Опора линии электропередачи

Содержание

Обработка деревянных столбов

Чтобы столбы освещения из дерева могли служить длительное время, на заводах они проходят специальную обработку, столбы покрывают антисептическими составами.

Несколько лет назад базовым составом считался креозот. Для его получения использовалась смола, которую дает каменный уголь.

Так выглядят деревянные столбы обработанные по новой технологии Прошло время, и от креозота стали отказываться: ученым удалось разработать материалы, дающие больший эффект.

Подобные столбы освещения производятся только в заводских условиях на специальном вакуумном оборудовании. В результате столб получает отличные технические характеристики и привлекательный внешний вид. Его намного легче транспортировать по сравнению с бетонными и стальными конструкциями. Установка такой деревянной электрической опоры отличается невысокой трудоемкостью.

Опоры ЛЭП из железобетона

Современный мир уже не представляет своего существования без использования электричества. Железобетонные столбы повсеместно используются для освещения. Широкое применение опор лэп из железобетона обуславливается сравнительной дешевизной таких конструкций.

Даже высокие затраты на транспортировку столбов не способствуют снижению высокого спроса на бетонные опоры лэп. Они применяются для монтажных работ линий электропередач любого напряжения.

При этом опора, изготовленная из высококачественных строительных материалов, может использоваться в течение длительного периода (около пятидесяти лет).

Назначение

Без применения железобетонных столбов не обходится строительство линий электропередач. Они устанавливаются в регионах, где температура снижается максимум до -55 градусов Цельсия. Главным элементом, используемым в таких опорах, является центрифугированные бетонные стойки.

Достоинства и недостатки

К достоинствам, свойственным бетонной опоре линий электропередач, относят дешевизну изделий, высокую степень их унификации, высокую стойкость к образованию коррозии при воздействии негативных факторов окружающей среды. Кроме того, железобетонный столб имеет высокие эксплуатационные характеристики.

Говоря о недостатках изделий из железобетона, специалисты указывают на трудности, которые возникают при перевозке, строительстве, демонтаже либо замене железобетонных стоек.

При этом утилизация столбов линий электропередач требует немалых финансовых затрат.

Кроме того, работники электросетевых организаций с опаской занимаются монтажом на линиях электропередач, поскольку возможен срыв электромонтеров с опорных конструкций.

Особенности установки

Специалисты начинают установку столбов линий электропередач с выкладывания деталей изделий вдоль дорожных покрытий, а затем собирают их. Собранные бетонные конструкции поднимают краном и переходят к установке в котлован цилиндрической формы.

Работники заполняют пустоты в котловане при помощи смеси из песка и гравия. Все размеры должны быть указаны в проекте.

Чтобы дополнительно закрепить опору в почве, стойки необходимо зафиксировать ригелями, а также поместить их на поверхностьспециальных плит.

Оттяжки крепятся в грунте на определенном расстоянии от столбов, которое измеряется заранее. Также следует установить плиты либо другие конструкции согласно проекту.

По назначению

  1. Анкерная опоры — слева и анкерная опора с линейным разъединителем — справа. Анкерные. Такие опоры линий электропередач помогают сбалансировать вес электропроводов, закрепленных в смежных специальных пролетах и т. д.
  2. Угловые. Позволяют компенсировать нагрузки проводов. Столбы устанавливают на поворотах трасс воздушных линий.
  3. Концевые. Используются для компенсации одностороннего веса проводов в самом конце трасс и линий электропередач.
  4. Переходные. Применяются для выполнения перехода воздушных линий через различные конструкции и преграды.
  5. Транспозиционные. Помогают сменить положения тросов и электропроводов на железобетонных стойках.
  6. Ответвительные. Такие столбы необходимы для создания ответвлений.
  7. Перекрестные. Используются при пересечении воздушных линий.

По конструкции

  • свободностоящие портальные со связями;
  • портальные со специальными оттяжками;
  • свободностоящие;
  • конструкции со специальными оттяжками и стойками.

По закреплению

  • железобетонные конструкции с оттяжками;
  • опоры свободностоящие.

По количеству цепей опоры бывают одно-, двух- и многоцепными.

