Автомобильные лампы — типы, маркировка, назначение и внешний вид

Содержание

Виды автомобильных цоколей

Для удержания лампы в посадочном месте и герметизации колбы необходим цоколь, имеющий контакты для соединения с источником питания. В зависимости от многих факторов цоколи разнятся по форме и размерам конструктивных элементов.

<h3>С защитным фланцем

Он же фокусирующий. Используется в фарах головного света, так как шпильки на фланце расположены в точном соответствии с посадочными пазами. Это позволяет добиться одинаковой фокусировки лучей в левой и правой фаре со строгим углом наклона. Крепится посредством болтов или прижимной пружины, расположенной в задней части корпуса фары. В противотуманках спираль накала, колба с газом или светодиодная панель располагаются перпендикулярно рефлектору. Соединение с контактами осуществляется при помощи клемм.

Софитные

По форме напоминают предохранители напряжения. Такое расположение цоколей позволяет устанавливать эти источники света в плоские элементы конструкции. Применяются для подсветки номерного знака, приборных панелей, салона, багажника.

Штифтовые

Они же байонетные. Похожи на резьбовые, но функцию резьбы выполняют один или несколько штифтов. Штифты могут располагаться со смещением по высоте и радиусу. Фиксация происходит поворотом лампы на 10–15 градусов по часовой стрелке до упора. В качестве контакта выступает металлический корпус цоколя и одна или две напайки на торце. Применяется во всех видах освещения, кроме головного света, чаще всего, для указателей поворотов, стоп-сигналов, габаритных огней.

Cо стеклянным цоколем

Металлические крепежные элементы в такой лампе отсутствуют, а удержание в посадочном месте происходит за счет фиксации пружинным зажимом в патроне. Устанавливаются в габаритные огни, аварийное освещение, подсветку приборной панели и везде, где не нужна большая мощность.

Новые виды цоколей

Как таковой принципиально новых типов соединений, получивших массовое распространение пока нет. Все что делают производители — модифицируют существующие варианты, меняя незначительно форму и расположение крепежных элементов ради привязки потребителя к конкретной фирме и обслуживанию в автосервисах компании. Примером могут послужить цоколи H4, H7, H19 в которых практически нет различий, но установить их в один и тот же патрон не получится, так как выступы на фланцах этих ламп отличаются по размерам. Для некоторых типов соединений существуют переходники, но их использование делает прибор более уязвимым к внешним воздействиям.

Типы автомобильных ламп

По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.

Накаливания

Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.

Галогенные

Модификация ламп накаливания, заключающаяся в том, что вместо вакуума в колбу закачаны галогениды брома и йода. Эти галогены препятствуют прилипанию частичек испаренного вольфрама к внутренней поверхности стекла. Активно перемещаясь внутри колбы эти частички попадают обратно на нить накала и свариваются с ней под действием температуры. Таким образом, происходит частичная регенерация вольфрамовой спирали. Процесс все же не бесконечен, так как испаренные частицы оседают в хаотичном порядке, образуя неравномерные по толщине участки, что в итоге приводит к перегоранию нити в тонких промежутках. Для головных фар, кроме однонитевых, применяют двухнитевые лампы, в которых спирали расположены таким образом, что одна служит для ближнего, а вторая для дальнего света.

Кроме увеличенного в два раза ресурса работы, галогенки светят в два раза ярче обычных ламп накаливания и подобный автосвет широко применяется по сей день.

Газоразрядные

В конце прошлого столетия галогенки были частично вытеснены ксеноновыми лампами. В отличие от предшественников эти приборы работают по принципу дугового разряда в газовой среде. Колба этих ламп изготавливается из прочного кварцевого стекла, внутрь колбы закачивается газ ксенон, а с двух сторон в нее впаиваются два вольфрамовых электрода с проставками из инвара. В момент подачи напряжения на электроды между ними возникает разряд с излучением фотонов света. Так как сам ксенон формирует столб светящейся плазмы только возле катода, то в колбы автоламп добавляют ртуть, соли натрия и скандия. За счет этого основной поток света формируют пары солей и ртути, а ксенон служит для первичного запуска и разогрева основных элементов. Свет таких ламп дает яркий поток, теплотой до 6000 K. Именно эти характеристики так привлекают владельцев авто, но для запуска и работы газоразрядок необходим специальный балласт.

