Предохранители ваз 2101

Защитные меры в электроустановках

Электрические сети и установки должны быть выполнены так, чтобы токоведущие части их были недоступны для случайного прикосновения.

Недоступность токоведуших частей достигается путем их надежной изоляции, применения защитных ограждений (кожухов, крышек, сеток и т.д.), расположения токоведущих частей на недоступной высоте.

В установках напряжением до 1000 В достаточную защиту обеспечивает применение изолированных проводов.

Для изоляции токоведущих частей (машин, аппаратов, приборов, проводов, кабелей) применяют различные изоляционные материалы и изделия, отличающиеся диэлектрическими и особыми физико- механическими свойствами (резина, пластмассы, бумага, фарфор, стекло, асбест, эбонит, стеклоткань, смолы, лаки, краски).

Надежность и безопасность работы электрооборудования в значительной мере зависит и от состояния изоляции токоведущих частей

Повреждение ее является основной причиной многих несчастных случаев, поэтому большое внимание уделяется контролю состояния изоляции

Контроль изоляции – это измерение ее активного или омического сопротивления с целью обнаружения дефектов и предупреждения замыкания на землю и коротких замыканий.

Существует два вида контроля изоляции: периодический и постоянный.

  • Постоянный контроль — это наблюдение за сопротивлением изоляции под рабочим напряжением в течение всего времени работы электроустановки без автоматического отключения.
  • Периодический контроль состояния изоляции электроустановок напряжением до 1000 В производится не реже одного раза в три года.

Состояние изоляции проверяется также перед вводом электроустановок в эксплуатацию и после длительного пребывания в нерабочем положении.

Измерение сопротивления изоляции производят при помощи омметра (рис. 1) или мегомметра (рис. 2).

Изоляцию электроустановок испытывают напряжением промышленной частоты, как, правило, в течение 1 мин. Дальнейшее воздействие может испортить изоляцию.

Испытание изоляции повышенным напряжением производят при капитальном и текущем ремонтах электрооборудования, а также в случаях, когда во время работы обнаружен дефект.

Одним из способов снижения опасности поражения электрическим током является применение малых напряжений 12, 36 и 42 В для ручного электрифицированного инструмента, ручных переносных ламп и ламп местного освещения.

Рис. 1. Омметр

Рис. 2. Мегомметр

Электрическое разделение сети также уменьшает опасность поражения человека электрическим током. Разветвленная электрическая сеть большой протяженности имеет значительную электрическую емкость. В этом случае даже прикосновение к одной фазе является очень опасным. Рели сеть разделить на ряд небольших сетей такого же напряжения, которые будут обладать небольшой емкостью и высоким сопротивлением изоляции, то опасность поражения значительно снижается. Обычно электрическое разделение сетей осуществляется путем подключения отдельных электроустановок через разделительные трансформаторы. Область применения защитного разделения сетей — электроустановки до 1000 В.

Во многих элементах электроустановок (кабельные вводы, распределительные устройства, провода воздушных линий и т.д.) средой, изолирующей человека от токоведущих частей, является воздух. В подобных случаях безопасность обеспечивается организационными мероприятиями, жестко регламентирующими приближение человека на опасные для него расстояния к токоведущим частям, а также путем расположения токоведущих частей на недоступной высоте или в недоступном месте.

К специальным защитным мерам от воздействия электрического тока относятся защитное заземление, защитное запуление, защитное отключение, блокировка, сигнализация и маркировка, использование изолирующих и ограждающих электрозащитных средств.

