Содержание / Contents
- 1 Схема усилителя
- 2 Файлы
Я знал, на каком неламповом гитарном комбике друг играет, и что сопротивление динамика 4 Ома. К динамику можно подключить внешний ламповый! Схему решил использовать уже проверенную, 6Н2П + 6П14П, для домашнего музицирования вполне достаточно.
Обычно я не заморачиваюсь по поводу корпуса и варю из кусков металла любую конструкцию, в которую бы поместились получившиеся платы с трансформаторами, но на этот раз варить ничего не хотелось, да и времени для этого было мало.
Поскрёб по сусекам на работе и откопал раздербаненый корпус от автомобильного зарядного устройства для автоаккумуляторов времён расцвета социализма. Из него неизвестные мне добрые люди вытащили всё, что могли, за исключением пары неоткушенных проводов. По скромным прикидкам в него могли поместиться трансформатор и плата усилителя. О вмещении дросселя можно было не мечтать.
Использовать анодный и накальный трансформатор по отдельности так же не представлялось возможным, ни одного трансформатора ТАН в закромах не оказалось. В этой связи я решил посетить одно из злачных мест Пензенской области – радиобарахолку, где мне посчастливилось приобрести ТАН-31.
Примерно прикинул расположение элементов в корпусе, и вот как я предполагал разместить элементы (справа налево): • Трансформатор питания, который я решил отделить медным экраном от основной платы. • Радиатор охлаждения стабилизатора накала. Я хотел организовать накалы предусилительной и оконечной лампы постоянным стабилизированным напряжением, но впоследствии от стабилизатора пришлось отказаться в виду нехватки места. А без добротного радиатора использование стабилизатора дело рискованное. • Основная плата. • Выходной трансформатор. • На обратной стороне лицевой панели плата блока тембров.
Лицевая панель выглядела не парадно. В отверстие, под которым красуется надпись «ВКЛ» даже с большим чувством юмора не вкрутить потенциометр громкости. Решение нашлось быстро, как при создании многоканальной Системы 5.1 я использовал алюминиевый лист для выполнения на нём гравировки, так и тут решил закрыть всю лицевую панель алюминиевым листом с выгравированными надписями. С целью дальнейшего роста мастерства изготовления поставил перед собой задачу полностью скрыть элементы крепления алюминиевого листа к корпусу, чтобы создавалось впечатление, что к корпусу ничего не прикручено и он цельный.
Нарисовал макет для гравировки лицевой панели и примерно представил вид готового усилителя.
Выгравировал лицевую панель. Подробное описание процесса химической гравировки вы можете прочитать в моей статье о Gold Tube’s .
Просверлил отверстия для крепления к корпусу. Используя винты в потай 3×10 прикрутил лист алюминия к корпусу. В местах болтовых соединений выполнил зенковку сверлом на 5. У болтов сточил головку до диаметра, который бы полностью утапливался в зенкованное гнездо.
Места соединений залил суперклеем в 2 слоя, после чего зашлифовал места заливки до полностью гладкой поверхности. Были места, где при тщательном осмотре были видны небольшие ямки, эти отверстия тщательно протёр спиртом и заново залил клеем. Повторял до момента идеальной гладкости, в ином случае были бы видны неровности после покраски.
После просверлил отверстия под вход и потенциометры, выточил прямоугольное отверстие под кнопку включения питания и обработал шлифмашиной.
В задней панели сделал отверстия под аудиозажимы, зажим заземления и гнезда питания и предохранителя. С помощью всё той же шлифмашины снял слой старой краски с основания, верхней крышки и задней панели. Покрасил всё чёрной глянцевой алкидной краской. Места гравировки залил белой алкидной глянцевой краской с помощью кисти.
На заднюю панель установил фурнитуру.
Детали
Источник тока выполнен на стабилизаторе напряжения КР142ЕН5В (5 В). Вход стабилизатора подключен к выводам катодов ламп, а к его выходу подключен токозадающий резистор R11. При номинале этого резистора, равном 43-47 Ом, суммарный ток катодов обеих ламп устанавливается около 120 мА, т. е. по 60 мА на каждую. Лампы рекомендуется подобрать максимально одинаковые по току.
По такой схеме (с источниками тока в катодах) было сделано несколько усилителей на лампах 6П14П. Лампы при макетировании конструкции работали стабильно при анодном напряжении Uа = 370 В и токе Iк = 60 мА.