Схема включения в цепь.

Для фар, где не предусмотрена раздельная оптика используют биксеноновые лампы — те же ксенонки, но установленные в специальный механизм, регулирующий фокусное расстояние и направление свечения. Фары, не имеющие подобного механизма, лишены возможности переключения между режимами ближнего и дальнего света с ксеноновыми лампами.

Читайте: 6 лучших моделей ксеноновых ламп

Светодиодные

Следующая ступень эволюции в автосвете — LED лампы. В качестве источника света здесь выступает полупроводниковый кристалл, помещенный под люминофорную заливку. В конструкции лампы имеется схема управления и драйвер, необходимые для работы светодиодов. Так как LED элементы и драйвер сильно греются, то для теплоотвода необходим массивный радиатор. Сами кристаллы размещены с двух сторон в виде дорожек, имитирующих нити накала. Верхняя дорожка отвечает за ближний, а верхняя за дальний свет, причем обе группы прикрыты полусферами, отсекающими прямые лучи, чтобы не ослеплять встречных водителей. Эти лампы имеют ресурс работы до 20000 часов и теплоту света практически в любом необходимом диапазоне, вплоть до 8000K, что делает их самыми долговечными и яркими среди всех аналогов. Главный недостаток светодиодных автоламп в том, что у них нет светораспределения по всему радиусу рефлектора и линзы, как у галогенок или ксенонок. Отсюда вытекает две проблемы:

  1. Их установка возможна только в строго выверенном горизонте, далеко не всегда совпадающем с конструкцией посадочного места в фаре.
  2. Для реализации всего потенциала таких приборов необходима оптика и рефлекторы изначально разработанные под LED лампы.

Последняя разработка, основанная на LED технологии — лазерные фары. Эта инновация позволила увеличить дальность свечения головных фар до 600 метров, но слишком узкий конус света и космические расценки на лазеры пока не дают распространиться новинке на рынке автосвета в полной мере.

Рекомендуем: 7 лучших светодиодных ламп для авто

Типоразмеры цоколей: сферы применения + фото

Маркировка расскажет лишь о принадлежности лампы к одному из видов, но полную информацию можно получить лишь ознакомившись с разными вариантами цоколей. Практически в каждой конструкции есть еще несколько размеров, определяющих применение.

Резьбовые (E)

Модели с резьбовыми цоколями еще называют лампами Эдисона в честь изобретателя. Это самый распространенный вариант цоколей, используются повсеместно, широк и ассортимент ламп: от обычных приборов накаливания до современных светодиодных.

Резьбовые элементы.

Размеры резьбовых лампочек разделяют на 4 категории:

  • E10 – самый маленький вариант, используется в компактных осветительных приборах, бытовой технике;
  • E14 – популярный бытовой вариант освещения в светильниках подвесных, настенных, настольных;
  • E27 – самый популярный вариант, также применяется для освещения средней мощности;
  • E40 – устанавливается в мощных лампах, в частности, в уличных фонарях.

Штыковые (G)

В данных устройствах контактными соединением уже выступает не резьба, а штырьки. Простая конструкция обеспечивает надежное проведение электричества, цоколь используется в галогенных, люминесцентных, светодиодных источниках света.

Штырьковое соединение.

Распространенные штырьковые типоразмеры:

  • G4 – им оснащаются миниатюрные галогенные и светодиодные лампы, которые применяются в освещении мебели, магазинных витрин;
  • G5.3 – устанавливается в галогенных и светодиодных лампах для спотов;
  • GU10 – отличаются от G наличием поворотных соединений для увеличения прочности;
  • G13 – один из самых популярных штырьковых цоколей, используется в трубчатых лампах освещения;
  • G23 – устанавливается в светильниках подвесных и настольных.

Настольные (2G11)

Эта разновидность используется в люминесцентных настольных лампах, внешне похожа на G23. Колба имеет вытянутую П-образную форму, конструкция дополнительно оснащается пусковым стартером и конденсатором. 2G11 используется не только в осветительных приборах, но и в дезинфицирующих, с ним производят бактерицидные ультрафиолетовые лампы.

УФ светильник с 2G11.

