Классификация магнитных пускателей

Содержание

Пускатель магнитный

Сегодня мы с вами в очередной раз поговорим про оборудование для коммутации путей розеточного монстра. Также обсудим как запустить двигатель в обратную сторону, и ещё много интересных вопросов. Как говорится, не спешите закрывать окно в браузере. Мы начинаем.

Электричество штука сложная, и многие из его свойств до сих пор не изучены. Но многое уже известно, и со всем этим нужно существовать и взаимодействовать. Существует масса мест и ситуаций на нашей планете, которые абсолютно немыслимы без электричества. Например, вы вряд ли даже задумаетесь о том, чтобы купить квартиру, в розетках которой не прописался монстр. Кстати, для тех кто не в курсе, кто такой монстр и с чем его есть не стоит, можете почитать здесь. После прочтения этой статьи многие шутки в этом блоге станут вам намного понятнее, да и вообще стоит прочитать все от корки до корки. Это очень интересно и увлекательно. Но вернёмся обратно к теме. Вы и думать не можете про то, как жить без электричества. Но не каждый из вас задумывается о тех процессах и устройствах, которые находятся по ту сторону баррикад. Вот вы же, вызывая лифт, не задумываетесь как происходит процесс? Или вы не думаете как включается лампа? Вы просто нажимаете кнопку или выключатель и получаете результат. Но мир электричества намного больше кнопок и выключателей. И сегодня мы поговорим про магнитные пускатели.

Что же такое магнитный пускатель? В первую очередь, это электромагнитное или электромеханическое комбинированное устройство. Служит оно для пуска и поддержания непрерывной работы электродвигателей, их защиты. Это хитрое устройство занимается распределением электричества и его управлением. Оно даже способно заставить электродвигатель работать в обратном направлении, но об этом позже. Итак, в своём арсенале пускатель магнитный имеет немало аксессуаров. Некоторые пускатели оснащены функцией аварийного отключения, при обрыве одной из фаз трехфазного электричества. Стоит отметить, что магнитный пускатель это очень умное устройство, которое бережёт двигатели и продлевает их срок службы. Делает он это посредством переключения фаз по схемам “звезда” и “треугольник”, но это целая тема для отдельной статьи. Так что об этом, в другой раз. Из нескольких магнитных пускателей обычно собирают схемы сложного управления. Схемы бывает как обычные, так и реверсивные. Реверсивные схемы — те, которые запускают обратное нормальному движению. Самым распространённым применением схем обоих типов является самый обычный лифт. Ведь если вдуматься, то он ездит вверх и вниз, а это значит, что двигатель постоянно крутится в разные стороны.

Вроде с функциями пускателя разобрались. Теперь давайте про аксессуары. Поверьте, они во многом похожи на аксессуары от модульных контакторов. Здесь в ассортиментной матрице будут присутствовать те же тепловые реле, реле времени и дополнительные контакты. Тепловые реле работают в зависимости от температуры. Например, предельная температура работы двигателя, ну скажем, градусов двести. Так вот, как только температура двигателя перевалит за эту отметку, реле сработает и пускатель разомкнет контакты. Примерно по такому же принципу работает реле времени. Ну а дополнительные контакты, это просто дополнительные вводы для проводов, для подсоединения чего бы то ни было.

Теперь давайте поговорим о том, как правильно выбрать магнитный пускатель. В следующий раз мы поговорим про магнитный контактор. Разница в данном случае в том, что пускатель рассчитан на в разы большую мощность. Ну все, переходим к выбору магнитных пускателей

И первым, на что стоит обратить внимание, это номинальный ток. Как вы помните из многих предыдущих статей измеряется эта характеристика в такой величине, как амперы

Для самых стандартных магнитных пускателей это значение обычно в пределах от ста до пятисот ампер. Тот, кто внимательно читает наш блог, помнит, как перевести амперы в киловатты и получить мощность. Так будет понятнее. Ну а те кто не помнит или не знает, милости просим на страницы блога, там все есть.