Маркировка и примеры

Опоры из железобетона маркируются таким образом:

  1. По первым буквам можно определить предназначение опоры: «П» означает «промежуточная». Буквы «У» и «П» используются для обозначения угловых и промежуточных конструкций, «У» и «А» — угловых и анкерных, «УОА» — угловых ответвительных анкерных, «А» — концевых анкерных. Символы «О» и «А» указывают на то, что перед вами ответвительная опора.
  2. Цифры, отмеченные на конструкциях, показывают, для какой именно линии электропередач, они предназначены. Например, цифрой «10» обозначают десять кВ ЛЭП.
  3. Еще одна цифра используется для определения типоразмера железобетонного изделия. Так, «1» указывает на то, что размеры столба составляют десять с половиной метров. О означает, что конструкция создана на основании столба из железобетона СВ-110.

Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПООПОРНОЙ СХЕМЫ ВЛ 0,38 кВ

поселка городского типа

пример выполнения поопорной схемы ВЛ 0,38 кВ

сельскохозяйственного назначения

пример выполнения поопорной схемы вл 6-20 кВ

сельскохозяйственного назначения

пример ВЫПОЛНЕНИЯ поопорной схемы магистрали вл 10 кВ^ Условные обозначения:

 одностоечная железобетонная опора;

 одностоечная железобетонная опора с двойным крепление проводов;

= совместная подвеска проводов ВЛ 10 кВ и ВЛ 0,38 кВ (опоры 39-23)

^ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ СХЕМ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК

НАПРЯЖЕНИЕМ 0,38-20 кВ

Примечание. Условные обозначения соответствуют:

ГОСТ 2.755-87. Обозначения условные графические в электрических схемах;

ГОСТ 2.702-75 (СТ СЭВ 1188-78). Правила выполнения схем. (Единая система конструкторской документации);

Типовой инструкции по организации оперативного обслуживания распределительных электрических сетей 0,38-20 кВ с воздушными линиями электропередачи;

Пособию для изучения «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей». Разд. 1. (М.: СПО ОРГРЭС, 1992).

ОГЛАВЛЕНИЕ1. Общая часть

2. Организация эксплуатации ВЛ

3. Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ, оформление технической документации

4. Техническое обслуживание ВЛ

4.1. Общие положения

4.3. Проверки и измерения

5. Плановый ремонт ВЛ

6. Основные неисправности элементов ВЛ 0,38-20 кВ

6.1. Опоры и их элементы

6.2. Провода и элементы их крепления

6.3. Арматура и изоляторы

6.4. Заземляющие устройства

6.7. Вентильные разрядники

6.8. Искровые промежутки и трубчатые разрядники

7. Приемка ВЛ в эксплуатацию

8. Технические требования, допуски и нормы отбраковки элементов ВЛ

9. Работы на просеках ВЛ

10. Аварийно-восстановительные работы на ВЛ

11. Ремонт железобетонных опор, приставок, фундаментов

12. Проверка загнивания древесины опор

13. Нормы браковки и периодичности замены деревянных деталей опор ВЛ 0,38-20 кВ

Приложение 1. Многолетний план-график ремонтов объектов распределительной сети

Приложение 2. Годовой план-график технического обслуживания и ремонта ВЛ 0,38-20 кВ

Приложение 3. Годовой план капитального ремонта ВЛ 0,38-20 кВ

Приложение 4. Месячный план —график отключений ВЛ 0,38-20 кВ

Приложение 5. Листок осмотра (проверки)

Приложение 6. Ведомость (журнал) измерений загнивания деталей деревянных опор на ВЛ

Приложение 7. Ведомость проверки и измерения значения сопротивления заземления опор ВЛ

Приложение 8. Ведомость измерений расстояний, габаритов и стрел провеса провода на ВЛ

Приложение 9. Журнал дефектов

Приложение 10. Журнал учета работ на ВЛ

Приложение 11. Метод расчета механической прочности древесины опор ВЛ при внутреннем загнивании

Приложение 12. Перечень работ, выполняемых при комплексном капитальном ремонте ВЛ 0,38-20 кВ

Приложение 11. Нормативно-технические документы, рекомендуемые для использования при эксплуатации ВЛ 0,38-20 кВ

Приложение 14. Формы документации по ВЛ

Приложение 15. Характеристики проводов и грозозащитных тросов

Приложение 16. Допустимые расстояния от проводов ВЛ 6-20 кВ до различных объектов

Приложение 17. Наименьшие допустимые расстояния в нормальном режиме ВЛ до 1 кВ

Приложение 18. Изменение прочности опоры в зависимости от качества изготовления и монтажа

Приложение 19. Решение № Э-1/87 «О нормах браковки и сроках замены деревянных деталей опор ВЛ 0,38-110 кВ»

Приложение 20. Эксплуатационный циркуляр № Ц-03/85 (Э) «О повторном применении железобетонных стоек и приставок, демонтируемых с ВЛ 0,4-20 кВ»

Приложение 21. Область применения, основные параметры железобетонных стоек, эксплуатирующихся в условиях воздействия агрессивной среды

Определение напряжения ЛЭП

Разумеется, что кабельные линии электропередач в большинстве своем скрыты, да и находящиеся на открытом воздухе далеко не всегда можно различить визуально.