С глубоким контактом (R)

Основное отличие от других цоколей в утопленном контакте. Самый распространенный типоразмер – R7s, им оснащаются светодиодные и галогенные лампы прожекторов, производственных светильников. Дополнительно в маркировке может быть указано число, которое обозначает длину лампы. Еще одна сфера применения приборов с цоколем типа R – автомобильная.

Схема контактов R7s.

Штифтовые (B)

Установлены в двухспиральных автомобильных источниках света. Особенность в том, что лампа правильно фиксируется только в одном положении благодаря выступающему элементу. Это необходимо для строго заданной технической характеристики направления света. Чтобы зафиксировать такую лампочку в разъеме, нужно ее вставить с нажатием и поворотом.

Конструкция с штифтом фиксации.

Софитные (S)

Использовались в основном в сценическом оборудовании, благодаря которому и получили свое название. Сегодня с софитными цоколями делают лампы для декоративной подсветки (мебель, зеркала) и функциональной в авто (салон, номерные знаки).

Софитные осветительные элементы.

Фокусирующие (P)

В конструкции такого цоколя есть сборная линза, она предназначена для направления фокусировки света. Благодаря этому, лампа вставляется в определенном положении и фиксируется. Фокусирующие источники света распространены в фонариках, кинопроекторах.

Цоколь автомобильной лампы P20d

Телефонные (T)

Миниатюрные лампы, устанавливаются в щитах автоматики, для подсветки панелей, в пультах дистанционного управления. Цифрой по стандарту обозначается диаметр, но в телефонных цоколях он измеряется в дюймах, так, у T5 диаметр составит 5/8 дюйма, что равно 1,59 см, а у T10 – 3,17 см.

Миниатюрные лампочки T5

Проволочные или бесцокольные (W)

Наличие цоколя как такового в конструкции не предусмотрено, его функции выполняют контакты, исходящие из основания лампы. Цифрами в маркировке обозначается толщина основания с одним токовым вводом. Они применяются в праздничных световых гирляндах, автомобильных поворотниках.

Устройства с символом W

Маркировка

Выбирая лампы для автомобиля необходимо принимать во внимание:

  • условия применения (дальний и ближний свет, противотуманки, салон, поворотники, габариты);
  • марку авто;
  • данные силовой установки.

Наиболее востребованными в сфере автомобилестроения являются галогенные и ксеноновые лампы. В последнее десятилетие неплохо себя зарекомендовали и светодиоды.

Комбинированная разновидность автоламп появилась на рынке не так давно. Она представляет собой конструкцию с 2-мя спиралями, каждая из которых может выполнять свою автономную функцию.

Для облегчения процесса выбора производители ввели маркировку – буквенное и цифровое обозначение, позволяющее точно определить тип источника света и его размеры.

Стоит отметить, что отечественная, американская и европейская маркировка автомобильных ламп по типу цоколя может отличаться.

Америка и Европа

Европейская и американская классификация ламп (ЕСЕ) представлена в буквенных обозначениях:

  • Т (миниатюрная цокольная) – используется чаще всего в габаритах;
  • R (цоколь d=1,5 см и колба – до 19 мм) – также для габаритных огней;
  • R₂ (лампа накаливания того же диаметра, но с колбой 4 см) – ранее применялась для оборудования системы дальнего и ближнего света, сейчас не используется;
  • H – галогенная;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка (в случае если буквенная маркировка стоит перед числовым значением);
  • BA – штифтовая (с симметричными штифтами);
  • ВАY – штифтовая (со смещением по высоте);
  • ВАU – штифтовая (со смещением по радиусу);
  • ВАZ – штифтовая (со смещением по высоте и радиусу);
  • S – софитная – применяется для подсветки салона;
  • E – с винтовой резьбой основания;
  • X – нестандартная конструкция;
  • Р – (с основанием d=1,5 см и колбой – 26,5 мм) – для поворотников и стоп-сигналов;
  • Р – в случае постановки в начале кода маркировки – фланцевая;
  • W – мощность (60W);
  • W – латинская буква в начале кода обозначает наличие стеклянного цоколя (используется для подсветки номера).

