока на микросхемах LM317T и резисторах.

Автомобильная переноска

Очень удобная автомобильная переноска получается из компьютерного USB-светильника. Она компактная и подключить устройство можно к любому месту в проводке автомобиля.

Схема изготовления:

  1. Из USB-штекера удаляем контакты.
  2. В корпусе штекера соединяем провода светильника и автомобильные зажимы «крокодил».
  3. Для крепления в нужном месте (даже горизонтально), на штекер ставится магнит.

Электронные самоделки, на сегодня, являются доступным способом изготовления полезных механизмов, способных облегчить жизнь и разнообразить досуг. Современные умельцы способны своими руками собирать как простые игрушки, так и сложные, многозадачные механизмы. О том, как просто и быстро сделать электронные игрушки, интересные и полезные электронные самоделки для дома и автомобиля своими руками – читайте ниже!

Составление схемы

По закону частному лицу государство гарантирует упрощенное подключение к электричеству жилища при условии, что его электросеть будет потреблять не более 15 кВт мощности. Если в планах нет применения теплого пола или мощного бойлера на электропитании, то этих киловатт в большинстве случаев хватает с избытком. Можно даже использовать скважинные насосы и маломощный слесарный станок в гараже.

Типичная схема электропроводки в доме

Упрощенный порядок электрификации дома предполагает:

  • подачу документов на подсоединение к сетям с указанием планируемой к потреблению мощности;
  • получение техусловий (сколько киловатт в итоге выдадут и с какого столба);
  • подготовка и согласование электропроекта коттеджа (при необходимости);
  • выполнение монтажа проводки и электрооборудования;
  • получение актов о соответствии внутридомовой электроэнергетической системы проекту и ввода ее в эксплуатацию;
  • подписание договора электроснабжения со снабжающей компанией.

А что происходит в доме – это проблемы его хозяина. При этом всю нужную документацию по проводам от трансформатора до вводного шкафа они готовят сами.

Однако многие поставщики электричества продолжают при выполнении подключения привычно по-старому требовать проект электроснабжения коттеджа. В этом документе указывается схема электропроводки дома с обозначением месторасположения всех розеток, выключателей и приборов освещения. В любом случае его рекомендуется делать, чтобы четко понимать план разводки проводов по зданию и их необходимый метраж.

Как научиться читать принципиальные схемы

На самом деле есть только несколько способов. Это теория и практика. Если вы выучите обозначение радиодеталей, это еще не значит, что вы выучили схемотехнику. Это все равно, что выучить азбуку, но без грамматики и практики вы не выучите язык.

Например простая схема усилителя на одном транзисторе.

Вход X1 плюс (левый или правый канал), X2 минус. Звуковой сигнал поступает на электролитический конденсатор C1. Он защищает транзистор VT1 от замыкания, поскольку транзистор VT1 постоянно открыт при помощи делителя напряжения на R1 и R2. Делитель напряжения устанавливает рабочую точку на базе транзистора VT1, и транзистор не искажает входной сигнал. Резистор R3 и конденсатор C2, которые подключены к эмиттеру транзистора VT1, выполняют функцию термостабилизации рабочей точки при повышении температуры транзистора. Электролитический конденсатор C3 накапливает и фильтрует питающее напряжение. Динамическая головка BF1 служит выходом звукового сигнала.

Можно ли это понять, только выучив обозначения радиодеталей без схемотехники и теории? Навряд-ли.

Еще сложнее дело обстоит с цифровой техникой.

Что это за микроконтроллер, какие он функции выполняет, какая прошивка и какие фьюзы в нем установлены? А вторая микросхема, какой это усилитель? Без даташитов и описания к схеме не получится понять ее работу.Изучайте схемотехнику, теорию и практику. Просто выучив название деталей не получится разобраться в схемотехнике. Обозначение радиодеталей выучиться само по себе по мере практики и накопления знаний. Еще все зависит от выбранной отрасли. У связистов одна схемотехника, у ремонтников мобильной техники другая. А те, кто занимается звуком, не очень поймут электриков. Как и наоборот. Чтобы понять другую отрасль, ее схемотехнику и принципы работы нужно в нее погрузиться.

Поэтому, не следует строить иллюзии. Изучайте схемотехнику и собирайте схемы.

Принципиальные схемы помогают собирать устройства, и при изучении теории, понимать работу устройства. Без знаний и опыта, схема это просто схема.

Основные рабочие процедуры

Технологическая карта или схема «правильной» пайки посредством паяльника предполагает следующий порядок проведения операций.

Прежде чем непосредственно паять, поверхности подлежащих пайке предметов очищают от сильных загрязнений и коррозионных наслоений, после чего их следует зачистить до характерного блеска.