А вот воздушные линии можно определить по:

  • Типу применяемых в ЛЭП опор;
  • Внешнему виду и числу изоляторов;
  • Проводам;
  • Размеру охранной зоны;
  • Буквенной маркировке на опорах (Т – 35кВ, С – 110кВ, Д – 220кВ).


Буквенная маркировка на опоре Поэтому далее рассмотрим систему определения величины напряжения ЛЭП по основным визуальным критериям.

По количеству проводов

В зависимости от числа проводов все ЛЭП подразделяются таким образом:

  • На напряжение 0,23 и 0,4кВ число проводов будет составлять 2 и 4 соответственно, в некоторых случаях присутствует еще один провод заземления;
  • Для напряжения ВЛ 6 – 10кВ используются 3 провода;
  • В линиях от 35 до 220кВ один провод для каждой фазы, помимо них могут монтироваться провода грозозащиты. Нередко на опорах ЛЭП устанавливаются сразу две линии то есть 6 проводов.
  • При напряжении 330кВ и выше фаза выполняется не одним, а несколькими проводами, уже применяется расщепление фазных проводов для минимизации потерь.

По внешнему виду опор

Помимо этого, многое можно сказать о напряжении в ЛЭП по виду установленных опор. Как указано в таблице выше, каждый номинал напряжения имеет допустимое минимальное безопасное расстояние. Поэтому, чем он больше, тем выше располагаются провода. Соответственно, габариты и конструкция опоры должна обеспечивать допустимые расстояния в стреле провеса.

Сегодня опоры подразделяются по материалу, из которого они изготовлены:

  • деревянные;
  • металлические;
  • железобетонные.

По конструктивному исполнению встречаются:

  • стойки;
  • мачтовые;
  • портальные.

Внешнему виду и числу изоляторов

Чем выше напряжение в ЛЭП, тем большей электрической прочностью должны обладать изоляторы. Соответственно сопротивление электрическому току повышается за счет увеличения длины пути тока утечки, чем выше напряжение, тем больше сам изолятор, тем больше ребер расположено на рубашке, помимо этого ребра могут усиливаться несколькими кольцами. Еще одним приемом для повышения диэлектрической устойчивости ЛЭП по отношению к опоре является сборка из нескольких последовательно включенных изоляторов – гирлянда ВЛ.

Чем больше гирлянды изоляторов, тем выше разность потенциалов они могут выдержать, однако не стоит путать с параллельно собранными изоляторами, они предназначены для повышения надежности в местах прохода ЛЭП над дорогами, другими линиями, коммуникациями и сооружениями.

Типы опор линий электропередач

По назначению различают следующие типы опор ВЛ:

Промежуточные опоры служат для поддержания прово­дов на прямых участках линии. Они встречаются наиболее часто; в зависимости от трассы число их в среднем составляет 80—90% общего числа опор ВЛ. Провода на промежуточных опорах крепят с помощью подвесных гирлянд изоляторов или штыревых изолято­ров. Между проводами и промежуточной опорой нет жесткой связи, а гирлянды изоляторов свисают вертикально, так как тяжение провода с обеих сторон опоры в нормальных условиях одинаково. Пример на рисунке 1.

Рисунок 1. П-образная промежуточная одноцепная опора.

Анкерные опоры устанавливают на прямых участках трассы воздушной линии на пересечениях с различными сооруже­ниями, а также в местах, где изменяются число, марки и площади сечения проводов. На этих опорах должны быть предусмотрены жесткие и прочные конструкции для крепления проводов, воспри­нимающие при нормальных условиях работы усилия от разности тяжений проводов в смежных пролетах линии. Провода на линиях с подвесными изоляторами крепит на анкерных опорах с помощью натяжных гирлянд, а на линиях со штыревыми изоляторами — спе­циальной вязкой или специальными зажимами.