При этих же значениях напряжения и тока Uа и Ік, но без источника тока (с фиксированным смещением), сразу начинался разогрев анодов После этих экспериментов в металле был сделан усилитель по двухтактной схеме на 6П14П при Uа = 305 В и Ік = 60 мА, как вариант описываемого здесь. Применение источника тока позволило улучшить линейность частотной характеристики усилителя.
Энергетический запас блока питания позволил применить в усилителе электронно-световые индикаторы уровня напряжения 6Е1П — VL6 и VL7. Наличие этих двух зеленых «глазков» «оживило” переднюю панель усилителя Помимо контроля уровня сигнала усилителя, по ним также можно судить о работоспособности блока питания.
Цепь, состоящая из резисторов R18, R19, диодов VD1, VD2 выполняет функции регулятора уровня и детектора огибающей а элементы С18 R22 определяют время восстановления чувствительности индикатора. Узел из этих деталей собран на отдельной небольшой плате которая установлена на основной плате усилителя.
В усилителе использованы только готовые моточные изделия от бытовой теле-радиоаппаратуры. Сетевой трансформатор ТС-160 и дроссель — от черно-белого телевизора «Рекорд-312″ или другого подобного. Выходные трансформаторы — от радиолы ”Урал-114».
При их отсутствии можно изготовить выходные трансформаторы самостоятельно на броневом или витом разрезном магнитопроводе сечением примерно 4..5 см. Индуктивность первичной обмотки — не менее 30 Гн. Для самостоятельной намотки выходного трансформатора полезны следующие сведения.
Первой на катушку наматывают часть вторичной обмотки — 20 витков провода ПЭВ-1 0,5, затем после слоя изоляции кабельной бумагой наматывают первичную обмотку проводом ПЭВ-1 0.112 с отводами от 1280 витков, далее от 1590, 1900 витков, после этого еще добавляют 1280 витков. После прокладки изоляции наматывают вторую часть вторичной обмотки — 37 витков ПЭВ-1 0,5. Коэффициент трансформации — 0,0175.
Остальные детали также могут быть позаимствованы из старых телевизоров — резисторы МЛТ, конденсаторы БМТ, МБМ и др. Однако оксидные конденсаторы целесообразно устанавливать новые отечественные или импортные, например, фирмы JAMICON.
Детали и конструкция
Для улучшения звучания на низших частотах можно применить акустический фазоинвертер. Однако конструкция таких фазоинвертеров довольно сложна и поэтому лучше использовать уголковый отражатель, размещенный в углу комнаты или зала. Угол образует своеобразный акустический рупор.
Рис. 3. Конструкция уголкового отражателя.
Уголковый отражатель (рис. 3) выполняется из многослойной фанеры толщиной 15 мм. Для улучшения качества звучания на высших частотах применено специальное расположение громкоговорителей.
Они крепятся к лицевой панели (рис. 4) с помощью двух деревянных уголков. Эти уголки изготовляются из бруска, размеры которого даны на рис. 3, в.
Брусок распиливается по диагонали (указанной пунктирной линией) и в нем пропиливается отверстие, размеры которого определяются размерами диффузоров громкоговорителей.
В лицевой панели прорезается отверстие размерами 180X580 мм, которое затягивается декоративной тканью. Отражатель рассчитан на применение двух однотипных громкоговорителей типа 5ГД-14.
Резонансные частоты громкоговорителей должны отличаться на 20—30 гц, а низшая частота должна быть ^порядка 60-—70 Гц. Вид на уголковый отражатель сзади приведен на рис. 4.
Рис. 4. Вид на уголковый отражатель сзади.
Усилитель собран на П-образном шасси размерами 50Х150X200 мм, изготовленном из дюралюминия толщиной 3мм. Потенциометры R1, R2 и R3 укреплены на передней стенке шасси, входные и выходные гнезда — на задней стенке шасси.
Поскольку усилитель и выпрямитель собраны на одном шасси не больших размеров, то монтаж следует вести аккуратно, избегая длинных проводов.
Корпуса потенциометров следует обязательно заземлить, а сами потенциометры отделить от монтажа металлической перегородкой — экраном.