Общие принципы функционирования электрооборудования на автомобилях семейства ВАЗ-2110

Основные принципы работы электрической проводки на ВАЗ 2110 с карбюраторным и инжекторным двигателями:

  1. Все электрооборудование и приборы, питающиеся от напряжения, основаны на однопроводном соединении. Специалисты концерна ВАЗ при разработке схемы бортовой сети продумали, чтобы электроцепи определенной расцветки отвечали за конкретные опции. Поэтому определенные приборы соединяются посредством электролиний определенных цветов. Благодаря этому владелец машины может сам разобраться в схеме электросети, что позволит самостоятельно выполнять ремонт.
  2. Отрицательный контакт любого электроприбора на ВАЗ 2110 является массой. Он подключается к кузову транспортного средства.
  3. Положительный контакт от АКБ на ВАЗ всегда имеет красную расцветку. Поэтому при выполнении ремонта не рекомендуется менять цвет электроцепи.
  4. Каждая электросистема, подключенная к бортовой сети, обладает отдельным жгутом с электроцепями.
  5. «Десятка» устроена таким образом, что при активации АКБ на все электроприборы и оборудование подается напряжение. Поэтому при выполнении ремонта электропроводки от аккумулятора надо обязательно отключать отрицательную клемму.
  6. Часть автомобилей ВАЗ 2110 оснащаются . Такой тип системы стал использоваться для обеспечения более качественной искры, по сравнению с контактным вариантом. Хорошая искра нужна для обеспечения эффективного сгорания горючей смеси. Для качественной работы бесконтактной системы зажигания требуются .

Коллективные средства защиты применяются постоянно, в процессе эксплуатации оборудования

Представляют собой комплекс технических решений и организационных мероприятий, обеспечивающих защиту обслуживающего персонала при повседневной эксплуатации объекта.

К техническим способам защиты относятся

  • Защитная земля, зануление, используемые в комплексе с автоматическим отключением электросетей при возникновении нештатной (опасной) ситуации;
  • Изоляция проводников и частей установки, по которым протекает электрический ток. Разделение сетей (физическое и электрическое).
  • Установка ограждений на расстояниях, исключающих возможность прикосновения к токоведущим частям.
  • Сигнализация: звуковая и световая. Изменение характера сигнала при возникновении опасности должно идентифицироваться сотрудниками при любых условиях (отсутствие освещения, задымление, и пр.)
  • Установка предупреждающих знаков в местах, где наличие потенциальной угрозы не может быть определено без обозначений.

К организационным мероприятиям относятся

  • Определение ответственных лиц, которые руководят всеми работами на электроустановках (персональная ответственность).
  • Утверждение порядка проведения работ, перечня мероприятий, выполняемых согласно наряду.
  • Документальное оформление сроков, начала и окончания работ, а также перерывов.
  • Постоянное наблюдение за проведением работ уполномоченным лицом.
  • Предварительная подготовка рабочих мест, оснащение необходимым инструментом, предметами индивидуальной защиты.
  • Подготовка персонала: обучение, прием зачетов на знание техники безопасности, медицинский контроль.

Коллективные защитные приспособления в электрических установках не являются гарантией безопасности каждого сотрудника. Однако без этих мер, правильно организовать работы невозможно. Требования выполняются при работе в электрических установках до 1000 В, и выше 1000 В.

Все способы защиты на объектах выполняются в комплексе. Только сочетание коллективных организационных и технически мер, в сочетании с применением индивидуальной защиты, делают работы действительно безопасными.

Установка евро-предохранителей на ВАЗ 2101

Цена блока предохранителей ВАЗ 2101 нового образца составит порядка 400 рублей, что не очень и дорого. Поверьте, установка нового блока решит массу проблем, связанных с электропроводкой копейки. Порядок проведения работ по замене старого монтажного блока на новый:

  1. Отключите аккумуляторную батарею.
  2. Сделайте перемычки из разъемов типа «мама», кусков провода не более 1,5 кв. мм. и термоусадки.
  3. Установите подготовленные перемычки на новом монтажном блоке. Соединяете третий и четвертый, пятый и шестой, седьмой и восьмой, девятый и десятый.
  4. Выкручиваете обе гайки, которыми крепится блок к кронштейну.
  5. Не отключая провода, снимаете старый блок.
  6. По одному подключаете провода от старого к новому монтажному блоку.
  7. После подключения всех проводов проводите визуальный осмотр и можно протестировать, подав питание.

Чтобы не проверять работоспособность всех механизмов, которые входят в электрическую схему ВАЗ 2101, воспользуйтесь лампочкой на 12 В или вольтметром.