Вторые несколько характеристик связаны непосредственно с напряжением. Первая — номинальное напряжение. Если кто не в курсе, то это напряжение сети, к которой можно подключить пускатель. Как правило магнитные пускатели универсальны, и рассчитаны на напряжение от 220 до 660 вольт. И во всех стандартных сетях они работают хорошо. Второе напряжение — максимальное напряжение по изоляции. Ну тут все совсем просто. Эта характеристика показывает максимальное напряжение, при котором будет себя корректно вести госпожа изоляция. С понятными простым людям характеристиками на этом все.

Монтаж силового электрооборудования

Силовое электрооборудование представляет собой низко- и высоковольтные устройства, линии и вспомогательные изделия, предназначенные для производства, трансформации, передачи,

Все они представляют при неумелом обращении опасность для человека. Их монтаж должен выполняться с учетом особых требований. Они могут монтироваться на существующих объектах, вновь строящихся, находящихся на ремонте. Монтаж силового электрооборудования должен выполняться только электромонтажниками, специализирующимися на конкретном виде монтажа. Перечень работ, осуществляемый ими довольно обширный:

  1. монтаж силовых линий;
  2. установка внутренних систем электроснабжения;
  3. монтаж этажных и индивидуальных щитов, вводно-распределительных устройств, пунктов распределения;
  4. монтаж изделий и оборудования электроосвещения в помещениях и на улице;
  5. установка трансформаторных подстанций;
  6. установка резервных источников питания;
  7. подключение различного оборудования к электрическим сетям энергопередающих компаний.

Схема подключения

Изначально, как уже и упоминалось, необходимо определить номинал катушки (от этого будет зависеть и сама схема подключения магнитного пускателя), а также количество контактных пластин. Далее нужно понять, какое подключение требуется. Дело в том, что если подключается реверсивный двигатель, который будет работать в обе стороны, то будет необходимо 2 магнитных пускателя и минимум 3 кнопки управления, в одном или разных корпусах — значения не имеет, т.к. это личное дело каждого и зависит от ситуации, пожеланий и мест размещения управления.

Вообще, преимущество подобных устройств в том, что не имеет значения, сколько точек управления будет у двигателя, схема подключения от этого не изменится. Максимум у количества подключенных кнопок «пуск» и «стоп» отсутствует.

Для примера имеет смысл рассмотреть вариант подключения магнитного пускателя с катушкой 220 В на простой двигатель.

Пускатель электромагнитный 220В

Схема подключения пускателя 220 В

Схема подключения пускателя подобного типа является наиболее простой, т.к. номинал катушки — 220 В, а значит, питание на нее подается следующим образом: «ноль» на одну сторону, а «фаза» — на вторую. Причем нулевой провод должен идти как раз через кнопку «стоп», разрываясь при ее нажатии, но не напрямую, а через нулевые контакты пускателя.

Но здесь также важна разводка непосредственно в корпусе пульта управления. Нулевой провод, выходящий с кнопки «стоп», после разрыва идет не напрямую на пускатель 220 В, а к разрывающей клемме «пуск» и только оттуда — на контакт. Выходящий с замыкающей клеммы кнопки «пуск» идет непосредственно на нулевой контакт катушки, куда приходит и провод с другой стороны нулевого контакта самого пускателя. Таким образом, питание на кнопках отсутствует.

Далее фазный провод. Он идет на вторую сторону катушки с одной из питающих фаз на контактах пускателя. Таким образом, получается схема, при которой при нажатии кнопки «пуск» замыкается цепь и срабатывает электромагнит, притягивающий контакты пускателя, посредством чего подается питание на электромотор. Ноль при этом подается уже вне зависимости от кнопки «пуск» — она размыкает контакт, но значения это уже не имеет, т.к. второй нулевой провод при замкнутых контактах пускателя уже приходит на катушку постоянно.

Ну а при нажатии кнопки «стоп», которая разрывает окончательно ноль с катушкой, магнит перестает работать и пружина откидывает группу, размыкая контакты. Подробнее можно посмотреть на схематическом рисунке выше.

Катушка на 380 В

Нереверсивная схема подключения на 380 В

Как подключить магнитный пускатель подобного типа? Не намного сложнее предыдущего. Одна из сторон катушки запитана напрямую с подаваемой фазы (к примеру, С). Через пульт управления проходит фазный провод (к примеру, фаза А), далее подключение аналогично предыдущему.