После этого места спайки деталей обрабатываются ранее подготовленным флюсом, посредством которого удаётся улучшить условия растекания припоя по поверхности контакта.

Затем контактная площадка или зона пайки подвергаются защитному лужению, сущность которого состоит в нанесении на них расплавленного до жидкого состояния припоя. При этом расходный материал равномерно растекается по поверхности деталей, которые надо паять, и обеспечивает образование надёжного термического соединения.

При подготовке деталей под лужение предпочтение отдаётся пастообразным флюсам, которые удобно наносятся и легко смываются. Перед обработкой и пайкой детали предварительно соединяют посредством механической скрутки или сжатия пассатижами.

После фиксации на них снова наносится флюс, а затем место контакта прогревается с одновременным введением в него прутка припоя (его состав может отличаться от того материала, что использовался для лужения).

Научиться правильно паять своими руками невозможно, если не научиться лудить жало паяльника. Для лужения рабочий наконечник после полного прогрева паяльника следует с усилием прижать к любой покрытой фольгой поверхности и потереть им по расплавленной канифоли с припоем.

Эту операцию следует повторять до тех пор, пока на гранях медного острия не появится характерная плёнка из припоя, обеспечивающая хорошую адгезию с любым металлом.

Вопрос как правильно надо паять, приходит вместе с заинтересованностью о том, для чего же нужна пайка, и что можно сделать с ее помощью. Это раньше паяли преимущественно кастрюли и самовары, а сегодня паять можно и высокотехнологичные вещи.

Условные обозначения на электросхемах авто

Условные обозначения электрических схем не представляют собой ничего сложного. Чтобы понять их, необходимо иметь минимальное представление о действии электрического тока.

Как известно, ток – это упорядоченное движение заряженных частиц по проводникам электрического тока. В роли проводников выступают разноцветные провода, которые обозначаются в схеме в виде прямых линий. Цвет линий должен в обязательном порядке соответствовать цвету проводов в действительности. Именно это и помогает разобраться водителю с толстыми жгутами проводов и не запутаться.

Различные контактные соединения обозначаются при помощи специальных цифр, которые есть как на схеме, так и в местах соединения. Как правило, такими цифрами в обязательном порядке обладают реле, имеющие множество контактных выводов. Элементы электрической цепи на схеме подписываются при помощи цифр. Внизу схемы или в виде отдельной таблицы отображается специальная расшифровка этих чисел, которая отображает название элемента цепи.

Подытожим. Читать электрические схемы – это достаточно легкое занятие. Главное правильно взаимодействовать с условными обозначениями и уметь понимать симптомы неисправности, чтобы своевременно и правильно определить род и место неисправности на схеме.

Электрические схемы. Типы. Правила выполнения

Полупроводниковые приборы. Составные части изделия изображают в виде упрощенных внешних очертаний, а их расположение должно примерно соответствовать действительному размещению [2, п.

Схема электрических соединений или ее еще называют монтажная схема, представляет собой упрощенный конструктивный чертеж, изображающий электрическое устройство в одной или нескольких проекциях, на котором показываются электрические соединения деталей между собой. Другой тип принципиальных схем отражает управление приводом, линией, защиту, блокировки, сигнализацию. На таких схемах провода идущие в одном направлении часто объединяют в жгуты или пучки и показывают одной толстой линией.

На схеме проводки квартиры будет видно размещение розеток, светильников и т. На наличие соединения указывает точка в месте пересечения или примыкания.

На таких схемах может быть показаны схемы нескольких типов, например электрическая принципиальная и монтажная, или принципиальная и схема расположения. Кстати, монтажной также считается электросхема соединений, которая предназначена для подключения электрооборудования, а также соединения установок между собой в пределах одной цепи.

Типы и виды электрических схем: общая класификация

Основание подвижной части отмечается специальной незаштрихованной точкой. Схемы обычно дополняются различными диаграммами и таблицами переключения контактов, которые поясняют порядок срабатывания сложных элементов, например многопозиционных переключателей, временными диаграммами, показывающими последовательность срабатывания катушек реле. В люстре один провод стал общим. Благодаря ей любую неисправность можно обнаружить и устранить в очень короткое время. Ниже будут рассмотрены схемы принципиальные, соединений и подключений как получившие наиболее широкое применение в электрооборудовании промышленных предприятий.

Это может быть либо отключение автомата 2-QF, либо отключение катушки 2-КМ, которая включается релейной схемой. Участки цепи, вдоль которых протекают одни и те же токи, называются ветвями. Существует несколько вариантов выполнения схем соединения и подключения. Теперь следует разобраться, для чего предназначена каждая конкретная электросхема, и из чего она состоит. На таком чертеже должны обязательно быть указаны все функциональные узлы цепи и вид связи между ними.