Проверьте с помощью одного из этих приборов наличие напряжения на выходе каждого из предохранителей. После этого установите пластиковый корпус, прикрутите его гайками к кронштейну. Закройте крышкой и наслаждайтесь эксплуатацией. Поверьте, теперь вы туда будете очень редко заглядывать.

В данной статье Вы узнаете, как произвести замену стандартного блока предохранителей на евроблок. Для начала выполнения работ отключите клемму аккумулятора. Далее возьмите ключ на 8 мм и открутите старый блок предохранителей, при этом не выдергивайте провода. Потом возьмите лист бумаги и начертите табличку 10×3.

Зачем все это нужно? Если Вы сразу выдерните провода из блока предохранителей, то я Вас уверяю, что при подсоединении проводов на новый блок Вы запутаетесь и подключите их неправильно. Поэтому зарисуйте схему подключения в таблице на бумаге. После чего возьмите обычный бумажный скотч и связите между собой провода. Посмотрим на старый блок предохранителей, и видим, что контакты 3-4, 5-6, 7-8, 9-10 — перемкнуты, и их предохранители находятся снизу. Примерно такую же картину нужно будет воссоздать на новом блоке. Всего нам будет нужно четыре перемычки. Делается это очень просто. Каждая перемычка состоит из небольшого отрезка типа «мама». Такую работу можно свободно произвести своими руками.

Следующим шагом будет аккуратное соединение нужных предохранителей перемычками, при этом старайтесь ничего не перепутать. После этого, нужно соединить все провода между собой. Начните с первого предохранителя. Обязательно соблюдайте ту последовательность, которая зарисована у Вас на бумаге. Имейте ввиду, что на старом (стандартном) блоке предохранителей верхние два провода соединены вертикально, а на новом блоке предохранителей они будут соединены горизонтально

Обратите внимание! Перед тем, как подключить все провода, стоит заизаллировать клемму типа «мама», у каждого провода, так как они находятся слижком близко друг от друга. На новом блоке предохранителей может возникнуть замыкание. После того, как Вы выполните всю работу, включите массу и проверьте все цепи на работоспособность

После того, как Вы выполните всю работу, включите массу и проверьте все цепи на работоспособность.

В этой статье, наглядно, с использованием фото предоставлены материалы о том, как правильно производится замена предохранителей на ваз 2101. Кроме того в статье подробно изложены особенности конструкции монтажного блока данной модели автомобиля и предоставлены методические указания по обслуживанию и замене блока предохранителей. Автомобиль «Жигули» давно уже перешёл в ранг культовой модели отечественного автопрома. Эта легендарная машина в своё время завоевала сердца многих автолюбителей. И, что самое интересное, многие автовладельцы, приобретя сегодня достаточно дорогую современную модель автомобиля, продолжают хранить у себя любимую «копейку» и бережно за ней ухаживают. Однако многим автомобилистам эта машина до сих пор служит верой и правдой. И, не смотря на возраст, выглядят эти машины отменно и находятся в прекрасном состоянии. Всё это благодаря своевременному техническому обслуживанию и качественному ремонту. Но в большей мере в данном случае играет роль само отношение водителя к своему автомобилю. Далее предлагается рассмотреть особенности обслуживания конкретного узла в этом автомобиле,а именно — блок предохранителей.

Расположение и схема БП

Расположение предохранителей ВАЗ 2107 с карбюратором или инжектором одинаково. Монтажный блок с плавкими вставками находится в моторном отсеке с правой стороны по ходу движения автомобиля. Блоки предохранителей изготавливались в двух вариантах, старого и нового образца, и их выбор также не зависит от системы питания машины.

Описание электрооборудования карбюраторного и инжекторного двигателя несколько отличается. Это связано с тем, что работой инжектора управляет бортовой компьютер.