Дело в том, что если номинал катушки магнита — 380 В, то эксплуатация становится не такой безопасной, как при 220 В, по той причине, что когда через пульт управления проходит напряжение, возможно поражение линейным током в случае сырости. Именно поэтому в помещениях с агрессивными средами используется в основном первый вариант катушек.

Сами магнитные пускатели имеют несколько видов, классификаций и вариантов исполнения. Попробуем разобраться, какие из них находят применение в той или иной области.

Схема подключения теплового реле

Подключение теплового реле к магнитному пускателю также не отличается особой сложностью. Устанавливается ТРН обычно рядом с пускателем на DIN-рейку, но также может подключаться непосредственно к пускателю, если имеет собственные жесткие выводы. Тепловое реле (его также называют термореле) включается в цепь между магнитным пускателем и электродвигателем. Обычно непосредственно на нем прорисована и схема его подключения.

Магнитный пускатель с тепловым реле намного надежней в эксплуатации, чем обычный. Подобное дополнительное оборудование спасет от перегрузок и нагрева, обесточив электромагнит. После, когда пластины самого реле остынут, пускатель снова будет готов к включению.

Подключение через тепловое реле

Основные поломки контакторов и магнитных пускателей, и их причины

Выход из строя управляющей катушки

Причины:

  • было подано напряжение, от электрической сети, не соответствующее рекомендациям. То есть, была установлена катушка под напряжение 220 вольт, а напряжение подсоединяемой сети, составляло 380 вольт;
  • подача тока на катушку, у контактов которой, образовалась перемычка. Итог — короткое замыкание и сгоревшие контакты катушки;
  • межвитковое замыкание, вследствие естественного старения изоляции на медной обмотке катушки;
  • превышенные рабочие температуры.

Сгорание главных контактов

Причины:

  • неправильный расчёт параметров нагрузки на пускатель.
  • подключение устройства, с двумя силовыми и одним дополнительным контактом, к трёхфазной нагрузке. Дополнительный контакт не рассчитан на номинальную силу тока выше 10 А, вследствие чего, происходит сгорание более слабого звена;
  • низкое напряжение на катушке, вследствие чего, возникает недостаток мощности вырабатываемой силы, необходимой для сцепления главных контактов. Причина такого недостатка, кроется в разной жесткости возвратных пружин, когда возникает дребезг и уменьшается постоянство и площадь сцепления контактов.
  • в процессе длительного срока работы, по причине воздействия, создаваемого вибрацией, ослабевает крепление проводников с контактными выводами. Уменьшение площади смыкания контактов, влечет за собой местный перегрев, что выводит контакты из строя.

Схема подключения модульного контактора

Универсальных решений не бывает, каждый коммутатор соединяется с силовыми и управляющими линиями в соответствии с рекомендациями производителя. Разобраться в этом несложно, в паспорте и на корпусе устройства обязательно присутствует подробное описание (равно как и меры безопасности).

При этом один и тот же контактор (имеется в виду модель) можно использовать для различных проектов и локальных решений. Для понимания методики разработки, рассмотрим схему подключения коммутатора в режиме кнопочного пускателя для электродвигателя.

Так же точно можно включать мощный электрообогреватель или бойлер для воды. Не имеет значения, будет контактор однофазным, или трехфазным. Принципиально на схему включения влияет лишь количество контактных групп.

Типы и применение магнитных пускателей

Магнитные пускатели производятся как в нереверсивном, так и реверсивном исполнении. Пускатели типа ПМЕ используются при пуске двигателей небольшой мощности, и применяют в электрических цепях для электродвигателей:

127В – от 1,1 до 3 кВт;

220В – от 1,1 до 5,5 кВт;

380В – от 4 до 10 кВт;

В середине 80-х годов пускатели ПМЕ стали заменять пускателями серии ПМЕ-М.

Магнитные пускатели типа ПА и ПАЕ необходимы для запуска электродвигшателей средней мощности:

127В – от 4,5 до 7,5 кВт;

220В – от 10 до 40 кВт;

500В – от 17 до 75 кВт.