Виды заземления нейтрали

При повороте ключа зажигания ничего не происходит.

Электрика автомобиля

 Столкнулся с такой проблемой — автомобиль «zaz sens» перестал заводиться. Вставляю ключ зажигания, поворачиваю до первого щелчка вроде все как обычно, начинает качать бензонасос. Насос перестает качать, я поворачиваю ключ зажигания, чтобы завести автомобиль и в этот момент все гаснет и ничего не происходит, как будто автомобиль выключается. При этом приборная панель, габаритные огни и даже аварийка не моргает и ничего не работает. Если включить свет в салоне, то он светит очень тускло, едва заметно. При следующих попытках завести, уже и бензонасос не качает. Если подождать пару часов, то повторяется та же ситуация, качает насос при попытке запустить стартер — все отключается и тишина.

Как я решил данную проблему.

Первое на что я подумал, это плохой контакт на массе. Я взял провод и подсоединил минус  от аккумулятора напрямую к кузову, при этом клеммы не отсоединял. Попробовал завести ничего не изменилось.

Второе что я сделал — это проверил все предохранители, они все оказались исправные.

На следующей день я решил зарядить аккумулятор, снял клеммы и поставил на зарядку. Полностью зарядил, не помогло.

Решил почистить клеммы, стал опять откручивать и случайно заметил что гайка на плюсовой клемме аккумулятора — очень слабо закручена, к которой присоединяется тонкий провод идущий от блока управления. Я открутил, все почистил и закрутил потуже. И все завелось, как обычно, даже ещё лучше.

Надеюсь данная информация кому-нибудь пригодится. Всем удачи!

Дальше »

Резюме

Схемы читаются слева-направо (бывают редкие исключения).

Определяем, где у схемы питание.

Вспоминаем значение каждого радиоэлемента.

Смотрим направление электрического тока в схеме.

Смотрим, что должно произойти в схеме, если на нее подано питание.

Вычисляем приблизительно силу тока в цепях и мощность, выделяемую на радиоэлементах, для того, чтобы удостовериться, что схема реально будет работать и в ней нет аномальных параметров.

При большом желании можно прогнать схему через симулятор, например через современный Every Circuit, и глянуть различные интересующие нас параметры.

{SOURCE}

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). Поэтому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Обозначение общего провода

В сложных электрических цепях с целью улучшения читаемости схемы часто проводники, соединенные с отрицательной клеммой источника питания, не изображают. А вместо них применяют знаки, обозначающие отрицательных провод, который еще называют общий или масса или шасси или земля.

Рядом со знаком заземления часто, особенно в англоязычных схемах, делается надпись GND, сокращенно от GRAUND – земля.

Однако следует знать, что общий провод не обязательно должен быть отрицательным, он также может быть и положительным. Особенно часто за положительный общий провод принимался в старых советских схемах, в которых преимущественно использовались транзисторы p—n—p структуры.

Поэтому, когда говорят, что потенциал в какой-то точке схемы равен какому-то напряжению, то это означает, что напряжение между указанной точкой и «минусом» блока питания равен соответствующему значению.

Например, если напряжение в точке 1 равно 8 В, а в точке 2 оно имеет величину 4 В, то нужно положительный щуп вольтметра установить в соответствующую точку, а отрицательный – к общему проводу или отрицательной клемме.

Таким подходом довольно часто пользуются, поскольку это очень удобно с практической точки зрения, так как достаточно указать только одну точку.

Особенно часто это применяется при настройке или регулировке радиоэлектронной аппаратуре. Поэтому учиться читать электрические схемы гораздо проще, пользуясь потенциалами в конкретных точках.

Полезные вещи своими руками для рыбалки

Среди самоделок можно найти немало интересных идей для применения в походных условиях, а также на охоте и рыбалке.

Электронный сигнализатор

Примером может служить электронный сигнализатор для рыбалки на обычную удочку или другую снасть. Несложное устройство поклевки может быть собрано всего за полчаса. Для него понадобится старый брелок-пищалка и полоска пластика толщиной 1-2 мм.

Сборка сигнализатора:

  1. Брелок крепится к удилищу.
  2. Полоска пластика наклеивается на леску и вставляется между контактами брелка.

Теперь при поклевке рыба дернет леску, пластик вылетит, контакты замкнутся и брелок сработает.

Как создать сигнализатор, рассказывает автор ролика #Serg#.

Подводная камера для зимней рыбалки

С помощью самодельной подводной камеры для зимней рыбалки можно увидеть, есть ли рыба под лункой. А это упрощает процесс ловли.