СНГ

Отечественная маркировка разработана на основе ГОСТов (№2023.01-38). Согласно этому все виды ламп для авто обозначены как:

  • А – обыкновенная;
  • АМН – автомобильная миниатюрная;
  • АС – софитная;
  • АКГ – кварцевая галогенная;
  • Т – миниатюрная;
  • R – с цоколем из металла;
  • R2 – с колбой из стекла d свыше 40 мм;
  • Р – с основанием в 15 мм и колбой не более 26,5 мм;
  • SV(C) – софитные двухцокольные;
  • H – галогенные;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка;
  • ВА – симметричные штифтовые;
  • ВАY – штифтовые (со смещением по высоте);
  • ВАZ – штифтовые (со смещением по высоте и радиусу);
  • W – с цоколем из стекла.

Разработана и классификация количества подключаемых контактов:

  • S – 1 контакт;
  • D – 2 контакт;
  • T – 3 контакта;
  • Q – 4 контакта;
  • P – 5 контактов.

Любому автолюбителю значительно легче подобрать лампу для своего транспортного средства, если он умеет расшифровывать обозначения.

Типы ламп по сфере использования

Описывать все возможные варианты ламп можно до бесконечности, поэтому мы рассмотрим только те, которые подлежат наиболее частой замене.

  • В фарах чаще всего используются лампы H1, H2, H4, H7, H9, H11, H15, HB3, HB4, D1R, D2R и D2S.
  • Для направленных огней используются P21W, W5W и R5W.
  • На задние фонари устанавливают P21W, P21/5W.
  • Для боковых фонарей подходят W5W, R5W.
  • Для габаритных огней — W5W, R5W, P21/5W и C5W.
  • На противотуманки устанавливают H3, H4, H11, а также H15.

Помимо сферы использования учитываются также и типы самих ламп, а точнее количество нитей накаливания, интенсивность свечения и прочие параметры.

Примеры и расшифровка:

  • HB1 и HB2 – двухнитевые фары;
  • HB3 и HB4 – однонитевые, при этом НВ3 обеспечивают только дальний свет, а HB4 – ближний;
  • D1R и D1S – принадлежат к первому поколению газоразрядных ламп, объединенных с модулем зажигания;
  • S – лампа прожекторной (линзовой) оптики;
  • R – лампа рефлекторной (отражающей) схемы;
  • D2R и D2S – газоразрядные лампы второго поколения (R – лампа для рефлекторной оптической схемы, S – для прожекторной).

Если вышеизложенное не облегчило, а лишь усложнило вашу жизнь и вы так и не поняли, как расшифровать маркировку ламп, рекомендую доверить это специалистам или же подобрать лампочку согласно руководства по эксплуатации к вашему авто. Как вариант можете просто взять неисправную лампочку и отправиться с ней в автомагазин, где вам помогут и дадут точно такую же только рабочую лампу.

Текст принадлежит: Фара Инфо.

С развитием автомобильной индустрии и постоянным обновлением модельного ряда машин появляются новые виды и типы автомобильных ламп.На сегодняшний день, определяющим стандартом для производителей ламп в нашей стране является ГОСТ 2023-88. Конечно, и он не совершенен, так как прогресс не стоит, а ГОСТ 88 года, тем не менее большинство автомобильных ламп и цоколей в нем описаны.

В завистимости от количества контактов у цоколя лампы добавляется соответствующая буква:s — один контактd — два контактаt — три контактаq — четыре контакта

p — пять контактовТипы цоколей автомобильных ламп.

А – лампа автомобильная. АМН – лампа автомобильная миниатюрная. АС – софитная лампа автомобильная.

АКГ – кварцевая галогенная автомобильная лампа. Т — лампа цокольная миниатюрная. Цоколь выполнен совместно с колбой.

Пример обозначения для примера (T5 4W) – лампа диаметром 5/8 дюйма, мощность 4 ватта. R – лампа с металлическим цоколем 15 мм и колбой в 19 мм. Обозначение для примера (R 5W) – мощность 5 ватт.

R2 — Диамтер колбы порядка 40 мм. Лампы накаливания применяемые в советское время для дальнего и ближнего света. На настоящий момент почти не используются.

P — лампа с 15-мм цоколем и диаметром колбы до 26,5мм. Обозначение для примера (P21W) – мощность 21 ватт. SV (С) – софитная лампа (с двух сторон расположен цоколь).