Модификации пускателей указываются цифрами, которые обозначают:

первая – величина пускателя;

вторая – тип исполнения (1 – открытое, 2 – защищенное, 3 – пылеводонепроницаемое);

третья – нереверсивный или реверсивный, наличие или отсутствие теплового реле (1 – нереверсивный без теплового реле, 2 – нереверсивный с тепловым реле, 3 – реверсивный без теплового реле, 4 – реверсивный с тепловым реле).

На примере это выглядит так:

ПМЕ-111 – магнитный пускатель первой величины в открытом исполнении, нереверсивный, без реле;

ПА-423 – магнитный пускатель четвертой величины, изготовленный в защищенном исполнении, реверсивный, без реле;

ПА-312 – магнитный пускатель третьей величины, изготовленный в открытом исполнении, нереверсивный, наличие теплового реле.

Начиная с 80-х годов, пускатели магнитные ПАЕ заменили усовершенствованными аналогами серии ПМА.

Серии магнитных пускателей ПМА и ПМЛ рассчитаны на токи от 6,3 до 160А при напряжении до 660В. Установка пускателей данного типа осуществляется для запуска асинхронных двигателей высокой мощности – до 90 кВт. Они оснащаются трехполюсными электрическими и тепловыми реле, что дает возможность предотвращать перегрузки недопустимой продолжительности, включая защиту от режима функционирования на двух фазах. Выпускаются магнитные пускатели серий ПМА и ПМЛ как в открытом, так и в защищенном исполнении, нереверсивные или реверсивные, с возможностью переключения схемы соединения со звезды на треугольник. Коммутационная износостойкость данных устройств для категории использования АС-3 – от 2-х до 3-х млн. циклов ВО. Механическая износостойкость – от 10-и до 16-и млн. циклов ВО.

Тиристорные пускатели используют в целях управления трехфазными электродвигателями, расположенными на стационарных или передвижных установках. Их силовая часть изготовлена из тиристоров, которые включены встречно-параллельно попарно на каждую фазу. Пускатель следует устанавливать в вертикальном положении, но разрешаются отклонения от вертикали до 45° в любую сторону. Пускатель может работать как в продолжительном, так и в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения 60% и с частотой включения до 600 раз в час. Устройства имеют тепловую защиту от возможных перегрузок, а также максимальную токовую защиту, порог срабатывания которой можно регулировать. Управляется пускатель с помощью кнопок с фиксацией или без фиксации команды. Также возможно управление с помощью бесконтактных логических элементов.

Все материалы защищены законом РФ об авторских правах и ГК РФ. Запрещено полное копирование без разрешения администрации ресурса. Разрешено частичное копирование с прямой ссылкой на первоисточник. Автор статьи: коллектив инженеров ОАО «Энергетик ЛТД»

Инструкции по подсоединению

Подсоединение к 3-фазной сети Возможно подключение 3-фазного питания через катушку МП, функционирующей от В.
Если надпись гласит В АС или рядом с стоит значок переменного тока , то для работы схемы управления потребуется фаза и ноль. Последняя предназначена для быстрого рассоединения контактов, от скорости которого зависит величина электрической дуги.
Это является важным аспектом, ведь при неверном подсоединении сердечник может сгореть или не будет запускать полностью нужные контакторы. Графическое изображение по управлению, которое составляют катушка, кнопки и дополнительные контакторы, которые принимают участие в работе катушки или не допускают ошибочных включений. Теперь, перепроверив правильность монтажа можно подать напряжение и проверить работоспособность схемы.
Эта приставка защелкивается в специальные держатели, ее контактные группы работают вместе с группами основного корпуса. После выполнения вышеуказанных действий электродвигатель будет отключён и готов к последующего пуска с кнопочного поста. Кнопки управления пускателей В общем случае потребуется две кнопки: одна для включения и одна для отключения.
Необходимость в специфическом кнопочном контакте Известно, что контактор магнитного пускателя включается управляющим импульсом, исходящим от нажатия пусковой кнопки, с помощью которой подается напряжение на катушку управления. Различаются схемы подключения МП главным образом в зависимости от того, какая катушка в нем находится. Такие кнопки обычно имеют две пары групп контактов — одну нормально разомкнутую, другую замкнутую.