Старого образца

Монтажные блоки старого образца включают в себя 17 предохранителей и 6 электромагнитных реле. Количество последних может быть другим, это зависит от комплектации автомобиля. Плавкие вставки установлены в один ряд, имеют цилиндрическую форму, удерживаются подпружиненными контактами. Такое соединение ненадёжное, так как прохождение больших токов через предохранитель приводит к нагреву плавких вставок и пружинных контактов. В такой ситуации происходит деформация контактных ножек, поэтому приходится периодически вынимать защитные элементы, чтобы подогнуть или почистить окислившийся контакт.

Плавкие вставки, электромагнитные реле и другие компоненты установлены на двух печатных платах, которые расположены одна над другой и соединены перемычками. Такую конструкцию назвать удачной нельзя, так как это затрудняет выполнение ремонта БП. Сложности могут быть, если понадобится разъединить платы, что под силу не всем водителям. Такая необходимость появляется, к примеру, при перегорании дорожки печатной платы. Неполадка возникает, если неправильно поменять перегоревший плавкий элемент и установить предохранитель, рассчитанный на больший ток.

Блок предохранителей ВАЗ 2107

Жгуты проводов подключают к БП через разъёмы. Для того чтобы не ошибиться при подключении, они имеют разные цвета. Задняя часть БП выступает в вещевой ящик, где подключают разъёмы щитка приборов, заднего жгута проводов.

Схему предохранителей ВАЗ 2107 можно посмотреть на рисунке ниже.

Схема блока предохранителей

Нижняя часть БП находится в моторном отсеке, где также имеются разноцветные разъёмы. Для изготовления корпуса БП используют пластическую массу. Его крышка прозрачная и имеет обозначение мест установки реле и предохранителей, их номинальный ток.

Нового образца

В блоке предохранителей нового образца плавкие вставки стали ножевыми, что повышает надёжность БП. Если в старой конфигурации предохранители были расположены в один ряд, то теперь они установлены в два ряда. Внутри корпуса блока нового образца теперь только одна печатная плата, извлекать и ремонтировать которую стало проще.

Блок новой конструкции

Количество плавких вставок, как и в старом блоке, 17 штук. Электромагнитных реле может быть также установлено 6, но в большинстве конструкций блоков с предохранителями используют всего 4 штуки. Вместо остальных реле, применяют перемычки.

Ниже представлено видео пользователя UidTrim о распиновке предохранителей.

Расшифровка

Рассмотрим более подробно назначение и номинал плавких вставок для блоков предохранителей ВАЗ 2107 двух конструкций. Для устройств старого образца они предохранители обозначены цифрами от 1 до 17, а для нового — символами от F1 до F17.

Отдельного защитного элемента в монтажном блоке автомобиля ВАЗ 2107, который отвечает за магнитолу, нет. Чаще всего её подключают к часам или прикуривателю.

Ниже представлена расшифровка реле в мон­тажном блоке ВАЗ 2107.

Инжектор

Электросхема моделей с инжектором имеет дополнительный блок плавких вставок и реле, который устанавливают в салоне машины под вещевым ящиком со стороны пассажира.

Распиновка этого блока будет такова:

  1. F1 обеспечивает работоспособность основного реле автомобиля, его номинальный ток равен 7,5 А.
  2. F2 отвечает за работу электронного блока управления двигателем, ток равен 7,5 А.
  3. F3 рассчитан на ток силой 15 А, обеспечивает работоспособность электродвигателя топливного насоса.

Там же установлены три электромагнитных реле:

  • К1 — главное реле;
  • К2 — реле, которое включает электрический топливный насос;
  • К3 — реле, включающее электродвигатель вентилятора в системе охлаждения силового агрегата.

Блок предохранителей ВАЗ 2104 2105

Где расположен монтажный блок предохранителей ВАЗ: 2104, 2105 (карбюратор, инжектор)

Монтажный блок расположен в моторном отсеке с правой стороны и закреплен на щите передка. Монтажный блок сверху закрыт крышкой, на которой нанесены символы назначения реле, номера предохранителей и защищаемые ими цепи. Большинство цепей электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке.