Рисунок 2. Одноцепная анкерная опора.

Анкерные опоры ограничивают пределы разрушения или повре­ждения линии при аварийных нагрузках. Для линий с выпускаю­щими зажимами и площадью сечения проводов до 185 мм2 рас­стояние между анкерными опорами на прямых участках обычно должно быть не больше 5 км, а при проводах с площадью сечения более 185 мм2 оно не должно превышать 10 км. Расстояние между анкерными опорами дли линий с глухими зажимами и с зажимами ограниченной, прочности заделки (штыревые изоляторы) принима­ют по условиям трассы. Пример анкерной опоры на рисунке 2.

Концевые опоры. Их устанавливают в начале линии или в конце при под­ходах ее к подстанциям. Концевая опора постоянно подвергается действию одностороннего тяжения проводов и тросов со стороны линии, так как в направлении от конценой опоры к подстанциям провода подвешивают с очень небольшим тяженнем. Провода на концевых опорах крепят так же, как на анкерных.

Угловые опоры устанавливают в точках, где изменяется направление линии. Эти опоры, как и концевые, испытывают посто­янную нагрузку от тяжения проводоь. направленную по биссектри­се угла поворота. По конструкции концевые и угловые опоры обычно не отличаются от анкерных.

Кроме перечисленных, на воздушных линиях применяют и спе­циальные опоры, например транспозиционные и переходные.

Транспозиционные опоры устанавливают в точках линии, где провода цепи меняют местами для обеспечения симмет­рии трехфазной системы.

Рисунок 4. Транспозиционная опора.

Переходные опоры применяют при пересечениях воздуш­ными линиями железных дорог, больших рек, озер, ущелий и дру­гих естественных препятствий. Длина пролета при таких опорах достигает 1—5 км, а высота опор (при пересечении судоходных рек) 70—80м. При очень больших пролетах переходные опоры иногда выполняют отдельно для проводов каждой фазы.

Рисунок 3. Переходная опора.

Особенности опор освещения и ЛЭП

Не секрет, что линии электропередачи бывают кабельными (заглубленными в грунт) и воздушными. Специальные железобетонные световые опоры нашли повсеместное применение при устройстве воздушных линий электропередач.

Основой таких сооружений является центрифугированная или вибрированная стойка, изготовленная с применением плотных тяжёлых цементных растворов, армированных сварными металлическими конструкциями.

Опоры ЛЭП, кроме центрифугированных и вирированных стоек, могут состоять из следующих конструкционных элементов:

Монтаж железобетонных опор в грунт осуществляется посредством установки сооружения в заранее пробуренный котлован цилиндрической формы с последующей засыпкой песчано-гравийной смеси в образовавшиеся пазухи.

Для того чтобы обеспечить необходимую прочность установки сооружения на слабых грунтах, подземная часть опор ВЛ укрепляется посредством ригелей, схваченных полухомутами. Для крепления навесных металлоконструкций применяются хомуты или сквозные болты.

Основные характеристики

Опоры железобетонные — изготавливаются с применением высокомарочного бетона, армированного проволокой-катанкой и арматурными прутьями.

Среди основных преимуществ этих сооружений следует отметить следующие качества:

Основные разновидности

Помимо того, что повсеместно применяются железобетонные опоры освещения, используются столбы для линий электропередач.

Такие сооружения подразделяются она следующие категории:

Опоры промежуточного типа — используются при обустройстве прямых участков трассы воздушных линий.

На фото — столбы промежуточного типа

Такие сооружения не рассчитаны на нагрузку, направленную вдоль ЛЭП и применяются исключительно для монтажа проводов и фиксирующих тросов. На сегодняшний день около 80% всех ЛЭП монтируется на .

На фото — анкерные столбы

Опоры угловые — устанавливаются на тех участках, где трасса изменяет свое направление. На столбы такого типа приходятся результирующие нагрузки тяжести проводов с межопорных смежных пролетов.

Концевая опора — это разновидность анкерных столбов.

Такие сооружения располагаются преимущественно в начале и конце ЛЭП. Сооружения этого типа рассчитаны на односторонние нагрузки.

Опоры специального назначения используются для выполнения особых задач.