Поиск на сайте


Реверсивная схема подключения электродвигателя через пускатели В некоторых случаях необходимо обеспечить вращение двигателя в обе стороны. Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата — когда дополнительный вспомогательный контакт шунтирует подключается параллельно пусковую кнопку, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии. При перекрестной схеме подключения одновременное срабатывание обоих пускателей приведет к короткому замыканию. Катушка приведёт в действие контакты КМ1 и они замкнут цепи с обмотками двигателя. Напряжение с обозначением — значит разные фазы.

При полном опускании якоря, контакты, отбрасываемые пружиной, отключаются Питание катушки управления после подключения магнитного пускателя реализуется от переменного тока, но для этого устройства род тока не имеет значения. Правильно подключенный пускатель должен фиксироваться во включенном положении при механическом нажатии на подвижную часть магнитопровода. Тип напряжения не имеет значения, главное, чтобы номинал не выходил за пределы В. Теперь если ее отпустить магнитный пускатель продолжает работать, пока не пропадет напряжение или сработает тепловое реле Р защиты двигателя. Одновременно сердечник пускателя притягивает якорь, в результате чего происходит замыкание подвижных силовых контактов, после чего напряжение поступает на нагрузку.

Но правильная — только одна. Это так называемый кнопочный пост. Можно также составить однолинейный графический рисунок подключения трехфазного электрического двигателя к магнитному пускателю через реле.
Магнитный пускатель. Или как подключить трех фазный двигатель

Пускатель магнитный – устройство и конструктивные особенности

Итак, о контактах было рассказано выше. Добавим, что их обычно или три, или четыре пары. Располагается этот блок внутри пластикового корпуса. Здесь располагаются изоляционные траверсы. Сверху устанавливается крышка устройства. И, конечно, внутри располагается электромагнитная схема, состоящая из катушки, сердечника и якоря.

Есть в этой схеме ещё один элемент, который ничем не запитан. Это пружина. Её назначение – быстро разъединить контакты, когда ток перестаёт поступать на катушку. Именно в пружину и упирается сердечник. Все дело в том, что во время размыкания контактов между ними образуется электрическая дуга. Она негативно влияет на материал, из которого контакты изготовлены. То есть дуга снижет срок эксплуатации последних, а соответственно и всего прибора. Поэтому, чем быстрее произойдёт размыкания, тем лучше.

Кроме силовых контактов есть в пускателе и так называемые блокировочные элементы. Их назначение – блокировать любые действия пуска, если последний проводится неправильно.

Отметим, что сегодня производители выпускают приборы этого типа в разных вариациях исполнения. Самый распространённый – это с разомкнутыми контактами. В этом виде две модификации, обозначаемые как ПМЕ и ПАЕ.

Магнитный пускатель марки ПМЕИсточник i.simpalsmedia.com

Первые устанавливаются на электродвигатели мощностью в пределах 0,27-10 кВт. Вторые 4-75 кВт. И так, и другая модификации используются в сетях напряжением 220 и 380 В.

Что касается чисто конструкционного исполнения, то пускатели магнитные бывают четырёх видов:

  • открытые;
  • закрытые, они же защищённые или пыленепроницаемые;
  • пылебрызгонепроницаемые;
  • пылеводонепроницаемые.

Ещё одно отличие ПМЕ от ПАЕ в том, что в первом установлено одно реле двухфазного типа – ТРН. Во втором устанавливается несколько таких реле. Их количество зависит от величины самого прибора.

Пускатель водопыленепроницаемый в кожухе с кнопкамиИсточник multiscreensite.com

Проверка работоспособности магнитного пускателя и его ремонт

Проверяется устройство путем подачи питания на управляющие (дополнительные, или блок контакты). Если происходит смыкание рабочей группы, выполняется прозвонка ее контактов с помощью мультиметра. Затем провоцируется короткое замыкание, для проверки защитного реле.

Любой коммутационный прибор состоит из схожих по конструкции элементов. Поэтому ремонт магнитного пускателя выполняется по общему принципу: поиск неисправного узла, восстановление или замена.

Механические части (мостик, прижимная либо возвратная пружина) меняются, контакты можно зачистить. Катушка управления перематывается, или производится восстановление сгоревшего витка с помощью пайки.