Конденсаторы С1 и С2 припаиваются непосредственно к выводам потенциометров, а провода, идущие от входного гнезда к точке соединения R2 С1 С2 и от движка потенциометра R3 к конденсатору С3, желательно заключить в заземленную экранирующую оболочку. Полупроводниковые диоды монтируются на небольшой монтажной плате, укрепленной на нижней крышке силового трансформатора.
Рис. 5. Конструкция лампового усилителя мощности ан 6Н2П + 2х 6П14П.
Выходной трансформатор Тр1 выполнен на сердечнике типа УШ-19, толщина набора 25 мм. Его обмотки Iб и Iв имеют по 360 витков провода ПЭЛ 0,16; обмотки Іа и Iг содержат по 1140 витков того же провода. Обмотка II имеет 46 витков провода ПЭЛ 1,2. В качестве Tp1 можно также применить выходной трансформатор от радиоприемников «Люкс» или «Фестиваль».Силовой трансформатор—типаЭЛС-2. Для питания анодных цепей используется одна половина повышающей обмотки. Можно также использовать силовые трансформаторы от приемников «Муромец», «Октава» и т. д. Для облегчения режима работы полупроводниковых диодов их лучше зашунтировать сопротивлениями по 100—150 ком.
Принципиальная схема
Двухкаскадный усилитель мощности построен с двухтактным выходным каскадом по ультралинейной схеме (рис. 1). Усилитель имеет две особенности — отсутствие отдельного фазоинвертора и наличие стабилизированного источника тока в цепи катодов ламп двухтактного каскада.
Идею применения источника тока в выходном каскаде порекомендовал мне пермский конструктор радиоаппаратуры О. И. Катаев.
Первый каскад усилителя собран на двойном триоде 6НЗП. Лампа эта при средних значениях крутизны и коэффициента усиления имеет немаловажную для стереофонических усилителей особенность — симметричную цоколевку. Поэтому каскады левого и правого каналов можно выполнить совершенно симметричными как при навесном, так и при печатном монтаже.
Рис. 1. Принципиальная схема двухтактного лампового усилителя мощности на 6П14П.
Сигнал с регуляторов громкости (переменные резисторы R1.1 и R1.2) в каждом канале через разделительный конденсатор подается на сетку триода лампы VL1. Усиленный сигнал с резистора нагрузки R6 (R7) через конденсатор С5 (С6) поступает на управляющую сетку одной из выходных ламп VL2 и VL3 (здесь и далее указаны элементы лишь правого канала — верхнего по схеме).
Управляющая сетка лампы VL3 соединена с общим проводом, поэтому лампы возбуждаются в противофазе за счет катодной связи и высокого внутреннего сопротивления источника тока.
↑ Конструкция питающего трансформатора
Силовой трансформатор намотан на железе, взятом от ИБП для компьютеров, но уменьшена толщина пакета. Он имеет следующие характеристики: Железо Ш 38 мм (стержень)×32мм (толщина пакета) площадь 12.16 см кв. Плотность тока выбрана 3 А * мм кв. _______ 220v 720 вит Ø 0.55 первичная обмотка _______ 235v 770 вит Ø 0.33 анодная обмотка _______ 100v 300 вит Ø 0.2 _______ 6.3v 23 вит Ø 1.3 накал 6П14П 4×800 ма _______ 6.3v 23 вит Ø 0.63 накал 6Н23П 3×300 ма Для уменьшения высоты конструкции было выбрано горизонтальное расположение ламп и гибрид печатного монтажа с навесным. Все детали расположены на печатных платах и соединяются с ламповыми панелями проводами. Как видно из фото, лампы и печатные платы крепятся на отдельной металлической панели. Она представляет собой П-образную деталь с неравными стронами и выполнена из 1 мм листового железа. Этот узел с прикрепляется к дну-основанию шестью винтами М3. Для получения минимальной разницы в наводках на правый и левый каналы, конструкция сделана максимально симметричной.
Поскольку железо силового трансформатора было с отверстиями, через них пропущены шпильки Ø4 мм и через втулки высотой ~7 мм весь транс прикреплен к основанию. Крепление выходных трансформаторов осуществлено с помощью уголков из 0,6 мм железа заправленных под хомут, стягивающий выходной транформатор. Плата блока анодного и накального выпрямителей крепится к основанию с помощью уголка. Электролиты анодного питания (слева от силового транформатора) крепятся к основанию с помощью текстолитовых планок (нижней и вехней толщиной 1,5-2,0 мм) и шпилек диаметром 3 мм.
Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С и 6Н9С
Собственно вирус лампового звука внедрился в меня посредством небольшой статьи, размещённой на этом ресурсе. Вот она, тут находится. Спасибо автору Началось изучение теории по данному вопросу, причём не эзотерическая ересь из интернетов, а книги Цыкина, Гершунского, Войшвилло и тому подобное. Радиолюбительские журналы 60-х годов тоже интересные, многие современные ноу-хау встречаю именно в них.
Сделать усилитель своими руками не получилось, хоть и покупал лампы, дроссели, трансформаторы, потому как отец приобрёл у какого-то радиолюбителя брошенный на полпути усилитель, который так и не заиграл… Пришлось изменить схему фазоинвертора и уменьшить номиналы резисторов (до справочных) в цепи управляющей сетки выходных ламп на землю, так как эти лампы со временем запирались и ток через них не шёл, сводя коэффициент усиления до нуля.
Окончательный вариант схемы привожу ниже. Регулятор громкости исключён за ненадобностью. В принципе, схема простая и в особых пояснениях не нуждается. Электролит в катоде входной лампы специально выбран с небольшой ёмкостью, дабы снизить усиление на низких частотах (не люблю я их) за счёт обратной связи по току. Пила в катодной (и анодной цепи) была сглажена установкой дросселя после диодного моста. Дольше всего боролся с самовозбуждением на частотах от 100 kHz и выше. Резисторы 4.7k перед сеткой выходной лампы и керамика, шунтирующая электролиты в анодном питании оттуда. Так же и сетку пробовал заземлять через ёмкость, и что-то вроде RC-фильтра туда же ставил — всё было бестолку. До тех пор, пока сигнальный шнур от компьютера к усилку не выдернул. Весь ультразвуковой мусор исчез, поскольку шёл со звуковой карты. Будет мне наука на будущее, что бы с ветряными мельницами не сражался.
Фон переменного тока снизился ниже порога слышимости (если не прикладывать голову к колонке) после того, как установил среднюю точку от накала входной лампы на землю, через пару резисторов на 4.7k
Честно говоря, захватившая меня идея заиметь и услышать ламповый звук, вызывала кое-какие сомнения или опасения. Волновал один вопрос, а именно — стоит ли игра свеч? Услышу ли я какую-либо разницу? Если почитать интернеты, то складывается такое впечатление, что услышу всенепременно. Но ведь там же можно почитать и про то, как у людей басы отлипают от динамиков после обматывания межблочного кабеля тремя слоями изоленты. Или же описывают чудесные изменения в звуке от замены простого акустического кабеля на волшебный по 300$ за метр (с обязательной прослушкой правильного направления подключения и с предварительным прогревом кабеля правильной музыкой, что бы электроны нарезали хорошие траектории в проводнике) и прочую мутотень.
Однако то, что я услышал, полностью оправдало и даже превзошло все мои ожидания. Звук приобрёл детальность. Акустическая гитара стала похожа на акустическую гитару, завывания ветра превратилось в завывание ветра, а чирикающие птички на заднем плане стали чирикающими птичками, а не непонятным шумом, принимаемом мною за искажения. Хотя не знаю, как можно описать это словами — это нужно услышать. Прослушав композицию с лампы, тут же повторил её усилителем Романтика 50У-220С и отдельно на Microlab Solo-3 Mk2. Звук стал мутным. Такое чувство, что высокие частоты выкрутили вниз темброблоком, однако последующий подъём высоких частот ситуацию не исправляет — только добавляется всяких щелчков, свиста и прочего шума из высокочастотных динамиков.
Я не буду утверждать, что транзистор фигня, убивает душу и т.д. и т.п. У меня не идеальная эталонная система для сравнения, думаю, что найдётся транзисторный или интегральный усилитель с таким же детализированным звуком (цена вопроса только будет совсем другая). Тем более, что прослушивал музыку я не на Hi-End колонках, а с СОЮЗ 50АС-012. Да и вообще, говорить про убийство звука транзистором абсурдно. Источник сигнала у меня цифровой, весь тракт до одного вольта — полупроводниковый. Да чего уж там мелочиться, уже на студии, в процессе записи музыки, сигнал мог пройти через 300-400 транзисторов (информация из какой-то статьи Лихницкого). Если звук умер уже неоднократно, то с какого перепугу он должен воскреснуть в лампе?