Как правило, применяется для подсветки салона, подсветки номерного знака. Обозначение для примера SV8,5 5w– лампа имеет диаметр цоколя 8,5 мм, мощность 5 ватт. Может обозначаться как С5W.

ВА — лампа штифтового типа, в которой каждый штифт расположен симметрично относительно других. BAY – штифтовая лампа, в которой один из штифтов смещен по высоте. BAZ – штифтовая лампа со смещенным штифтом по высоте и радиусу.

W – цоколь лампы выполнен совместно с колбой из стекла. Пример обозначения (W 2*4,6d 5W) – цоколь выполнен совместно с колбой из стекла, толщина цоколя 2 мм, ширина 4,6 мм, 2 контакта, мощность 5 ватт. Обозначение ламп не по цоколю.

Наиболее распространенные лампы галогенные могут иметь различный цоколь, но начинаться с одной буквы H, что значит галогенная. Также встречаются и цифровые значения, которые также указывают на уникальную форму и цоколь лампы, например 9145 (противотуманная лампа).

Обозначение ламп по свету свечения. Y – если буква стоит за первым символом, то эта лампа выполнена с оранжевым цветом колбы.

Лампы и цоколи:

— лампа Н1 цоколь P14,5s— лампа Н2 цоколь Х511— лампа H3 цоколь PK22s— лампа H4 цоколь P43t— лампа Н7 цоколь PX26d— лампа Н11 цоколь PGJ19-2— лампа H8 цоколь PGJ19-1— лампа H9 цоколь PGJ19-5— лампа H12 цоколь PZ20d— лампа H10 цоколь PY20d— лампа HB3 цоколь P20d— лампа НВ4 цоколь P22d— лампа D1S цоколь PK32d-2— лампа D1R цоколь PK32d-3— лампа D2S цоколь P32d-2— лампа D2R цоколь P32d-3— лампа PY21W цоколь BAU15s— лампа P21W цоколь BA15s— лампа P21/4W цоколь BAZ15d— лампа P21/5W цоколь BAY15s— лампа R5W цоколь BA15s— лампа R10W цоколь BA15s— лампа T4W цоколь BA9s— лампа W5W цоколь W2.1×9.5d— лампа W3W цоколь W2.1×9.5d— лампа W2.3W цоколь W2x4.6d— лампа WY2.3W цоколь W2x4.6d— лампа WY5W цоколь W2.1×9.5d— лампа H6W цоколь BAX9s— лампа H21W цоколь BAY9s— лампа C5W цоколь SV8.5-8— лампа HB1 цоколь P29t— лампа HB5 цоколь PX29t— лампа WP21W цоколь WZ2.5x16d— лампа P27W цоколь WZ2.5x16d— лампа C21W цоколь SV8.5-8— лампа W21W цоколь W3x16d— лампа W21/5W цоколь W3x16q— лампа W16W цоколь W2.1×9.5d— лампа WP21W цоколь WY2.5x16d

— лампа PY27/7w цоколь WX2.5x16q

  • ledxenon.ru
  • unit-car.com
  • farainfo.ru
  • www.drive2.ru

Термины и терминология

Измеряется в Люменах . Представляет собой полную мощность, излучаемую источником света.

Он воспринимается благодаря спектральной чувствительности человеческих глазных яблок и фотометрического показателя — . Он и определяет максимальную эффективность излучения.

Сила света — 

Измеряется в Канделах . Световые источники излучают световые потоки разных сил в разных направлениях. Сила света представлена световым потоком, выпущенным в конкретном направлении (по-научному назван телесным углом ).

Освещенность — 

Измеряется в Люкс . Состоит из соответствия светового потока к охватываемой им поверхности. 1 Люкс совпадает с 1 Люменом, равномерно размещенным по поверхности одного м.кв.

Яркость — L. 

Определяется соотношением Кандела на один кв.м. [кд/м.кв]. Яркость светового источника (либо освещаемой им поверхности) представляет собой базовый фактор восприятия света.

Световая эффективность — К

Измеряется соотношением Люмен/Ватт [Лм/Вт]. Выражает продуктивность потребленной энергии преобразуемой в свет.