F1 10 Задние фонари (сеет заднего хода). Электродвигатель отопителя Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка)
F2 10 Электродвигатели стеклоочистителя и насоса омывателя ветрового стекла. Реле очистителя ветрового стекла
F3 10 Резервный
F4 10 Резервный
F5 20 Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты)
F6 10 Прикуриватель. Штепсельная розетка переносной лампы
F7 20 Звуковые сигналы и реле включения звуковых сигналов. Электродвигатель вентиля тора системы охлаждения двигателя и реле включения электродвигателя (контакты)
F8 10 Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации
F9 7.5 Регулятор напряжения генератора (на автомобилях с генератором Г-222)
F10 10 Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Реле-прерыватель указателей поворота. Сигнализатор указателей поворота Тахометр Указатель уровня топлива. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Вольтметр. Реле включения электродвигателя вентилятора (обмотка). Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Контрольные лампы резерва топлива и включения стояночного тормоза. Сигнальные лампы аварийного падения давления масла и недостаточного уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа включения стояночного тормоза. Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора (для карбюраторного двигателя). Термовыключатель электровенти-лятора. Система управления пневмоклапаном карбюратора Обмотка возбуждения генератора (генератор 37.3701)
F11 10 Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафон внутреннего освещения кузова
F12 10 Правая фара (дальний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном дальнем сеете)
F13 10 Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар
F14 10 Левая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа Контрольная лампа включения габаритного света
F15 10 Правая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения прикуривателя. Лампа освещения приборов. Лампа освещения вещевого ящика
F16 10 Правая фара (ближний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном ближнем сеете)
F17 10 Левая фара (ближний свет)

Схема соединений монтажного блока:

P1 — реле включения обогрева заднего стекла; P2 — реле включения очистителей и омывателей фар; PЗ — реле включения звуковых сигналов; P4 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя; P5 — реле включения дальнего света фар; P6 — реле включения ближнего света фар; А — порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока. Наружная цифра с буквой «Ш» в обозначении штекера — номер колодки, а внутренняя цифра — условный номер штекера. Штекеры колодок без цветной маркировки условно показаны коричневым цветом

Расположение реле и предохранителей в монтажном блоке: 1 — реле включения обогрева заднего стекла; 2 — место для установки реле включения очистителей и омывателей фар (реле устанавливают на часть выпускаемых автомобилей); 3 — монтажная перемычка на месте реле включения звуковых сигналов (в вариантном исполнении устанавливают реле); 4 — монтажная перемычка на месте реле включения электродвигателя вентилятора си стемы охлаждения (в вариантном исполнении устанавливают реле); 5 — реле включения дальнего света фар; 6 — реле включения ближнего света фар;

F1-F17 — плавкие предохранители (цепи, защищаемые плавкими предохранителями штыревого типа, указаны в табл. выше).

Приборы электрооборудования, потребляющие при работе большой ток, подключены через реле, защищающие от перегрузки контакты выключателей. Для замены штыревых предохранителей и реле в монтажном блоке предусмотрены специальные пластмассовые пинцеты.

Предохранители разного номинала окрашены разным цветом; кроме того, на предохранителе нанесено числовое значение силы тока, на который он рассчитан (номинал).

Цвет корпуса предохранителя и его соответствие номиналу 20А — Желтый 15А — Голубой 10А — Красный

7,5А — Коричневый

Схема реле и предохранителей ВАЗ 2110

Монтажный блок, в котором расположены основные предохранители и реле — в салоне.