Ладно, отставлю в сторону болтовню и размышления. Добавлю ка ещё пару фотографий.
Обратная связь со мной возможна здесь, в моём журнале, по тегу — звук — записи данной направленности.
Требования к трансформаторному изделию
Для того чтобы собрать выходной трансформатор своими руками – в первую очередь потребуется разобраться в следующих вопросах технического характера:
- По какой схеме будет включаться данный трансформатор.
- Какую звуковую мощность планируется получить на выходе усилителя с его помощью.
- Какими должны быть намоточные характеристики этого устройства.
Важно! Лишь при условии правильного выбора всех перечисленных выше параметров удастся сконструировать высококлассный усилитель с прекрасными характеристиками звучания во всем диапазоне частот. Рассмотрим каждое из условий получения качественного усиления более подробно
Рассмотрим каждое из условий получения качественного усиления более подробно.
Основные характеристики
Перед тем как намотать выходной трансформатор для 6П14П следует более подробно ознакомиться с его конструкцией, имеющей следующие характеристики:
- В состав преобразователя входят две обмотки, представляющие его первичную и вторичную многосекционные катушки.
- Трансформатор для лампового устройства наматывается на сердечнике Ш30.
- Толщина набора его пластин составлять 36 мм.
Для размещения обеих катушек выходного трансформатора под двухтакт на 6П14П размеры его рабочего окна необходимо выбрать не менее чем 60 на 30мм.
При таких конструктивных данных преобразователя его намоточные параметры принимают вполне конкретные значения, которые рассматриваются в следующем разделе.
Намоточные характеристики выходного трансформатора
Для того чтобы намотать выходной трансформатор для двухтактного усилителя на 6П14П потребуется изготовить двойной каркас, искусственно разделенный специальной перегородкой.
Расположение намоточных секций на каркасе трансформатора для ламп 6П14П, а также схема подключения первичной и вторичной обмоток изображены на фото.
Каркас первичной обмотки имеет шесть одинаковых по размеру секций, каждая из которых содержит по 300 витков. Вторичная катушка поделена на 4 отделения, содержащие по 44 витка.
Последовательность намотки
Последовательность их намотки своими руками выглядит так:
- В первую очередь наматываются витки в секциях каркаса, обозначенных на фото номерами 1,8,2,7,3.
- После этого частично намотанная конструкция снимается со станка и разворачивается на 180 градусов.
- На следующем этапе работ продолжается намотка оставшихся секций, пронумерованных цифрами 4,9,5,10,6.
Все отделения первичной обмотки выходного трансформатора для лампового усилителя на 6П14П соединяются между собой по последовательной схеме. В отличие от нее вторичная катушка состоит из двух половинок, включенных последовательно, каждая из которых содержит в своем составе две параллельно подсоединенные секции.
Последнее означает, что при секционном построении вторичной обмотки упрощается ее согласование с нагрузками различной величины.
Кроме того, данный подход к намотке катушек своими руками позволяет получить симметричную схему с малым коэффициентом индуктивного рассеяния. Благодаря этому собранный каскад отличается прекрасными АЧХ и ФЧХ характеристиками.