Цветовая температура источника света — Тс

Представлена единицей Кельвин . Определена излучениями в соотношении с «абсолютно черным телом», отражается «кривой Макса Планка». При более высокой цветовой температуре синий компонент цветового спектра выражен сильнее, а красный слабее. Для примера, цветовая температура классической лампы с вольфрамовой нитью накала – 2700 Кельвин, у люминесцентной 6000 Кельвин («лампа дневного света»).

Вольтаж — V

Измеряется в Вольтах . Физическая величина — выражает напряжение в электроцепи.

Мощность — W

Представлена в Ваттах . Физическая величина характеризующая мощность постоянного тока в электроцепи.

Газоразрядные лампы

Ксеноновые лампы были изобретены в сороковых годах прошлого века в Германии. А уже в 51 году того же столетия первые ксеноновые лампы были презентованы компанией Osram. Первые ксеноновые лампы, имевшие высокую яркость при низкой рабочей температуре и спектр освещения близкий к дневному свету, стали быстро вытеснять угольные дуговые лампы из киноаппаратов. Позже они нашли применение в головном свете автомобилей, вытесняя h4 и h7.

Для увеличения эффективности таких источников света газ в их колбах находится под давлением до 30 кг/см2. Это обстоятельство заставляет при работе с ними соблюдать особые меры безопасности. Транспортируются такие лампы в предохранительных пластмассовых контейнерах, которые снимаются только после установки лампы, а при демонтировании обязательно надеваются.

Ксеноновые лампы philips хороши тем, что их свечение очень близко по спектру к дневному свету, поэтому глаза меньше устают и лучше различают препятствия на дороге. Яркость и спектр свечения не единственные их достоинства. Преимуществами также являются следующие качества:

  • Возможность точной фокусировки за счет того, что источник света, которым является плазменная область возле катода, близок к точечному.
  • Небольшой нагрев при работе.
  • Незначительный процент тепловых лучей в рабочем спектре излучения.
  • Большой срок службы (до 3–5 тыс. часов).

Диодные источники света

Следующей ступенью в эволюции автомобильных ламп стали светодиодные (led) источники света. Которые для головного света имеют такие же цоколи, как H1, H4(н4), H7 и H11. А так как диодные (led) лампы не требуют в отличие от разрядных специальных устройств питания, замена галогеновых ламп головного света на светодиодные чрезвычайно проста. Обычно замена H1, H4(н4) или H7 на диодные led выполняется владельцем автомобиля без посторонней помощи. Производят светодиодные автомобильные лампы все те же Philips, Narva и Osram. Светодиодные автомобильные лампы бывают как рабочим напряжением 12V, так и 24V. Причем диодные устройства led на 12В светят нисколько не хуже, чем led на 24V. LED — это аббревиатура от английского названия светодиодов — light-emitting diode.

В отличие от других типов ламп, диодные (светодиодные) led лампы имеют не только разную яркость, но и разные оттенки цвета освещения. Их обозначают цветовой температурой в градусах Кельвина для ламп led рабочим напряжением как 12В, так и 24V. Она соответствует таким цветам: от 6 до 6,5 тыс. К – холодный белый; от 4,2 до 5 тыс. К – нейтральный белый; от 3 до 3,5 тыс. К – теплый белый. При разной цветовой температуре яркость свечения led может быть одинаковая. Светодиодные источники (диодные) хороши тем, что их свечение очень близко по спектру к дневному свету. Яркость, спектр свечения, и надежность – вот основные достоинства, которые имеют светодиодные (диодные) лампы philips, включая h4 и h7.

Буквы в маркировке

Тип цоколя принято указывать тремя буквами латинского алфавита и цифрами. Их значения по порядку таковы:

  1. Большая буква — сообщает о форме.
  2. Цифра — номер цоколя. Характеризует его размеры и расстояние между питающими выводами.
  3. Маленькая буква — количество контактов.

Третий символ обычно опускается производителями. В быту по умолчанию используют лампы с двумя выводами. Поэтому на упаковке встречаются только первые два символа (Е 14).

С помощью маркировки можно узнать полезную информацию об осветительном приборе. Значения букв раскрываются в таблице.