Кавабанга! Способы производства подкрановых балок из железобетона

Конструкционные особенности

В соответствии с конструкционными особенностями железобетонные опоры ВЛ подразделяются на следующие категории:

  • портальные с оттяжками;
  • портальные с внутренними связями без оттяжек;
  • одно- и многостоечные с оттяжками;
  • одно- и многостоечные без оттяжек.

Монтаж ЖБ опор


Первый шаг к установке изделий — их доставка. Этапы установки столбов из железобетона:

  1. Доставку выполняет длинномерный специальный автотранспорт.
  2. Подают к месту монтажа бурильно-крановую машину.
  3. После разметки участка начинают бурение.
  4. В подготовленный котлован краном осуществляют установку ЖБ электроопоры.
  5. Фиксация конструкции. Контрольная проверка ее положения выполняется по окончании процесса.

Чтобы определить, какое количество столбов необходимо для правильного монтажа, производится расчет по СНиП 2.02.01—83 и на основании документа «Руководство по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП». Его выполняют по возможной деформации и несущей способности столба. Проектирование и выбор опоры необходимо производить с учетом назначения стоек, разновидности грунта, особенностей рельефа местности и остальных немаловажных факторов

Важно знать вес электроопоры, глубину и диаметр отверстия, в которое будет устанавливаться опора ЛЭП


Изделие может быть погружено в подготовленный котлован краном.

Большие размеры конструкции не позволяют поднимать их буромашинами, поэтому используют краны (СМК-10 и К-162 и другие подъемные механизмы соответствующей грузоподъемности). После сборки столб краном поднимают и опускают в котлован. Ригели верхнего и нижнего расположения закрепляют, прокапывая яму и укладывая его краном. К столбу его крепят хомутами. Обязательно нужно выверить по вертикали и горизонтали электроопору, а после засыпать котлован. После монтажа опор освещения наносят порядковый номер конструкции и год установки.

Монтаж опор

В пробуренные ямы манипулятором устанавливаются железобетонные электрические столбы

Очень важно, чтобы на опорах не было никаких повреждений


При помощи строительного уровня проверяется вертикальность установки. Основание столба заливается бетонным раствором высокого качества.

После установки столбов, полного высыхания бетона, проводится монтаж металлоконструкций. Закрепляются специальные хомуты, оборудованные штырями, на которых будут фиксироваться изоляторы. Смонтированные траверсы необходимы только для того, чтобы закрепить провода, через них не проходит электрический ток. Их конструкция имеет самые разные размеры и формы. Все зависит от числа проводов, которые необходимо присоединить. Каждая траверса имеет антикоррозионную защиту, ее укрепляют дополнительной крышкой, которая предохраняет от атмосферных явлений. Завершающим шагом становится крепление электрических проводов. Все вышеописанные работы можно выполнять только после получения специального допуска, разрешающего выполнять такие работы.

Металлические опоры линий электропередачи

Для монтажа воздушных ЛЭП используются три типа опор: деревянные, железобетонные и опоры из металла. Подробно про металлические опоры линий электропередачи поговорим в этой статье.

Где используются металлические опоры линий электропередачи

Благодаря своей высокой прочности и возможности делать опору не только готовой, но и сборной, металлические опоры нашли свой применение практически на всех типа линий электропередач от 0,38 кВ в деревнях и посёлках до 500-750 кВ в линиях ЛЭП.

Опора металлическая трехцепная промежуточная многогранная

Типы металлических опор ЛЭП

Классификация и разделение на типы у металлических опор довольно широкое.

По материалу они могут быть:

  • Стальными;
  • Из сплавов алюминия.

По конструкции

  • Башенными (похожи на башню в Париже, с расширенной опорной частью). Правильное название: опора башенного типа;
  • Типа столб. Такая опора имеет одинаковый поперечный размер по длине (ставится на растяжки, оттяжки) или сделана на конус с платформой под анкерное болтовое соединение.

Примечание: анкерное (фундаментное) болтовое соединение представляют собой специальные фундаментные болты закладываемые в бетонное основание под опору. Изготавливаются по ГОСТ 24379.1-2012. Вид анкерных болтов зависит от планируемых нагрузок.

Наиболее мощные — это анкерные болты с плитой–основанием. Самые простые — болты прямые, которые можно установить на готовую плиту фундамента под опору. Заказать любой тип анкерных болтов, а также любые другие металлоконструкции и металлообработку, вы можете в в Самаре.

Сайт компании https://kvalitet-63.ru.