Для изготовления понадобится:

  • небольшая камера;
  • герметичный бокс для камеры;
  • небольшой телевизор;
  • автомобильный аккумулятор для обеспечения питания камеры;
  • удлинитель;
  • инвертор;
  • свинец для груза;
  • ультрафиолетовые диоды для подсветки при подводных съемках;
  • суперклей, изолента, герметик.

Процесс сборки:

  1. В верхней части бокса делают два отверстия. Через одно вводят кабель-удлинитель. Через второе – провод, которым камеру соединяют с телевизором.
  2. В боксе выполняют еще несколько отверстий, в которые вставляют лампочки для подсветки. Провода от лампочек спаивают в одну схему (например, с параллельным расположением), которую соединяют с кабелем, обеспечивающим питание.
  3. Отверстия заклеиваются клеем и изолентой для плотной герметизации.
  4. Растапливают свинец и выливают из него небольшие брусочки удлиненной формы. Размещают их в нижней части бокса.
  5. Настраивают камеру, подсоединяют к кабелю. После чего ее аккуратно размещают в боксе так, чтобы она имела четкое направление вперед и по горизонтали и передавала качественное изображение. Для устойчивости камеру вокруг обкладывают мягким материалом.
  6. К боксу приделывают торс (веревку, ремень), которым будут опускать камеру на глубину. Для удобства можно его, кабель питания и провод связи видеокамеры с телевизором объединить в одну жилу, скрепив изолентой.
  7. Подсоединяют кабель питания видеокамеры к аккумулятору и тестируют устройство.

Самодельная приманка для рыбы

Хорошую приманку для ловли рыбы можно сделать самостоятельно. Это будет устройство, собранное на основе простого мультивибратора.

Понадобится:

  • излучатель звука, например, из детской игрушки;
  • провода;
  • небольшая пластмассовая баночка, к примеру, из-под лекарственных таблеток;
  • электронная плата;
  • регулятор с пластиковым стержнем;
  • кусок пенопласта;
  • батарейки;
  • грузики для поплавка;
  • регулятор громкости.

Сборка приманки осуществляется так:

  1. Нужно спаять схему и проверить ее.
  2. К излучателю звука припаивается два проводка. Затем они по корпусу проводятся внутрь и подключаются к плате.
  3. В крышку от баночки ставится регулятор с пластиковым стержнем.
  4. Сверху на плату устанавливается вырезанный из пенопласта плотный круг, который отделяет плату от батарейки.
  5. В нижней части баночки закрепляются грузики, чтобы емкость держалась на воде как поплавок.
  6. Регулятором выставляется частота и изменяется звук.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).

Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1” Цепь под номером 31 – заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107 Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.

Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Учимся читать принципиальные электрические схемы

В данном случае нельзя разделить цепи питания либо нужно иначе составлять схему и т. Они разделяются на замыкающие, размыкающие и переключающие, каждому из которых соответствует свой графический рисунок.
Особенно это актуально в приёмопередающей аппаратуре.
Другие электроприборы имеют еще более сложную конструкцию, дополненную различными реле, автоматическими выключателями, электродвигателями, трансформаторами и многими другими деталями. Плавкие предохранители, резисторы, конденсаторы.
Большую помощь при анализе схем оказывают временные диаграммы взаимодействия, отражающие динамику работы схемы, а не только какое-то установившееся ее состояние. Они указывают на соответствующую нумерацию или технические характеристики элементов. Поэтому каждый начинающий электрик должен в первую очередь овладеть способностями чтения разнообразных принципиальных схем. У постоянных резисторов значок может быть с отводами или без отводов.
Видео Каждая электрическая схема состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, также включают в свою конструкцию различные детали. К первичным относятся цепи, по которым подаются основные технологические напряжения непосредственно от источников к потребителям или приемникам электроэнергии. Разница в размерах и яркости света. Здесь мы видим, что в схеме присутствуют одинаковые по номиналу и мощности резисторы R8 — R

В случае необходимости допускается изображение контактов в зеркально-перевернутом виде. Выключатели различаются по типу воздействия, они могут быть кнопочными или путевыми, с размыкающими и замыкающими контактами.

В номинальном режиме все элементы работают с тем током, напряжением и мощностью, которые указаны в паспорте устройства. Плавкие предохранители, резисторы, конденсаторы. Во всех схемах использована простейшая элементная база, не требуется сложная наладка и допускается замена элементов на аналогичные в широких пределах. Это резистор с мощностью рассеивания 0,25Вт и номиналом 10кОм на схеме 10К.

Для других видов полупроводников существуют собственные обозначения, определяемые стандартом. В связи с этим очень часто возникает вопрос, как научится читат ь электрические схемы, где все составляющие отображаются в виде условных графических обозначений.
ТОП 10 СХЕМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