Первая большая буква в начале маркировки — форма
E Резьбовой цоколь Эдисона
G Штырьковый
R Крепеж с утопленными выводами
H Автомобильные лампы
B Цоколь штифтовой (иногда называют — байонет)
S Софитный крепеж
P Фокусирующий
T Телефонный
K Кабельный
W Бесцокольные лампы
Маленькая буква в конце маркировки — количество выводов (указывается не всегда)
s 1 контакт
d 2
t 3
q 4
p 5

Резьбовые цоколи Эдисона — тип E

Самая старая и распространенная модификация. Встречается практически в любой квартире. Яркие представители — E27, E14. Эти типы цоколей применяются в стандартных лампочках для дома. Чуть менее известен E40. Предназначен для ДРЛ и ДНаТ светильников на 400 Вт. Они применяются для освещения дорог. Выделяются маленькие представители этой модификации — E5 и Е12. Они имеют узкий диаметр и встречаются сравнительно реже.

Резьбовые цоколи тип E

Штырьковые — G

Применяются для точечных светильников. Конструкция подразумевает, что питание на лампу передается по двум штырям. Они бывают различной толщины — G7, G9. Для фиксации лампочку достаточно поступательным движением вставить в патрон.

Лампочки со штырьковым типом цоколя

Настольные — 2G11

Лампочки с такими цоколями относятся к люминесцентным. Внешне напоминают G23. Колба осветительного прибора имеет вытянутую форму в виде буквы «П». В таких цоколях установлен пусковой стартер и конденсатор.

Светодиодные лампы с цоколем 2G11

С утопленными выводами — R

Эти осветительные приборы называют линейными. Встречаются в прожекторах строительных объектов и стадионов. Обычно это газоразрядные или галогенные лампы.

Лампа металлогалогенная 150 Вт RX7s

Автомобильные — H

Производятся для индустрии автомобилестроения. Изначально буква «H» обозначала галогеновые лампы. Со временем форм-фактор прижился. Все изделия, выпускаемые с таким крепежом, начали помечать символом «H». Например — H1, H4, H7.

Автомобильная лампа H7

Штифтовые — B

Используются в двуспиральных автомобильных лампах. Их конструкция позволяет зафиксировать осветительный прибор в одном единственно верном положении

Это важно для направленной фокусировки света. Лампочка вставляется с нажатием и поворотом

Энергосберегающая лампочка B22

Софитные — тип S

Первоначально применялись в сценическом оборудовании. Отсюда их красивое название. Сейчас распространены в подсветке салонов авто, ванных комнат и некоторых приборов. Их особенность — малый диаметр до 19 мм.

Софитная с цоколем SV8.5

Фокусирующие — P

Оснащены встроенным отражателем. Схожи по назначению с типом B. Устанавливаются в одном правильном положении. Встречаются в фонарях и кинопроекторах.

С фокусирующим цоколем – тип P

Телефонные — T

Лампы накаливания с T цоколями применяются в качестве индикаторных. Имеют низкий ток потребления 30-120 мА. Конструкция патрона предусматривает установку светофильтра. Распространенные напряжения таких ламп — 12, 24, 48 и 60 В.

У телефонных ламп есть характерная неисправность. Отрываются тонкие проволочки, идущие к колбе

Если лампочка не светится, на это следует обратить внимание. Возможен быстрый ремонт

Индикаторная лампа цоколь T5.5 k

Кабельные — тип K

Редкий вид цоколей. Осветительные элементы встречаются в оранжереях и помещениях, где требуется имитация солнечного света. Обычно это лампы, подходящие для выращивания растений.

Лампа Metalarc HSI-td 2000 w/d с цоколем K12S

Умные цоколи

Современные устройства. Работают с любыми смартфонами. Свет можно удаленно включать и выключать с помощью приложения на телефоне. Управляются по сети Wi-Fi. Некоторые модели могут изменять свой цвет. Выглядит очень эффектно.

Бесцокольные лампы — W

Типичный цоколь отсутствует. Вместо него проволочные выводы. Эти лампы встречаются в праздничных гирляндах и приборных панелях автомобилей.