↑ О замене ламп
Наиболее близкой по параметрам к лампе 6П14П является 6П18П. Фактически лампы очень близки (при отсутствии маркировки их не отличить вообще) и различаются лишь, если верить справочнику, номинальным напряжением на аноде, которое у 6П18П составляет 170 В при максимально допустимом 250 В. Однако 6П18П прекрасно работает и при более высоких напряжениях и может быть установлена вместо 6П14П без каких-либо изменений в схеме. К сожалению, на этом список ламп, пригодных для такой замены заканчивается — для остальных ламп необходим подбор катодного резистора. Наиболее близкие по параметрам к 6П14П лампы:
Лампа | Ток анода | Смещение | R10 | Мощность резистора | Выходная мощность |
6П15П | 35 мА | -2.5 В | 75 Ом | 0.5 Вт | 2.5 Вт |
6П33П | 48 мА | -15 В | 270 Ом | 2.0 Вт | 4.2 Вт |
Возможно применить лампу 6П1П (с катодным резистором 240 Ом), но у нее другая цоколевка, что влечет за собой необходимость изменения рисунка печатной платы. Лампу 6П43П применить затруднительно (хотя цоколевка и совпадает) из-за большой величины необходимого для ее работы смещения (для этой лампы выгоднее применять т. н. фиксированное смещение от отдельного источника). Лампа 6Н3П без каких-либо переделок заменяется на лампу 6Н26П. Без изменений схемы возможно применение 6Н1П, но она отличается цоколевкой. 6Н2П и 6Н23П малопригодны из-за малого тока анода у 6Н2П (всего 2,3 мА) и сильного микрофонного эффекта у 6Н23П, но попробовать использовать их можно, также учтя их цоколевку (аналогична цоколевке 6Н1П)
↑ Детали
В конструкции использованы постоянные сопротивления типа МЛТ 0,5 и МЛТ 2. Переходные конденсаторы типа МБМ. Если есть более качественные — можно применить и их. От конденсатора С1 можно и отказаться, но поскольку автор любит развязку по постоянному току, он С1 оставил. Рисунки всех печатных плат и развертки металлических деталей представлены в файлах формата CorelDraw внизу. Печатные платы нарисованы в двух слоях: первый — проводники, второй — рисунки деталей. Для получения только проводников достаточно отключить печать второго слоя. Платы нарисованы уже в зеркальном отражении и готовы для примерения в «лазерно-утюжной технологии». Поскольку для ламп оставлено достаточно места (учтен опыт предыдущих разработок) тепловой режим усилителя получился весьма благопроиятным.
Темброблок низких и высоких частот
Эквалайзер — пассивная схема с характерным включением. Она вносит затухание чуть более 20 дб, что компенсируется достаточно большим усилением усилители мощности (40 дб вместо обычного 26 дб). Компоненты были подобраны для этой конкретной конструкции и характеристики можно увидеть на графике.
Конечно, частотный диапазон начинается чуть выше 100 Гц, но для гитары это нормально. Также можно сделать второй вход, без темброблока — напрямую на УНЧ. Конденсатор 470n следует подобрать по вашему вкусу: такое значение обеспечивает передачу полного диапазона, но за счет меньшего значения этой емкости ограничивает низкие тона, это дает больше мощности в верхнем диапазоне. Хорошо было бы поставить там фильтр низких частот, потому что спад всего 6 дб на октаву излишне нагружает динамик.
Детали и конструкция
Для улучшения звучания на низших частотах можно применить акустический фазоинвертер. Однако конструкция таких фазоинвертеров довольно сложна и поэтому лучше использовать уголковый отражатель, размещенный в углу комнаты или зала. Угол образует своеобразный акустический рупор.
Рис. 3. Конструкция уголкового отражателя.
Уголковый отражатель (рис. 3) выполняется из многослойной фанеры толщиной 15 мм. Для улучшения качества звучания на высших частотах применено специальное расположение громкоговорителей.
Они крепятся к лицевой панели (рис. 4) с помощью двух деревянных уголков. Эти уголки изготовляются из бруска, размеры которого даны на рис. 3, в.
Брусок распиливается по диагонали (указанной пунктирной линией) и в нем пропиливается отверстие, размеры которого определяются размерами диффузоров громкоговорителей.
В лицевой панели прорезается отверстие размерами 180X580 мм, которое затягивается декоративной тканью. Отражатель рассчитан на применение двух однотипных громкоговорителей типа 5ГД-14.
Резонансные частоты громкоговорителей должны отличаться на 20—30 гц, а низшая частота должна быть ^порядка 60-—70 Гц. Вид на уголковый отражатель сзади приведен на рис. 4.
Рис. 4. Вид на уголковый отражатель сзади.
Усилитель собран на П-образном шасси размерами 50Х150X200 мм, изготовленном из дюралюминия толщиной 3мм. Потенциометры R1, R2 и R3 укреплены на передней стенке шасси, входные и выходные гнезда — на задней стенке шасси.
Поскольку усилитель и выпрямитель собраны на одном шасси не больших размеров, то монтаж следует вести аккуратно, избегая длинных проводов.
Корпуса потенциометров следует обязательно заземлить, а сами потенциометры отделить от монтажа металлической перегородкой — экраном.