№ реле Назначение
К1 Исправность ламп
К2 Очиститель переднего стекла
К3 Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К4 Ближний свет
К5 Включение дальних фар
К6 Дополнительное реле стартера
К7 Обогрев заднего стекла
К8 Задний противотуманный свет
№ предохранителя Сила тока (ампер) Описание предохранителей
F1 5 Лампы освещения номерного знака. Лампы освещения приборов. Контрольная габаритная лампа. Лампа освещения багажника. Левый габаритный фонарь
F2 7,5 Ближняя левая фара
F3 10 Дальняя левая фара
F4 10 Правый противотуманный свет
F5 30 Электродвигатели стеклоподъемников дверей
F6 15 Переносная лампа или розетка
F7 20 Электродвигатель вентилятора охлаждения двигателя. Звуковой сигнал
F8 20 Обогрев заднего стекла. Включение обогрева заднего стекла
F9 20 Клапан рециркуляции. Очистители и омыватели ветрового стекла и фар. Обмотка обогрева заднего стекла
F10 20 Резерв
F11 5 Правый габаритный свет
F12 7,5 Правый ближний свет
F13 10 Правый дальний свет. Контрольная лампа включения дальнего света
F14 10 Левый противотуманный свет
F15 20 Электрообогрев сидений. Блокировка замка багажника
F16 10 Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации
F17 7,5 Освещение салона. Индивидуальная подсветка. Подсветка выключателя зажигания. Лампы стоп-сигнала. Часы или маршрутный компьютер
F18 25 Освещение вещевого ящика. Контроллер отопителя. Прикуриватель.
F19 10 Блокировка замков дверей. Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света. Указатели поворота с контрольными лампами. Свет заднего хода. Обмотка возбуждения генератора. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Часы или маршрутный компьютер
F20 7,5 Задний противотуманный свет

Основной блок

Главный монтажный блок расположился у водительского сидения на передней панели, слева от него. Нишу закрывает крышка из пластика с затвором над ней, имеющим форму кнопки — для открытия необходимо нажать на нее. Под крышкой находятся предохранители, пронумерованные на схеме от F1 до F20 — они отвечают за все элементы управления автомобилем, кроме тех, что вынесены в дополнительный блок (таких три). Мощность предохранителей разная. Тут же находятся восемь реле, отвечающие за основные элементы цепи питания управления авто.

Консольный дополнительный монтажный блок

Найти можно внутри центральной консоли. Он расположен за прикрепленной саморезами пластиковой крышкой, слева от переднего пассажирского кресла. В блоке находятся три реле и три предохранителя. В частности:

  1. Реле электромотора вентилятора;
  2. Реле зажигания;
  3. Реле электромотора насоса подачи топлива;
  4. Предохранитель ЭБУ мотора и модуля зажигания;
  5. Предохранитель электронных элементов системы подачи топлива;
  6. Предохранитель электроцепи датчиков скорости и кислорода, а также измерителя расхода воздуха и клапана продувки адсорбера.

Мощность всех предохранителей рассчитана на 15 Ампер.

На схеме, буквами обозначены такие цвета:

  • Б — белый;
  • Ч — черный;
  • Ж — желтый;
  • О — оранжевый;
  • Г — голубой;
  • Р — розовый;
  • З — зеленый;
  • С — серый;
  • К — коричневый;
  • П- красный.

Если буквы стоят вместе, то к штекеру необходимо подсоединить провода двух цветов.

Изменения в коммутации и компоновке монтажных блоков

Важнейшее новшество блока предохранителей ВАЗ 2110 от старых к свежим моделям коснулось местонахождения предохранителя противотуманных фар. В первых модификациях этот прибор находился за блоком, а не внутри его и держался на жгуте из проводов, не будучи оснащен платой. Со временем, конструкторы предусмотрели для него специальную плату, которая все еще находилась вне главного блока, а была помещена слева от консоли. Лишь через десяток лет ей нашлось место среди остальных предохранителей.

Блоки с различной компоновкой, отличаются между собой нумерацией. Первые модели на 6 реле имеют номер 2110-3722010, в то время как те, что оснастили 7 приборами получили маркировку 2110-3722010-08, а самые современные — 2110-3722010-01. Модификации, не имеющие ножек реле включения передней подсветки промаркированы, как 21110-3722010-12. Также, производитель выпускает блоки, оснащенные ножками, но не реле К1, которые могут быть как с перемычками, так и без — в обоих случаях допускается самостоятельная установка прибора или перемычек вместо него.

Вариант №1

Схема защиты на рис. 109, а, применяется в случае, если в ней только один или два ( реверсивных ) контактора.

Для включения двигателя в сеть нажимают кнопку SB1 «Пуск», вследствие чего включается линейный контактор КМ, который замыкает главные контакты КМ1…КМ3 и вспомогательный КМ4.