Автомобильная безцокольная лампочка W21W

Виды автомобильных ламп

 Обычные лампы накаливания

Первыми на авто устанавливались лампы накаливания, которые сейчас уже называют классическими. Изобретение Эдисона, которым данная лампа и является, представляет собой прозрачную сферическую колбу, с помещенной внутрь спиралью из вольфрамовой проволоки, причем из колбы выкачан весь воздух. При подаче электроэнергии на спираль, она способствует разогреву проволоки, сопровождающегося световым излучением. Однако у таких ламп КПД очень низкое – всего 6-8%. Температура нити в 2000 градусов по шкале Кельвина, с ее желтым оттенком тоже сейчас уже считается слабой. Данная характеристика значительно не «дотягивает» до естественного солнечного света, поэтому для восприятия человеческому глазу такая лампа накаливания не очень подходит.

При этом данная лампа восприимчива к высоким температурам, а сам вольфрам может оседать в виде мелких частиц на внутренней поверхности прозрачной колбы, которой вызывает затуманиванием. Из-за конструктивных особенностей лампы накаливания не способны произвести фокусировку светового пучка отражателями.

Галогеновые лампы

Появление на рынке галогеновых ламп позволило решить много неудобств, которые были при эксплуатации обычных автомобильных ламп накаливания. У этих элементов изменилась форма колбы, она приняла цилиндрическую форму, что сказалось также и на размере вольфрамовой спирали. Внутри колбы находится уже не вакуум, а инертный газ, включающий и пары галогена. Данная особенность конструкции галогеновых ламп привела к появлению процесса самоочищения, поскольку частицы вольфрама не оседают на колбе, в процессе эксплуатации снова оседают на спирали. Поскольку затуманивания стекла не происходит, то пропускная способность светового пучка у этих ламп выше. К тому же цветовая температура у галогеновых ламп выше – 2700-3000 Кельвина, что обеспечивает лучшее восприятие света глазом.

Видео: Тест ламп H4

Но в такой конструкции есть и недостаток – любое прикосновение к колбе рукой может привести к нарушению распределения энергии внутри колбы, что в свою очередь – к появлению трещин в колбе и поломке лампы.

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы, они же газоразрядные, считаются одной из самых последних разработок в сфере автомобильных осветительных приборов. Внешне такие ламп очень сходны с галогеновыми, но принцип их работы и конструкция – отличаются. Колба такой лампы заправлена ксеноном, и при подаче электроэнергии, внутри ее провоцируется появление дуги между электродами, создающей световой пучок. У таких ламп цветовая температура очень большая. Причем выпускаются разные модели, дающие свой оттенок света. Так, лампа на 8000 К обеспечивает световой пучок с синим оттенком, а у ламп на 5000-7000 К этот пучок по оттенку приближается к солнечному. Эффективность освещения ксеноновых ламп значительно превышает описанных выше, при этом они достаточно надежны, поскольку ее конструкция наличие вольфрамовой спирали не предусматривает.

Но имеются у этих ламп и недостатки и первый из них – потребность в использовании дополнительного оборудования (блок розжига), обеспечивающего подачу напряжения в 20 тыс. вольт на лампу, необходимого для появления дуги. Вторым недостатком является все тот же мощный пучок света – для водителя такая лампа светить будет хорошо, а вот для едущих ему на встречу такой свет может сильно мешать и ослеплять.

Данный тип ламп имеется достаточно сложную конструкцию, поэтому в кустарных условиях ее не изготовить, что исключает возможность приобретения на рынке поддельных осветительных элементов.

Светодиодные осветительные элементы

На первых порах данные лампы устанавливались только в задних осветительных приборах – стоп-сигналах, задних габаритных огнях и т. д. Первые светодиодные лампы белого цвета стали устанавливать в 2004 на модель А8 W12 компании Audi. По пришествию очень короткого срока технология LED, которой и являются светодиодные лампы, стала очень популярной и уже вполне возможен полный переход на них при выпуске автомобилей.

К достоинствам светодиодных ламп относится:

  1. Вибро- и удароустойчивость;
  2. Значительный ресурс;
  3. Небольшое потребление электроэнергии;
  4. Большая световая температура;
  5. Экологичность;

При этом смена любой другой лампы на светодиодную не сопровождается какими-либо переработками авто, вполне достаточно выяснить, какой тип гнезда используется на авто, и подобрать лампу согласно таблице сходности осветительных элементов.