  • Металлическая опора портального типа. Используется для ЛЭП 330-550 кВ.
  • Опора типа «Рюмка», для ЛЭП 330-750 кВ.
  • Металлическая опора типа «Набла» или вантовая опора (набла – символ в виде перевёрнутого треугольника). Её используют в ЛЭП до 750 кВ.

Компрессоры для дайвинга (водолазные) в Москве

Сразу нужно выделить, металлические опоры используемые «ближе к народу», в ЛЭП коттеджных и других загородных посёлков. Это металлические опоры свободностоящего монтажа анкерного типа, круглого или многогранного сечения.

Примечание: Свободностоящая опора устанавливается в котлован с ригелем или без него, а также на фундаментную площадку с закреплением анкерными болтами.

подъём металлической опоры методом вывешивания

Металлические опоры линий электропередачи по назначению

По занимаемому месту в линии электропередачи, металлические опоры делят на

  • промежуточные,
  • угловые,
  • концевые,
  • опоры ответвлений.

Часто опоры на которых оказывается повышенные нагрузки в линии — это угловые, концевые и опоры ответвлений, их называют анкерные опоры. Читаешь анкерная, понимай усиленная.

Расчёт по нагрузке выпускаемых опор достаточно сложный и, как следствие, маркировка опор по их назначению тоже немного путанная. Например, многогранные опоры из металла для ВЛИ 0,38 кВ разработанные РОСЭП по своему ТУ, могут быть следующих типов:

  • Промежуточная (П1М);
  • Угловая промежуточная (УП1М);
  • Концевая анкерная (К1М);
  • Угловая анкерная (УА1М);
  • Ответвительная анкерная (АО1М);
  • Переходная промежуточная (ПП1М);
  • Переходная анкерная (ПА1М);
  • Переходная угловая анкерная (ПУА1М);
  • Переходная ответвительная анкерная (ПОА);
  • Переходная анкерная ответвительная (ПАО).

Заключение

Металлические опоры линий электропередачи актуальны не только в высоковольтных ЛЭП, но и в ЛЭП и ВЛИ частного сектора на 380 Вольт. Причина в стремлении увеличить долговечность и надёжность линий. Металлические опоры ОГК активно используются в освещении.

Металлические опоры ОГК

ehto.ru

Похожие посты:

  • Бегущая строка световой рекламы, Рубрика Строительство
  • Штрихкод производителей и стран поставщиков товаров, Рубрика Материал электрика
  • Как сделать ответвление к дому от ВЛИ, Рубрика Линии электропередач
  • Обувь диэлектрическая, Рубрика Справочник электрика
  • Вводное устройство частного дома, коттеджа, дачи, Рубрика Электрощиток
  • Скрытая электропроводка в квартире, Рубрика Электропроводка
  • Замена электрики в квартире, к чему нужно готовиться, Рубрика Ремонт электрики

Как залезть на столб

Виды и типы опор воздушных линий электропередачи

В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы: а) опоры промежуточные , на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,

б) опоры анкерного типа , служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

Расстояние между опорами воздушных линий электропередачи (ЛЭП) называется пролетом , а расстояние между опорами анкерного типа — анкерованным участком (рис. 1).

В соответствии с требованиями ПУЭ пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор — промежуточные и анкерные — разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.

Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.

При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.

Линия электопередачи высокого напряжения (рисунок из книги 1950 года)

Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 — 20°. При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры .

Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ

Анкерные опоры . На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору. На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.

При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.

Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа

В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение проводов и тросов ВЛ.

Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные , служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах, ответвительные — для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.

Защита от перенапряжений


По правилам, на последних опорах при подходах к ПС для защиты оборудования и самой ВЛ от перенапряжения, устанавливаются ограничители ОПН-35кв.

У фирмы Сикам они имеют маркировку — AZBD.

Они защищают линию:

от наведенного перенапряжения

от коммутационного


При этом сами ОПН, чтобы повысить надежность ВЛЗ можно заземлить не напрямую, а через специальный разъединитель.

Если ОПН сгорит или повредится, то с помощью этого разъединителя можно легко отсоединить заземляющий проводник от всей конструкции.

При этом изоляция самой ВЛЗ будет в норме, за счет изолированного кронштейна.

Вам не нужно будет прерывать электроснабжение ответственных потребителей, а поменять вышедший из строя ОПН можно при плановых ремонтах в дальнейшем.

У Ensto применяется ОПН — HE-S425SGA и HE-S4253D2.