Если после этого кнопку SB1 отпустить, ток в катушке КМ контактора поддерживается через вспомогательный контакт КМ4.

При снижении напряжения до недопустимого якорь контактора отпадает, контакты КМ1…КМ3 размыкаются, двигатель отключается от сети и останавливается.

Кроме того, размыкается контакт КМ4, поэтому ток в катушке КМ контактора исчезает.

При восстановлении напряжения до номинального ток в катушке КМ появится только после нажатия кнопки SB1 «Пуск».

Таким образом, данная схема исключаетавтоматическое повторное включение электродвигателя после восстановления напряжения. Пуск возможен только при участии человека.

Вариант №2

Схема на рис. 109, б применяется как часть более сложной схемы управления в электроприводах, с числом контакторов более двух. К таким электроприводам относятся грузовые лебедки и краны, якорно-швартовные устройства и другие, управляемые при помощи командоконтроллера.

Как следует из схемы, рукоятка командоконтроллера имеет 5 положений: нерабочее «0» и по два рабочих «I» и «II» в обе стороны ( «Вперед» – «Назад» ).

В исходном положении «0» контакт SA командоконтроллера замкнут. Поэтому при подаче напряжения на зажимы А и В ( род тока не играет роли ) через этот контакт образуется цепь тока катушки реле напряжения KV.

Реле KV включается и замыкает три своих контакта: KV1, KV2 и KV3. Контакт KV1 шунтирует контакт SA ( но только в нулевом положении ), через контакты KV2 и KV3 поступает питание на остальную часть схемы управления.

Схема готова к работе.

При работе, например, в направлении «Вперед», рукоятку командоконтроллера

выводят из положения «0» и устанавливают в положение «I». При этом контакт SA размы-

кается, но остается замкнутым контакт KV1. Через него катушка KV продолжает получать

питание из сети.

При переводе рукоятки в положение «II» схема не изменяется.

При снижении напряжения ниже допустимого якорь реле KV отпадает, все три его

контакта размыкаются.

При размыкании контакта KV1 ток в катушке реле KV пропадает, а при размыка-

нии контактов KV2 и KV3 снимается питание с остальной части схемы управления. Двига

тель отключается от сети и останавливается.

При восстановлении напряжения до номинального ток в катушке КМ появится только после возврата рукоятки командоконтроллера в нулевое положение. Только тогда замкнется контакт SA, через который снова получит питание катушка реле KV и повторно замкнутся контакты KV1, KV2 и KV3.

. Таким образом, и эта схема исключает автоматическое повторное включениеэлектродвигателя после восстановления напряжения. Пуск возможен только при участии человека ( надо нажать кнопку SB1 «Пуск» ).

Схема нулевой защиты с аварийным выключателем

У электроприводов, управляемых при помощи командоконтроллера, заедание рукоятки в промежуточном положении может привести к аварии, т.к. электродвигатель не останавливается.

Чтобы избежать аварии, в цепь катушки реле напряжения KV включают пакетный выключатель S1 ( рис. 108 ). Этот выключатель называют аварийным или выключателем управления. Выключатели устанавливают на тумбе командоконтроллера сбоку или сверху.

Рис. 108. Схема нулевой защиты с аварийным выключателем S1

При работе этот выключатель постоянно включен, поэтому включено реле напряжения KV. Через контакт KV:2 этого реле питание подается на основную часть схемы управления.

В случае возникновения аварийной ситуации оператор ( лебедчик ) выключает S1.

Реле KV теряет питание и размыкает контакты KV2 и KV1.

При размыкании контакта KV2 снимается питание с основной части схемы управления, двигатель отключается от сети и затормаживается.

Размыкание контакта KV1 делает невозможным включение реле KV до тех пор, пока не замкнется контакт SM1 командоконтроллера, т.е. пока не рукоятка командоконтроллера не будет возвращена в нулевое положение.

После этого реле KV получит питание и можно продолжить работу.

Выключатели управления могут быть одно- или двухполюсными.

33эм.31.10.14г.34эм.31.10.14г.32.эм.05.11.14г.31эм.06.11.14г.