Конденсаторы С1 и С2 припаиваются непосредственно к выводам потенциометров, а провода, идущие от входного гнезда к точке соединения R2 С1 С2 и от движка потенциометра R3 к конденсатору С3, желательно заключить в заземленную экранирующую оболочку. Полупроводниковые диоды монтируются на небольшой монтажной плате, укрепленной на нижней крышке силового трансформатора.
Рис. 5. Конструкция лампового усилителя мощности ан 6Н2П + 2х 6П14П.
Выходной трансформатор Тр1 выполнен на сердечнике типа УШ-19, толщина набора 25 мм. Его обмотки Iб и Iв имеют по 360 витков провода ПЭЛ 0,16; обмотки Іа и Iг содержат по 1140 витков того же провода. Обмотка II имеет 46 витков провода ПЭЛ 1,2. В качестве Tp1 можно также применить выходной трансформатор от радиоприемников «Люкс» или «Фестиваль». Силовой трансформатор—типаЭЛС-2. Для питания анодных цепей используется одна половина повышающей обмотки. Можно также использовать силовые трансформаторы от приемников «Муромец», «Октава» и т. д. Для облегчения режима работы полупроводниковых диодов их лучше зашунтировать сопротивлениями по 100—150 ком.
Схемы включения лампы 6п14п
Однотактный каскад усилителя низкой частоты на сопротивлениях (6ж3п + 6п14п)
Применение лампы 6П14П в сочетании с лампой 6ЖЗП дает хорошие результаты. Частотная характеристика в этом случае имеет пределы от 40 до 8000 Гц с подъемами на частотах 70 и 7000 Гц. Выходная мощность при напряжении на аноде 300 В и на экранной сетке 275 В имеет величину порядка 5 Вт. Большое усиление схемы позволяет исключить из цепи катода шунтирующий конденсатор, чем дополнительно вводится отрицательная обратная связь по току. За счет малого падения напряжения на катодном сопротивлении лампы 6П14П (всего 6 В) это сопротивление можно применять мощностью 0.5 Вт.
Выходной трансформатор имеет следующие данные: обмотка 1 — 2500 витков провода ПЭ 0.16 мм; обмотка II — 41 виток провода ПШД 1.2 мм. Железо сечением 6.25 см2.
Двухтактный каскад усилителя низкой частоты (6н2п + 6п14п)
Выходная мощность данного усилителя равна 12 Вт.
Выходной трансформатор имеет следующие данные: обмотка I — 1500 х 2 витков провода ПЭ 0.16 мм; обмотка II — 140 витков провода ПЭ 0.7 мм для нагрузки в 16 Ом. Железо сечением 6.25 см2.
↑ Конструкция выходного звукового трансформатора
Трансформатор намотан на ПЛ железе. Толщина навивки ленты — 20 мм, ширина ленты — 30 мм. Размеры окна 60 мм на 20 мм. Первичные обмотки намотаны проводом диаметром 0,17 мм, вторичные — 0,5 мм. Транформатор состоит из двух одинаковых катушек, порядок намотки на каждой катушке следующий: _______ каркас _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ бумага _______ 90 вит Ø 0.5 Секция А _______ бумага _______ 250 вит Ø 0.17 _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ бумага _______ 45 вит 2 x Ø 0.5 (мотать в два провода) Секция Б _______ бумага _______ бумага _______ 250 вит Ø 0.17 _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ бумага _______ 90 вит Ø 0.5 Секция В _______ бумага _______ 250 вит Ø 0.17 _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ бумага _______ бумага _______ Картон с выводными ламелями _______ лакоткань Всего первичная обмотка получается 2×2000 витков. В качестве межобмоточной изоляции использовалась обычная упаковочная бумага. Она оказалась довольно плотной и жесткой. При работе на нагрузки 4 и 16 Ом используются секции А, В, а на 8 омную нагрузку секции А, В и Б Порядок соединений секций первичной и вторичной обмоток показан на следующем рисунке.
Соединение секций выходного трансформатора
Слева приведена схема соединений секций первичной обмотки, справа — вторичной для 8 омной нагрузки. Н1а, К1а — начало и конец первой секции первичной обмотки на одной катушке, Н1b, К1 b, — начало и конец первой секции первичной обмотки на второй катушке. Для вторичных обмоток — 1а и 3а соответсвенно секции А и В. А 2а — секция Б.